Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Первые финансовые вузы Москвы (1919 – 1946 гг.)




Кафедра «Экономическая история

И история экономических учений»

Н.А. Разманова, А.В. Комаров

История Финансового университета

Рабочая программа дисциплины

 

Для всех направлений

(программа подготовки бакалавра)

 

 

Москва 2013

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Экономическая история

И история экономических учений»

УТВЕРЖДАЮ Ректор __________М.А. Эскиндаров «______»____________2013 г.

Н.А. Разманова, А.В. Комаров

История Финансового университета

Рабочая программа дисциплины

 

Для всех направлений

(программа подготовки бакалавра)

Одобрено кафедрой «Экономическая история и история экономических учений»

протокол № 3 от «22» октября 2013 г.

Москва 2013

УДК 378.6(073)

ББК 74.58-03я73

К 63

Рецензенты: Е.А. Агеева, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений», кандидат исторических наук; Н.О. Воскресенская, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений», кандидат исторических наук.

Н.А. Разманова, А.В. Комаров

История Финансового университета: Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по всем направлениям (программа подготовки бакалавра). – М.: Финансовый университет, кафедра «Экономическая история и история экономических учений», 2013. – 33 с.

 

Дисциплина «История Финансового университета» является дисциплиной факультатива по всем направлениям подготовки (бакалавриат).

Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

УДК 378.6(073)

ББК 74.58-03я73

Учебное издание

Наталья Александровна Разманова

Алексей Валерьевич Комаров

История Финансового университета

Рабочая программа дисциплины

 

 

Компьютерный набор, верстка: А.В. Комаров

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 2. Изд. № 67.5- 2013. Тираж 26 экз.

Заказ _______

 

Отпечатано в Финансовом университете

 

Ó Разманова Н.А., Комаров А.В., 2013

Ó Финансовый университет, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель дисциплины …………………………………………………  
2. Место дисциплины в структуре ООП …………………………….  
3. Требования к результатам освоения дисциплины....…………….  
4. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………….  
5. Содержание дисциплины................………………………………..  
  Часть 1. Содержание разделов дисциплины …………….. ………  
  Часть 2. Разделы (или) темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)……………………………………….  
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………  
7. Приложение …………………………………………………………  
     
     
     
     
     

 


1. Цель дисциплины: изучить историю становления и основные этапы развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с 1919 - 2013 гг., его традиции, структуру, формы учебной и научной работы, особенности студенческой жизни, выявить взаимосвязь вуза с системой отечественного финансово-экономического образования и экономической историей нашего государства в целом.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История Финансового университета» является дисциплиной факультатива по всем направлениям подготовки (бакалавриата).

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами дисциплина «История Финансового университета» обеспечивает формирование общекультурных компетенций:

 

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 (направления «Бизнес-информатика», «Политология», «Прикладная математика и информатика», «Торговое дело», «Экономика»); ОК-3 (направление «Юриспруденция»); ОК-5 (направления «Менеджмент», «Управление персоналом»); ОК-8 (направление «Информационная безопасность»);   ОК-1 (направление «Социология»)   ОК-4 (направление «Туризм»)     ОК-1 (направление «Прикладная информатика»)   ОК-1 (направление «Прикладная математика и информатика»)     – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;     - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения     – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь - способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества; - способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;   · лекция-беседа; · дискуссия;    

 


В результате изучения дисциплины «История Финансового университета» студент должен:

знать:

· основные события и особенности развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в неразрывной связи с историей нашего государства и всемирной историей;

· историю Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, вузов предшественников, а также общие культурно-ценностные ориентиры экономического образования;

уметь:

· использовать знания истории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в контексте с общей и экономической историей.

владеть:

· методами и приемами научного анализа исторических знаний и проблем экономики.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 0,5 зачётные единицы

(18 часов).

Вид промежуточной аттестации - зачет.

Вид учебной работы Часы
Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоёмкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции (Л)      
Семинары (С) - -  
Самостоятельная работа      
В семестре      

Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Первые финансовые вузы Москвы (1919 – 1946 гг.)

Экономический подъем в России в начале ХХ в. и высшее финансово-экономическое образование. Рост потребностей в специалистах по финансам для государственных финансовых органов, частном предпринимательстве, городском и земском самоуправлении.

Приход к власти большевиков и начало советизации системы образования. Характерные особенности финансово-экономической политики большевиков в начале 1920-х гг. Трудности овладения финансовыми операциями. Финансово-экономические институты в условиях безденежного хозяйства. Совместные усилия Наркоматов финансов, торговли и промышленности и просвещения по созданию первых в истории России финансово-экономических вузов. Реорганизация в 1918 г. Александровского коммерческого училища в Московский промышленно-экономический институт. Создание в 1919 г. Московского финансово-экономического института НКФ РСФСР. Первый ректор МФЭИ – Д.П.Боголепов. Выполнение главной задачи МФЭИ – создание кадров советских финансовых работников для НКФ. Начало идеологизации финансово-экономического образования. Социально-экономический кризис 1920 – 1921 гг. и ухудшение материального обеспечения МПЭИ и МФЭИ.

Новая экономическая политика. Проблемы стабилизации денежного обращения, восстановления и развития народного хозяйства. Перестройка преподавания финансово-экономических дисциплин в 1920-е гг. в условиях сочетания командных методов управления экономикой и рыночных механизмов. Подъем деятельности МПЭИ в период нэпа. Ректоры 1920-х гг. – П.И.Шелков, В.И.Вегер.

Реорганизация МФЭИ и создание на его основе финансового факультета МПЭИ. Организационные и финансовые ресурсы НКФ – в помощь финансовому факультету МПЭИ. Ведущие руководители Накомфина – преподаватели финансового факультета. Декан факультета – Л.Н.Юровский, один из организаторов денежной реформы периода НЭПа. Сотрудничество с финансовым факультетом МПЭИ Н.Д.Кондратьева. «Орабочение» студенческой среды. Создание рабфака.

Социалистическая индустриализация. Новые задачи финансово-экономического образования. Реформа высшего образования 1928 – 1929 гг. Переподчинение финансовых вузов от Наркомата просвещения Наркомфину и разукрупнение их. «Чистки» и репрессии 1930-х гг. Финансовый факультет МПЭИ воссоздан в 1930 г. в виде Московского финансово-экономического института. Первый директор МФЭИ – Д.А.Бутков, начальник планово-экономического отдела НКФ. Сотрудники НКФ – преподаватели вуза. Разработка учебных программ и планов, введение практики. Создание специальных кафедр. Развитие рабфака. Создание аспирантуры. Главная задача вуза – подготовка массовых кадров для Наркомфина и его финансовых отделов на местах, Госбанка и его филиалов на территории всего Советского Союза. Студенты МФЭИ. А.Г.Зверев, выдающийся министр финансов СССР. Репрессии против МФЭИ в 1934 г., перевод вуза в Ленинград. Вхождение в состав Ленинградского финансово-экономического института в качестве финансового факультета.

Учреждение в 1931 г. Московского учетно-экономического института Госбанка СССР. От ведомственного узкоспециализированного вуза к профильный финансовый институт. Реорганизация МУЭИ в 1934 г. в Московский кредитно-экономический институт. МКЭИ – преемник МФЭИ и МУЭИ. Первый директор МКЭИ – М.И.Шеронов. Обновление учебных программ и планов в соответствии с задачами индустриализации. Создание кафедр. Ученые, внесшие вклад в развитие финансово-экономических научных дисциплин – З.В.Атлас, В.В.Иконников, Н.А.Кипарисов, А.М.Галаган, Н.Н.Любимов, Я.Е.Винер, В.К.Яцунский – преподаватели МКЭИ. Выпуск первых учебников. Создание аспирантуры. Первые аспиранты – М.С.Атлас, С.Б. Барнгольц. Научные дискуссии, как предлог для новых репрессий. 1940 г. переезд МКЭИ в новое здание на Ярославском шоссе.

Великая Отечественная война. Перестройка учебной, научной и общественной работы финансово-экономических вузов в соответствии с потребностями фронта. Закрытие ряда вузов, сокращение финансирования, приостановка занятий. Эвакуация ЛФЭИ на Северный Кавказ, а затем в Ташкент. Прекращение деятельности ЛФЭИ на время войны. Новый директор МКЭИ – Д.А.Бутков. Эвакуация в 1941 г. МКЭИ в Саратов. Возобновление учебного процесса в Саратове в начале 1942 г. Организационные и материальные трудности работы МКЭИ в Саратове. Реэвакуация МКЭИ в Москву в 1943 г. Восстановление приема новых студентов в 1943/1944 г. Воссоздание МФЭИ в 1943 г. Воссоздание ЛФЭИ в 1944 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...