Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие силовых способностей у подростков




                           Минпросвещение России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                          высшего образования

< < Башкирский государственный педагогический университет

                                им. Акмуллы> >

                                        Колледж   

                                                                    Специальность 49. 02. 01      

                                                                     Физическая культура

                                                                     Курс 111

 

                  ШЕНИН ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ

                                      

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

   В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

                         КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 01. 01 < < Преподавание физической культуры по основным

                общеобразовательным программам> >

 

                                                                    Руководитель:

                                                                     А. С. Родина

Дата защиты

Оценка

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ……………….. 5

1. 1 Характеристика силовых способностей…………………………..... 5

1. 2 Анатомо-физиологическая характеристика детей 16-17 лет…..... 14

1. 3 Средства и методы развития силовых способностей у юношей 16-

17 лет……………………………………………………………………….. 22

1. 4 Методика и возрастные особенности развития силовых способностей

у юношей 16-17 лет на уроках физкультуры……………………….. 29

1. 5 Методы возрастные особенности развития силовых способностей

у юношей 16-17 лет на уроках физкультуры…………………………38

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …. 54

2. 1 Организация исследования…………………………………………54

2. 2 Методы исследования………………………………………………. 55

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 57

Заключение………………………………………………………………….. 59

Список литературы…………………………………………………………. 60

                                           ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одной из основных проблем физического воспитания

Подростков является повышение уровня физического развития и

физической подготовленности.

Рядом специальных исследований отмечено, что до настоящего времени

уровень физических качеств у подростков, достигаемый в процессе

занятий, невысок и не может удовлетворять современным требованиям,

предъявляемым к физическому воспитанию в школе.

Уровень и темп развития физических качеств (в плане общей физической

подготовки ) в значительной мере определяется целесообразностью

исполнения физических упражнений в процессе классно-урочных

занятий в школе [30].

Предполагается, что использование упражнений, имеющих

Преимущественно направленность на развитие силовых качеств

в виде специальных комплексов, позволяет значительно увеличить

интенсивность процесса этих качеств.

Для выявления направленности физических упражнений для развития

того или иного качества, необходима разработка специально

обоснованной методики, доступной для использования в любой

отрасли физического воспитания.

                                                                                                        3

Объект исследований-учебно-тренировочный процесс юношей

16-17 лет на уроках физической культуры

Предмет исследования-методика развития силовых способностей

у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры

Цель исследования-повышение уровня развития силовых

Способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической

культуры

Задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования;

2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на

развитие силовых способностей на уроках физической

культуры

3. Экспериментально доказать эффективность составленного

Комплекса физических упражнений, направленного на развитие

силовых способностей на уроках физической культуры.

Гипотеза настоящего исследования заключается в предположении,

что составленный нами комплекс повысит уровень развития

силовых способностей.

Научная новизна исследование заключается в составлении

комплекса упражнений для повышения уровня силовых способностей

на уроках физической культуры в соответствии с современными

требованиями.

Структура работы:

Работа изложена на 50 страницах, состоит из введения, трех глав,

заключения, списка литературы, включающего 40 источников

и приложений. Текс снабжен таблицами.                                      4

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ

1. 1. Характеристика силовых способностей

Сила - это способность человека преодолевать внешнее                             сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий

(напряжений) [39].

Силовые способности - это комплекс различных проявлений

человека в определенной двигательной деятельности, в основе

которой лежит понятие < сила> [29, 39].

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через

какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на

проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад

которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от

конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида

силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных способностей человека [1, 2, 39].

Среди них выделяют:

1. Собственно мышечные;

2. Центрально – нервные;

3. Личностно – психические;

4. Биомеханические;

5. Биохимические;

6. Физиологические факторы, а также различные условия внешней среды

в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относятся: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношений белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы;

                                                                                                            5

физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации [5, 30].

Суть центрально – нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции [19, 24].

От личностно – психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [31, 32].

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно- двигательного аппарата, величина перемещений масс и др. ), гормональные и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др. ) факторы.

Различают собственные силовые способности и их соединение с другими физическими способностями ( скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость ) [25, 39]

Собственно силовые способности проявляются:

1. При относительно медленном сокращении мышц, в упражнениях выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями ( например приседание со штангой достаточно большого веса );

2. При мышечных напряжениях изометрического (статического) типа без изменения длинны мышцы. В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц.

                                                                                                           6

 Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [28, 36]

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:

1. При напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

2. При попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственных силовых способностей может быть направленно:

- развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др. );

- общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительство тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются неопределенными напряжениями мышц, проявляемые с необходимой, часто с максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которой на ряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т. п. ). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (пример при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например метание копья) возрастает значимость скоростного компонента [23, 33].

                                                                                                             7

К скоростно-силовым способностям относят:

1. Быструю силу;

2. Взрывную силу;

Быстрая сила характеризуется неопределенным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, легкоатлетических прыжках и метаниях и т. д. ). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму [37, 39].

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость [5].

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности связана с удержанием рабочего напряжения в

                                                                                                             8

определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержание руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при отжимании в упоре лежа, приседание со штангой вес которой равен 20 – 50% от максимальных силовых возможностей человека, оказывается динамическая выносливость [29, 39].

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей и др. ). Ее можно определить как < < способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях не предвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц> > [39].

В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственных силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходиться перемещать собственное тело, относительная сила может иметь большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия. Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др. ). В тоже время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно - силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов.

                                                                                                                 9

Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных влияний генотипа и среды [36].

Самым благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13 – 14 до 17 – 18 лет, а у девочек и девушек 11 – 12 до 15 – 16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам 33%, а к 17-18 годам 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.

Задачи развития силовых способностей.

Первая задача – общее развитие всех мышечных групп опорно - двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении жизненно важных функций организма и осуществление двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Вторая задача – разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий ( умений и навыков).                                                                                                10

Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов [39].

Третья задача – создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально – прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развитие силы и всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большее значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы [39].

К физиологическим механизмам развитие силы можно отнести следующие факторы:

1) внутримышечные;

2) особенности нервной регуляции;

3) психофизические механизмы.

К внутримышечным факторам относятся:

Величина физиологического поперечника. Чем поперечник толще, тем большее усилие могут развить мышцы.  При рабочей гипертрофии мышц в

                                                                                                               11

Мышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл (сократительные волокна) и повышается концентрация саркоплазматических белков.

Состав (композиция) мышечных волокон. Различают < < медленные> > и < < быстрые> > мышечные волокна. Первые развивают меньшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньше, чем < < быстрые > > волокна. Второй тип волокон осуществляет быстрые и мощные сокращения. Силовая тренировка с большим весом отягощения и небольшим числом повторений мобилизует значительное количество < < быстрых> > мышечных волокон, в то время как занятие с небольшим весом и большим количеством повторений активизирует как < < быстрые> >

так и < < медленные> > волокна. В различных мышцах тела соотношение волокон не одинаково, и генетически обусловлен.

На силу мышечного сокращения влияют эластичные свойства, вязкость, анатомическое строение, структура мышечных волокон и их химический состав.

Существенную роль в проявлении силовых способностей играет регуляция мышечных напряжений со стороны ЦНС. Величина мышечной силы при этом обусловлена следующими факторами:

- Частотой нервных импульсов, поступающие в скелетные мышцы от мотонейронов спинного мозга и обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений волокон к более сильным и мощным.

- Активизацией многих двигательных единиц (ДЕ). При увеличении числа вовлеченных ДЕ повышается сила сокращения мышцы.

- Синхронизацией активности ДЕ. Одновременное сокращение возможно

                                                                                                               12

большего числа ДЕ резко увеличивает силу мышц.

- межмышечной координацией. Сила мышцы зависит от деятельности других мышечных групп: сила мышцы растет при одновременном ослаблении ее антагониста, она уменьшается при одновременном сокращении других мышц и увеличивается при фиксации туловища или отдельных суставов мышцами – антагонистами. Например, при подъеме штанги возникает явление натуживания (выдох при закрытой голосовой щели), приводящей к фиксации мышцами туловища спортсмена и создающею прочную основу для преодоления поднимаемого веса.  

Психофизиологические механизмы увеличения мышечной силы связаны с изменениями функционального состояния (бодрости, сонливости, утомления), а также влияниями мотиваций и эмоций.

Важную роль в развитии силы играют мужские половые гормоны (андрогены), которые обеспечивают рост синтеза сократительных белков в скелетных мышцах. Их у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Этим объясняется больший тренировочный эффект развития силы у спортсменов по сравнению со спортсменками, даже при абсолютно одинаковых нагрузках.

Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит и от механических особенностей движения. К ним относятся: исходное положение (или поза), длинна плеча рычага и изменения угла тяги мышц, состояние мышцы перед сокращением (предварительно растянутая мышца сокращается быстро и сильно) и т. д.

Сила увеличивается под влиянием предварительной разминки и соответствующего повышения возбудимости ЦНС до оптимального уровня и наоборот, чрезмерное возбуждение и утомление могут уменьшить

                                                                                                            13

максимальную силу мышц.

Силовые возможности зависят от возраста и пола занимающихся. Самым благоприятным развитием силы у мальчиков и юношей считается от 13-14 лет до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к  14-15 годам 33%, а к 17-18 годам 45%).      

Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдается в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Пик проявления силовых способностей приходится на возраст 25-30 лет. В проявлении силы наблюдается известная суточная переодика: ее показатели достигают максимальной величины между 15-16 часами. Отмечено, в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что по видимому объясняется большим потреблением осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наилучшим условием для деятельности мышц является температура + 20С.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...