Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пять условий успеха.




   /из книги И. П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел»/

  Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно. Но почему воспитательное воздействие нередко оказывается бессильным, тормозящим становление личности ребенка? Почему подчас не осуществляются лучшие наши намерения? По-видимому, это происходит и от незнания условий успешного решения педагогических задач. Назовем главные из этих условий.

                      Первое условие – общая забота

  Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее… Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

 

            Второе условие – единство уважения и товарищеской

                                      требовательности

  Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

  Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создается и крепнет «истинный авторитет» /по выражению А. С. Макаренко/ взрослого.

      Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств

  Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познаватено-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения и способности, привычки и черты характера.

              Четвертое условие – единый коллектив

  Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

  Тогда воспитателный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитания воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

 

                 Пятое условие – творчество, а не шаблон

  Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

  Дети не чувствуют себя /и не являются/ объектами воспитания, когда они участвуют в творческом решении общих с воспитателями /другими взрослыми, своими родными/ жизненно важных практических задач. Воспитательное воздействие опосредованно и скрыто. Они – младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Чрезвычайную важность незаметного, скрытого воспитательного воздействия подчеркивали А. С. Макаренко, В. Н. Терский, В. А. Сухомлинский.

  Воспитатель может воздействовать на воспитанников открыто и прямо – в личном общении, и опосредованно – через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако, и прямое, и опосредованное воздействие должно иметь практическую направленность: улучшение жизни – окружающей и своего коллектива. Тогда открытое и прямое воспитательное воздействие становится не целью, а средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач: «чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то! ».

  Коллективные творческие дела должны быть способом – общим и конкретным – товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытеснял их из педагогической практики.

  Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости на своем, «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и, прежде всего, перед теми, кто работает с детьми. Не уводите ребят от трудных проблем, а вместе с ними ищите пути их решения на главных направлениях преобразования нашего общества.

  Область действия и содержание КТД сегодня должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников культуры и экологии, памятников старины /истории/, заниматься благотворительной деятельностью, устраивать праздники, создавать трудовые хозрасчетные объединения и т. д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

 

              Каждое дело – творчески, иначе – зачем?

                    Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?

              Каждое дело – людям, иначе – зачем?

                           Наша цель – счастье людей!

                   Мы победим – иначе быть не может.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...