Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как используют слово «коучинг» у нас

Русский коучинг- заморская штучка на совдеповский манер

Несколько лет назад автор этих строк был участником программы обучения по коучингу. В те времена слово «коучинг» было в диковинку даже для многих психологов и представлялось неким заморским экслюзивным чудом, которому можно обучиться в России всего лишь у нескольких гуру. Когда же пришлось получать заветную бумажку, вспоминается, как в душе бродили смутные сомнения при словах «Поздравляю, теперь ты - коуч», которые говорил «гуру», пожимая руку. Сегодня с позиции Гештальт- терапевта (Гештальт – направление в психотерапии), забавно вспоминать это «обучение» и профессионализм столичного «гуру», и книжку этого одиозного автора которая оказалась сплошь плагиатом небезизвестных книг Джима Коллинза «От хорошего к великому» и Ричарда Коха «Принцип 80/20», на которых не было даже ссылок. С тех пор понимание рынка о том, что такое коучинг изменилось лишь в том, что слово «коучинг» стало не просто «на слуху», а очень даже модным, и создало условия для процветания большого количества людей, подобных описанному «гуру».

 

Из истории коучинга

Коучинг – вид консультирования, направленный на оказание помощи людям в достижении их целей, он возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства.

Но прежде чем говорить о коучинге, пожалуй, стоит начать с того, где и почему он возник. Коучинг возник на Западе неслучайно - он отражение идеологии современного западного человека с одной стороны, и потребностей развития бизнеса в условиях высокой конкуренции с другой стороны. Идеология западного человека – «ты должен быть сильным, уверенным, ответственным за свою жизнь, самому решать свои проблемы, не надеясь на то, когда подоспеет помощь» – этим пронизано все искусство развитых стран, достаточно вспомнить фильмы: «Крепкий орешек», «Смертельное оружие», «Команда», «Рембо» и т.д. Чтобы не только выжить, но и достигнуть успеха, человек должен уметь правильно ставить цели и достигать их. Поэтому культуру формирования зрелой, уверенной в себе личности поддерживают государства, к примеру, в Америке государство следит за тем, чтобы на каждые 100 человек жителей был психолог/ психотерапевт, а их услуги внесены в обязательное медицинское страхование. Поэтому специалисты по целям – большое подспорье в решение социальных программ и поддержании идеологии и этому ремеслу на Западе обучали социальных работников, педагогов.

Коучинг прекрасно обслуживает и потребность бизнес сообщества в мотивации персонала, поскольку в условиях высокой конкуренции люди становятся одним из ключевых факторов успеха компании. Коучинг на Западе - это стиль менеджмента и управления персоналом, которому обучают менеджеров. Названия книг основоположника коучинга Джона Уитмора неумолимо свидетельствуют об этом: «Коучинг для производства», «Коучинг – новый стиль менеджмента и управления персоналом». Получившая всеобщее признание методика работы с целью «GROW» сера Джона Уитмора – владельца компании «Performance Consutants»– лежит в основе коучинга для менеджеров и социальных работников.

 

«GROW» - алгоритм работы с целью: 1 этап: - постановка Цели(Gool), второй этап – исследование Реальности, ее ресурсов, возможностей(Reality), выбор оптимальных вариантов, пути, разработка Действия(Options), активизации Воли(Will) к действию.

Однако со временем в отношении коучинга сформировался еще один подход - более широкий и профессиональный, при котором консультациями занимаются профессиональные психотерапевты, используя в работе не только метод «GROW», а полный инструментарийпсихотерапевтической школы (психоанализ, гештальт- подход, юнгианский анализ, трансактный анализ, психодрамма, НЛП и т.д.)

Таким образом, в руках таких специалистов коучинг – это история не только про цель, а консультирование в рамках профессиональной деятельности клиента вообще. При таком подходе, возможно решать задачи, связанные не только с целями, но и проводить диагностику корпоративной среды, связей человека с предприятием, отношений с другими людьми, разрабатывать видение, миссию, устанавливать связи и приводит в соответствие разные уровни предприятия, помогать разрешать конфликты, находить точки приложения усилий и даже определять наилучшие направления для вкладывания денег в бизнесе, выбирать претендентов на должность и т.д.

 

Как используют слово «коучинг» у нас

В России западные технологии зачастую приобретают местный колорит. Коучинг в этом не исключение. Зачастую у нас не занимаются коучингом, а используют это слово для зарабатывания денег на несведущих потребителях. Как считает руководитель направления «Организационное консультирование» Московского института Гештальта Юлия Баскина в России коучинг – модное слово, его используют те психологи, которые в своем багаже ничего не имеют кроме знаний полученных в вузе. И автор полностью присоединяется к этому мнению, поясняя читателю, то, что, к сожалению, наше вузовское образование ретроспективное, реальных инструментов работы с человеком оно не дает, поэтому те, кто хочет работать с людьми, вынуждены получать еще одно коммерческое образование по западным стандартам обучения в перечисленных выше психотерапевтических практиках. Для тех, кто не утруждает себя дополнительным профессиональным образованием, появилась практика проведения 4 –5 двухдневных сессий по так называемому коучингу, которые обычно практикуют столичные тренеры на периферии, что очень удобно решает проблемы образования…. на бумаге.

Отсюда закономерен вопрос: можно ли стать коучем за 10 дней? – конечно же, нет. Но получить бумажку о том, что ты коуч – в России можно. Кому? – всем тем, кто заплатит деньги. В этой связи вспоминается случай, когда автору этих строк топ- менеджер амбициозно объявлял: «Да я сам – коуч!», при этом симптоматика невроза была налицо.

(Кстати, сам Джон Уитмор – бывший профессиональный гонщик -

имеет психологическое образование.) Коуч по роду деятельности не должен давать советов и рекомендаций, его искусство - в задавании вопросов. Его задача - расширение арсенала возможностей, внутренних ресурсов клиента, при этом клиент делает свой выбор сам. Такая позиция коуча требует от него навыка безоценочного взгляда на клиента, толерантности - принятия клиента, эмпатичного отношения к нему (эмпатия – умение почувствовать чувства другого) т.е. качеств и умений, которые развиваются только в ходе прохождения собственной психотерапии. Именно поэтому Санкт- Петербургский институт коучинга предлагает двухлетнее образование, с обязательным прохождением психотерапии, а его преподаватели – юнгианские аналитики.

Разочарование вызывает и некоторая российская литература по коучингу. Поскольку российский печатный бизнес предоставляет возможность издавать книги всем, кому хочется писать, в такой ситуации плагиат западных книг не самая большая беда как в случае с книжкой нашего гуру. Хуже когда книги по коучингу, претендующие на руководство к действию, пишутся людьми далекими от психологии. К примеру в книге о коучинге («Коучинг от А до Я») автор с техническим образованием, но с регалиями международного коуча, рассуждает о специфических бессознательных ньюансах, которые возникают в клиентом в ходе терапевтической сессии контексте психотерапевтических отношений, замешивая в одну кучу термины из всех направлений психотерапии. После чего дают советы как консультировать (?!).

 

 

Что общего в развитии русского коучинга и в западного? – в нарастающих спорах о коучинге (см. отрывки из статьи «Топ коучинг: прямая и реальная угроза»). Также как и на Западе в России есть разделение на коучинг, которым занимаются психологи, получившие психотерапевтическое образование и коучинг, которым занимаются другие специалисты. По мнению западного гуру менеджмента Уоррен Бенниса: «В основном коучинг – это приемлемая форма психотерапии». Российская практика не отличается от западной, поэтому неслучайно в консультировании менеджеров GROW приходится пользоваться редко.

Лариса Винникова, управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт», Гештальт терапевт, бизнес – тренер.

 

Из статьи

«Топ коучинг: прямая и реальная угроза!

Стивен Берглас, журнал «Hard Business Review», 2002 год

 

Топ – коучинг –помощь руководителям в решении личных проблем – за последние 15 лет обрел невиданную популярность, стал быстрорастущей индустрией и дорогостоящей процедурой (в России в 2-3 раза дороже чем психотерапия. По западным оценкам гонорар за 4 месяца работы коуча психотерапевт отрабатывает за 10 лет!) Ответ на вопрос «почему компании платят такие гонорары» - прост. Потому что коуч- консультанты предлагают на первый взгляд легкие и быстрые решения. В психотерапии руководителей часто пугает не цена, а затраченное время.

Современный мир помешался на поиске простых ответов на сложные вопросы – именно этим во многом объясняется столь большая популярность коучинга. Люди ищут возможность быстро и желательно без усилий изменить жизнь к лучшему. Рынок наводнили разные самоучители типа «12 простых щагов к успеху» или «7 привычек эффективного человека». На этом фоне серьезная психотерапия теряет популярность (в Росси она не успела быть популярной), а образовавшуюся брешь заполняет коучинг, предлагающий быструю альтернативу.

Многие коуч- консультанты, особенно те, что черпают вдохновение в спорте, преподносят себя как специалисты, способные дать простые ответы на сложные вопросы и обеспечить быстрые результаты. Чтобы быстро получить результаты, многие коучи используют примерно те же методы, что и спортивные тренеры, отвергая подходы, требующие серьезных затрат времени. Это нравится руководителям. К тому же многим проще сказать: «Я советуюсь с коуч- консультантом», чем «Я иду на прием к психотерапевту». Коучи склонны делать основной упор на поведенческие аспекты – зачастую подходы коуча- консультанта базируются на бихевеористике (изучение поведенческих особенностей). Открытия в бихевеористике значительно помогли людям скорректировать свое поведение, однако ее достижений недостаточно, чтобы решать проблемы руководителей. Поэтому они рискуют попасть в ловушки лечения симптомов, а не самой болезни. Такие специалисты часто недооценивают или просто игнорируют серьезные психологические проблемы клиентов, и тогда коучинг может причинить ощутимый вред. Подчас проблемы руководителя обусловлены глубоким психологическим конфликтом на подсознательном уровне, и в этом случае любое непрофессиональное вмешательство опасно…

Печально то, что коучинг, направленный в неверное русло, игнорирует и даже создает глубокие психологические проблемы, с которыми часто может справиться только психотерапия. При такой работе консультант часто упускает из виду подсознательный психологический конфликт, который возможно, мучит сотрудника. Это могут иметь ужасные последствия как для компании, так и для самого человека.

(Полная версия статьи опубликована в сборнике классика «Hard Business Review» «Как стать эффективным руководителем», изд. «Альпина Бизнес Букс», 2005г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...