Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 7: логика вопросов




Виды вопросов.

Развитие любого научного или практического знания можно рассматривать как переход от установленных ранее суждений к новым более точным и богатым суждениям. Этот переход имеет три последовательных этапа:

1) постановка вопроса

2) поиски новой информации,

3) формирование ответа на поставленный вопрос.

Вопросительное предложение представляет собой грамматическую форму выражения запроса мысли в языке. То есть самого вопроса.

Вопрос – это языковое выражение, фиксирующее стремление человека к устранению сомнения, колебания. Неопределенности в знании и получению нового, более полного и точного знания, а также стремление к более отчетливому пониманию некоторого положения дел, текста или мнения собеседника. В естественном языке вопрос выступает в форме вопросительного предложения. Но не всякое вопросительное предложения является вопросом. Риторические вопросы, вопросы, содержащие просьбу, побуждение, запрещение не являются вопросом. В то же время вопросом может выступать не только вопросительное предложение. Таковыми могут быть различные тексты, социологические исследования и т.п. Функцией любого вопроса является познание, с целью уточнения и конкретизации ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Данная функуия реализуется в виде ответа на поставленный вопрос.

Любой вопрос опирается уже на известное знание, которое выступает предпосылкой вопроса. В вопросе всегда обозначено, во-первых, искомое знание, хотя и в неопределенной форме, во-вторых, в нем всегда содержится некоторое предпосылочное знание, и, в-третьих, в нем содержится требование перехода от незнания к знанию. Например, вопрос: «Кто является первым русским царем?». В этом вопросе предпосылочным знанием является указание на то, что в России не всегда были цари, искомым знанием является требование назвать, кто являлся первым русским царем.

Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний.

Классификация вопросов. Существует множество вопросов в зависимости от их структуры и функций. Например. Правильно и неправильно поставленный вопрос. Правильно поставленный вопрос - это тот, предпосылка которого представляет собой истинное, непротиворечивое знание. Неправильно поставленный вопрос будет вопросом с ложным и противоречивым основанием. Например. Вопрос: «Чем питаются домовые?».

По степени выражения в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Скрытый выражается лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после анализа и осмысления предпосылок вопроса.

По логической структуре и познавательной функции вопросы делятся на восполняющий и уточняющий. Восполняющие вопросы обычно называют «что-вопросы». Они направлены на выявление новых свойств исследуемых явлений (кто, что, какой, где, когда и т.д.). Выбор ответа из множества возможных суждений. Уточняющие вопросы называю обычно «ли-вопросы». Они направлены на выявление истинности, выраженного в нем суждения. Грамматический признак уточняющих вопросов – наличие в предложении частицы «ли»: является ли, действительно ли, правда ли, верно ли и т.п. Здесь область поиска ответа ограничена выбором одной из альтернатив.

В структурном плане вопросы делятся на простые и сложные. Простым называется вопрос, не включающий в себя в качестве составных другие вопросы. Для уточняющих вопросов простым будет такой вопрос, в котором выясняется истинность только одного суждения. Для восполняющих вопросов простым будет тот, который отвечает только на одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению. Сложным называется вопрос, включающий в себя в качестве составных другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными, разделительными и соединительно-разделительными. Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, в котором выясняется истинность двух и более суждений. Для восполняющих вопросов сложным будет тот, который включает в себя два и более вопросительных слов, или вопросительное, относящееся к двум и более суждениям.

Различают также открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы не связывают отвечающего строгими рамками и позволяют давать ответы в свободной форме. Они отличаются значительной неопределенностью в своих требованиях к структуре и содержанию ответов и представляют отвечающему возможность для «маневра». К открытым вопросам относятся восполняющие вопросы. Закрытый вопрос строго ограничивает отвечающего, ставит его в жесткие рамки и условия, требует точного и определенного ответа в виде одного суждения. Этот вид вопросов часто используется в социологических исследованиях. К этому виду вопросов относится уточняющий вопрос.

Кроме этих видов вопросов по способу запроса неизвестного выделяют вопросы к решению и вопросы к дополнению. Постановка вопросов к решению исчерпывает возможность ответа. Ответ может быть дихотомическим (да или нет) или несколько больше вариантов ответа. В вопросах к дополнению ответ намечен лишь схематически. В количественном плане вопросы разделяют на общие и частные. Например, вопрос о закономерностях развития человеческого общества является частным по отношению вопроса о закономерностях развития мегасистем. По характеру вопросы могут быть нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, провокационным, острыми, актуальными и т.д. Кроме этого вопросы могут иметь творческий и нетворческий характер. Творческие вопросы требуют умственного напряжения. Они подразделяются на задачи и проблемы.

Виды ответов.

Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом. Поиск ответа предполагает обращение к некоторой области теоретических и эмпирических знаний, называемой областью поиска ответа.

Классификация ответов. Ответы бывают по существу и не по существу. В качестве ответа могут приводиться истинные, но содержательно не связанные с вопросом ответы. Именно такие ответы и называются не по существу. Как правило их исключают из рассмотрения. По гносеологическому статусу, по отношению к действительности различают ответы истинные и ложные. Если выраженное в ответе суждение правильно отражает действительность. То данный ответ является истинным. Ответ будет ложным, если суждение, которое в нем выражается, неадекватно отражает действительность.

Различают прямые и косвенные ответы. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответа. При его формулировке не прибегают к дополнительным рассуждениям. Ответ называется косвенным, если его берут из наиболее широкой области, чем область поиска ответа. Здесь лишь с помощью вывода мы можем получить нужный ответ.

По грамматической форме ответы могут быть краткими или развернутыми. Краткие ответы – это односложные утвердительные или отрицательные ответы «да» или «нет». Краткие ответы в большей степени подходят для простых вопросов. Краткий ответ дается и на уточняющие вопросы. Развернутый ответ повторяет все элементы вопроса. Он применяется чаще всего для сложных и восполняющих вопросов. По объему информации, содержащейся в ответе ответы можно подразделить на полные и неполные. Полный ответ включает информацию по всем составляющим вопроса. Неполный ответ дает информацию только об отдельных элементах или составляющих вопроса. Кроме указанный видов ответа некоторые авторы выделяют позитивные и негативные ответы. Позитивными называют ответы, когда отвечающий пытается разобраться в вопросе. Негативными ответами называют отказ отвечать на поставленный вопрос.

Между вопросом и ответом существует логическая зависимость, которая означает, что качество ответа зависит от качества вопроса. Как известно, что правильно поставленный вопрос – это уже пятьдесят процентов ответа. Существует даже высказывание: каков вопрос, таков и ответ. Это правило означает, что на вопрос. Поставленный двусмысленно и расплывчато, трудно получить точный ответ. Под точностью в данном случае подразумевается логическая, понятийно-структурная характеристика вопроса, которая выражается в точности используемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

Правило соответствия качества ответа качеству вопроса иногда используется в так называемых и ныне достаточно популярных «провокационных» вопросах. В этих вопросах обычно содержится скрытая информация и имеются двусмысленные понятия. Точность ответа на вопрос во многом зависит от точно поставленных вопросов, от четкости используемых при постановке вопроса понятий.

Правила формулировки вопроса и ответа:

1. Правило предметности вопроса (предмет должен быть четко определен для ответа).

2. Правило определенности вопроса (содержание вопроса должно быть ясным и четко определенным).

3. Правило корректности вопроса (нужно иметь в виду пресуппозицию, то есть предпосылочное знание).

4. Правило непротиворечивости вопроса (на вопрос, содержащий противоречия, трудно четко и ясно ответить).

5. Правило конкретности вопроса (вопрос должен быть четко и ясно поставлен, он не должен быть размытым).

6. Правило последовательности вопроса (прежде, чем спрашивать, зачем человек это сделал, необходимо знать, делал ли он это).

7. Правило соответствия ответа содержанию вопроса (это то, что называется ответ не по существу вопроса).

8. Правило соразмерности объема ответа объему вопроса (отсюда возможен слишком широкий или слишком узкий ответ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...