Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации преподавателю




В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология» Организационная психология входит в Федеральный компонент учебных дисциплин (ОПД.Ф.). Это важнейшая отраслевая психологическая и одновременно специальная учебная дисциплина.

Преподавание Организационной психологии на факультете социальной работы, педагогики и психологии КИСО (филиал) РГСУ призвано дать студентам глубокие теоретические знания, сформировать первоначальные умения и навыки, позволяющие им практически познавать и оценивать явления и процессы, связанные с управленческой деятельностью.

Преподавание учебной дисциплины «Организационная психология» следует строить учитывая знания студентов основ общей, социальной, дифференциальной, инженерной психологии, в тесной связи с такими общественными науками, как социология, теория организаций, педагогика, конфликтология и др.

При преподавании дисциплины «Организационной психологии» следует очертить круг базового учебного материала и первоисточников, которые студенты обязаны усвоить в ходе изучения дисциплины.

Процесс обучения включает как аудиторные занятия с преподавателем (лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, другие активные формы обучения, в том числе с использованием компьютеров), так и выполнение на занятиях контрольных работ, групповые и индивидуальные консультации, собеседования, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студента.

В процессе преподавания рекомендуется максимально использовать различные формы обучения. Для этого преподаватель должен познакомить студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы, с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения и формами контроля самостоятельной работы студентов.

Главной формой преподавания учебной дисциплины «Организационная психология» является лекция. Лекции читаются по всем разделам курса и должны носить проблемный или обзорно-консультативный характер. Лекция как метод обучения требует от преподавателя глубокого, объективного изложения рассматриваемой проблемы. В ней должны быть раскрыты как позитивные. Так и негативные аспекты проблемы. Изложение учебной темы должно носить стройный, последовательный и концептуальный характер.

В водной части лекции преподавателю рекомендуется обозначить проблемы, которые предстоит рассмотреть, указать источники, необходимые для изучения, место изучаемой темы в курсе, ее актуальность и практическую значимость.

В основной части традиционно излагается содержание избранной темы. Главная задача преподавателя в ходе изложения основной части лекции пробудить творческую интеллектуальную активность студентов, раскрыть взгляд на существующую проблему, разъяснить основные идеи, показать возможные пути и средства решения изучаемой проблематики. При этом очень важно выделить и разобраться с наиболее трудным материалом, раскрыть наиболее сложные вопросы изучаемой темы.

В лекции, особенно проблемного характера, преподаватель не обязан давать готовые выводы. Стремясь вовлечь аудиторию в активное осмысление изучаемого предмета, преподаватель ставит по ходу изложения темы вопросы и подводит слушателей к определенным ответам на них, вызывает новые вопросы. Почувствовав интерес аудитории к той или иной проблеме, преподаватель может порекомендовать в качестве источника более подробного ее освещения какую-то монографию, отдельную книгу, статью в журнале и т.п.

В ходе изложения лекционного материала преподавателю рекомендуется особо акцентировать - вплоть до просьбы законспектировать - отдельные узловые понятия, категории, наиважнейшие дидактические позиции. Это позволяет сформировать у студентов базовый понятийный аппарат, обеспечить усвоение основных проблем Криминологии.

Важную роль в усвоении организационной теории играют семинарские занятия, они преследуют цель закрепления полученных теоретических знаний. Семинары проводятся в учебных группах по наиболее узловым и сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа криминологических явлений. На семинарских занятиях преподаватель контролирует прочность полученных студентами знаний, умение их применять при решении криминологических ситуаций и практических задач.

Проведение семинарских занятий преподаватель осуществляет в соответствии с учебными планами семинарских занятий. Вопросы, выходящие за круг основных дидактических единиц Госстандарта и рекомендованные к рассмотрению в планах семинарских занятий являются примерными, ориентировочными. В зависимости от количества часов, отведенных на изучение темы, от характера развернувшегося обсуждения, преподаватель, ведущий занятия в академической группе может сам добавлять, уточнять и видоизменять обсуждаемые вопросы.

Начало подготовки к семинарскому занятию связано с научно-теоретическим изучением тематического материала. Настраивая студентов на подготовку к семинарским занятиям, преподаватель рекомендует внимательно прочитать конспекты лекций, ознакомиться с первоисточниками, научной и учебной литературой, разобраться в рассматриваемых вопросах. Необходимо отметить, что подготовку к семинарским за­нятиям следует начинать с глубокого усвоения учебной лите­ратуры и нормативных актов. Преподаватель, ведущий занятия, может рекомендовать и другую, помимо указанной в практикуме, литературу с учетом новейших публикаций и возможностей библиотеки данного учебного заведения. Студенты могут самостоятельно подби­рать литературу.

Семинарские занятия являются формой аудиторных занятий преподавателей со студентами. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися ниже в настоящем разделе программы, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Преподаватель должен разъяснить студентам необходимость подготовить ответ на все заданные вопросы семинарского занятия заранее дома, в библиотеке и т.д. Преподаватель может порекомендовать студентам вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии. Преподаватель должен разъяснить студентам, что невозможность найти ответ на какой-либо вопрос семинарского занятия в учебнике, означает, что студент должен найти ответ на этот вопрос в другом учебнике, любом другом источнике. Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос. Раскрывать какое-либо явление государства или права следует с определения его понятия и характеристики признаков (если этому не были посвящены предыдущие вопросы).

Студент, неудовлетворительно ответивший на поставленный перед ним вопрос семинарского занятия, должен отработать это занятие, то есть в особое время, назначенное преподавателем, ответить на любые заданные преподавателем вопросы из тех, что его группа рассматривала на данном занятии.

Аналогичную отработку влечет каждый пропуск семинарского занятия, вне зависимости от того, что было его причиной.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель может проводить письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов. Ответы студентов на семинарских занятиях учитываются преподавателем при выставлении им зачетов и оценок на экзаменах.

Помимо применения в ходе преподавания комплекса традиционных форм и методов обучения, преподаватель должен стремиться использовать и современные интенсивные (активные) формы обучения – метод разрешения конкретных ситуаций, использование компьютерных программ.

В частности, преподаватель должен использовать семинарские занятия как трибуну для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок и правонарушений. Успешному проведению семинарских занятий способствует тщательная предварительная подготовка к нему. Необходимо в первую очередь, ознакомить студентов с заданием к семинарскому занятию, определить примерный объем работы по подготовке к нему, выделить вопросы, упражнения, задачи которые будут в обязательном порядке рассмотрены на занятии, дать индивидуальные задания отдельным студентам по подготовке рефератов по некоторым вопросам семинарского занятия, указать перечень законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендованных для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия актов и выхода в свет новой литературы. Об этом необходимо проинформировать студентов накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке вуза могут отсутствовать отдельные рекомендуемые источники и указывать их наличие в других библиотеках города или Интернет-ресурсах.

Проведение занятий в форме свободной дискуссии предполагает активное участие всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемым вопросам. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики, поэтому для развития конструктивного диалога преподаватель должен ненавязчиво управлять ходом полемики, выступая в роли посредника, ведущего, должен быть готовым к тому, что вопросы могут быть заданы и самому преподавателю.

В целях уяснения студентами содержания деятельности работников органов следствия, прокуратуры, адвокатуры, способов разрешения проблемных ситуаций, приобретения первичных навыков работы в роли дознавателей, следователей преподаватель разрабатывает и проводит со студентами деловые игры.

Одной из форм руководства преподавателя работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала являются консультации. Они должны проходить регулярно и по возможности носить индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету и экзамену, а также при необходимости перед семинарами и деловыми играми.

Преподаватель имеет право привлекать к проведению занятий известных ученых-юристов, видных специалистов – работников правоохранительных и иных органов.

Для осуществления текущего контроля полученных студентами знаний преподаватель использует индивидуальные, а в отдельных случаях и групповые, собеседования; тестирование; контрольные письменные работы; выполнение программных заданий, в том числе и на базе компьютерной техники.

Завершающей итоговой форма контроля полученных студентами знаний является экзамен. Цель экзамена – проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в повседневной работе правоохранительных органов. При выставлении итоговой оценки преподаватель учитывает объем и качество изложенного материала, владение этим материалом и его составными частями, понимание взаимодействия между отдельными частями, умение связывать теоретические положения с решением практических задач, владение категориальным аппаратом изучаемого предмета.

 

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...