Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду




Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду

В работе по формированию правильного звукопроизношения вос­питатель использует три формы занятий: фронтальные, по подгруппам и индивидуальные.

Фронтальные занятия по звуковой культуре речи в младшей, средней и старшей группах проводятся три раза в месяц, а в подготовительной — один раз; проводятся также четыре занятия по подготовке к овладению грамотой и непосредственно обучение грамоте. Кроме того, воспитанию правильной речи отводится по пять — семь минут дважды в неделю.

Индивидуальные занятия организуются с отстающими детьми. В под­группы по четыре — шесть человек включаются дети, которые не усвоили материал фронтального занятия. Они занимаются два-три раза в неделю в утренние и дневные часы, до завтрака или после сна.

Во второй младшей группе и в начале пребывания детей в сред­ней группе следует проводить три вида фронтальных занятий на каж­дый звук:

1. уточнение положения движений органов артикуляционного аппа­рата для данного звука;

2. уточнение произношения изолированного звука;

3)обучение правильному произношению звука в словах и узнавание его на слух (воспитание речевого слуха).

К концу пребывания детей в средней группе и в старшей группе — другие три вида занятий:

1) уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию;

2)воспитание фонематического слуха и правильного произношения звуков в словах;

3)формирование слухового восприятия и закрепление звука во фразовой речи.

В подготовительной группе проводятся такие виды занятий:

1)дифференциация изолированных звуков на слух, а затем и в произ­ношении;

2)дифференциация звуков в словах: красный, лак, рыболов;

3)дифференциация звуков во фразовой речи: потешки, скоро­говорки.

Далее предлагаются примерные конспекты занятий с детьми в раз­ных возрастных группах. По каждому из них можно провести несколько занятий с постепенным усложнением заданий, использовать материал вы­борочно или дополнить его по усмотрению педагога.

 

Конспект занятия с детьми трёх-четырёх лет

Тема: звук В. Привитие навыков чёткого произношения звука в словах и во фразовой речи. Зима (продолжение).

Цель: научить детей узнавать звук В на слух и произно­сить его в словах.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, фи­гурки-символы: колокольчики — символ звонкости (по числу детей); сюжетная картинка о зиме, рисунки волка и совы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Игра «Покажи верхний заборчик» — «Прикрой его». Уточнение артикуляции звука В.

Поднять верхнюю губу, показав верхние зубы, удержать в этой пози­ции на счет «раз-два-три», опустить губу, опять поднять и т. д. Такие движе­ния повторить три-четыре раза.

3. Вспомним игру «Ёжик»: поднять нижнюю губу к верхним зубам и сдунуть с руки ватку или бумажку, при этом верхняя губа поднята — ффф.

4. Игры «Волк воет» и «Вьюга»: к звуку Ф добавляется голос. При необходимости можно приложить руку к гортани, чтобы почувствовать, что в горле что-то дрожит, — получится ввв.

5. Игры «Не пропусти вьюгу», «Волки воют» — узнавание звука В на слух при изолированном его произношении и в слогах: В, У, В, М, Б, В, Ф...; ВА, ФУ, ВО, МЫ, БЕ, ВЫ, УУ, ВУ... Услышав «вьюгу» или «вой волка», дети хлопают в ладоши или отмечают это другим способом: а) показывают ру­кой на большое изображение волка или зимы, метели, расположенное перед ними; б) поднимают фишку — колокольчик (символ звонкости звука В).

6. Игра «Запомни и назови».

Детям показывают четыре-пять предметных рисунков с названиями, начинающимися со звука В, правильно их называют, затем закрывают экраном. Дети должны запомнить их и назвать в том же порядке. За правильный ответ ребёнок получает фишку или на время берёт кар­тинку себе.

Примерные слова (картинки): волк, сова, воробей, дерево, валенки, варежки, корова и др.

7. «Назови по порядку».

Дети называют по порядку имена детей, взявших картинки. Отвеча­ют те из них, которые не участвовали в игре. Для большей наглядности дети с картинками выходят вперёд и становятся в порядке расположения рисунков.

8. «А что у него (у неё)? ».

Дети вспоминают названия картинок у каждого ребёнка, в результате все запоминают их по порядку.

9. Беседа по сюжетной картинке о зиме.

Какое время года изображено на картинке?

(Зима. )

Что дети лепят из снега?

( Снеговика. )

Что надето на руки?

(Варежки. )

Во что дети обуты?

(Валенки. )

Какая птичка прыгает по снегу?

(Воробей. )

Какая птица сидит на дереве и каркает?

(Ворона. )

Где растёт много деревьев?

(В лесу. )

Кто воет в лесу?

(Волки. )

Какая птица ночью не спит?

(Сова. )

(Работа по картинке «Сова»: ребята вспоминают всё, что знают о сове. )

10. Разучивание стихотворения «Сова».

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

11. Потешка.

Ва-ва-ва-ва, на суку сидит сова.

Во-во-во-во, мы любуемся совой.

Вы-вы-вы-вы, не видно ушек у совы.

Ву-ву-ву-ву, мы увидели сову.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...