Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методологические подходы к проблеме развития личности. Диалектико-материалистическое понимание сущности психического развития.




В гуманитарно-ориентированной науке наблюдается разнообразие теоретико-методологических подходов к изучению проблемы индивидуально-личностного развития, которая требует детального изучения, так как без определения теоретико-методологических оснований невозможна разработка прикладных ее аспектов, в частности, проектирование педагогического обеспечения развития мотивационно-потребностной сферы личности.

Проблема развития мотивационно-потребностной сферы личности может быть рассмотрена лишь в контексте более широкой научной проблемы – проблемы личностного развития. Приступая к изучению проблемы развития индивидуально-личностных особенностей, нам предоставляется необходимым, прежде всего, отметить, что в современной гуманитарной науке традиционно утвердилось разведение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева.

Как показало наше исследование, наиболее употребляемым термином является понятие «личность». В традиционной психологии этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков).

Осуществленное нами изучение терминологического статуса понятий, позволяющих описать феномен индивидуальности, показывает, что семантический спектр слов с корнем «индивид» несет в себе и отрицательный смысл (индивидуализм как ячество), и положительный (индивидуальность как своеобразие), и социальный (индивидуальное как личностное), и биологический (индивидуум как особь).

В русском языке корень «индивид» (со всеми сопутствующими суффиксами) появился в 30-е годы XIX столетия. Этимологически латинское слово individ соответствует греческому атом (аторост), означает неделимый, нерассеченный, нерезаный. Определение индивидуальности как целостности, на наш взгляд, особенно важно при подходе к человеку.

В философии понятие «индивидуальность» определяется следующим образом: «Индивидуальность - 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; 2) в отличие от личности специфическое в индивиде»; «индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека».

В Психологическом словаре находим следующую трактовку интересующего нас понятия: «Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость».

Б. Г. Ананьев, выступил с идеей создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения круга наук о человеке. Этот ученый стал автором особой дисциплины - онтопсихологии, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию.

Развитие человека Б. Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Исследователь отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность - это его глубинное измерение. В качестве особой проекции человека Б. Г. Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида, с точки зрения ученого, предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид - это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека - это его бытие как субъекта. Б. Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как субъект есть также целостная форма его бытия.

Необходимо отметить, что указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.

Е. Л. Яковлева выделяет три смысла понятия «индивидуальность»:

1) «индивидуальность-целостность»,

2) «индивидуальностъ-непохожесть»,

3) «индивидуальность-уникальность».

Исходя из этой классификации, автор рассматривает подходы к исследованию человеческой индивидуальности, которые сложились в истории науки.

Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности только как о неповторимости является формальным. Другой философ, Л. Фейербах, определял индивидуальность как «неделимость, единство, целостность, бесконечность», уже тогда приблизившись к взгляду на индивидуальность как целостность, получившему свое дальнейшее развитие в истории психологии. Так, А. Адлер, основоположник учения, получившего название «индивидуальной психологии», выдвинул принцип единства личности (в противовес ее разделению фрейдистами на Ид, Эго и Супер Эго).

Вообще, нам представляется необходимым отметить, что проблема индивидуальности в гуманитарной науке часто отождествляется с проблемой индивидуальных различий, которые могут относиться к самым различным сферам жизнедеятельности человека, становясь, таким образом, предметом исследования дифференциальной психологии. Так, в работах Б. М. Теплова рассмотрена зависимость развития способностей от природных задатков.

Другой тенденцией в исследованиях проблемы индивидуальности, как нам удалось установить, является, наоборот, охват очень широкого спектра разноуровневых характеристик. Так, в теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина выделяются следующие иерархические уровни: система индивидуальных свойств организма; система индивидуальных психологических свойств; система социально-психологических индивидуальных свойств. Однако нам представляется возможным сделать вывод о том, что вне зависимости от широты охвата различных уровней, исследования индивидуальных различий (или индивидуальных свойств) характеризуют тот аспект индивидуальности, который был обозначен Е. Л. Яковлевой как «индивидуальность-непохожесть».

Попыткой выхода за пределы этой парадигмы, на наш взгляд, является выдвинутая В. С. Мерлиным идея индивидуального стиля деятельности, в соответствии с которым человек создает свою индивидуальность своими собственными действиями, преобразуя тем самым связь между индивидуальными свойствами различных иерархических уровней. Эта идея была развита затем в работах Е. А. Климова и ряда других ученых.

На наш взгляд, необходимо отметить, что одно из первых собственно психологических определений индивидуальности принадлежит С. Л. Рубинштейну, который отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Таким образом, он указывал на такие важнейшие характеристики индивидуальности, как единичность и неповторимость индивида. Но Б. Г. Ананьев, Е. И. Исаев, Е. Л. Яковлева и другие исследователи отмечают, что индивидуальность несводима к единичности. То есть, индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности.

Сущность индивидуальности, таким образом, связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивидуальность» означает единство многообразного, многого в одном.

Большой интерес в связи с этим, по нашему мнению, представляет точка зрения Б. Г. Ананьева, который полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности, учитывая при этом, что интеграция свойств не означает их простую сумму.

Очень важным для нашего исследования является обращение к ценностно-смысловому подходу к человеческой индивидуальности.

Кардинальным в этом подходе, с нашей точки зрения, является положение о том, что индивидуальность формируется в тех выборах, которые осуществляет человек.

Так, А. Г. Асмолов говорит о том, что деятельность определяет развитие индивидуальности личности, но сама личность выбирает ту деятельность (те деятельности), в которой осуществляется ее восхождение у зрелости.

Представителями ценностно-смыслового подхода к человеческой индивидуальности являются также Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, которые связывают сущность индивидуальности с самобытностью индивида, с его способностью быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом. В их представлении индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Как индивидуальность человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует свой собственный способ жизни. Таким образом, согласно В. И. Слободчикову и Е. И. Исаеву, индивидуальность - это авторство собственной жизни.

Таким образом, в рамках данного подхода индивидуальность предстает как мотивационно-смысловое образование; и, если мы хотим иметь дело с индивидуальностью человека, понимаемой как «индивидуальность-уникальность», то нам необходимо иметь дело с его внутренним миром, с его субъективной реальностью.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод о том, что в гуманитарно-ориентированной науке наблюдается разнообразие теоретико-методологических подходов к изучению проблемы индивидуально-личностного развития. Данная проблема требует детального изучения, так как без определения теоретико-методологических оснований невозможна разработка прикладных ее аспектов, в частности, проектирование педагогического обеспечения развития мотивационно-потребностной сферы личности.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Психическое развитие - последовательная, прогрессирующая (включающая в себя и элементы регресса) количественные и качественные изменения психических процессов, хар-ся:

- необратимостью (не исчезают даже если нет прикрепления);

- направленностью (способность к накоплению изменений);

- закономерностью.

Развитие реализуется в филогенезе и онтогенезе.

Отечественная психология изучает развитие личности с точки зрения 3 основных законов диалектики (науки о развитии):

Закон единства и борьбы противоположностей: определяет источник развития (противоречия).

Виды противоречий:

- противоречия между новыми потребностями и старыми формами их удовлетворения;

- между разумом и чувствами и др.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные: определяет сод-е развития (как идет развитие?)

Отрицание отрицания: определяет направление развития. Закон говорит о том, что развитие идет по спирали, старые формы развития отрицаются и на смену им приходят новые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...