Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции детского изобразительного творчества




Компенсаторная функция (изобразительное творчество как уте­шение) направлена на сохранение и восполнение психического равновесия, эстетически-духовного дефицита, переживаемого деть­ми в реальной жизни. Условно можно выделить несколько аспектов компенсаторной функции:

- отвлекающий — возникает при необходимости переключить ребенка с одного вида деятельности на другой;

- утешающий — реализуется при самой легкой степени наруше­ния эмоционального состояния дошкольника;

- корректирующий — активизируется при возникающих серьез­ных психологических расстройствах, сопровождающихся неадекват­ной реакцией детей на происходящее.

Познавательно-эвристическая функция (изобразительное твор­чество как знание и просвещение). Познавательное содержание изо­бразительного творчества заключается в определении объема худо­жественной информации, доступной, интересной и необходимой детям для создания собственных художественных образов. Эвристи­ческое содержание является для дошкольника открытием, а его усвоение обеспечивает овладение исторически сложившимся опытом в области искусства для последующего его использования в собствен­ном творчестве.

Художественно-концептуальная функция (изобразительное творчество как анализ красоты окружающего мира). Ребенок как художник перерабатывает собственные наблюдения, эстетические впечатления, переживания и т.д., полученные из окружающей жизни, и, преломляя их через собственный изобразительный опыт и худо­жественную интуицию, создает целостную «художественную концеп­цию», приобретающую образную форму.

Функция предвосхищения (изобразительное творчество как предположение). Предвосхищение процесса и результата деятельно­сти на занятиях по изобразительному искусству питает детское во­ображение и обеспечивает овладение детьми знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативная функция (изобразительное творчество как общение) способствует построению ребенком контактов с окружаю­щими, миром искусства и природой.

Информационная функция (изобразительное творчество как сообщение). В ходе занятий изобразительным искусством дети по­лучают определенный объем информации, таким образом, изобра­зительное творчество является специфическим каналом связи и служит обобществлению индивидуального опыта ребенка в области искусства.

Катарсическая функция (изобразительное творчество как духов­ное очищение) обеспечивает эстетическое переживание при вос­приятии произведений изобразительного искусства, способствует снятию психологического напряжения, потрясения, вызывает удив­ление, без которых невозможно создать условия для творческого развития детей.

Воспитательная функция (изобразительное творчество как вос­питание) содействует формированию у дошкольника положительно­го эстетического отношения к себе, близким, окружающему миру, искусству.

Созидательно-преобразовательная функция (изобразительное творчество как создание и преобразование образов) обеспечивает овладение детьми основами изобразительной грамоты и преобразо­вание образов действительности в доступные художественно-вы­разительные образы.

Социализирующая функция (изобразительное творчество как средство социального развития) направлена на усвоение художественно-социального опыта на занятиях изобразительным искус­ством, который является основой формирования личности ребенка.

Социально-организаторская функция (творчество как средство создания развивающей среды) позволяет создавать художественно- эстетическую предметно-пространственную развивающую среду на основе художественно-изобразительного опыта, приобретенного детьми на занятиях изобразительным искусством.

Эстетическая функция (изобразительное творчество как фор­мирование эстетических ценностей) способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, позволяющего им созидать и преобразо­вывать действительность по законам красоты.

Гедонистическая функция (изобразительное творчество как на­слаждение) обеспечивает доставление детям эстетического удоволь­ствия, наслаждения, радости, желания самостоятельно создавать что-либо.

Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-до­школьника) способствует гармоничному эстетическому развитию личности ребенка, координации формирования эмоционально- волевых, интеллектуальных и других качеств.

Развлекательная функция (изобразительное творчество как раз­влечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в по­требность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.

Детское изобразительное творчество, выступающее как полифунк­циональное социальное явление, способствует формированию раз­личных качеств творческой личности:

1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.

2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стрем­лением получить интересную работу, отличающуюся от других.

3.Способность находить альтернативные решения при возника­ющих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.

4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из раз­личных видов детской деятельности в процессе создания выразитель­ного образа.

5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в само­стоятельной деятельности.

6.Способность творчески интерпретировать уже известные спо­собы действия.

7. Умение вычленять простые формы в более сложных.

8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).

9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.

10. Способность гармонизировать различные выразительные сред­ства для достижения целостности образа.

Но для того чтобы сориентироваться, в каких направлениях целесообразнее развивать творчество, попробуем выделить его основные виды, затрагивающие определенную сторону творческой деятельности.

Живописно-графическое творчество — процесс создания на плоскости с помощью красящих веществ художественно-вырази­тельных образов.

Конструктивное творчество — сознательный процесс, направ­ленный на создание из различных материалов субъективно и объ­ективно значимых поделок, в ходе которого ребенок трансформи­рует накопленный опыт для создания нового конструктивного об­раза.

Виды конструктивного творчества:

- конструирование;

- аппликация;

- художественный ручной труд.

Пластическое творчество — процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово и т.д.

Виды пластического творчества:

- объемная и рельефная лепка;

- пластилинография;

- бумагопластика;

- папье-маше.

Декоративное творчество — процесс создания различных деко­ративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразования их в со­ответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.

Виды декоративного творчества:

- декоративное рисование;

- декоративная аппликация;

- декоративная лепка.

Применительно к зрелой художественной деятельности выявлена примерная модель творческого акта.

1. Период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Художник, как и любой человек, черпает информацию об окружающем из разных источников. Изучая жизнь, он не остается беспристрастным наблюдателем. У него возникает потребность выразить свое отношение. В отличие от остальных людей художник выражает себя средствами того или иного искусства, в художественных образах.

2. Возникшее желание выразить мысль, идею и чувство требует конкретного воплощения в художественном образе. Появляется замысел, представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. Толчком для появления конкретного замысла может быть случайный момент. Известно, что у В. И. Сурикова замысел картины «Боярыня Морозова» возник, когда тот увидел ворону на снегу. Черная ворона на белом снегу подсказала образ, композицию картины. И таких примеров множество. Объединяет их способность художника видеть в обычном необычное.

3. Следующий этап - «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Художник стремится приобрести дополнительную информацию из разных источников (литература, архивные материалы, встречи и беседы с людьми, наблюдения). Нередко на этом этапе работы он использует собственные
исполнительские действия: зарисовки, эскизы. Все мысли и чувства художника подчинены определенной цели, и в итоге это вызывает у него яркое видение образа, идет интенсивная работа воображения.

4. Следующий этап творческой деятельности - «исполнение, реализация замысла». Суть его - в переводе представления в конкретный образ. Процесс этот нельзя назвать только репродуктивным. В это время продолжается активная работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Он может сильно меняться, корректироваться.

Известно много примеров:

И.Е.Репин признавался, что когда писал портрет соседки, то думал о ней как о милом и приятном человеке, а на портрете вышла ханжа и лицемерка.

Художник ЮМ. Непринцев специально прибегал к приему «психологического проигрывания» ролей тех персонажей, кого изображал. Это помогало ему вживаться, перевоплотиться в образ и тогда легче было найти средства для его выражения.

Процесс реализации замысла может быть длительным. Классический пример этому - творчество художника А.А.Иванова, писавшего картину «Явление Христа народу» около тридцати лет. На длительность воплощения образа могут влиять и личностные особенности, темперамент художника.

5. Последний этап - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Художник, получив результат и не будучи удовлетворен, а может быть, под влиянием сильного увлечения пытается переработать образ.

Известен факт, когда П.М.Третьяков, купив картины И.Е.Репина и экспонируя их в своей галерее, распорядился не пускать туда художника, так как тот не раз пытался переписывать свои полотна.

Такова примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности.

Процесс творчества у дошкольника своеобразен.

Сначала, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве игрушки при этом использует каракули, рисунки-«схемы».

Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса.

Так, этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника. Однако развивается, развертывается он не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.

Как вы думаете, с чем это связано? Отсутствие предварительного за­мысла - показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени — это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полуготовая игрушка. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению. Это свидетельствует о действенности игровых мотивов в жизнедеятельности дошкольника.

Интересно отметить, что при появлении общественно направленных мотивов деятельности, предназначении художественного результата (рисунка) для других людей игра не исчезает. Оба вида (рисование-игра, рисование-изображение) могут сосуществовать в деятельности одного ребенка. Когда малыш рисует-играет для себя, его рисунок обычно схематичен, невыразителен. А рисуя для других, этот же ребенок выполняет выразительный и грамотный рисунок. В этом случае в процессе реализации замысла идет поиск адекватных способов изображения.

Умение предварительно замысливатъ образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его (поделку) с помощью речи. Чем более малыш заинтересован образом, тем ярче это проявляется в его речи и игровых средствах воплощения образа.

В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.

Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. При всем сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно.

 

9. Достоинства и слабости детского рисунка - как продукта детского творчества.

Е.А.Флерина выделила следующие достоинства рисунка:

1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Обычно поражает в детском рисунке умение, исполь­зуя минимум средств, передать свое состояние.

2. Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит - сейчас съест. А это коровка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

3. Смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Для маленького
ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности.

4. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.

5. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра.

6. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и
передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская).
Как
же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он
использует?

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В. Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению. При оценке детского рисунка эти характеристики могут быть дифференцированы.

Выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является.

Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку. В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что для его любимого котенка клеточка - не украшение. Как же изобразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Какие средства выразительности использует ребенок в своем рисунке?

1. Цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в
разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением.

Так, 5-летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).

Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») - нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим

Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава - зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

2. Линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые
близки ребенку, любимы им,
он рисует старательно и аккуратно, а плохие
и некрасивые,
по его мнению, события изображает небрежной линией.

3. Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или
цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая
пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги -
слева и справа. Цветочек - с одной стороны и с другой.)

4. Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации
(преувеличение каких-то признаков), Они выделяют в изображенном
предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день Рождения Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он блуждал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.

5. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной.
Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет
цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка

Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно - мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.

6. Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших
дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка
мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

7. Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).

Чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.

Иногда без учета личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребенка как неграмотный и невыразительный. Но если рассматривать его как произведение конкретного ребенка, можно сделать другой вывод.

Приведем лишь один пример: ребенок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули, не давая никому взглянуть на них. «Каля-маля» - это первая реакция детей на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плавничками и с хвостиками. А в озере жила злая щука, старая и беззубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любовалась, а за некрасивыми - охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот малыш принес свой рисунок на общий стенд. На рисунке была красная ромашка: с овальной серединой и лепестками вокруг. Ребенок радостно раскрыл ладошки и, растопырив все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знаете, как быстро уплывет от щуки?» Это было подлинное творчество, подчиненное принятой ребенком мотивации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.

Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

7. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.

Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба -ромашка).

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства.

8. Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка - реализм. В условиях специального обучения это обусловлено взрослыми. Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам.

 

10. Создание педагогических условий развития детского художественного творчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...