Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения.

Фондовая лекция

Правовой режим земель

сельскохозяйственного назначения

 

 

Подготовил: ст. преподаватель

капитан милиции
Конюх Е.А.

 

 

Омск – 2004


План

1) Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения;

2) Понятие и виды земель сельскохозяйственного назначения;

3) Государственное регулирование правового режима земель сельскохозяйственного назначения;

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения.

 

 


I. Понятие и общая характеристика правового режима земель

сельскохозяйственного назначения.

Термин «правовой режим» не был знаком прежнему земельному законодательству, хотя в земельно-правовой науке он употреблялся. Слово «режим» в переводе с французского языка означает «порядок». Отсюда, под понятием правовой режим земель следует понимать «правовой порядок» использования земель.

Общим объектом правового режима является земля, как часть ОПС, обладающая пространственной территорией, рельефом, растительностью и находящаяся в сфере российской юрисдикции. Родовым объектом режима является категория земель, то есть та часть земельного фонда Российской Федерации, которая предназначена и используется по основному целевому назначению. Под основным целевым назначением понимается господствующая цель использования земельного участка, которая не исключает применения и попутных целей его хозяйственной эксплуатации. Например, земли сельскохозяйственного назначения используются для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако на них могут располагаться и не сельскохозяйственные объекты, обслуживающие сельскохозяйственное производство (зернотока, гаражи и т.п.).

Конкретным объектом правового режима является земельное угодье – земельный участок, независимо от его площади, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению.

Правом собственности на землю, а так же правами землевладения, землепользования и аренды могут быть наделены не всякие лица, а лишь те, которые по своему правовому статусу правомочны осуществить тот или иной вид эксплуатации земель.

В соответствии со ст. 78 ЗК земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

1) гражданами, в том числе ведущими коллективные (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

2) хозяйствами и организациями, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

3) некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

4) казачьими общинами;

5) опытно-производственными, учебными и тому подобными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

6) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

II. Понятие и виды земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Земельным Кодексом РФ весь земельный фонд Российской Федерации делится на категории, то есть вне категории нет земель. Категории земель, исходя из смысла Земельного Кодекса, выявляются:

- в ходе ведения государственного земельного кадастра, осуществляемого по единой для всей республики системе;

- в ходе изъятия и предоставления земель, когда происходит перевод земель из одной категории в другую, а также отнесение земель к той или иной категории, осуществляемые местными органами самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Земли сельскохозяйственного назначения, как категорию земельного фонда, нельзя отождествлять с землями сельскохозяйственного использования. Если первые – это определенная категория земель, то вторая – земельное угодье, которое может находиться и в других земельных категориях. Например, для сельскохозяйственных целей во временное пользование могут предоставляться земли государственного лесного фонда (п.11 ст.85).

Согласно п.11 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях (земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

Земли сельскохозяйственного назначения можно подразделить (ст.77 ЗК РФ):

1) земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства (то есть фактически используемые);

2) земли, предназначенные для этих целей, то есть те, которые будут использованы для названных целей в ближайшее время;

Сельскохозяйственным назначением охватываются как выращивание сельскохозяйственной продукции, так и весь связанный с этим цикл. Все земли, обслуживающие этот цикл, попадают под понятие «земли сельскохозяйственного назначения» (например, земли, занятые под складами, внутрихозяйственными дорогами и административными зданиями и т.п.). Непосредственное сельскохозяйственное производство (выращивание сельскохозяйственных культур, откорм скота) невозможно без соответствующей инфраструктуры (дорог, жилых зданий, мастерских, складов и т.п.).

Законодательство в ст.2 п.1, 2, 6 закрепляет принцип приоритетного сохранения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения: земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей; и далее, для не сельскохозяйственных нужд (строительство промышленных предприятий и т.п.) предоставляются земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке; и, наконец, для строительства линий энергопередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества (данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов) (п.2 ст.79 ЗК).

Предусмотрена охрана от необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота (изъятие для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральными законами) (п.6 ст.79 ЗК).

Не все пригодные для сельскохозяйственных нужд земли могут использоваться в качестве земель сельскохозяйственного назначения. Например, в заповедных зонах запрещается сельскохозяйственная деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов.

Земельное законодательство выделяет следующие виды земель сельскохозяйственного назначения:

1) обычные виды земель, на которые распространяется общий режим использования;

2) земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая оценка которых выше среднерайонного уровня (ценные земли). Изъятие таких земель, в том числе путем выкупа, с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), строительством объектов культуры истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ст.79 п.3 ЗК РФ);

3) земли сельскохозяйственного назначения особо ценные для данного региона по своей продуктивности, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень. В их состав входят опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений и т.п. Могут быть включены в соответствии с законодательством субъектов РФ в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

4) сельскохозяйственные земли, почвы, которые деградированы и их восстановление невозможно в ближайшее время, а так же земли, загрязненные химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, либо земли, зараженные карантинными вредителями и болезнями растений. Для таких угодий предусматривается консервация.

5) сельскохозяйственные земли, расположенные в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп. Установлен особый режим использования этих сельскохозяйственных земель.

В соответствии с п.2 ст.77-79 п.1 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а так же зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Закон предъявляет особые требования к содержанию и использованию этого вида земель.

Так, согласно п.2, 4 ст.45 основанием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения является использование земельных участков способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийного бедствия или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Сельскохозяйственные угодья можно подразделить на биоценозы (естественные угодья) – не подвергнутые окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т.п. и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) – пашни, многолетние насаждения, окультуренные пастбища, сенокосы и другие сельскохозяйственные угодья.

Специфика использования сельскохозяйственных угодий заключается во вторжении их пользователя в механизм экосвязей земель с другими природными объектами. Так распашка земель превращает их в сельскохозяйственное угодье, которое осуществляет свою природную функцию только под влиянием человеческого труда: если не будет посева, посадки, обработки сельхозкультур, то они не вырастут и т.п.

С учетом этой специфики закон устанавливает следующие основные обязанности по использованию сельскохозяйственных угодий:

1) обеспечение оптимального водного режима почв. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны осуществлять защиту земель от подтопления, заболачивания, иссушения; вправе в установленном порядке проводить оросительные мероприятия;

2) обеспечение надлежащего солевого режима почв (защита земель от вторичного засоления, борьба с повышенной кислотностью почв и т.п.);

3) обеспечение питательного режима почв, при котором бы плодородие не только не уменьшалось, несмотря на вынос питательных веществ с урожаем, а увеличивалось;

4) обеспечение надлежащего культурно-технологического состояния почв, ведение борьбы с зарастанием земель кустарником, мелколесьем, сорной растительностью;

5) обеспечение надлежащей экологической обстановки на земельном участке, не допуская ее ухудшения;

6) не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв (ст.42 ЗК РФ).

III. Государственное регулирование правового режима земель

сельскохозяйственного назначения.

Земельное законодательство предусматривает поэтапный порядок проведения земельной реформы в Российской Федерации. Право распоряжения землей осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (первый этап), а затем происходит перераспределение земли с учетом оптимальных потребностей общества (второй этап).

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 г. (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 г.) был установлен двухгодичный срок для реформирования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, была внедрена идея ускоренного разукрупнения сельскохозяйственных предприятий в административном порядке: были образованы общества закрытого и открытого типа, ассоциации сельскохозяйственных кооперативов, индивидуальных семейных частных и коллективных предприятий и т.п.

Земельная реформа преследует две основные цели:

1) перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле;

2) улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель сельскохозяйственного назначения, производство экологически чистой продукции.

Основной объем работы по проведению земельной реформы возложен на Федеральную службу земельного кадастра (в настоящем — Федеральное агенство кадастра объектов недвижимости) и ее органы на местах.

Государство осуществляет следующие функции правового регулирования режима земель сельскохозяйственного назначения:

1) ведение учета и наблюдения за состоянием земель сельскохозяйственного назначения в форме:

а) земельного кадастра (система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о качестве и ценности земель);

б) мониторинга земель (система наблюдений за состоянием земельного фонда, которая позволяет своевременно выявить изменения, возникшие в нем, дать оценку негативным процессам, обеспечить предупреждение и устранение их последствий);

в) выявление сельскохозяйственных земель, которые используются не по целевому назначению либо неэффективно, либо выбыли из оборота, либо переведены в менее ценные угодья.

В результате такого учета из выявленных земель создается специальных земельный фонд для последующего перераспределения между нуждающимися гражданами, фермерами, предпринимателями и т.п. (ст.80 ЗК РФ).

В соответствии со ст.80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения коллективных (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1. при добровольном отказе от земельного участка;

2. если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3. при принудительном изъятии земельного участка в ситуациях предусмотренных п.2 ст.80 ЗК РФ.

Сведения о наличии земель в Фонде перераспределения земель являются общедоступными.

2) планирование использования земельного фонда (экспертиза программ, схем и проектов в части развития землевладения, землепользования, землеустройства и рационального использования земель);

3) распределение и перераспределение земель:

а) устранение границ особо охраняемых природных объектов и границ территорий с особым правовым режимом использования земель;

б) изъятие земель для государственных и муниципальных нужд и возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства;

в) исполнение процедуры изъятия или предоставления земельных участков.

4) регулирование порядка хозяйственной эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения (применение и совершенствование налогового обложения лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения).

Например, земельный налог не взимается с граждан, которые впервые организуют крестьянское хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения в течение 5 лет с момента предоставления им такого участка (п.3 ст.12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, установление повышенных цен за экологически чистую продукцию, выращиваемую на землях сельскохозяйственного назначения и т.п.).

5) контроль за соблюдением всеми субъектами хозяйственной деятельности требований земельного законодательства. Осуществляется органами местного самоуправления, Федеральной службой земельного кадастра и ее органами на местах и другими государственными органами. Непосредственные контрольные функции на местах осуществляют специалисты – землеустроители Федеральной службы земельного кадастра, которые вправе контролировать соблюдение действующего земельного законодательства и в случаях выявления нарушений вносить в соответствующие органы предложения об их устранении либо об изъятии у землевладельцев, землепользователей и собственников земли земельных участков в случаях систематического нарушения ими порядка пользования землей, не освоения в установленный срок предоставленного земельного участка или использования его не в соответствии с той целью, для которой предоставлен и т.п.

6) обеспечение правового режима использования сельскохозяйственных земель (охранительная). Она выражается в:

а) обеспечении преемственности в использовании земель сельскохозяйственного назначения (реализуется институт наследства на земельные участки);

б) обеспечении устойчивого режима использования сельскохозяйственных земель (изъятие земельных участков допустимо только по основаниям, перечисленным в законе);

в) контроле за законностью и правильностью перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

г) защите нарушенных прав лиц, использующих землю.

 

IV. Субъекты правоотношений по использованию земель

сельскохозяйственного назначения, их правомочия.

В земельно-правовой литературе советского периода традиционно рассматривался только один вид субъекта правоотношений по использованию земли – это землепользователь, так как существовала исключительная государственная собственность на землю. Труд работников сельскохозяйственных предприятий, непосредственно реализующих свои правомочия по использованию угодий, регулировался другими отраслями права (трудовым, колхозным и т.д.).

Земельная реформа в России ставит главной своей задачей максимальное включение лиц, работающих на земле, в механизм отношений собственности, здесь главной фигурой в земельных отношениях является главным образом не те, кто наделен титулом на право хозяйственной эксплуатации земли, а те, кто непосредственно осуществляет эту эксплуатацию.

Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомочия по отдельности. Все субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения подразделяются на:

1) субъекты в широком смысле (обладают титулом на право использования земель – собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы);

2) субъекты в узком смысле (осуществляют непосредственную эксплуатацию сельскохозяйственных угодий на законных основаниях без наличия титула на право использования (работники сельскохозяйственных предприятий, лица, работающие по договору и т.п.)).

Согласно п.9 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав свидетельства о праве собственности на землю, государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, о праве постоянного бессрочного пользования земельными участками.

Определяются следующие мотивы выделения субъектов в широком смысле:

1) Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Их правовой статус удостоверяется специальными документами (ст.4 п.9 «Вводного закона»);

Данные лица подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации. Если сельскохозяйственное предприятие передало гражданам свой земельный массив на праве общей долевой собственности, и эти собственники используют свои земли в составе предприятия, право собственников на земельную долю также удостоверяется специальными документами, выдаваемыми органами местного самоуправления, в которых указывается размер земельной доли.

2) Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает необходимой квалификацией или опытом работы в сельском хозяйстве. Работать на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью.

3) Право на получение титула землевладения (собственности, землепользования, аренды) имеют не всякие лица, а только те, которым разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, предприятие не вправе использовать земли сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, для образования свалки, захоронений отходов и т.п.).

Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле подразделяются на две группы:

1) лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков. К их числу относятся:

а) работающие у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору. Такие работники несут ответственность перед землевладельцами как за результаты своего труда, так и за соблюдение порядка исполнения трудовых обязанностей;

б) лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных угодий, через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения.

Например, руководитель хозяйства обеспечивает слаженную работу всех подразделений, не выполняя работ по эксплуатации сельскохозяйственных угодий.

Выше указанные субъекты в узком смысле обладают относительной самостоятельностью при выполнении своих договорных функций по хозяйственной эксплуатации угодий (например, администрация сельскохозяйственного предприятия не вправе требовать от землевладельца, работающего на полях, выполнения работ, не обусловленных трудовым договором, они, как правило, не полностью включены в механизм отношений земельной собственности (например, наемные работники не имеют права на получение доли в доходе хозяйства).

Все правомочия субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения выражается в трех основных функциях, заключающихся в праве владения, праве пользования и праве распоряжения земельными участками.

Право владения землей выражается в ограничении земельного участка в натуре (на местности), межевые знаки которого охраняются законом. Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. В сельскохозяйственных организациях выступающих собственниками земли внутрихозяйственное владение землей выражается еще и в определении долей земельного массива, находящегося в собственности граждан. При этом определение долей бывает условным, если собственность общая совместная, и документально удостоверенным, если собственность общая долевая. Владение земельным участком закрепляется в Земельно-кадастровой книге, являющейся элементом государственного кадастрового учета земель.

Пользование землями сельскохозяйственного назначения выражается в порядке хозяйственной эксплуатации, которая имеет два вида:

1) эксплуатация земли в качестве территории под строительство сельскохозяйственных объектов, размещения дорог, коммуникаций и т.п.;

2) эксплуатация земли в качестве средства производства сельскохозяйственной продукции, которая должна выполняться при соблюдении правил экономического и экологического характера. Правила экологического характера выражаются в обязанности не допускать ухудшения экологической обстановки на всей используемой территории, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не нарушать порядок пользования другими природными объектами.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения выражается в изменении юридической судьбы конкретных земельных угодий. Например, создавая на сельскохозяйственных угодьях стандартную оросительно-осушительную сеть, собственник угодий переводит их в особую разновидность земель по кадастровому учету – при продаже их возникают не только земельные, но и имущественные правоотношения.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующих положений:

1) при переходе права на земельный участок от одного собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка к другому, категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению;

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды;

3) приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Впредь до введения в действие Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения субъекты Российской Федерации, оборот земель, в которых до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулировался соответствующими законами указанных субъектов Российской Федерации, оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжают осуществлять в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации (ст.9 Вводного закона), таким образом, правомочия субъектов конкретизируются в каждом конкретном случае использования земель с учетом действующего законодательства, устава сельскохозяйственной организации, состояния используемых угодий и экологической обстановки данной местности.

Особенности права распоряжения землями сельскохозяйственного назначения.

а) объем полномочий по распоряжению землями зависит от правового статуса лиц, использующих угодья. Если собственник участка имеет право продажи земли, передачи земельного по наследству, землевладельцы и арендаторы обладают только правом на передачу землевладения и аренды по наследству, то у землепользователей нет полномочий по передаче своего права землепользования другим лицам;

б) полномочия по распоряжению сельскохозяйственными землями ограничены законом в интересах государства. Так, при строительстве на землях сельскохозяйственного назначения субъекты обязаны руководствоваться действующими строительными нормами и правилами, согласовывать строительство с землеустроителями, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохраняемыми органами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...