Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Производство и издержки




Обсуждаем:

1. Предпринимательская фирма и формы ее организации.

2. Производственная функция фирмы и ее свойства. Изокванта.

3. Изокоста или линия равных затрат. Условия равновесия производителя.

4. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах.

4.1. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора. Закон убывающей предельной отдачи переменного фактора.

4.2. Производственная стратегия фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства.

5. Издержки производства: понятие и виды.

6. Прибыль: бухгалтерская и экономическая. Условия максимизации прибыли на конкурентном рынке в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Отвечаем и дискутируем:

1. Назовите основные типы предпринимательских фирм. Каковы их достоинства и недостатки?

2. В чем преимущества корпорации по сравнению с другими типами фирм?

3. Что представляет собой производственная функция? Каковы ее свойства?

4.Что показывает изокванта и изокоста?

5. При каком условии производитель будет находиться в состоянии равновесия?

6.Какой критерий лежит в основе разграничения долгосрочного и краткосрочного периодов?

7. Чем обусловлен положительный эффект масштаба производства?

8. В каком случае наблюдается отрицательный эффект масштаба производства и чем он может быть вызван?

9.Какова динамика совокупного, среднего и предельного продукта переменного фактора по мере его увеличения?

10. Почему в условиях краткосрочного периода объем выпуска может быть увеличен лишь до определенного предела?

11. Почему деление на постоянные и переменные издержки характерно только для краткосрочного периода?

12. Что такое издержки производства и каковы их виды?

13. Почему внешние издержки называют явными, а внутренние – неявными?

14..Какая прибыль больше – экономическая или бухгалтерская и почему?

15. Чем отличаются друг от друга доход и прибыль? Назовите известные вам виды дохода.

16.При каких условиях прибыль будет максимальной в краткосрочном и долгосрочном периодах времени?

Размышляем:

1. Единоличное предприятие (владение):

а) характеризуется ограниченной ответственностью по обязательствам фирмы;

б) предполагает полный контроль со стороны собственника капитала за делами фирмы;

в) имеет облегченный доступ к источникам внешнего финансирования.

2. Любая точка, находящаяся либо на изокванте, либо на изокосте, означает:

а) количество производимого продукта;

б) комбинацию физических объемов ресурсов;

в) сумму издержек.

3. Закон убывающей производительности факторов производства был впервые теоретически доказан:

а) А.Смитом;

б) К.Марксом;

в) Т.Мальтусом.

4. Производственная функция характеризуется постоянной отдачей от масштаба, если выполняется следующее условие:

а) капитал возрастает в 3 раза, труд - в 4раза, а выпуск – в 12 раз;

б) увеличение затрат как капитала, так и труда на 20% вызывает рост выпуска на 20%;

в) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска на 20%.

5.В долгосрочном периоде все факторы производства рассматриваются как:

а) постоянные;

б) переменные;

в) упущенная выгода.

6. Если при данном объеме выпуска предельный продукт переменного фактора достигает своего максимума, то это означает, что:

а) значения общего продукта начинают расти ускоряющимся темпом;

б) прирост общего продукта становится отрицательным;

в) значения общего продукта перестают расти ускоряющимся темпом.

7. Общие издержки – это:

а) МС + АС; в) FС + VС;

б) АFС + АVС; г)FС + МС

8. В точке минимальных средних издержек предельные издержки должны быть:

а) больше, чем средние издержки;

б) меньше, чем средние издержки;

в) равны средним издержкам;

г) минимальными.

9. В краткосрочном периоде фирма производит 500единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл., средние постоянные издержки – 0,5долл. Общие издержки составят:

а) 2,5долл.;

б) 750долл.;

в) 1250долл.;

г) 1100долл.

10.Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной формы?

а) АFС.; б) МС; в) АVС; г) АТС.

11. К переменным издержкам фирмы относятся:

а) нормальная прибыль;

б) плата за сырье;

в) заработная плата управляющего;

г) издержки на аренду офиса.

12. К постоянным издержкам фирмы относятся:

а) расходы на приобретение компьютеров;

б) денежные затраты на основные и вспомогательные материалы, используемые для изготовления продукции;

в) издержки на аренду офиса;

г) заработная плата производственных рабочих.

13. Затраты на производство дополнительной единицы выпуска – это:

а) средние издержки;

б) предельные издержки;

в) переменные издержки.

14. Нормальная прибыль является составной частью:

а) внутренних издержек

б) внешних издержек;

в) постоянных издержек;

г) переменных издержек.

15. Прибыль в общем виде определяется как:

а) разница между совокупным доходом и средними издержками;

б) разница между предельным доходом и предельными издержками;

в) разница между совокупным доходом и совокупными издержками.

Разберитесь в ситуации:

1. На строительство гостиницы уже потрачено 4 млн. у.е. осталось вложить еще 2 млн.у.е. для завершения строительства. Но ситуация на рынке гостиничных услуг изменилась. Эксперты оценили, что современная стоимость всех будущих доходов составит 5 млн.у.е. незавершенный объект можно продать за 2,5 млн.у.е. Других, более выгодных, вариантов использования незавершенного строительства нет. Нужно ли оканчивать строительство? Ответ обоснуйте

2. Проведите экономический анализ (прибыльности, целесообразности закрытия и т.д.) трех фирм отрасли на основе следующих данных:

Фирма 1. Цена товара 10 у.е., объем выпуска 1000 единиц. Постоянные издержки 5000 у.е., средние переменные издержки равны 5 у.е.

Фирма 2.Цена товара 9 у.е., объем выпуска 80000 единиц. Совокупные издержки 800000 у.е., средние переменные издержки равны 5,5 у.е.

Фирма 3. Цена товара 10 у.е., совокупная выручка (доход) фирмы 30000 у.е. Совокупные издержки 30800 у.е., Средние постоянные издержки равны 0,15 у.е.

Решаем:

Задача 1.

Используя данные таблицы заполните все графы.

Объем производства (шт. в мес.) Издержки, тыс. шт.
FC VC TC AFC AVC ATC MC
               
               
               
               
               
               

 

 

Задача 2.

В таблице приведены значения выпуска и соответствующие им величины долгосрочных средних издержек LAC отрасли.

Выпуск продукции, млн.шт. Долгосрочные средние издержки, тыс.руб.
   
   
   
   
   
   
   

Определите:

а) в каком интервале выпуска продукции наблюдается положительный постоянный и отрицательный эффект масштаба?

б) в каком интервале выпуска продукции может быть наиболее эффективное производство? Обоснуйте свое решение графически, если рыночная цена продукции будет равна 6 тыс.руб.

Задача 3.

В конце года бухгалтер сообщает, что Ваша прибыль – 5 млн.руб. Управляя собственной фирмой, Вы упускаете зарплату в 3 млн.руб. в год, которую могли бы получать, работая в другом месте. В создание предприятия Вы вложили 10 млн.руб. Если бы Вы положили их в банк, то получили бы 15% годовых. Посчитайте экономическую прибыль. Сделайте вывод: останетесь ли Вы в этой сфере производства на следующий год.

Задача 4.

Имеются следующие данные о деятельности фирмы:

Р Q TR TC FC AC AVC MC
?     ?   ? 5,5  

Количество выпускаемого продукта таково, что при его увеличении предельные издержки фирмы возрастут. Заполните таблицу. Должна ли фирма:

А) увеличить выпуск продукции; В) закрыться;

Б) уменьшить выпуск продукции; Г) ничего не менять.

Задача 5.

На основании данных таблицы рассчитайте для каждого объема производства постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Решение оформите в виде таблицы.

Выпуск продукции, шт.            
Общие издержки, тыс.руб.            

 

Задача 6.

В таблице даны выпуск и общие издержки производства фирмы – чистого конкурента. Какой объем выпуска выберет фирма, если цена товара на рынке равна 50 тыс. руб.? Решение оформите в виде таблицы.

Выпуск продукции, шт.              
Общие издержки, тыс.руб.              

 

Задача 7.

Фирма производит 100 тыс. единиц продукции по 20$ за единицу. Затраты на покупку сырья составили - 400 тыс.$. Заработная плата работников – 400 тыс.$. Оплата энергоресурсов – 100 тыс.$, амортизация составляет 200 тыс.$. Заработная плата управляющих – 300 тыс.$, выплата процентов на заемные средства составляет- 100 тыс.$. Свой риск предприятие оценивает в 300 тыс.$.

Определите:

1) переменные и постоянные издержки, общие издержки;

2) общую выручку;

3) прибыль.

Задача 8.

Если средний продукт труда равен 30 при L= 9, а предельный продукт десятой единицы труда равен 45, то чему равен совокупный продукт труда при L = 10?

Задача 9

Задано изменение затрат труда и совокупного продукта

L                      
TPL                      

 

Рассчитайте средний и предельный продукт труда. Определите границы эффективной зоны.

Задача 10

.Функция совокупных издержек от объема выпуска задана формулой

ТС = 120 + 50Q2. Определите величину постоянных, переменных, средних и предельных издержек для объема выпуска Q = 10.

 

Задания для сообразительных:

1.Объясните, почему равновесие производителя достигается в точке касания изокванты и изокосты?

2. Почему фирма получает максимальную прибыль при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу?

3. Семья фермеров имеет 20 га земли. По рыночным оценкам ежегодная арендная плата за нее составила бы 2 тыс. руб. за 1 га. Выплата заработной платы работникам составляет 60 тыс.руб. в год, затраты на материалы, удобрения, горючее – 30 тыс.руб., а ежегодные выплаты процентов по займу 20 тыс.руб. Стоимость основного капитала (механизмы со сроком службы 5 лет) – 100 тыс.руб. Работая на ферме, хозяин отказывается от возможности вложить в бизнес разницу между стоимостью основного капитала и долгом банку (долг банку составляет 70 тыс. руб.) и получать с этой суммы доход в размере 10%. Фермеру предлагают работу с годовым доходом 30 тыс. руб. Его жена также трудится на ферме, а за свой труд в другом месте она могла бы получать 10 тыс.руб. ежегодно. Свой предпринимательский талант (нормальная прибыль) фермер оценивает в 30 тыс.руб.

Определите:

а) годовые бухгалтерские и экономические издержки по ведению фермерского хозяйства;

б) бухгалтерскую и экономическую прибыль, если доход фермерской семьи составляет 500 тыс.руб.

 

Повторяем понятия и термины:

Каждому из приведенных ниже высказываний найдите соответствующий терминилипонятие.

1. Период времени, в течение которого хотя бы один фактор производства остается неизменным.

2. Альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы.

3.Кривая, показывающая все сочетания переменных ресурсов, которые могут быть использованы при выпуске данного объема продукции.

4. Зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным выпуском продукции.

5. Ситуация, при которой объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые ресурсы.

6. Прирост общего объема продукта в результате применения дополнительной единицы данного переменного ресурса.

7. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции.

8. Прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.

9. Переменные издержки в расчете на единицу продукции.

10. Ситуация, при которой рост объема производства в фирме отстает от роста затрат.

11. Количество одного ресурса, которое может быть сокращено «в обмен» на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.

12. Издержки, связанные с производством дополнительной единицы выпуска.

Ответы:

а. Внутренние издержки

б. Положительный эффект масштаба производства

в. Изокоста

г. Постоянные издержки

д. Средние переменные издержки

е. Производственная функция

ж. Изокванта

з. Краткосрочный период

и. Предельная норма технологического замещения

к. Предельный продукт

л. Отрицательный эффект масштаба производства

м. Предельные издержки

 

Проверьте себя еще раз:

Верны ли следующие утверждения:

1. Производственная функция выражает зависимость между любым возможным объемом выпуска и количеством применяемых факторов.

2. Если при увеличении объемов всех потребляемых ресурсов на 30% выпуск возрастает на 20%, имеет место постоянный эффект масштаба производства.

3. Если предельный продукт переменного фактора сокращается, совокупный продукт также сокращается при любых условиях.

4. Специализация может привести к положительному эффекту масштаба производства.

5. Экономическая прибыль обычно превышает бухгалтерскую прибыль.

6. Переменными издержками выступают расходы, связанные с оплатой рабочих.

7. Если предельные издержки больше средних, то средние издержки возрастают.

8. Главное преимущество корпорации над другими формами бизнеса – возможность привлекать значительный капитал.

9. В долгосрочном периоде все факторы производства рассматриваются как переменные.

10. Собственник фирмы, организованной как партнерство, несет в отличие от собственника индивидуальной фирмы, ограниченную ответственность за действия фирмы.

 

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Проблемы функционирования предпринимательских фирм в России.

2.Основные направления развития корпоративной формы бизнеса в России.

 

. Формируем словарь терминов и понятий: предпринимательскаяфирма, единоличное владение, партнерство, корпорация, производственная функция, изокоста, изокванта, равновесие производителя, предельная норма технологического замещения, краткосрочный период времени, долгосрочный период времени, закон убывающей предельной отдачи переменного фактора, совокупный продукт переменного фактора, средний продукт переменного фактора, предельный продукт переменного фактора, положительный эффект масштаба производства, отрицательный эффект масштаба производства, постоянный эффект масштаба производства, внешние издержки, внутренние издержки, экономические издержки, постоянные издержки, переменные издержки, совокупные издержки, средние издержки, предельные издержки, средние переменные издержки, средние постоянные издержки, нормальная прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, совокупный доход, средний доход, предельный доход.

 

ТЕМА 7. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

 

Обсуждаем:

1. Сущность, виды и функции конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция.

2. Совершенная конкуренция.

3. Несовершенная конкуренция:

3.1 Чистая монополия. Типы монополий. Последствия монополий.

3.2. Монополистическая конкуренция.

3.3. Олигополия: особенности ценообразования и конкуренции на олигополистическом рынке.

4. Антимонопольная политика: цели, направления, организация..

 

Отвечаем и дискутируем:

1. Что такое конкуренция? Какие функции она выполняет?

2.Если на рынке имеет место ценовая конкуренция, то кто из производителей будет находиться в выигрыше?

3. Как соперничают фирмы в условиях совершенной конкуренции, если все они выпускают однородную продукцию? Какая форма конкуренции свойственна совершенно конкурентному рынку?

4. В каких рыночных структурах имеет место неценовая конкуренция и почему?

5. Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

6. Почему в условиях рынка свободной конкуренции равновесие быстро восстанавливается?

7. Получает ли конкурентная фирма в долгосрочном периоде экономическую прибыль?

8. Каковы характерные черты монополии? Приведите примеры отраслей, соответствующих этой рыночной структуре.

9. Может ли монополия иметь убытки, если она сама выбирает объем выпуска продукции и цену?

10. Почему фирма - монополист получает экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде?

11. Какова причина появления естественных монополий? Приведите примеры естественных монополий.

12. Почему государство проводит антимонопольную политику? Что не устраивает государство в деятельности монополий?

13. Какие методы использует государство для регулирования естественных монополий?

14. Что такое ценовая дискриминация? Какие условия необходимы для проведения ценовой дискриминации? Приведите несколько примеров ценовой дискриминации на Российском рынке.

15. Дайте определение показателя Лернера. В каких пределах этот показатель может изменяться?

16. Назовите признаки монополистической конкуренции.

17.Какие формы неценовой конкуренции использует фирма монополистический конкурент?

18. При выполнении какого условия монополистически конкурентная фирма достигает равновесного состояния в краткосрочном и долгосрочном периодах?

19. Какие общие черты имеют рынки совершенной и монополистической конкуренции, каковы различия между ними?

20. В чем заключается принципиальное отличие фирмы - олигополиста от фирм, функционирующих в условиях монополии и монополистической конкуренции?

21. В каких формах может существовать олигополистическая взаимозависимость?

22.Почему олигополистический рынок является, как правило, неравновесным?

23. Каковы модели ценообразования на олигополистическом рынке?

24. Почему кривая спроса в условиях олигополии имеет вид ломаной кривой?

Размышляем:

1. Из перечисленных условий к рынку совершенной конкуренции относятся:

а) отсутствует влияние со стороны фирмы на уровень цены;

б) фирма – единственный производитель данного товара;

в) единственному продавцу противостоит единственный покупатель;

г) кривая спроса имеет отрицательный наклон.

2. Укажите общую черту рынков монополистической и совершенной конкуренции?

а) производятся однородные товары;

б) отсутствует контроль над ценой;

в) на рынке оперирует множество продавцов и покупателей;

г) отсутствует неценовая конкуренция.

3. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

а) кривыми предельного и среднего доходов;

б) кривой общей выручки;

в) кривой общих затрат;

г) кривой предельных затрат.

4. При выполнении какого условия совершенно конкурентная фирма получает максимальную прибыль?

а) средние общие затраты равны предельному доходу;

б) общий доход принимает максимальное значение;

б) предельные затраты равны предельному доходу;

в) средние общие затраты принимают минимальное значение.

5.В каком случае фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, готова прекратить работу?

а) когда цена равна минимальным средним общим затратам;

б) когда цена постоянно падает;

в) Р=МС;

г) цена равна минимальным средним переменным затратам.

6. В какой ситуации при общей тенденции цены к понижению фирма готова оставить отрасль?

а) когда не покрываются постоянные затраты;

б) когда прибыль отрицательна и доход не покрывает переменные затраты;

в) когда прибыль принимает нулевое значение;

г) когда другие фирмы оставляют данную отрасль.

7. В условиях монополии верно следующее утверждение:

а) прибыль максимальна, если цена равна предельным издержкам;

б) в точке максимума прибыли предельный доход больше цены;

в) прибыль максимальна, если предельные издержки равны предельному доходу.

8. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены равны предельным издержкам;

в) фирмы не получают экономической прибыли.

9. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукции;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель

10. Под монополистической конкуренцией понимают такую рыночную структуру рынка, при которой

а) группа взаимодополняемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей;

б) группа взаимодополняемых товаров производится небольшим числом независимых друг от друга производителей;

в) группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей.

11. Кривая спроса на продукцию монополиста

а) имеет отрицательный наклон;

б) имеет положительный наклон;

в) является вертикальной линией;

г) является горизонтальной линией

12. Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что:

а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции;

б) конкурирующие фирмы продают дифференцированный продукт, а не однородный;

в) в длительном периоде в условия монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль;

г) конкурирующие фирмы продают уникальные товары.

13. Ломаная кривая спроса в условия олигополии показывает, что

а) спрос выше установленной цены эластичен, ниже – неэластичен;

б) предельная выручка в точке перегиба кривой спроса имеет разрыв

в) конкуренты не реагируют на повышение цены, но отвечают на ее понижение;

г) все ответы верны.

14. Монополист несет убытки в том случае, если у него

а) MC < AC;

б) МС< P;

в) Р < AC;

15. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля-Хиршмана:

а) отрицателен; б) стремится к нулю; в) стремится к единице; г) стремится к бесконечности.

Разберитесь в ситуации

1.Предположим вы – независимый частный консультант по проблемам монополий. Вашими советами постоянно пользуются 5 фирм и хотя информация, которую они вам предоставляют, является неполной, ваши знания эксперта позволяют вам давать определенные рекомендации в каждом случае. Выберите одну из следующих рекомендаций для каждой фирмы, позволяющую ей максимизировать прибыль:

а) сохранить выпуск на прежнем уровне;

б) увеличить выпуск продукции;

в) сократить выпуск продукции;

г) прекратить производство.

Данные для расчета

Фирма P MR TR Q TC MC ATC AVC Ваши рекомендации
А 3,9 3,00       2,9   3,24  
Б 5,9         5,9 4,74 4,24  
В   9,00       9,00 11,9 10,74  
Г 35,9 37,9       37,90 35,90    
Д 35,00           При минимзначении 23,94  

. 2. На основании рисунка ответьте на следующие вопросы:

а) В какой рыночной структуре работает предприятие?

б) получает ли оно экономическую прибыль? Если да, то какова ее величина?

Решаем:

Задача 1

Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, имеет предельную выручку MR=50 руб. и реализует 40 ед. продукции. Если фирма увеличивает объем продаж до 60 ед. при неизменном рыночном спросе на производимую ею продукцию, то по какой цене она сможет продавать продукцию?

Задача 2.

Фирма-монополист максимизировала прибыль, выпуская 4 ед. товара. Если характер спроса на товар и цены ресурсов не изменились, то может ли фирма повысить прибыль, увеличив выпуск до 5 ед.?

Задача 3.

Общие издержки трех конкурентных фирм при изменении объема выпуска меняются следующим образом

Общие издержки фирм А, В, С

Объем выпуска продукции Общие издержки (долл.)
Фирма А Фирма В Фирма С
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Рыночная цена за единицу продукции – 100 долл. Определите, при каком объеме выпуска каждая из фирм достигает равновесного состояния и при каком объеме выпуска достигается равновесие в отрасли. Предполагается, что в отрасли действует 10 000 фирм типа А, 20 000 фирм типа В, 5 000 фирм типа С.

Задача 4

Фирма работает на конкурентном рынке. АС=(4000/Q)+4, где Q–объем выпуска, Р=80руб. Каким должен быть выпуск продукции, соответствующий безубыточности производства?

Задача 5.

Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Цена на продукцию в отрасли составляет 8 руб. за единицу. Функция общих затрат фирмы представлена в таблице

Объем выпуска, Q (шт.) Общие затраты, ТС (руб.)
   
   
   
   
   
   

 

Определить:

1. Объем выпуска продукции, при котором фирма максимизирует прибыль;

2. Величину прибыли, общего дохода и совокупных издержек фирмы.

Задача 6

Совершенно конкурентная фирма производит 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках 1750 руб. и средних издержках производства 2150 руб. Рыночная цена одного телефона 2500 руб. Какую прибыль получает фирма.

 

Задача 7

Функция зависимости общих издержек от объема выпуска фирмы имеет вид ТС=8Q + Q2. Если фирма максимизирует свою прибыль при объеме выпуска 14 ед. продукции, то какой будет рыночная цена единицы продукции?

Задача 8

Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой AR=10-Q. Если фирма имеет средние издержки по производству, выраженные функцией AC=(16+Q)/Q, то какую прибыль или убыток получает фирма, оптимизируя выпуск в краткосрочном периоде.

Задача 9

Общий доход фирмы – монополиста описывается функцией:

TR = 1000Q – 10Q2

Предельные издержки имеют вид: 100 + 10Q. Сколько товаров будет продано на рынке и по какой цене?

 

Задача 10

На рисунке представлен монополистический производитель.

а) Обозначьте кривые спроса: МR, МС, АТС

б) Обозначив равновесную цену как Р, выпуск как Q, определите цену и уровень выпуска продукции, которые установит монополист для максимизации своей прибыли.

в) Покажите на графике величину монопольной прибыли.

 

Р

 

 
 

 


Q

 

Задания для сообразительных:

1. Поясните тезис о том, что совершенно конкурентные рынки эффективны по Парето. Может ли на конкурентных рынках сложиться ситуация Парето – неэффективность?

2. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях?

3. Если спрос на продукцию фирмы-монополиста равен Qd=24-2P, а общие издержки описываются функцией ТС = 18+Q2, то при каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль? Какова будет величина прибыли?

4. Результаты исследования показывают, что монопольное положение фирмы приводит к 20 % увеличению цены по сравнению с конкурентной фирмой. При этом объем продаж на 30% ниже конкурентного уровня. Вычислите потери общества от монополии, если текущая цена товара 5 000 руб., а годовой объем продаж 50 тыс. шт., предельные издержки постоянны.

5. Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене 50 тыс. руб. Функция общих издержек фирмы имеет вид

ТС = 54+2Q+Q3. Определить:

а) оптимальный объем выпуска фирмы;

б) размер прибыли (убытков);

в) цену, при которой фирма работала бы без прибыли, но и без убытков.

 

Повторяем понятия и термины:

Каждому из приведенных ниже высказываний найдите соответствующий термин или понятие.

1.. Соперничество рыночных субъектов за наиболее выгодные сферы приложения капитала.

2. Рыночная структура, при которой относительно большое число фирм конкурируют друг с другом, продавая на рынке дифференцированный товар.

3. Единственный производитель в отрасли, который полностью контролирует объем продаж товара и обладает определенной властью над ценой.

4. Кривая спроса фирмы-олигополиста, отражающая ситуацию, когда конкуренты поддерживают любое понижение цены и не поддерживают ее повышение.

5. Разновидности одноименного продукта.

6. Условие, при котором фирмы могут без препятствий и ограничений возникать в определенной отрасли, либо покидать её.

7. Соперничество, основанное на рекламе, качестве продукта.

8. Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары.

9. Монополия на редкие и трудновоспроизводимые ресурсы.

10. Рыночная структура, в рамках которой существует всеобщая зависимость фирм при формировании ценовой политики.

11. Соперничество, основанное на цене продукта.

12. Продажа одной и той же продукции по разным ценам, разным покупателям.

Ответы:

а. Монополистическая конкуренция

б. Конкуренция

в. Дифференцированный продукт

г. Олигополия

д. Неценовая конкуренция

е. Свободный рынок

ж. Естественная монополия

з. Свободный вход и выход

и. Ценовая конкуренция

к. Ломаная кривая спроса

л. Монополия

м. Ценовая дискриминация

Проверьте себя еще раз:

Верны ли следующие утверждения?

1. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска не повлияет на размер прибыли фирмы.

2. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.

3. Монополист получает экономическую прибыль только в долгосрочной перспективе.

4. Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.

5. Для конкурентной фирмы цена продукции равна предельному доходу.

6. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна.

7. Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

8. Свободный вход и выход фирм с рынка являются необходимым условием совершенной конкуренции.

9. Монополист будет производить и продавать дополнительный объем выпуска продукции при условии, если МR будет больше МС.

10. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.

11. Антимонопольная политика направлена против монополий.

12. На олигополистическом рынке цены более стабильны, чем в условиях совершенной конкуренции.

13. В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продукции выше, а цены ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.

14. При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на их товар.

15. В условия монополистической конкуренции фирмы всегда получают положительную экономическую прибыль.

16. Автомобильный рынок – это типичный пример рынка совершенной конкуренции.

17. Для совершенного конкурентного рынка характерен контроль над ценой.

18. Ценовая война характерна для монопольного рынка.

19. Экономия от масштаба – одна из причин, порождающих естественную монополию.

20. При любой конкуренции фирма имеет прибыль в том случае, если общий доход превышает общие издержки.

21. В условиях несовершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, когда МС=MR.

 

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Конкуренция на Российском рынке: формы ее реализации.

2. Государственное регулирование рекламной деятельности в России.

3. Дифференциация продукта как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий.

4. Олигополия в отраслях Российской экономики: проблемы эффективности.

5. Естественные монополии в Российской экономике: проблемы и тенденции развития.

6. Особенности антимонопольной политики в России.

 

 

Формируем словарь терминов и понятий:

Конкуренция, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, внутриотраслевая конкуренция, межотраслевая конкуренция, рыночная структура, совершенная конкуренция, монополия, естественная монополия, закрытая и открытая монополия, ценовая дискриминация, индекс Лернера, индекс Харфиндаля- Хиршмана, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, ценовое лидерство, ценовая война, кооперативное и некооперативное поведение олигополии, модель Курно, ломаная кривая спроса, теория игр, антимонопольная политика.

 

 

ТЕМА 8. РЫНОК ТРУДА

I. Обсуждаем:

1. Закономерности формирования спроса и предложения на экономические ресурсы.

2. Рынок труда: понятие, структура, функции.

3. Рынок труда и его компоненты.

3.1. Рабочая сила как ресурс и его особенности.

3.2. Спрос и предложение на рынке труда.

3.3. Формирование заработной платы в условиях конкурентного рынка труда.

4. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.

4.1. Монопсония на рынке труда.

4.2. Роль профсоюзов на рынке труда.

4.3. Двусторонняя монополия.

 

Отвечаем и дискутируем:

1. Какие функции выполняет рынок труда и какова его структура?

2. Что продается на рынке труда –рабочая сила или труд? Докажите.

3. Каковы особенности ресурса р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...