Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеполитическая доктрина.




10.

В ноябре 1958 г. – выборы в парламент V республики.

Придя к власти после долгих лет «принципиальной оппозиции», де Голль не повторил своих прошлых ошибок. Он опирался на массовую, хорошо организованную партию (в 1958 г. все сторонники голлистов объединились в «Союз за Новую Францию» – ЮНР). Личный авторитет подкреплялся идеологической концепцией. Обновленный голлизм представлял собой целостную политическую философию.

Ключевой идеей голлизма, объединяющей все аспекты политики стало «национальное величие Франции». Де Голль заявил, что «Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Во главе государства должна находиться сильная власть. Единство, сплоченность и внутренняя дисциплина должны быть неотъемлемыми чертами власти. Ключевую роль в управлении государством должен играть глава государства – президент. Но функционирование аппарата должно быть подчинено принципу разделения властей. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти является залогом демократичности государства.

Основой возрождение «Великой Франции» де Голль считал не только конституционное устройство, но и социальную стабильность в стране. Ключевую роль в этом отношении должна играть концепция «ассоциации труда и капитала»: участие рабочих в прибылях и управлении производством».

1 июня 1958 г. Национальное собрание предоставило де Голлю пост главы правительства и наделило полномочиями по пересмотру конституции. Не подлежали пересмотру 5 конституционных принципов:

Всеобщее избирательное право.

Разделение законодательной и исполнительной власти.

Ответственность правительства перед парламентом.

Независимость судебной власти.

Проект конституции V Республики разрабатывался рабочей группой под руководством Мишеля Дебре и был одобрен через референдум 28 сентября 1958 г.

Конституция от 1958 г. сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский тип республики. Избираемый на 7 лет президент получил преобладающие полномочия в сфере внешней политики, обороны и национальной безопасности. Причем президент имел право ввести чрезвычайное положение или использовать ядерное оружие в случае необходимости. Контроль над исполнительной властью президент осуществлял на основании своего права председательствовать в Совете Министров. Главная прерогатива президента в этом отношении – право назначать и увольнять премьер-министра.

Президент V Республики по конституции имеет право участвовать в законодательном процессе, право вето, а также имеет право выносить важные законопроекты на референдум. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента в любое время за исключением периода чрезвычайного положения. Политическую ответственность президент не несет, и, может быть, судим лишь за государственную измену.

Законодательная инициатива оказалась в руках 2-х палатного парламента и была ограничена. Две палаты парламента – Сенат (верхняя) и Национальное собрание (нижняя) – приобрели почти одинаковую компетенцию (законодательная инициатива + право вето), что привело к появлению уникального казуса: законопроекты, по поводу которых мнение палат расходится, могут бесконечно переходить из одной в другую («челнок»). Но политическое положение нижней палаты весьма весомо, т. к. она может вынести вотум недоверия правительству. В результате такой ситуации во главе правительства обычно стоит премьер-министр – представитель парламентского большинства. Премьер-министр наряду с палатами парламента имеет право законодательной инициативы. Кроме того, в ведение премьер-министра передавалось назначение членов правительства.

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведенном 28 сентября 1958 на территории самой Франции и в ее заморских департаментах. Конституция получила одобрение 82,5% принимавших участие в голосовании. Голосование одновременно явилось формой осуждения парламентского режима Четвертой республики (1946-1958).

По конституции президент республики является центральной политической фигурой. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962, была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы президента прямым всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

Президент. Во Франции, согласно Конституции 1958, президент является главой исполнительной власти. Он избирается сроком на семь лет. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Впрочем, таким правом редко пользовался даже основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента - Национальное собрание - и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено.

Премьер-министр и кабинет министров. Премьер-министр и кабинет министров ответственны перед парламентом. Правительство обязано уйти в отставку, если вопрос о доверии поставлен самим премьер-министром или т.н. резолюция порицания, исходящая от парламента, соберет определенное количество голосов депутатов. Согласно конституции, министр не может быть одновременно депутатом парламента. Кабинет министров несет полную ответственность за свою деятельность. Высшие правительственные чиновники назначаются кабинетом по предложению премьер-министра или президента.

Главная проблема в работе исполнительной ветви власти состоит в не определенных конституцией отношениях между президентом и премьер-министром. При этом президент часто вводит ограничения на полномочия премьер-министра. Такой вариант отношений президента и премьер-министра был во время президентства Жоржа Помпиду (1969-1974) и Валери Жискар д'Эстена (1974-1981). Однако, когда имеется парламентское большинство, оппозиционно настроенное по отношению к президентской партии, как, например, после выборов 1986 и 1993, именно представляющий оппозицию премьер-министр в основном определяет внешнюю и внутреннюю политику правительства.

Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. В 1995 Национальное собрание имело 577 мест, 555 из которых были отведены для материковой Франции, 16 - для заморских департаментов, 5 - для заморских территорий и 1 - для о.Майотта (Маоре). Депутаты Национального собрания избираются на прямых всеобщих выборах. Избирательная система пересматривалась несколько раз. В 1986 парламентские выборы прошли по системе пропорционального представительства; каждый избирательный округ избрал пять депутатов, выдвинутых основными партиями в приблизительной пропорции по доле поданных за них голосов в этом округе

В Сенате 321 место. Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из членов Национального собрания, делегатов от советов департаментов и делегатов от муниципальных советов. Сенаторы избираются сроком на 9 лет. Раз в три года обновляется одна треть Сената.

В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая - в апреле и не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.

Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание.

11.

Внешняя политика

В 1960 году в Тихом океане Франция успешно провела испытания атомной бомбы. В эти годы административные способности де Голля не проявлялись во всей их красе - генералу нужен был кризис, чтобы показать всему миру, на что он действительно способен. Он без труда провел референдум по вопросу о выборах президента прямым всеобщим голосованием, хотя для этого ему пришлось распустить парламент.

Внешнеполитическая доктрина.

Голлистская внешнеполитическая доктрина строилась на признании приоритета национальных интересов Франции. Де Голль отказался от идеи атлантической солидарности и решительно выступил против сложившейся системы господства двух мировых центров. Франция заявила о себе как стране, готовой стать опорой конструктивного диалога между Западом и Востоком. Это способствовало быстрому улучшению франко-советских отношений. Под эгидой созданного в 1959 г. комитета « Франция - Восточная Европа » расширились связи Франции с восточно-европейскими социалистическими странами. Франция первая среди западных стран признала существование ГДР. Де Голль полагал, что развитие сотрудничества с коммунистическими режимами является наиболее эффективным способом добиться их демократизации.

Отношения Франции с США в 60-х гг. значительно ухудшилось, ключевым вопросом стало стремление де Голля к обеспечению полной независимости Франции в области национальной безопасности. Париж требовал отказа американцев от монопольного контроля над ядерными вооружениями в НАТО. В 1965 г. начался постепенный выход Франции из военно-политических структур, контролируемых США. В 1966 г. Французское правительство заявило о намерении выйти из военной организации НАТО. Это решение аргументировалось отсутствием реальной угрозы Западу. Руководству НАТО было предложено в кратчайшие сроки передислоцировать 40.000 американских и канадских военнослужащих на территорию других европейских стран.

К 1967 г. во Франции была разработана новая военная доктрина страны: ядерные силы – основа национальной безопасности. Их использование предполагалось в порядке «сдерживания», т.е. не ведения, а предотвращения войны. Эта доктрина получила название «обороны по всем азимутам», поскольку в качестве потенциального противника более не рассматривался только советский блок.

Последним ключевым моментом внешней политики де Голля становится отношения с колониями. Де Голль был убежден, что эпоха традиционного колониализма завершилась. Поэтому основой отношений со странами 3-го мира он считал взаимовыгодное сотрудничество и укрепление морального авторитета Франции как страны, готовой поддержать волю любого народа в мире на самоопределение и независимость. Таким образом, конституционно-правовое, социально-экономическое и политическое оформление V Республики стало созданием политической философии развития Франции.

Еще одним фактором в развале Четвертой республики стал Алжирский кризис. Алжир – одна из крупнейших колоний Франции – вел в то время борьбу за свое освобождение. Эта страна была охвачена революционными выступлениями, террористическими актами и военными действиями. Развязка наступила в 1958 году, когда 30 мая «Комитет общественного спасения» под руководством генерала Сустеля и Массю объявил о принятии всей полноты власти в Алжире. Таким образом, французское правительство оказалось не в состоянии решить алжирский кризис. Французское общество, раздираемое политическими противоречиями внутри страны, оказалось втянутым и в решение внешних проблем Франции. Внутреннее положение в Четвертой республики способствовало развитию взрывоопасной, революционной ситуации внутри страны. А алжирский кризис стал своего рода катализатором. Французы оказались разделены на два лагеря. Первые выступали за предоставление Алжиру самостоятельности, другие – за присоединение Алжира к Франции.

 

12.

28 апреля 1969 г. генерал де Голль, президент V республики, ушел в отставку. После ухода де Голля начинается раскол в голлистком движении. Противоборством группировок воспользовался Жорж Помпиду. Накануне референдума по самоуправлению в 1968 г. Помпиду открыто заявил о несогласии с политикой президента и о своей готовности возглавить партию. Этот «мятеж» вызвал негодование многих голлистов, но на предстоящих выборах его кандидатура оказалась наиболее приемлемой.

Выборы состоялись в апреле 1969 г. демократы (за республику) выдвинули Ж. Помпиду, правые – Алена Поэра, а левые не смогли выдвинуть единой кандидатуры, т.к. в их рядах начался раскол. В результате от левых было выдвинуто 3 кандидатуры: социалист Гастон Деффер, коммунист Жак Дюкло и лидер объединенной социалистической партии Мишель Рокар. В первом туре наибольшее количество голосов собрали Помпиду и Поэр, соответственно они и вышли во второй тур. Помпиду получил 57,6 % голосов, Поэр – 42,4 % голосов. Таким образом, новым президентом становится Жорж Помпиду.

Еще во время предвыборной кампании Помпиду выдвинул программу «преемственности и диалога»: преемственность – сохранение конституционного строя V республики, диалог – включение в состав кабинета правительства правой и левой оппозиции.

В самом начале своего правления Помпиду выдвинул идею «промышленного императива» - прагматичная политика, направленная на обеспечение устойчивого и быстрого промышленного роста, как залог решения всех социальных проблем.

При поддержке президента новый министр финансов Валери Жискар д’Эстен начал в конце 1969 г. радикальную финансовую реформу. Была проведена новая девальвация франка на 12,5 % по отношению к доллару и на 11 % - по отношению к золоту. Это обеспечило преимущество во внешней торговле (за счет снижения себестоимости французских товаров). Вместе с тем правительство ограничило рост цен на промышленные и продовольственные товары, что позволило избежать инфляционного всплеска. В результате этих мер правительству удалось восстановить равновесие в бюджете, что позволило перейти к программе «промышленного императива». В рамках VI плана (1971 – 1975) намечались очень высокие темпы роста производства. При сохранении финансово-бюджетной политики правительство рассчитывало направить дополнительные субсидии на развитие экономики. В результате эти меры имели значительный успех. В 1969 – 1973 гг. темпы ежегодного прироста ВВП составили 5,7 %, увеличение основного капитала – 4,9 %, производительности труда – 5,2 %.

Социальная политика Социальной политикой при Помпиду занимался Шабан – Дельмас. Он настаивал на активизации социальной политики государства и обеспечении роста уровня образования и информированности граждан. Была продолжена, начатая еще в 1968 г., реформа высшего образования, призванная укрепить университетскую автономию и студенческое самоуправление, модернизировать программы обучения. Расширилось государственное финансирование системы профессионального переобучения.

Внешняя политика.

Безусловным приоритетом для него стало участие страны в зап.-европейском интеграционном процессе. В 1969 г. Помпиду выступил с инициативой «завершения, углубления и расширения» интеграционного процесса. В результате чего в 1973 г. главами государств ЕЭС был принят документ «Об облике Европы», который намечал дальнейшие этапы политической и экономической интеграции. Отказался от блокирования вступления Великобритании в ЕЭС.

Уже в 1969 г. Помпиду заявил о «новой эре» в отношениях с США. Он признает политическое лидерство США в Западном мире, в результате чего добивается ряд уступок. Победой французской дипломатии на тот момент стало заключение в 1974 г. новой Атлантической хартии. С этого момента Франция получила возможность политического сотрудничества с НАТО без ущерба для своих национальных интересов.

Советско-французское сотрудничество значительно возросло. В период 1970 – 1971 гг. Помпиду и Брежнев обменялись официальными визитами

Политика Франции в странах 3-его мира.

Французский президент лично посетил Китай. Вопреки американской линии, Франция в эти годы значительно улучшает отношения с Египтом, Ираком и Ливией. В рамках новой французской военной доктрины Северная Африка была объявлена «сферой жизненных интересов» (защита и оборона этих территорий, даже возможность сотрудничества с НАТО).

2 апреля 1974 г. Жорж Помпиду умирает от рака. Начинается новая борьба за власть.

 

 

13.

2 апреля 1974 г. Помпиду умирает от рака. Начинается новая борьба за власть. Были назначены новые внеочередные выборы президента, на которых были представлены 3 крупных блока. Левые выставляют Франсуа Миттерана, голлисты – Шабан-Дельмаса, центристы – Валери Жискар д’Эстена. В мае 1974 г. состоялись два тура выборов, которые показали, что голлисты теряют власть. Во II тур вышли д’Эстен и Миттеран. Набрав 50,8 % голосов, новым президентом V республики стал Валери Жискар д’Эстен (Миттеран набрал 49,3 % голосов).

Новым премьер-министром становиться Жак Ширак.

Выборы 1974 г. проходили в тот период, когда французская экономика втягивалась в полосу глубокого кризиса (международный нефтяной кризис), который сочетался со снижением деловой активности. За 9 месяцев снижение производства составило 15 %, т.е. больше чем во времена великой депрессии 1929 г. Впервые снижение производства сочеталось с ростом цен (примерно на 10 % в год). Численность безработных увеличилась в 1974 – 1976 гг. в 2,5 раза. Кризисные явления затронули и финансовую сферу. Правительству пришлось давать дополнительные субсидии нефтяным компаниям, а так же тратить огромные средства на закупку нефти, что привело к росту внешнеторгового дефицита и снижению курса франка.

В такой ситуации, при полной поддержке президента, правительство, возглавляемое Жаком Шираком, выдвигает программу стимулирования экономического роста. Для этого были введены налоговые льготы предпринимателям, смягчена кредитная политика, был взят курс на «частичную денационализацию» государственного сектора (распространилась практика создания государственных предприятий со смешанной формой собственности). Сами государственные предприятия получили значительную свободу действий на рынке.

Начинает дефицит бюджета, в результате правительству пришлось пересмотреть антикризисную политику и перейти к жесткой монетарной политике (т.е. режим жесткой экономии для государственного бюджета + сдерживание роста зарплаты, ужесточение кредитной и налоговой политике)

В результате итоги экономической политики в период президентства Жискар д’Эстена оказались двойственными. Не смотря на кризисные потрясения 1970-х гг., Франция сохранила высокий уровень жизни и стабильное место в пятерке наиболее развитых стран Запада. Повысилась эффективность капиталовложений и инвестиций (48,3 %). При среднегодовых темпах прироста ВВП на 1,9 % производительность труда в промышленности увеличилась на 4 % в год. Внешнеторговый оборот вырос в 5 раз. Но даже такой рост внешней торговли не ликвидировал дефицит торгового баланса, сложившийся после «нефтяного шока». Правительству так и не удалось решить проблему инфляции, что вызвало снижения уровня доходов.

Более результативной оказалась внешняя политика Жискар д’Эстена. Ее компонентами стали 2 направления:

использование потенциала международных отношений для активизации экономического развития страны и

укрепление межгосударственных контактов и отказ от деголлевской концепции «Величия Франции».

Ключевую роль для обоих играло углубление Западно-еропейского интеграционного процесса. Франции удалось в конце 1970-х гг. ввести в рамках ЕЭС европейскую расчетную единицу ЭКЮ (вместе с Гельмутом Шмидтом), были введены прямые выборы в Европарламент. Жискар д’Эстен выступил за дальнейшее укрепление связей Франции с НАТО при сохранении автономии национальных вооруженных сил. Расширение связей с НАТО снимает некоторое напряжение во французско-американских отношениях. Укрепились взаимоотношения Франции и с другими ведущими странами Запада. Ж. д’Эстен стал инициатором ежегодных встреч руководителей «семерки». Политические контакты с СССР стали более сдержанными, но экономическое сотрудничество между этими странами значительно возросло. В 1975 г. и 1979 г. д’Эстен приезжал в Москву, а в 1977 г. Брежнев посетил Париж.

Жискар д’Эстен продолжает политику со странами 3-его мира. Он выступал за тесное сотрудничество с Ираном, Индонезией, Китаем, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и африканскими странами, но против израильской линии в отношении арабских государств.

В 1976 г. с поста премьер-министра ушел Жак Ширак и начинается политическая перестройка:

1977 г. – Национальная федерация независимых республиканцев (НФНР) была преобразована в республиканскую партию, а годом позже, в 1978 г., республиканцы выступили с идеей создания избирательного картеля «Союз за французскую демократию», куда вошли различные республиканские группировки;

Из голлистского «Союза демократии в защиту республики» (ЮДР) вышла группировка левых голлистов и молодежная организация «Союз молодежи за прогресс». К концу 1970-х гг. ЮДР была преобразована в «Объединение в поддержку республики» (ОПР), которая увеличивает свою численность за счет предпринимателей, и данную партию, после выхода из правительства, возглавил Жак Ширак.

Отношения между этими двумя партиями («Союз за французскую демократию» и «Объединение в поддержку республики») быстро ухудшаются и на парламентских выборах они выступили как противники.

Схожий раскол произошел и в левой коалиции между социалистами («Французская социалистическая партия» - ФСП) и коммунистами («Французская коммунистическая партия» - ФКП).

На выборах 1978 г. симпатии избирателей распределились между правыми и левыми практически равномерно. В I туре лидировали левые, но по результатам II тура парламентское большинство составили правые: ОПР набрали 148 мест, СФД – 122 места.

Решающее значение приобрели президентская избирательная кампания 1981 г., в которой принимали участие Жискар д’Эстен, Франсуа Миттеран и Жак Ширак. I тур (26 апреля 1981 г.) президентских выборов не выявил окончательного лидера: д’Эстен получил 28 % голосов, Миттеран – 25,8 % голосов, Ширак – 18 %. Поэтому прошел второй тур выборов, состоявшийся 10 мая 1981 г., принес победу Миттерану, который набрал 51,7 % голосов (д’Эстен получил 48,3 % голосов).

V республика впервые получила своего левого президента.

 

14.

К очередным президентским выборам 1981 г. правый лагерь подошел в состоянии острой борьбы между ведущими партиями. Жискар д’Эстен (действующий президент Франции) не сумел выдвинуть сколько-нибудь убедительную программу преодоление многолетних экономических проблем. Шираковское руководство развернуло скандал против Жискар д’Эстена (у последнего по слухам были бриллианты от представителя ЦРУ, которого обвиняли в людоедстве). Но Шираку не удалось сделать главное – консолидировать собственную партию.

Франсуа Миттеран, напротив, избегал всякой конфронтации со своими соперниками в левом лагере. Несмотря на участие в выборах лидера ФКП Жоржа Марше, коммунисты и социалисты отказались от жесткой критики в адрес друг друга. Кроме того, к 1981 г. Миттерану удалось блокировать внутрипартийную оппозицию.

Социалисты выдвинули новую доктрину («левый эксперимент»), которая основывалась на трех важнейших принципах: самоуправление, «классовый фронт трудящихся» и союз левых сил. Под управлением понимался тип общественных отношений, предполагающий главенство гражданских институтов, в том числе трудовых коллективов, этнических, конфессиональных и др. групп (на них возлагалась ответственность и инициатива). Самоуправление рассматривалось как основа французской модели социализма. Социальной опорой системы самоуправления должен был стать «классовый фронт трудящихся». Миттеран рассчитывал на консолидацию широкого круга общественных организаций, способных поддержать политическую программу левых. Первый тур президентских выборов, состоявшийся 26 апреля 1981 г. выявил следующий расклад: (правые) д’Эстен получил 28 % голосов, Ширак – 18 %, Дебре – 1,6 %, Гаро – 1,3 %; (левые) Миттеран – 25,8 % голосов, Марше - 15,3 %. Второй тур, состоявшийся 10 мая, принес победу Миттерану (51,7 % против 48,3 % у д’Эстена).

Стремясь закрепить свой успех, Миттеран воспользовался своим правом и, распустив парламент, назначил проведение досрочных выборов. Дезорганизованные правые партии не смогли организовать мощную избирательную кампанию. Важную роль сыграло проведение новым правительством накануне выборов ряд популярных мер, в том числе повышение зарплаты, увеличение пособий по безработице, семейных пособий и др. социальных выплат. Новое правительство, в состав которого вошли ФСП – 271 депутат, ФКП – 44, левые радикалы – 14, возглавил Пьер Моруа. Миттеран получил всю полноту власти и возможность для осуществления «левого эксперимента» - полномасштабной реализации своей программы.

Правительство Моруа предприняло шаги по реализации концепции самоуправления. Серия «законов о децентрализации» расширила полномочия органов местного самоуправления (прежде всего представительных), смягчила административный контроль центра над органами местного самоуправления, более четко разграничила компетенцию между государством и территориальными коллективами. Была ликвидирована цензура на телевидении и радио, восстановлен национальный праздник 8 мая, отменена смертная казнь. Были приняты законы «Ору» (по фамилии министра труда, члена ФКП), в соответствии с которыми были значительно расширены права профсоюзов и комитетов предприятий по контролю над финансовой и организационной деятельностью администрации, введена обязательность санкции государственного инспектора на увольнение работников, а также обязательность коллективного договора, если того требовал комитет предприятия. Вводилась пятая неделя оплачиваемого отпуска, рабочая неделя сократилась на 39 часов при сохранении прежней зарплаты. Правительство Моруа продолжило реформу системы социального обеспечения, повысив уровень минимальной заработной платы, на 40-50 % увеличив размеры пенсий и пособий по безработице, сократив до 60 лет возраст выхода на пенсию.

Ключевую роль в «левом эксперименте» играла программа национализации. Ее целью было закрепление государственного контроля над крупнейшими промышленно-финансовыми группами, способными стать основой национального экономического роста. Масштабы перераспределения собственности оказались беспрецедентны. После национализации в 1982 г. общая численность гос. предприятий превысила 3 тыс. Государство заняло ведущие позиции в наиболее перспективных отраслях – информатике, энергетике, биоиндустрии. Одновременно правительство Моруа поставило пол гос. контроль 36 коммерческих банков, сумма депозитов каждого из которых была выше 1 млрд. франков.

Обеспечение финансовой поддержки национализации и необходимость огромных капиталовложений для модернизации новых гос. предприятий вызвали дефицит бюджета, который составил в 1983 г. 7,5 млрд. франков. Национализация вызвала бегство капиталов. Такое положение заставило правительства Моруа перейти к жесткой валютно-финансовой политике. В 1981 г. произошла девальвация франка, растет безработица, начинается инфляция. Все это снизило уровень жизни населения.

С лета 1982 г. Миттеран был вынужден приостановить «левый эксперимент». В ФСП быстро росло влияние сторонников отказа от идеи «социального государства». Лидеры этой группировки Жак Делор и Мишель Рокар выступили за политику жесткой экономии, сокращение социальных программ, прекращение национализации и укрепление модели смешанной экономики. Важнейшей задачей государственной политики должна была стать реорганизация национализированных предприятий и их модернизация. В апреле 1983 г. была провозглашена новая правительственная «программа 10 пунктов». Она предусматривала 1) девальвацию франка 2) увеличение налогов; 3) замораживание ассигнований на социальные нужды; 4) увеличение платы за больничные места, проезд в транспорте, коммунальные услуги и т.д. Однако рейтинг правительства стремительно снижался. Левые партии утратили инициативу и превратились в аутсайдеров предстоящей избирательной кампании.

 

15.

Выборы в марте 1986 г. принесли убедительную победу правой коалиции. ОПР («Объединение в поддержку республики» - голлисты) и СФД («Союз за Французскую демократию») получили 291 мандат. 206 мест осталось у ФСП (Французской социалистической партии). Поражение коммунистов (менее 10%) не стало неожиданностью. «Национальный фронт» (НФ) получил 35 мандатов. Президент Миттеран, следуя конституционным нормам, вынужден был предложить пост премьер-министра Жаку Шираку. Впервые в практике V республики начался так называемый период «сосуществования». Был выработан своеобразный кодекс «существования», по которому в ведение президента переходили вопросы внешней политики и национальной безопасности, а в ведение премьер-министра – вопросы внутренней политики.

Правительство Ширака сразу же начало широкий комплекс преобразований.

1) Оно добивается отмены избирательного закона 1985 года (пропорциональная система: депутаты избирались по департаментским спискам в один тур, мандаты распределялись пропорционально поданным за каждый список голосам) и восстановления мажоритарной системы выборов.

2) Министр внутренних дел Паскуа разработал законы, ужесточившие наказание за многие виды преступлений и режим тюремного заключения, произошло расширение полномочий полиции и службы государственной безопасности по борьбе с терроризмом (т.к. в это время страна переживала волну взрывов автомобилей, кафе, метро), усложнился порядок въезда в страну иммигрантов.

3) Государственный министр Э. Баладюр провел экономическую реформу. Ее основным направлением становится широкая денационализация, «финансовое оздоровление» и либерализация экономики. На протяжении 1,5 лет была приватизирована 1/3 государственного сектора (1100 предприятий). Приватизации не подлежали лишь «естественные монополии» – электроэнергетика, газоснабжение и телекоммуникации. Приватизация осуществлялась через свободную продажу акций по цене выше минимальной, но ниже рыночной.

4) Политика финансового оздоровления:

- политика жесткой экономии;

- сворачивание социальных программ;

- восстановление частного сектора (лечение, обучение).

Важное место в этом процессе имел приток средств от приватизации. В период с ноября 1986 по январь 1988 года приватизация принесла бюджету 84 млрд. франков. 72% этой суммы было использовано для погашения государственной задолжности, а 28% - на финансирование модернизации государственных предприятий.

В рамках либерализации был ликвидирован административный контроль над ценами и увольнениями, смягчен контроль над кредитами и валютными операциями. Регламентированию подлежали лишь цены на книги и медикаменты, тарифы на свет, газ и железнодорожный транспорт. Существенно снизилось налогообложение, в том числе и подоходный налог (с 65% до 58,8%). После этого наметился экономический рост: ВВП составил 3-4% в год. На 50% увеличился объем инвестиций в базовые отрасли промышленности.

Резкий поворот реформ, ломка сложившейся системы социального обеспечения оказались слишком болезненными для общества. Политика Ширака вызвала недовольство в тех слоях населения, которые привыкли к системе государственных социальных гарантий.

Выборы президента состоялись в 1988 году. Лидерство Миттерана в I туре было бесспорным (34%). Поэтому за выход во II тур боролись Ширак и Барр. Победителем этой борьбы становится Ширак, набравший 19,9% против 16,5% у Барра.

II тур выборов принес победу Миттерану (54% против 46% у Ширака). Чтобы укрепить свою власть Миттеран воспользовался своим правом и распустил парламент, назначив новые выборы, которые и состоялись через месяц. Они прошли при небывалой пассивности граждан. Лишь 34% избирателей приняли участие в них. Но выборы все же состоялись, и в результате было сформировано «президентское большинство» (ФСП и ФКП, соответственно 276 и 27 мест). Оппозицию составили «Союз за Французскую демократию» (СФД – 130 мест), «Объединение в поддержку республики» (ОПР – 128 мест) и 1 депутат от НФ. Правительство ФСП возглавил Мишель Рокар.

Внешняя политика.

1) В 1986-1987 гг. Миттеран сосредоточил свои усилия на поддержке мирных инициатив СССР и установлении личных контактов с М. Горбачевым.

2) Контакты Миттерана с Г. Колем и М. Горбачевым перешли в качество личных отношений.

3) Миттеран закрыл воздушное пространство Франции для самолетов США, предназначенных для бомбардировок Ливии во время ее конфликта с США.

 

16.

Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее положение оставляло желать лучшего. Территория страны была подвергнута опустошительным бомбардировкам, была потеряна значительная часть торгового флота. Великобритания сохранила свою империю, но ее доминионы и колонии в годы войны усилились, их связи с Англией заметно ослабли. Англия осталась среди великих держав, но не могла тягаться по мощи с США и СССР.

Лидеры консервативной партии были уверены в том, что победа в войне и личный авторитет Уинстона Черчилля станут гарантией их победы на выборах. Предвыборный документ консерваторов получил характерное название «Декларация о политике мистера Черчилля» и не содержал никаких конструктивных идей. Лейбористская партия, напротив, выдвинула перед выборами 1945 г. широкую программу социально-экономических реформ. Ее основу составили идеи укрепления политического плюрализма, создания системы «всеобщего благосостояния», усиление роли государства в модернизации промышленности и решении социальных проблем. Итог выборов (Первые выборы после войны состоялись в июле 1945 г.) оказался сенсационным: лейбористы впервые получили абсолютное большинство в палате общин. Во главе правительства лейбористов встал их лидер Клемент Эттли, а Консерваторы во главе с Уинстоном Черчиллем потерпели поражение.

Правительство Эттли взяло курс на национализацию крупных предприятий в важнейших отраслях экономики. В государственную собственность перешли железные дороги, гражданская авиация, транспорт, кабельная и телеграфная связь, угледобывающая и электротехническая промышленность, газовое снабжение, производство стали. Итогом такой политики стало сосредоточение в государственном секторе 20% британской промышленности.

Большую активность проявило лейбористское правительство в области социальной политики. Социальные программы:

  • 1945-1948 гг. – ряд законов, которые изменили социальное страхование, выплата пенсий по старости, утере трудоспособности, вдовам и сиротам – и все это из бюджета;
  • 1946 год – закон о создании национальной службы здравоохранения. Согласно этому Акту о национальном здравоохранении в Великобритании вводилась бесплатная медицинская помощь населению, кроме дантистов и окулистов; кроме того, предусматривался бесплатный отпуск населению лекарств;
  • государство брало на себя ответственность за трудоустройство граждан;
  • жилищная программа. После войны в Великобритании началось широкомасштабное муниципальное жилищное строительство. Так уже в 1945 г. было осуществлено строительство 1 млн. одноквартирных домов за государственный счет. А в 1948 году на 1 частный дом было построено 6 государственных;
  • Были восстановлены права профсоюзов на забастовки и стачки;

Таким образом, программа лейбористов, сформулированная еще в годы войны, был

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...