Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Вводное. Методика подготовки к занятиям. Задачи практического занятия:. Медицина древнего мира




Занятие 1

ВВОДНОЕ.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель практического занятия: сформировать представление об особенностях и закономерностях развития мировой и отечественной медицины.

Задачи практического занятия:

· ознакомиться с классическими образцами мировой медицинской литературы,

· работами отечественных и зарубежных исследователей по истории медицины,

· усвоить основные понятия историко-медицинского характера, овладеть информационным минимумом (факты, даты, персоналии, открытия и др. ),

· умением применять историко-аналитический подход, исторический метод при оценке развития медицины в различные эпохи, использовать знания по истории медицины для профессионального совершенствования и самовоспитания, овладеть методикой исследовательской работы,

· научиться работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, анализировать первоисточники, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования, выступать перед аудиторией, вести дискуссию.

· в рамках практических (семинарских) занятий студентам предлагается освоить следующие виды работ: конспектирование и анализ источников, подготовка устного ответа на вопросы семинара; сообщений (докладов), написание рефератов.

План конспектирования источника:

1. Студент читает документ полностью.

2. Записывает название источника, время его создания и имя автора.

3. Выделяет основную мысль, которая излагается в 1-2 предложениях.

4. Основные положения источника записывает по пунктам.

5. Завершает конспект кратким выводом в 1-3 предложениях.

План анализа источника:

1. Время и место создания источника (характеристика эпохи и медицины).

2. Сведения об авторе; значение этого труда для развития медицины.

3. Жанр источника (мемуары, публичная речь, научный труд, учебник, др. )

4. История создания и судьба текста.

5. Анализ, проблематика, новые методы, концепция, новизна источника.

6. Вывод.

Подготовка устного ответа на вопросы семинара:

1. Ознакомиться со всем имеющимся материалом по заданной теме.

2. Вычленить общее с другими эпохами и государствами.

3. Вычленить особенное для данной эпохи или государства.

4. Подготовить краткие (1-2 предложения) ответы на пункты, расшифровывающие основные вопросы семинара.

 

План подготовки сообщений (докладов):

Время сообщения не должно превышать 5 - 7 минут.

1. Подобрать литературу по заданной теме (не менее 2-3 источников)

2. Четко сформулировать тему сообщения (доклада).

3. Заявить датировку событий, о которых будет сообщено.

4. Определить новые термины и понятия, которые будут фигурировать в сообщении.

5. Кратко изложить материал, сделав акцент на новшествах и открытиях.

6. Сделать вывод, охарактеризовав какое именно влияние излагаемые события оказали на развитие медицины.

Рекомендации по написанию реферата:

Реферат – форма учебно-исследовательской работы студентов, позволяющая овладеть навыками исследовательской работы, определить степень изученности проблемы, выделить узловые вопросы, сделать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводы автора.

Порядок работы:

а) составить библиографию по теме,

б) продумать план работы,

в) сформулировать проблему, цель работы, актуальность темы,

г) подготовить выписки из источников и литературы,

д) скорректировать план и цель работы,

е) написать текст, сформулировать выводы.

 

Структура работы:

1. Титульный лист (указывается название вуза, кафедры, название темы, фамилия и номер группы студента, год и город создания работы) см. Приложение №23.

2. План или содержание с указание страниц.

3. Введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) – объем 1-2 страницы.

4. Основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, и каждая глава обязательно заканчивается выводом) – объем 10 – 15 страниц.

5. Заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) – объем до 1 страницы.

6. Список использованных источников и литературы. Пример:

  Глязер Г. От Гиппократа до Павлова. – М.: Медгиз, 1956. - 243с.

    Королюк А. М. Аристовский В. М. /А. М. Королюк // Каз. мед. ж. – 1983. – №3. – С. 19 – 21.

Занятие 2

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА

1. Медицина Древнего Востока: Медицина Месопотамии (Шумеры, Вавилон, Ассирия). Врачевание в Древнем Египте. Медицина Древней Иудеи. Медицинские знания в Китае. Развитие медицины в Индии. Особенности тибетской медицины.

2. Врачевание в Древней Греции: Мифологические основы врачевания и храмовая медицина. Влияние натурфилософии на медицину, философы о медицине. Врачебные школы. Гиппократ и его вклад в медицину. «Гиппократов сборник». Известные врачи Александрии.

3. Медицинское дело в Древнем Риме: Особенности организация медицинского дела, развитие военной и светской медицины. Санитарно-технические сооружения. Известные врачи Древнего Рима. Гален и значение его трудов. Галенизм. «Галеновы препараты» (для фармацевтического факультета).

 

Источники для анализа и конспектирования:

1. Гиппократ. Клятва. (Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Гоэтар-Мед, 2004. - С. 55 - 56.

2. Гален. О назначении частей человеческого тела (Приложение №1).

 

Темы для сообщений:

1. Медицина древнего Междуречья.

2. Медицина Древней Индии.

3. Медицина Древнего Китая.

4. Медицина Древней Иудеи.

5. Тибетская медицина.

6. Источники по истории медицины Древней Греции.

7. Учение Аристотеля, его влияние на развитие медицины.

8. Врачи-философы.

 

Важнейшие даты по данной теме: 1 – 7.

 

Основная литература:

Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар-Мед, 2004. - Гл. 2 – 3. - С. 22 - 68.

Дополнительная литература:

1. Архангельский Г. В. О " Гиппократовском сборнике" / Г. В. Архангельский // Клин. медицина. -1991. -№3. - С. 115 - 118.

2. Виолин Я. А. Медицина Китая: Дис. на степень д-ра медицины/ Я. А. Виолин. - СПб.: Электрическая типография В. Я. Мильштейна, 1903. - 225 с.

3. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова / Г. Глязер. – М.: Медгиз, 1956. – 243 с.

4. Гиппократ. Избранные книги/ Гиппократ; Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред., вступ. ст. и примеч. В. П. Карпова. -М.: Сварог, 1994. - 736 с.

5. Дубровин Д. А. Трудные вопросы классической китайской медицины / Д. А. Дубровни. – Л.: Аста пресс, 1991. – 223 с.

6. Петров Б. Д.    Гиппократ/ Б. Д. Петров // Клин. медицина. -1990. -   №9. - С. 116-119. 7.

7. Сорокина Т. С. История медицины. / Т. С. Сорокина. – М.: ПАИМС, 1994. Гл. 2 – 3. С. 35 – 130, 133-136.

8. Чикин С. Я. Врачи-философы / С. Я. Чикин. -М.: Медицина, 1990. - 384 с.

9. Цельс Авл Корнелий. О медицине (в восьми книгах) перевод с латинского / Ц. А. Корнелий. – М.: Б. И., 1959. – 407 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...