Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Цели, задачи, принципы, методы, формы абилитационно-реабилитационной работы с детьми и подростками.




Полноценная помощь ребенку с ОВЗ включает не только систему абилитационных мер, но и комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия по созданию такой среды для жизни и активности, которая наилучшим образом активизирует ребенка использовать приобретенные навыки в бытовых, естественных условиях. Задачи по созданию направленной активности ребенка, формированию у него побуждений к выполнению действий, вызывающих трудности, к преодолению собственных трудностей включены в сферу специальной педагогики и психологии и решаются с помощью создания специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок сможет получить возможность активно функционировать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития. Процесс абилитации - процесс развития потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями, и процесс реабилитации - процесс восстановления утраченных возможностей и способностей. Л. О. Бадалян среди таких патологических факторов выделял: внутриутробные поражения нервной системы, следствием чего может являться поражение органов слуха (глухие и слабослышащие), зрения (слепые и слабовидящие), вплоть до глухонемоты, задержка психического развития (ЗПР), детский церебральный паралич (ДЦП), комплексные (сложные) нарушения развития. Самой частой причиной оказания абилитационных мероприятий детям раннего возраста являются поражения нервной системы, которые приводят к детскому церебральному параличу (ДЦП). Огромное значение имеет оказание активной коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи. При правильном оказании реабилитационных мероприятий происходит успешная адаптация лиц с ограниченными возможностями к трудовой деятельности. Требуется эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Необходимо обеспечивать связь этапов восстановительных мероприятий. Если абилитация была оказана не вовремя, то она может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. При оказании aбилитaциoнных и peaбилитaциoнных мероприятий важно учитывать peзepвныe вoзмoжнocти мозга ребёнка. Нeoбхoдимo как можно больше испoльзoвaть oстaтoчныe возможности нарушенных функций и пораженных aнaлизaтoрoв. Важно помнить, что мозг ребенка обладает высокими потeнциaльными возможностями. Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности. Целью абилитации является приобретение таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе. Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница. Процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни. Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить. Существуют программы. Индивидуальная программа реабилитации подразумевает

проведение процедур и мер, которые включают в себя: формы мер, направленных на восстановление утраченных функций; сроки реализации этих мер; виды необходимой помощи инвалиду; объемы оказываемой помощи. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств). Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической). Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении). Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка). Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию. Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида. Она представляет собой два раздела: социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность; социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни. Социально-бытовая адаптация включает: осуществление консультирования инвалида; специализированное обучение инвалида и членов его семьи; обучение процедурам самообслуживания; приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания; социально-средовая ориентация представляет собой процедуру получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий; оказания помощи при разрешении личных проблем; психологической поддержки семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...