Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания

Статья 90 УК предусматривает норму об условном освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Формальным основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой или средней тяжести. Материальным – возможность достижения исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

По общему принципу факт совершения лицом преступления может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, необходимо уделить особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать, что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (желание помочь товарищам, страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником). Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего, не совершившего преступление, недопустимо.

Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного преступления, личности виновного, условий его жизни: воспитания и других обстоятельств дела.

Правовым последствием освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности является применение к нему принудительных мер воспитательного воздействия.


5. Понятие, виды, содержание, основания, условия и порядок применения мер воспитательного воздействия

Несовершеннолетний, который впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, если суд придет к выводу о том, что исправление подростка достижимо и без уголовной ответственности и наказания. Освобождая от уголовной ответственности, суд передает материалы дела в специализированные государственные органы, которые назначают несовершеннолетнему особые, предусмотренные уголовным законом, меры, не являющиеся наказанием. Эти меры и называются принудительными мерами воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему, освобожденному от уголовной ответственности, могут быть назначены такие меры воспитательного воздействия, как предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих (попечителей, приемных родителей), либо под надзор специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Орган, назначающий принудительные меры воспитательного воздействия, вправе также установить особые требования к поведению несовершеннолетнего. Не исключено назначение нескольких мер воспитательного воздействия одновременно.

Продолжительность применения таких мер, как передача под надзор и ограничение досуга, определяются теми государственными органами, которые назначают эти меры.

Такая мера воспитательного воздействия, как предупреждение, заключается в разъяснении несовершеннолетнему сущности и характера вреда, причиненного его преступлением, а также последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Передача под надзор состоит в возложении обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и контролю за его поведением на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган.

Обязанность загладить причиненный вред заключается в возмещении несовершеннолетним собственными силами того ущерба, который был причинен его преступлением. Конечно, такая мера может быть назначена только в случае, если несовершеннолетний в состоянии ее исполнить (работает, имеет определенное имущество или доходы), она не может быть переложена на других лиц (родителей, попечителей и др.).

Что касается ограничения досуга и установления особых требований к поведению подростка, они могут предусматривать запрещение несовершеннолетнему посещать определенные места (увеселительные заведения, бары, дискотеки, места продажи спиртных напитков и т. п.), использовать определенные формы досуга, в том числе связанные с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток (например, запрещение покидать место жительства после 21 часа), выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Подростку могут быть предъявлены и другие требования, касающиеся его поведения, по усмотрению специализированного государственного органа, имеющего право назначения принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры (или мер) воспитательного воздействия эта мера (или меры) отменяются по представлению специализированного государственного органа и материалы направляются в суд для привлечения к уголовной ответственности за совершенное ранее преступление.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ// Российская газета. –2000. –№ 237 (25 декабря).

2. Уголовный кодекс РФ. М.: Издательство «ЭКМОС» – 2006.

3. Загорский Г.И. Судебное разбирательство по уголовным делам. М.: – Юридическая литература, 2005.

4. Комментарий к УК РФ под/ред. И.Л. Петрухина – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2002.

5. Курченко В., Павлова Л. Судебное разбирательство.//Российская юстиция. 2001. № 2.

6. Рыжаков А.П. Уголовное право: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2007.

7. Уголовный право. Учебное пособие. //Под ред. Гуценко К.Ф. М. 2006.

8. Уголовное право.: Учебник для вузов/Под ред. В.П. Божьева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...