Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н. О. Ковалевский. Как смотрит физиология на жизнь вообще и психическую в особенности




Н. О. Ковалевский

КАК СМОТРИТ ФИЗИОЛОГИЯ НА ЖИЗНЬ ВООБЩЕ И ПСИХИЧЕСКУЮ В ОСОБЕННОСТИ

(речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Императорского казанского университета 5 ноября 1816 года)

Задумываясь над причиной разнообразных явлений, представляемых живыми организмами, физиолог еще очень недавно находил для себя единственный исход в витализме. Гипотеза о присутствии в каждом живом организме жизненной силы казалась единственной могущей объяснить ту разницу, которая так резко бьет в глаза при взгляде на живого человека и на труп.

Раз остановившись на этой идее, физиолог прошлого проводил ее последовательно всюду, где не доставало ему положительного знания о жизненной деятельности.

Но вот поток точных научных исследований начинает суживать область действия гипотетической жизненной силы. Констатируется точно, что организм состоит из тех же химических элементов, которые мы встречаем в окружающей нас среде.

Таким образом, великий закон, по которому силы природы, присущие веществу, ни творятся, ни пропадают, но только переходят из одной формы в другую, так называемый закон сохранения силы завоевал себе и область жизни организмов.

Если точное формулирование понятия о жизненной силе подготовило уже ее гибель, то тем более сделало в этом отношении распространение закона сохранения силы на организмы, т. к. оно вносило с собою строгое научное объяснение причин физических явлений жизни в замене гипотетических. Двойственность между материей и ее двигающей силой, установленная виталистами, исчезла.

Внимательные слушатели могут сказать, что закон сохранения силы устранил витализм из разряда явлений, поддерживающих целость и деятельность готового организма; но остаются еще области начала жизни, понимание которых без витализма невозможно.

Обратимся теперь к явлениям перехода от жизни к смерти. Мы должны определить, что теряет организм во время смерти.

Организм представляет собой не просто равномерную смесь веществ, но определенное механическое сложение их, которое и называется организацией.

Таким образом, сложный организм изображает собой колонию разнообразных, живых – по-своему – элементарных существ. Группируясь друг с другом в известном порядке, они как бы разделяют между собой общий труд жизни целого.

Этим разделением труда устанавливается гармоническая деятельность в целом. Но вместе с тем является зависимость одних элементов от других, необходимость одних для других; обнаруживается градация в значении их для жизни целого.

Есть еще область в жизни организмов. Это область психической деятельности.

Что касается границы между нервными и психическими явлениями, то она проводится различно. Одни захватывают в область психологии только явления сознания, другие присоединяют сюда и явления бессознательных заключений.

Став на дуалистическую точку зрения и допустив с одной стороны нервную машину, работающую по закону сохранения силы, как и вся сумма других машин тела, а за тем временно присоединенную к ней силу своеобразного сознания и понимания этой работы, мы естественно должны ясно формулировать качества этой силы, чтобы быть в состоянии судить с научной точки зрения о состоятельности дуалистического учения.

Психическая сила едина, она ощущает своеобразное состояние различных нервных элементов т. е. имеет т. наз. внутренний глаз, внутреннее ухо и т. п., помнить эти ощущения, слагает их в представления о внешних причинах ощущений, сравнивает представления между собой и постепенно восходит до обобщений и отвлечений, словом, строит все мышление.

Теперь рассмотрим несколько ближе отношения между нервной машиной и психической силой. Здесь как и везде, нем поможет изучение этих отношений при переменных условиях.

Прежде всего, надо согласиться, что отношение психической силы к нервному механизму должно быть самое тесное, и что немыслима сторона психической деятельности без соответствующей работы нервной машины.

Усталость при психической работе явно принадлежит мозгу, а не самой психической силе, т. к. иначе надо было бы допустить потребление психической силы при деятельности и возрождение ее во время отдыха из ничего, т. е. построить лишнюю ни на чем не основанную гипотезу.

Первыми источниками психической деятельности являются данные из области органов чувств.

Понятно, что и количество первичных ощущений, составляющих материал для дальнейшей психической работы, будет также ограничено.

Хотя элементарные орудия для восприятия внешних впечатлений и развиваются в каждом органе чувств по определенному закону с возрастом организма, тем не менее, однако развитие это идет у них не одинаково быстро даже в одном органе. Замечено, что у ребенка и у целых народов в период сравнительного их младенчества, прежде всего, развиваются те орудия, которые сильнее прочих поражаются окружающей средой.

Упражнение тоже играет громадную роль в расширении круга наших элементарных впечатлений. Количество их растет и растет преимущественно в сторону сравнительно слабых возбуждений.

Упражнение есть частое повторение данного процесса. Частое повторение какого либо движения нигде не остается бесследным. Не только живые, но и так называемые мертвые тела – и те подчиняются ему. Возьмем для наглядности музыкальный инструмент, в состав которого входят части, предназначенные для созвучия.

Дело в том, что известное движение, повторяющееся частицами периодически, делает сами частицы подвижнее в соответственном направлении, пригоднее для этого движения.

Органические частицы беспрестанно возобновляются питанием. Но дело в том, что новые частицы при питании становятся, прежде всего, на места старых сообразно преобладающей форме движения.

Пойдем далее. Упражнение не ограничивается в своем влиянии первыми подлежащими ему элементами. Оно распространяется и на затрагиваемую ими нервную систему.

Если роль органов чувств заключается лишь в выборе для раздражения того или другого нервного волокна, то физическая роль нервов будет состоять в перенесении возникшего в них движения, в виде возбуждения к соединенным с ними нервным клеткам, что и должно послужить для них раздражением.

Итак, нервы при каждом своем возбуждении вызывают в соответственных мозговых клетках частичное движение, которое имеет в каждом разряде их некоторую характерную особенность.

Из этого следует, что как ни раздвигает упражнение границы первоначального психического материала, тем не менее, организация накладывает на него свои цепи, настолько крепкие, что их не в состоянии разорвать даже такая сила, как психическая.

Свойство сохранять следы упражнений есть память, и с этой точки зрения память есть общее свойство материи. Дело лишь в том, что следы, определяемые упражнением в организованном мире сильнее, чем в неорганической природе. Оно и понятно, ведь вещество организованных масс находится в постоянной смене питанием, а смена эта должна идти несколько иначе при изменении общего молекулярного сложения, вызываемом упражнением, и именно приспособительно к нему.

Итак, лет 30 с небольшим тому назад, время распространения по нерву возбуждения считалось бесконечно малым и невозможна к определению. Но вот дается метод определения этой скорости и точнейшие цифры для ее выражения, а эти численные данные ведут к определению сути процесса нервного возбуждения.

Мерительными способами боролась физиология с витализмом в физических явлениях жизни и организма и поборола ненаучную, лишь прикрывавшую человеческое незнание гипотезу. Мерительными способами ей суждено рассеять мрак, господствующий в понимании психических процессов.

Первые лучи света в этом темном царстве уже блеснули. Нужен только настойчивый труд и язык чисел, который раскроет перед нами таинственную работу головного мозга…

              Приложение №22

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...