Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь в родном имении и за границей.

ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

_______________________________________________________________

 

 

Автор: Соловьев К.М., 10 «А» класс

Руководитель: Афанасьева А.И.

 

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Происхождение ………………………………………………………………… 3

2. Ранние годы …………………………………………………………………….. 4

3. Образование. Первая любовь. Начало поэтической деятельности …………. 5

4. Круг литературных знакомств писателя. Жизнь в родном имении и за границей ………………………………………………………………………… 6

5. Расцвет творчества ……………………………………………………………... 9

5.1. 1850-е – 1870-е годы ……………………………………………………….10

6. Последние годы ………………………………………………………………...14

7. Смерть и похороны …………………………………………………………….15

8. Библиография …………………………………………………………………..16

Заключение ……………………………………………………………………..19

Список литературы …………………………………………………………….21

 

Происхождение

 

Один из известнейших классиков русской литературы, внёсший наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века, Иван Сергеевич Тургенев, родился 28 октября (9 ноября по новому стилю) 1818 года в городе Орле Российской империи.

Семья Ивана Сергеевича Тургенева происходила из древнего рода тульских дворян Тургеневых. Отец Ивана, Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834), вел беспечный образ жизни красавца-кавалергарда, и для поправки своего положения, в 1816 году, он вступил в брак по расчёту с немолодой, непривлекательной, но весьма состоятельной Варварой Петровной Лутовиновой (1787—1850), владелицей великолепного имения и 5000 душ. Их брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. В 1830 году отец уходит из семьи, оставляя троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея.

 

РАННИЕ ГОДЫ

До 9 лет Иван Тургенев жил в наследственном матушкином имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

Мать была властной и деспотичной женщиной. Она много путешествовала и была просвещённой женщиной, много читала, но преимущественно на французском. Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски, даже молитвы в доме произносились по-французски. Но и родной язык и литература были ей не чужды: она обладала прекрасной образной русской речью, следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. Также любовь к русской литературе юному Тургеневу привил один из крепостных камердинеров, который позже стал прототипом Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин».

Его дядя, Николай Тургенев, признанный в округе знаток лошадей и охотничьих собак, занимавшийся воспитанием мальчика во время его летних каникул в Спасском, привил будущему писателю любовь к охоте. Охотничьему делу будущего писателя обучал А. И. Купфершмидт, которого Тургенев считал своим первым учителем. Благодаря ему Тургенев уже в юношеские годы мог назвать себя ружейным охотником. Даже мать Ивана, ранее смотревшая на охотников как на бездельников, прониклась увлечением сына. С годами увлечение переросло в страсть. Бывало, что он целыми сезонами не выпускал из рук ружья, исходил тысячи вёрст по многим губерниям центральной полосы России. Тургенев говорил, что охота вообще свойственна русскому человеку, и что русские люди с незапамятных времён любили охоту.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. НАЧАЛО ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1827 году Тургеневы переезжают в Москву, купив дом на Самотёке. В начале будущий писатель учился в пансионе Вейденгаммера, затем стал пансионером у директора Лазаревского института И. Ф. Краузе.

В 1833 году, в 15 лет, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В это время юный Тургенев влюбляется в дочь княгини Шаховской — Екатерину, юную поэтессу. Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. В письмах к сыну Варвара Тургенева называла Екатерину Шаховскую «поэткой» и «злодейкой», поскольку не устоял против чар молодой княжны и сам Сергей Николаевич, отец Ивана Тургенева, которому девушка ответила взаимностью, что разбило сердце будущего писателя. Эпизод намного позже, в 1860 году, отразился в повести «Первая любовь», в которой писатель наделил некоторыми чертами Кати Шаховской героиню повести Зинаиду Засекину.

Год спустя семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет.

В начале Тургенев хотел стать поэтом. В 1834 году, будучи студентом третьего курса, он написал драматическую поэму «Сте́но и ещё ряда стихотворений, два из которых, «Вечер» и «К Венере Медицейской», в 1838 году были напечатаны в журнале «Современник».

В 1836 году он окончил университет со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году Тургенев выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата.

К 1837 году им было написано уже около ста небольших стихотворений и несколько поэм: неоконченная «Повесть старика», «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь», «Сон».

 

 

КРУГ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЗНАКОМСТВ ПИСАТЕЛЯ.

ЖИЗНЬ В РОДНОМ ИМЕНИИ И ЗА ГРАНИЦЕЙ.

В 1837 году у Тургенева произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным. Тогда же он познакомился с В. А. Жуковским, А. В. Никитенко, А. В. Кольцовым, М. Ю. Лермонтовым. Творчество Лермонтова оказало на него определённое влияние. Он постарался усвоить ритм и строфику, стилистику и синтаксические особенности поэзии Лермонтова. Наиболее ощутима связь с творчеством Лермонтова в стихотворении «Старый помещик» (1841), в «Балладе» (1841), в стихотворении «Исповедь» (1845).

В 1837 году Тургенев познакомился с крестьянином-охотником Афанасием Алифановым, который в дальнейшем стал его частым спутником по охоте. Писатель выкупил его за тысячу рублей. Афанасий был прекрасным рассказчиком, и Тургенев нередко приходил к нему послушать охотничьи истории. Рассказ «О соловьях» (1854) записан писателем со слов Алифанова. Именно Афанасий стал прототипом Ермолая из «Записок охотника».

В 1838 году Тургенев отправился в Германию, где в Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков. Во время учёбы он подружился с русским литератором и мыслителем Н. В. Станкевичем, который оказал на него заметное влияние. Весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент пришёл к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она погружена. В этом смысле он стал убеждённым «западником».

В мае 1839 года старый дом в имении Спасское-Лутовиново сгорел. Это ускорило приезд Ивана Тургенева в Спасское. Летом 1839 года он впервые отправился на охоту в Телегинские болота, посетил Лебедянскую ярмарку, что нашло отражение в рассказе «Лебедянь» (1847). Но уже в 1840 году Тургенев вновь уехал за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. Под впечатлением от встречи с девушкой во Франкфурте-на-Майне Тургенев позднее, в 1872 году, написал повесть «Вешние воды».

В 1841 году Иван вернулся в Лутовиново, где увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). Между молодыми завязался роман, который закончился беременностью девушки. Иван Сергеевич тут же изъявил желание на ней жениться. Однако его мать устроила по этому поводу серьёзный скандал, после чего он отправился в Петербург. Мать Тургенева, узнав о беременности Авдотьи, спешно выслала её в Москву к родителям, где 26 апреля 1842 года и родилась Пелагея. Тургенев официально признал ребёнка лишь в 1857 году.

Вскоре он познакомился с Татьяной Бакуниной, сестрой будущего революционера-эмигранта М. А. Бакунина. Зима 1841—1842 года прошла в тесном общении с кругом братьев и сестёр Бакуниных, в их имении Премухино. Татьяна была старше Ивана на три года и влюблена по-настоящему. Иван Сергеевич не остался совершенно равнодушен к разбуженной им любви. Он написал несколько стихотворений и рассказ, посвящённые этому возвышенно-идеальному увлечению. Но ответить серьёзным чувством он не мог.

К началу 1842 года тяга к научной деятельности остыла, всё более стало привлекать литературное творчество. Отказавшись от защиты диссертации, он прослужил до 1844 года в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел.

В 1843 году Тургенев написал поэму «Параша», навеянной общением с Бакуниной, которая вышла весной отдельной книгой под инициалами «Т. Л.» (Тургенев-Лутовинов). В это время он знакомится с В. Г. Белинским, после чего знакомство перерастает в крепкую дружбу, встречается с А. А. Фетом.

Осенью 1843 года на сцене оперного театра Тургенев увидел великую певицу Полину Виардо, когда та приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Тургеневу было 25 лет, Виардо — 22 года. На охоте он познакомился с мужем Полины — директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом — Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине. Среди массы поклонников она особо не выделяла Тургенева, известного более как заядлого охотника, а не литератора. А когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери, ещё неизвестный Европе и без денег. За привязанность к «проклятой цыганке» мать три года не давала ему денег. В эти годы образ его жизни мало напоминал сложившийся о нём стереотип жизни «богатого русского».

В ноябре 1843 года Тургенев создал стихотворение «В дороге (Утро туманное)». После публикации стихотворение было воспринято как отражение любви Тургенева к Полине Виардо.

В 1844 году была написана поэма «Поп», которую сам писатель характеризовал, скорее, как забаву, лишённую каких-либо «глубоких и значительных идей». Поэма была урезана российской цензурой за свою антиклерикальную направленность, зато целиком печаталась за границей.

В ноябре 1845 года он возвращается в Россию, а в январе 1847 года, узнав о гастролях Виардо в Германии, вновь покидает страну: он едет в Берлин, затем в Лондон, Париж и опять в Санкт-Петербург. Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо «на краю чужого гнезда», как говорил он сам. Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева Пелагею.

В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета». В «Бретёре» писатель попытался представить борьбу между лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позёрство. Сюжет для повести «Три портрета» был почерпнут из семейной хроники Лутовиновых.

 

 

РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА

С 1847 года Иван Тургенев участвовал в преобразованном «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым. В журнале был опубликован его первый фельетон «Современные заметки», вышел первый рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги «Записки охотника». Успех рассказа оказался огромным, и это навело Тургенева на мысль написать ряд других таких же. По словам Тургенева, «Записки охотника» были исполнены целью бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». Для осуществления своего намерения Тургенев решил уехать из России. «Я не мог, — писал Тургенев, — дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

В 1848 году Тургенев жил в Париже, где стал свидетелем революционных событий. Чуть позже он сблизился с А. И. Герценом.

В 1848 году он написал такие пьесы, как «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник», в 1849-м — «Завтрак у предводителя» и «Холостяк», в 1850-м — «Месяц в деревне», в 1851-м — «Провинциалка». Из них «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» пользовались успехом благодаря прекрасным постановкам на сцене.

Для освоения литературных приёмов драматургии писатель работал также над переводами Байрона и Шекспира. При этом он не пытался копировать драматургические приёмы Шекспира, он лишь интерпретировал его образы, тогда как его современники-драматурги использовали творчество Шекспира в качестве образца для подражания, заимствовали его театральные приёмы.

 

 

Е – 1870-е годы

В 1850 году Тургенев вернулся в Россию, однако с матерью, умершей в том же году, он так и не увиделся. Вместе с братом Николаем он разделил крупное состояние матери и постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян.

Тургеневу принадлежит приоритет в определении типа литературных персонажей «лишних людей». Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.

В 1850-е годы между Тургеневым и его дальней кузиной, восемнадцатилетней Ольгой Александровной Тургеневой, вспыхнул скоротечный роман. Влюблённость была взаимной, и писатель подумывал в 1854 году о женитьбе, перспектива которой одновременно его пугала. Ольга послужила позднее прототипом образа Татьяны в романе «Дым».

В 1850—1852 годах жил то в России, то за границей, виделся с Н. В. Гоголем. Чрезмерный радикализм взглядов Тургенева, проявившийся в симпатиях к Белинскому, подозрительно частых поездках за границу, сочувственных рассказах о крепостных крестьянах, хвалебный отзыв эмигранта-Герцена о Тургеневе и в конце концов, переполнили чашу жандармского терпения, став поводом для наказания, и автора выслали в его родную деревню. Во вреся ссылки, в 1852 году, он написал ставший хрестоматийным рассказ «Муму». На следующий год он отправился в охотничьи экспедиции за 150 вёрст от Спасского. Эта экспедиция послужила Тургеневу материалом для работы над повестью «Поездка в Полесье» (1857). Только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель вновь получил право жить в столицах.

В августе 1852 года в свет вышло первое издание «Записок рхртника». Но по распоряжению Николая I российская цензура наложила запрет на повторное издание «Записок охотника», объясняя этот шаг тем, что Тургенев, с одной стороны, опоэтизировал крепостных крестьян, а с другой стороны, изобразил, «что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно… наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее».

Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии. После смерти Николая I одно за другим были опубликованы четыре значительных произведения писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).

Осенью 1855 года круг друзей Тургенева пополнился Львом Толстым. Мимолётным увлечением писателя становится роман с Марией Николаевной Толстой. Иван Сергеевич писал о сестре Льва Толстого П. В. Анненкову: «Сестра его одно из привлекательнейших существ, какие мне только удавалось встретить. Мила, умна, проста — глаз бы не отвёл. На старости лет (мне четвёртого дня стукнуло 36 лет) — я едва ли не влюбился». Ради Тургенева двадцатичетырёхлетняя М. Н. Толстая ушла от мужа, но Тургенев ограничился платоническим увлечением, а Мария Николаевна послужила ему прообразом Верочки из повести «Фауст».

В 1860 году в «Современнике» вышла статья Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой критик весьма лестно отозвался о новом романе «Накануне» и творчестве Тургенева вообще. Но Тургенева не устроили выводы Добролюбова, сделанные им по прочтении романа. Писатель поставил Н. А. Некрасову ультиматум: или он, Тургенев, или Добролюбов. Некрасов предпочёл Добролюбова. После этого Тургенев ушёл из «Современника» и перестал общаться с Некрасовым, а впоследствии Добролюбов стал одним из прототипов образа Базарова в романе «Отцы и дети».

В конце 1862 года Тургенев был привлечён к процессу 32-х по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». После предписания властей о незамедлительной явке в сенат Тургенев решил написать письмо к государю, постаравшись убедить его в лояльности своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных». Допросные пункты он попросил выслать ему в Париж. В конце концов он вынужден был выехать в 1864 году в Россию на сенатский допрос, где сумел отвести от себя все подозрения. Сенат признал его невиновным.

В 1863 году Тургенев вместе с семьей Виардо поселился в Баден-Бадене («Villa Tourgueneff»). Благодаря семейству Виардо и Ивану Тургеневу их вилла стала интереснейшим музыкально-артистическим центром. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов были Фридрих Боденштедт, Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Шарль Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер.

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он написал роман «Дым» (1867), вызвавший много споров в русском обществе. По словам автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку».

В 1868 году Тургенев стал постоянным сотрудником либерального журнала «Вестник Европы».

Война 1870 года вынудила семью Виардо покинуть Германию и переселиться в Париж, куда переехал и писатель.

И. С. Тургенев выступал как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, писал предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских писателей. На какое-то время Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям века. В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель был избран вице-президентом. 18 июня 1879 года его удостоили звания почётного доктора Оксфордского университета, при том что до него университет не оказывал такой чести ни одному беллетристу.

Плодом размышлений писателя 1870-х годов стал самый крупный по объёму из его романов — «Новь» (1877).

В 1879 году писатель встречает свою последнюю любовь, актрису Александринского театра Марию Савину. Молодой актрисе было 25 лет, а Тургеневу 61 год. Актриса в то время играла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Роль была настолько ярко сыграна, что сам писатель был изумлён. После этого выступления он прошёл к актрисе за кулисы с большим букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Иван Тургенев влюбился в неё, о чём открыто признался. Редкость их встреч восполнялась регулярной перепиской, которая продолжалась четыре года. Несмотря на искренние отношения Тургенева, для Марии он был хорошим другом.

В 1880 году писатель принял участие в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту в Москве, устроенных Обществом любителей российской словесности.

 

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе. Весной 1882 года парижские врачи Шарко и Жакко поставили писателю диагноз — грудная жаба. Вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!...»

Парижские врачи Шарко и Жакко поставили писателю диагноз — грудная жаба. Вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо.

К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия. Ему сделали операцию по удалению невромы в нижней части брюшной полости, но операция помогла незначительно, поскольку никак не облегчала болей в грудной области позвоночника. Болезнь развивалась, март и апрель писатель так мучился, что окружающие начали замечать минутные помутнения рассудка, вызванные отчасти приёмами морфия. Писатель полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить или просто стоять.

 

 

СМЕРТЬ И ПОХОРОНЫ

Противостояние между «невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» завершилось 22 августа (3 сентября) 1883 год в Буживале под Парижем. Иван Сергеевич Тургенев скончался от злокачественной опухоли костей позвоночника, на 65-м году жизни. После вскрытия учёными-физиологами был взвешен его мозг. Как оказалось, среди тех, чей мозг был взвешен, Иван Сергеевич Тургенев обладал самым большим мозгом (2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).

Смерть Тургенева стала большим потрясением для его почитателей, выразившимся в весьма внушительных похоронах. Похоронам предшествовали траурные торжества в Париже, в которых приняли участие свыше четырёхсот человек. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург.

Ещё от приграничной станции Вержболово на остановках служили панихиды. На перроне петербургского Варшавского вокзала произошла торжественная встреча гроба с телом писателя. Сенатор А. Ф. Кони так вспоминал о похоронах на Волковском кладбище: «Приём гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляли необычные зрелища по своей красоте, величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, учёных, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, — несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями. Так, был венок «Автору „Муму“» от общества покровительства животным… венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов…»

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1855 - «Рудин» (роман)

1858 - «Дворянское гнездо» (роман)

1860 - «Накануне» (роман)

1862 - «Отцы и дети» (роман)

1867 - «Дым» (роман)

1877 - «Новь»(роман)

1844 - «Андрей Колосов» (повесть)

1845 - «Три портрета» (повесть)

1846 - «Жид» (рассказ)

1847 - «Бретёр» (рассказ)

1848 - «Петушков» (рассказ)

1849 - «Дневник лишнего человека» (рассказ)

1852 - «Муму» (рассказ)

1852 - «Постоялый двор» (рассказ)

 

«Записки охотника»: сборник рассказов

1851 - «Бежин луг»

1847 - «Бирюк»

1847 - «Бурмистр»

1848 - «Гамлет Щигровского уезда»

1847 - «Два помещика»

1847 - «Ермолай и мельничиха»

1874 - «Живые мощи»

1851 - «Касьян с Красивой мечи»

1871-72 - «Конец Чертопханова»

1847 - «Контора»

1847 - «Лебедянь»

1848 - «Лес и степь»

1847 - «Льгов»

1847 - «Малиновая вода»

1847 - «Мой сосед Радилов»

1847 - «Однодворец Овсянников»

1850 - «Певцы»

1864 - «Пётр Петрович Каратаев»

1850 - «Свидание»

1847 - «Смерть»

1873-74 - «Стучит!»

1847 - «Татьяна Борисовна и её племянник»

1847 - «Уездный лекарь»

1846-47 - «Хорь и Калиныч»

1848 - «Чертопханов и Недопюскин»

 

1855 - «Яков Пасынков» (рассказ)

1855 - «Фауст» (рассказ)

1856 - «Затишье» (рассказ)

1857 - «Поездка в Полесье» (рассказ)

1858 - «Ася» (рассказ)

1860 - «Первая любовь» (рассказ)

1864 - «Призраки» (рассказ)

1866 - «Бригадир» (рассказ)

1868 - «Несчастная» (рассказ)

1870 - «Странная история» (рассказ)

1870 - «Степной король Лир» (рассказ)

1870 - «Собака» (рассказ)

1871 - «Стук... стук... стук!..» (рассказ)

1872 - «Вешние воды» (повесть)

1874 - «Пунин и Бабурин» (рассказ)

1876 - «Часы» (рассказ)

1877 - «Сон» (рассказ)

1877 - «Рассказ отца Алексея» (рассказ)

1881 - «Песнь торжествующей любви» (рассказ)

1881 - «Собственная господская контора» (рассказ)

1883 - «После смерти (Клара Милич)» (повесть)

1878 - «Памяти Ю. П. Вревской» (стихотворение в прозе)

1882 - «Как хороши, как свежи были розы...» (стихотворение в прозе)

18?? - «Музей» (рассказ) 18?? - «Прощание» (рассказ)

18?? - «Поцелуй» (рассказ)

1848 - «Где тонко, там и рвётся» (пьеса)

1848 - «Нахлебник» (пьеса)

1849 - «Завтрак у предводителя» (пьеса)

1849 - «Холостяк» (пьеса)

1850 - «Месяц в деревне» (пьеса)

1851 - «Провинциалка» (пьеса)

1854 - «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» (статья)

1860 - «Гамлет и Дон-Кихот» (статья)

1864 - «Речь о Шекспире» (статья)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Биографы Тургенева отмечали неповторимые особенности его писательского быта. С молодости он сочетал в себе ум, образованность, художественное дарование с пассивностью, нерешительностью, «всероссийской халатностью».

Обратной стороной этих изъянов была душевная мягкость, широта натуры, известная щедрость, незлобивость, скромность.

Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно. Писатель чувствовал себя глубоко одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви, но любви не совсем характерной для его меланхоличной творческой манеры. В его произведениях почти не бывает счастливой развязки. Но тем не менее почти никто из русских писателей не уделил столько внимания изображению любви, никто в такой мере не идеализировал женщину, как Иван Тургенев.

Характеры женских персонажей его произведений - образы цельных, чистых, самоотверженных, нравственно сильных героинь в сумме сформировали литературный феномен «тургеневской девушки» — типичной героини его произведений. Таковы Лиза в повести «Дневник лишнего человека», Наталья Ласунская в романе «Рудин», Ася в одноимённой повести, Вера в повести «Фауст», Елизавета Калитина в романе «Дворянское гнездо», Елена Стахова в романе «Накануне», Марианна Синецкая в романе «Новь» и другие.

Л. Н. Толстой, отмечая заслуги писателя, говорил, что Тургенев написал удивительные портреты женщин, и что Толстой и сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни.

Тургенев писал: «Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину… Как это объяснить? Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое. А вы как думаете? Послушайте-ка, в молодости у меня была любовница — мельничиха из окрестностей Санкт-Петербурга. Я встречался с ней, когда ездил на охоту. Она была прехорошенькая — блондинка с лучистыми глазами, какие встречаются у нас довольно часто. Она ничего не хотела от меня принимать. А однажды сказала: «Вы должны сделать мне подарок!» — «Чего ты хочешь?» — «Принесите мне мыло!» Я принес ей мыло. Она взяла его и исчезла. Вернулась раскрасневшаяся и сказала, протягивая мне свои благоухающие руки: «Поцелуйте мои руки так, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных!» Я бросился перед ней на колени… Нет мгновенья в моей жизни, которое могло бы сравниться с этим!».

В Советском Союзе творчеству Тургенева также уделяли внимание вожди и руководители советского государства. Тургенева многократно цитировал В. И. Ленин, который особенно высоко ценил его «великий и могучий» язык.

Созданная писателем художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Были открыты музеи Тургенева в городе Орле и бывшем имении его матери Спасском-Лутовинове.

По мнению академической «Истории русской литературы», Тургенев стал первым в русской литературе, кому удалось в своём произведении через картины повседневного деревенского быта и различные образы простых крестьян выразить мысль о том, что закрепощённый народ составляет корень, живую душу нации.

В России много внимания уделяется изучению и памяти творчества Тургенева и в XXI веке. Проводятся крупные международные научные конференции, ежегодно проходят тургеневские чтения. В музее Ивана Тургенева в Буживале ежегодно проходят так называемые музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо.

По произведениям Ивана Тургенева снято много кино- и телефильмов. Его произведения легли в основу картин, созданных в разных странах мира.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В подготовке данной научно-исследовательской работы я использовал исключительно всемирную сеть Интернет.

Информация бралась со следующих сайтов:

1. ru.wikipedia.org – Википедия: Тургенев, Иван Сергеевич;

2. ru.wikipedia.org – Википедия: Список произведений Ивана Тургенева;

3. yandex.ru/images/ - картинки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...