Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стереотипы по Липману

 

Липпман считает, что для того, чтобы охарактеризовать предмет, не обязательно видеть его. Обычно сначала мы даем ему определение, а потом рассматриваем. В огромном шумном многоцветии внешнего мира мы вычленяем то, что уже было определено нашей культурой. Липпман, подвергнув анализу массовое, обыденное сознание пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы – предвзятые мнения. Мы воспринимаем предметы через стререотипы нашей культуры. Вообще Липпман был первым, кто употребил понятие стереотип применительно к практике пропаганды. Его концепция стала основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения.

По Липпману «человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», «нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если полученное нами образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия». Часто оказывается, что «реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели» – «усмотрев в каком-то человеке знакомую, свойственную определенному типу черту, мы восполняем отсутствующую информацию о нем с помощью стереотипов, содержащихся в нашем сознании».

И именно под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, утверждает Липпман, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но они могут быть ложными, так как основаны на внешнем, поверхностном знании о явлениях или предметах.

В современном мире, считает Липпман, с приходом кинематографа и фотографии, массовая культура стала «обладать такой властью над воображением, какой вчера обладало печатное слово». «Мы думаем, что снимки являются точным изображением предметов, в которое человек не может ничего привнести, и они представляют собой легкую пищу для ума», а в кино и того проще – «весь процесс наблюдения, описания, сообщения и затем воображения был проделан за вас. Не напрягая воображения и прилагая усилия только к тому, чтобы не заснуть, вы можете наблюдать за событиями, которые изображаются для вас на экране. Смутная идея становится яркой и очевидной, а ваши туманные представления принимают отчетливые формы».

«Система (pattern) стереотипов не является нейтральной. Это не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней. Не просто сокращенный и упрощенный путь восприятия. Это нечто большее. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание нами собственной значимости; защищают наше положение в обществе и наши права. Следовательно, стереотипы наполнены чувствами, которые с ними ассоциируются. Они – бастион нашей традиции, и, укрывшись за стенами этого бастиона, мы можем чувствовать себя в безопасности».

Следовательно, процесс познания, восприятия новой информации, – это процесс подведения, «подгонки» еще неизвестного явления, факта под устойчивую привычную общую формулу или образ (стереотип). Происходит стандартизация явления, что является нормой, законом.

Интересен взгляд Липпмана и на историю и общественные науки: «Большинство из нас опиралось бы в своей жизни на довольно бессистемный и изменяющийся набор стереотипов, если бы сравнительно небольшие группы людей в каждом поколении постоянно не занимались их организацией, стандартизацией и доведением их до уровня логических систем, известных под названием Законов Политической Экономии, Принципов Политики и пр.».

Липпман оперирует понятием «слепые зоны», – это некий момент, когда стереотип сталкивается с действительностью, которую дальше уже просто невозможно игнорировать, и нам становиться видны «слепые зоны» стереотипа, которые раньше ускользали от нашего внимания, а теперь с периферии зрения перемещаются в центр. И если «не находятся критики, достаточно смелые, чтобы забить тревогу, лидеры, способные понять произошедшие изменения, и народ, толерантный в силу своих обычаев, – тогда стереотип, вместо того чтобы экономить усилия и способствовать концентрации энергии, ослепляет людей, сковывая их инициативу». То есть для Липпмана внешний (реальный) мир разграничен от стереотипов (картинок в головах), он как бы подчеркивал их иллюзорный характер, поэтому и возникают конфликты при столкновении действительности и стереотипов, которые обнажают «слепые зоны». Если человек достаточно толерантен, то он может и изменить свое личное мнение, основываясь на противоположном опыте, а если нет, проигнорирует исключение, оставшись при своём стереотипизированном мнении.

Что касается индивидуальных стереотипов, то Липпман считал, что все зависит от человека, ведь все люди разные, разного воспитания, разных профессий. Тем более, что сейчас многие имеют достаточно узкую специализацию, и «случается, что ограниченная компетентность в некоей ограниченной области приводит к гипертрофии привычки втискивать в узкие рамки стереотипа то, что в него может быть втиснуто, и отбрасывать то, что в него не помещается». Предвзятость также характерное свойство стереотипа. Устойчивость и предвзятость символа могут способствовать превращению его в ярлык, предрассудок, предубеждение. Такой стереотип прочен, его трудно разрушить, но все же – «предрассудок может быть выявлен, облагорожен и учтен. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков». И все-таки не смотря на все различия, объединить людей может «единый символ». В качестве такового Липпман предлагал, например, «американизм».

Как говорилось ранее, стереотипы не всегда соответствуют действительности, а значит, могут создавать ложную картину мира и даже ложные правила поведения в нём, что мы называем «моральным кодексом». «Моральный кодекс является схемой, применимой к целому ряду типичных ситуаций. Вести себя в соответствии с правилами кодекса – значит служить той цели, которой служит этот кодекс. В любом случае творцы кодекса в процессе его создания ориентируются на некие типические ситуации, а затем посредством определенной формы суждения или интуитивной оценки выводят тот тип поведения, который приводит к начертанной ими цели». Однако тут возникает проблема – не всегда человек может вести себя в соответствии с моральным кодексом, даже если хочет этого. Липпман приводит пример: «Человеку сказано – убивать нельзя. Но если нападают на его детей, может ли он убить, чтобы предотвратить убийство? Десять заповедей об этом умалчивают. Поэтому вокруг каждого кодекса кружится целая толпа толкователей, которые выводят правила для конкретных ситуаций». «В каждом моральном кодексе так или иначе должны быть осмыслены психология человека, окружающий его материальный мир и традиция, в рамках которой он существует». В зависимости от того, под влияние чего сформировался кодекс (религии, науки, искусства), будут и заложены в него определенные стереотипы.

Так же Липпман посвятил много внимания вопросам выявления стереотипов, и пришел к выводу, что стереотип можно выявить, если: наслаиваясь друг на друга, они начинают противоречить, открываются «слепые зоны»; выявить неспособность стереотипизированного сознания принимать во внимание реальное пространство и время: «Из-за неспособности политиков понять практическую географию регионов неоднократно возникали сложности при установлении границ. Опираясь на некие общие формулы, наподобие самоопределения, государственные мужи в разные времена проводили на карте линии, которые, будучи перенесенными на местность, пересекали завод, поселок, церковь или отделяли в деревенском доме кухню от спальни».

Липпман говорил о необходимости упрощения, стереотипизации, подгонки сложного, нового под простое, известное, считал, что в современном мире просто невозможно обойтись «без стандартизации, без стереотипов», «без безжалостного игнорирования тонкостей». «Мы должны описать и оценить больше людей, больше действий, больше вещей, чем мы можем сосчитать или живо себе представить. Нам придется подвести итоги и обобщить, а также выхватить из общей массы примеры и интерпретировать их как типичные случаи».

Одна из причин использования стереотипов, по мнению Липпмана, – необходимость экономии времени и усилий. Действительно, когда сложные идеи воплощаются в упрощенном собирательном образе, то на осмысление их требуется меньше времени и усилий. Стереотипы отучают человека анализировать явления, критически их оценивать, приучают принимать их безоговорочно. В результате Липпман делает вывод о современной картине мира: «Реальное время, реальное пространство, реальные цифры, реальные связи, реальный вес и объем утрачиваются. Перспектива, основа и параметры действия сжимаются и застывают в стереотипе». И не смотря на то, что книга была написана в 1922 году, практически все основные его мысли оказались актуальны до сих пор, и его концепция укрепилась в своей правоте, подтвержденная временем.

липпман психологический стереотип бессознательное

Размещено на Allbest.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...