Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Политика ЕС в отношении глобальных проблем.




КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

 

Концепция общей внешней политики стран Европейского Союза (далее - Концепция) - система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической и оборонной деятельности ЕС.

Основу настоящей Концепции составляют уставные документы Европейского Союза (Маастрихтский и Лиссабонский договоры), Европейская стратегия безопасности, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

 

I. Современный мир и внешняя политика Европейского Союза.

Согласно ежегодному отчету Европарламенту Высокого представителя ЕС по международному сотрудничеству и безопасности, выделены важнейшие мировые события, определяющие внешнюю политику ЕС.

Мировой кризис, конфликты на Ближнем Востоке, в Афганистане и Пакистане, Северной Африке являются важнейшими вопросами повестки дня ЕС. ЕС намерен продолжать играть роль оплота стабильности и безопасности через упрочнение сотрудничества с соседними странами по программе Добрососедства ЕС. Продолжается работа по направлению Восточного партнерства и Союза Средиземноморских государств. Продолжаются военные и гражданские операции по всему миру, в Косово осуществляет деятельность ЕULEX.

1. Вопросы нераспространения ОМУ и средств их транспортировки.

Согласно Стратегии ЕС 2003 года продолжается работа по обеспечению нераспространения ОМУ и средств его транспортировки. Иранская ядерная программа продолжает угрожать безопасности в мире, и ЕС играет одну из важнейших ролей в урегулировании этого конфликта. Новые санкции усилили ограничения для Ирана во внешней торговле, финансовой сфере, энергетическом секторе и технологиях, установили запрет на страхование и перестрахование европейскими страховыми компаниями государства Иран и принадлежащих Ирану частных компаний.

Продолжается финансирование организаций, занимающихся вопросами нераспространения ОМУ (например, Организация по запрещению использования химического оружия, Международное агентство по атомной энергии). В 2009 году были запущены две программы по поддержке Конвенции о биологическом оружии и ВТО по вопросам биоразнообразия.

2. Обычные вооружения

ЕС продолжает работать по программе Обычных вооружений с целью предотвращения незаконного попадания обычного вооружения в третьи страны. В 2012 году планируется провести конференцию для подведения итогов деятельности в рамках программы.

3. Терроризм

Работа по борьбе с терроризмом ведется в рамках ООН, в 2009 году было выпущено совместный документ США и ЕС по развитию трансатлантического сотрудничества в борьбе с терроризмом, основывающееся на общих ценностях, верховенстве закона, международном праве и уважении прав человека. Был создан Стабилизационный механизм в рамках поддержки стран третьего мира, решение принято в рамках работы «Тройки» совместно с США, Россией, Канадой, Австралией, Пакистаном и т.д. Убийство Усамы бин Ладена является значительным достижением в деле борьбы с терроризмом.

4. Энергетическая безопасность

В прошлом большую угрозу энергетической безопасности ЕС несли споры между Россией и Украиной, которые в последнее время были улажены. Большую надежу страны ЕС возлагают на запуск газопровода Южный поток. Тем не менее, вопрос диверсификации поставок энергоресурсов в Европу продолжает стоять достаточно остро. События в Египте вызывают озабоченность ЕС, так как ставится под угрозу выполнения страной обязательств, принятых в рамках соглашения 2008 годы.

5. Региональные вооруженные конфликты и очаги напряженности.

ЕС озабочен событиями, разворачивающимися между Израилем и Палестиной и выражает свою полную поддержку Палестинской автономии. ЕС подтверждает свою готовность оказать помощь в развитии государственных институтов, экономики и других секторов.

ЕС заинтересован в упрочении мира в Ираке. Многочисленные соглашения, заключенные между Ираком и ЕС в сферах энергетики, строительства, торговли, вооружения, образования и повышения квалификации кадров, направлены на преодоление негативных последствий политики предыдущего режима. Они крайне важны для развития экономики Ирака.

Европейских Союз также намерен содействовать средствами мягкой силы на ситуацию в Афганистане, способствовать проведению там политических и экономических реформ, созданию инфраструктуры, снижению уровня безработицы и т.д.

Революционные события в Северной Африке были одобрены ЕС, который выступает за свержение диктаторских режимов и за установление демократии. ЕС принял участие в военной операции против режима Муаммара Каддаффи и признал переходное правительство. ЕС готов оказать поддержку в построении демократического общества в странах Северной Африки, способствовать развитию государственных и экономических институтов.

ЕС одобряет итоги референдума в Южном Судане о получении независимости. И надеется на успешное создание там и развитие демократических институтов, а также гражданского общества.

6. Нарушения прав человека и не соблюдение принципов демократии.

ЕС обеспокоен усилением авторитаризма в странах СНГ, осуждает политику во время выборов президента Белоруссии и приговор белорусскому правозащитнику Алесю Беляцкому, а также считает необоснованным возбуждение уголовного дела против Юлии Тимошенко на Украине.

 

II Цели и принципы

Дальнейшие перспективы устойчивого развития ЕС и удержания Союзом своих позиций на международной арене напрямую зависят от способности достижения поставленных перед нами стратегических целей.

В рамках современных условий перед нами стоят следующие стратегически важные цели:

– защита общих ценностей, фундаментальных принципов, независимости и целостности Европейского Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

– укрепление безопасности ЕС и его членов;

– противодействие угрозам современного мира;

– поддержание мира и укрепление международной безопасности (в особенности в отношении стран, соседствующих с Европейским Союзом или являющихся нашими стратегическими партнерами) на внешних границах Союза в соответствии с принципами Устава ООН и Хельсинкского Заключительного Акта и целями Парижской хартии;

– развитие и укрепление международного сотрудничества и дружественных отношений с другими государствами;

– содействие распространению важнейших ценностей Европейского Союза: демократии, системы и принципов правового государственного управления, соблюдения и уважения прав и фундаментальных свобод человека.

Европейский Союз строит свою внешнюю политику, исходя из основополагающих принципов, провозглашенных Уставом Организации Объединенных Наций, Договором о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г., Хартией Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., Декларацией тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г., Договором о нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 г., и включающих:

- принцип защиты основополагающих прав и свобод человека, их неприкосновенность и неотчуждаемость, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам;

- принцип равенства своих граждан, которые пользуются одинаковым вниманием со стороны институтов, органов и учреждений Союза;

- эффективное и сбалансированное сотрудничество на основе политики добрососедства, партнерства и построения дружественных отношений с другими государствами;

- принцип содействия развитию гражданского общества в союзных государствах;

- принцип ненасилия, проявляющийся в стремлении к эволюционному созиданию, урегулированию конфликтных ситуаций мирным путем;

- поддержка третьих стран в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, социальной дискриминацией и бедностью;

- принцип защиты граждан ЕС по всему миру;

- распространение демократических ценностей и ответственного государственного управления;

- принцип устойчивого развития мира;

- содействие распространению свободной и справедливой торговли;

- принцип солидарности и взаимного уважения народов;

- принцип верховенства международного права, его неукоснительного соблюдения и развития;

- принцип недопустимости ограничения обозначенных прав и свобод;

- унификация и гармонизация конституционного права стран ЕС и международного права.

Европейский Союз также при создании данной Концепции руководствуется принципами и целями, закрепленными в Лиссабонском договоре о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества. К ним относятся следующие принципы и цели:

- экономическое, социальное и территориальное единство,

- культурное многообразие,

- полная занятость,

- социальный прогресс,

- высокий уровень защиты окружающей среды,

- социальная справедливость,

- защита прав детей и т. д.

 

III. Политика ЕС в отношении глобальных проблем.

Европейский союз, будучи союзом 27 государств, является глобальным игроком на международной арене. Европа готова разделить ответственность за строительство безопасного и лучшего мира. Стоит подчеркнуть тот факт, что ни одна страна не способна в одиночку разрешить глобальные проблемы современности. Для успешного их решения необходимо тесное сотрудничество Европейского Союза с другими государствами. Не менее важным аспектом является выработка единой общеевропейской позиции в отношении всех мировых проблем. Реализация решений, направленных на их устранение должна достигаться не только в рамках многостороннего межгосударственного сотрудничества, но и при активном участии других акторов международных отношений, таких как: МНПО, ТНК, ММПО.

 

***

Борьба с международным терроризмом.

Терроризм является одной из острейших глобальных проблем. Европейский Союз намерен в дальнейшем усилить борьбу против него.

 

Для достижения поставленной задачи необходимо усовершенствовать законодательные основы ЕС таким образом, чтобы максимально оптимизировать процесс сотрудничества между европейскими странами. Так, например, необходимо разработать единые нормы контроля за движением финансовых потоков, что позволит максимально быстро пресекать переводы денежных средств на организацию террористических актов.

Особое внимание стоит уделить роли интернета в деятельности террористических организаций. Для более эффективной борьбы с терроризмом в интернет-пространстве необходимо учредить специальный центр, который будет не только способствовать обмену информацией, но и аккумулировать инновационные разработки стран-членов ЕС в данной области.

Необходимо прилагать больше усилий в борьбе с экстремистской идеологией, которая напрямую ведет к усилению радикализации и рекрутизации в террористические группировки. Важную роль играет организация культурного диалога различных народов, осуществляемого посредством международных форумом и встреч на всех уровнях.

Борьба с международным терроризмом требует комбинации разведывательных, полицейских, юридических, военных и иных мер на основе совместного анализа угроз.

 

Глобальный экономический кризис:

Мировой экономический кризис явился серьезным испытанием для Европейского Союза. Для его преодоления необходимо выработать эффективные антикризисные меры, которые способствовали бы ещё более глубокой интеграции Евросоюза. Страны-члены ЕС должны объединить свои усилия с тем, чтобы максимально смягчить негативные последствия кризиса, используя инструменты разрешения споров и разногласий, основанных на стремлении к сближению.

Ряд проблемных государств должны взять на себя обязательства по проведению структурных реформ, преодолению коррупции и обеспечению большей прозрачности финансовых операций, а также пойти на некоторое ограничение суверенитета, а также сокращение государственных и социальных расходов.

Во избежание дефолта в странах-членах Евросоюза необходимо проводить более четкую координацию фискальной и экономической политики, а в дальнейшем необходимо проводить единую политику в области формирования бюджетов и налогообложения. Что касается положения Греции, то Франция и Германия готовы оказать финансовую помощь этой стране путем взятия на себя гарантий по греческим облигациям с помощью своих государственных банков. МВФ и Европейский фонд финансовой стабильности оказывают необходимую поддержку Италии. Более того, Европейский Союз возгалает большие надежды на новых Премьер-министров Италии и Греции Марио Монти и Лукаса Пападимоса.

Для предотвращения возникновения подобной ситуации в будущем необходимо принять договор о стабильности евро, который предусматривает ещё более тесное сотрудничество между странами и жесткий контроль в рамках еврозоны.

Европейская Комиссия в ближайшее время представит странам еврозоны на утверждение свой проект выхода из кризиса. Он предполагает выпуск общеевропейских облигаций под гарантии всех участников еврозоны, а также процедуру постоянного аудита их бюджетной политики совместно с Европейским Центральным Банком. Данные предложения предполагают внесение существенных изменений в Лиссабонский договор с одной стороны и значительно большую степень экономической и финансовой интеграции. Поэтому не стоит воспринимать возникшую «паузу» в процессе интеграции Евросоюза как поражение, означающие неминуемый крах Европейского союза. Возможно стоит также обратиться к идее двухскоростной Европы и позволить ряду стран двигаться более быстрыми темпами по пути интеграции.

Угроза распространение ядерного оружия:

 

Евросоюз занимает твердую позицию по вопросу нераспространения ядреного оружия и готов к активному сотрудничеству с другими странами. В частности, Европейский союз выступает против размещения тактического ядерного оружия на территории Европы с целью укрепления европейской безопасности. Страны-члены Евросоюза намерены способствовать заключению различных договоров, направленных на ядерное разоружение. Европейский Союз готов оказывать давление на страны, которые уклоняются от соблюдения своих обязанностей о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, Евросоюз намерен содействовать укреплению режима о нераспространении ядерного оружия.

 

Глобальные экологические проблемы:

Европейский Союз выступает за усиление внимания к проблемам экологии и более ответственный подход к выполнению положений концепции устойчивого развития.

Утрата биологического разнообразия представляет собой наиболее острую проблему для окружающей среды во всем мире наряду с изменением климата, и оба эти явления неразрывно связаны между собой. Необходимо встать на путь ресурсоэффективной Европы.

Для достижения поставленной задачи следует продолжать создавать сети охраняемых экосистем, наращивать базу знаний об экологических процессах, активнее включать «зеленую» инфраструктуру в пространственное планирование. Необходимо также создавать площадки для взаимодействия представителей бизнеса, вовлеченных в сферы деятельности, которые оказывают прямое влияние на окружающую среду (туризм, лесное хозяйство, рыболовство и др.) с целью обмена «дружественными» к природе технологиями и методами ведения бизнеса.

Следует поощрять активное участие гражданского общества в деятельности по охране окружающей среды, повышать уровень информированности населения о существующих проблемах.

Что касается проблемы глобального потепления и образования озоновых дыр, то Европейский Союз готов и далее выполнять требования Киотского протокола. Принимая во внимание тот факт, что действие договора заканчивается в 2012 году, Евросоюз считает необходимым разработать «дорожную карту», которая будет регулировать выбросы вредных веществ в атмосферу после 2012 года. На основании данной дорожной карты можно будет говорить об увеличении срока действия Киотского протокола.

Для более успешной борьбы с проблемами экологии необходимо учредить определенные институты, цель деятельности которых заключалась бы в оказании финансовой поддержки ряду развивающихся стран.

 

Проблема старения населения:

 

Проблема старения населения напрямую связана с усилением финансового давления на социальную среду. Очевидно, что последствия такого развития событий могут нанести значительный урон Евросоюзу. Для предотвращения негативных последствий необходимо предпринять ряд соответствующих мер.

Стоит увеличить поддержку здравоохранения с тем, чтобы создать максимально благоприятные условия для поддержки хорошего физического состояния людей. Привлечение дополнительных средств в социальный сектор следует осуществлять через увеличение налогов и взносов по социальному страхованию.

Необходимо проводить политику поощрения рождаемости путем пропаганды, а также предоставлением семейных пособий и надбавок, пособий при родах, жилищных льгот.

Проблема Север-Юг:

Сильный социально-экономический разрыв существующий между развитыми странами и странами третьего мира также является одной из острейших глобальных проблем. Для сокращения существующего разрыва Европейский Союз стремится к активному сотрудничеству со странами третьего мира, а также к установлению стратегического партнерства. Основными отраслями взаимодействия являются: поддержание мира и безопасности, торговля, развитие административных институтов Африки, содействие развитию прав человека и продвижению демократических ценностей, развитие региональной интеграции, а также внедрение «зеленых» технологий в различные сферы жизни общества.

 

Пиратство:

На сегодняшний день пиратство представляет главную угрозу мировому морскому судоходству, масштабы которой продолжают увеличиваться. Европейский союз планирует продолжать участие в борьбе против пиратства в коалиции с другими участниками международных отношений.

 

Нелегальная миграция:

Европейский союз выступает против нелегальной миграции. Но в данном контексте стоит отдельно упомянуть вопрос о беженцах. Наиболее разумным решением является равномерное распределение беженцев по всем странам Европейского Союза. Для этого следует совершенствовать механизмы деятельности общеевропейское агентство по охране границ, которое руководствуется общеевропейскими принципами принятия и распределения беженцев, а также противодействия нелегальной миграции. Более того, необходимо бороться с причинами нелегальной иммиграции. Страны-члены Евросоюза должны помогать правительствам и народам бедных стран создать благоприятные условия для жизни в своих странах.

Борьба с наркотрафиком и торговлей людьми:

Европейский союз намерен продолжать борьбу с распространением наркотиков путем консолидации и координации действий всех стран-членов Евросоюза. Более того, Евросоюз готов к тесному сотрудничеству в данной области с другими участниками международных отношений. Особое внимание следует уделить предупреждению поставок наркотиков по балканскому и восточному маршрутам, а также введению более жестких мер в отношении синтетических наркотиков.

Действия Евросоюза должны быть также направлены на пресечение производства наркотиков в Афганистане путем осуществления гражданских проектов помощи населению Афганистана.

 

***

 

В рамках борьбы с глобальными проблемами человечества Европейский Союз готов оказывать поддержку Организации Объединенных Наций в ее борьбе с угрозой международному миру и безопасности, в борьбе за благо всего человечества. Во имя служения миру необходимо более широко исследовать проблемы мирного разрешения конфликтов.

 

Ни одно государство не может добиться успеха в глобальный век, пытаясь односторонне отстаивать свои интересы. Мы заявляем о своей приверженности мультилатерализму, т.е. организованному сотрудничеству государств.

Трансатлантические связи ничем не заменить. Действуя сообща, Европейский Союз и Соединенные Штаты могут стать мощной силой на благо всего мира. Нашей целью должно быть сбалансированное сотрудничество с США. И это еще одна причина, по которой Евросоюз должен наращивать свою дееспособность и улучшать согласованность своих действий.

Евросоюз должен должны продолжать стремиться к налаживанию еще более тесных связей с Россией, которая также является значимым фактором глобальной безопасности и всеобщего процветания.

Для эффективного решения глобальных проблем необходимо выстраивать тесные отношения со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Азии. Следует также стремиться к более интенсивному развитию стратегического партнерства с Японией, Китаем, Канадой и Индией. Европейский Союз также готов работать в этом направлении с всемирными организациями (ОБСЕ, ООН, НАТО, ВТО, МВФ, Всемирный Банк) и региональными (АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканский Союз).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...