Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Планирование и этапы выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ




Тематикакурсовых и выпускных квалификационных работ, а также работ, выполняемыми в рамках НИРС (научные рефераты, конкурсные студенческие научные работы и т. п. ), обычно разрабатывается кафедрами учебного заведения. Студент также вправе, с согласия кафедры, предложить собственную тему исследования (с представлением соответствующего обоснования целесообразности её разработки) и высказать пожелания о назначении ему научного руководителя. Обязанности научного руководителя по оказанию помощи и осуществлению контроля за выполнением предусмотренных учебными планами студенческих исследовательских работ сформулированы в соответствующих положениях (см. Приложения 2, 3 и 4).

Практика показывает, что весь процесс подготовки и защиты работы (если это курсовая или дипломная работа) состоит из ряда последовательных этапов:

- выбор темы и её согласование с научным руководителем;

- оформление организационных документов и ознакомление с требованиями к содержанию и внешнему оформлению работы;

- планирование работы;

- написание работы;

- разработка тезисов доклада для защиты;

- защита работы.

Выбор темы исследования весьма ответственная и важная процедура. Студенту целесообразно: а) исходить из наличных знаний содержания учебной дисциплины и, возможно, практического опыта (приобретённого, например, во время прохождения производственной практики); б) из появившегося интереса к определённой проблематике (не исключая и перспективы будущего трудоустройства); в) из актуальности темы;             с) учитывать возможности квалифицированного научного руководства (в том числе в связи с перспективой дальнейшего обучения и даже работы над диссертационными исследованиями). Определённое значение может иметь и доступность необходимых информационных источников и, разумеется, адекватная оценка студентом собственных способностей. Студентам ФНО рекомендуется выбирать сравнительно узкие темы, чтобы была возможность достаточно глубокой их проработки. Студенческие работы, посвящённые широким темам, часто оказываются поверхностными и мало самостоятельными.

Для принятия окончательного решения желательно предварительное знакомство студента с той информацией, которая характеризует степень  разработанности темы исследования, её основную проблематику (хотя бы по учебной литературе) и обязательно проконсультироваться с научным руководителем. Именно научный руководитель в достаточной мере сможет оценить понимание студентом актуальности и значимости выбранной темы, её соответствия современному состоянию и потребностям юридической науки и практики. Вместе с научным руководителем (если это курсовая или дипломная работа) следует ознакомиться и со списком уже утверждённых тем (закреплённых за другими студентами), чтобы избежать совпадений у разных студентов. Совпадение допустимо только в случаях разработки одной и той же темы по разным направлениям, на разном эмпирическом материале, студентами различных форм обучения и под руководством разных научных руководителей.

Порядок заполнения, сроки и формы организационных документов, основные требования к структуре, содержанию и внешнему оформлению студенческих исследовательских работ приводятся и конкретизируются в соответствующих Положениях (см., например, Приложения 2, 3, 4). Вместе с тем, студенту желательно (это может быть и обязательным требованием) достаточно чётко спланировать свою работу. В УМК «Основы исследовательской деятельности» рекомендуется следующая форма плана:

 

                                                                       У Т В Е Р Ж Д А Ю

Руководитель курсовой работы

____________________________________

                                                     «_____»______________2015 г.

 

План-график

выполнения курсовой работы на тему:

 

студента ________(Ф. И. О. )________________

___________________________________________________________________№ _   Характер выполняемой                    Сроки               Отм. научн.

 п/п                  работы                                    выполнения       рук. о вып.

 

1. Составление плана (внутреннего

содержания) курсовой работы

и его согласование с научным

руководителем

2. Подбор и изучение литературы

3. Изучение практики, проведение

криминологического или иного

     эмпирического исследования

4. Написание текста курсовой работы

(возможно с дифференциацией по

срокам выполнения для каждого

структурного элемента курсовой

работы)

5. Представление первого (чернового)

варианта работы научному руководителю

6. Устранение недостатков и представление

окончательного варианта.

 

Подпись студента_____________________

    При написании текста исследовательской работы студенту рекомендуется использовать черновой вариант Введения, поскольку окончательный (чистовой) вариант Введения и Заключения целесообразно оформлять лишь после завершения исследования и чистового оформления Основной части.

Подбор литературы и источников информации по исследуемой теме лучше всего начинать с рекомендаций научного руководителя, а лишь затем использовать все другие доступные источники (см.: Приложение 1).

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), нормативные документы (вначале законы, затем подзаконные акты), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т. д.

При подготовке исследовательской работы необходимо использовать именно действующее, а не устаревшее законодательство. При этом следует учитывать, что многие виды правоотношений регулируются одновременно комплексом законов и подзаконных актов. В настоящее время нормотворческая деятельность на федеральном и региональном уровнях резко активизировалась, что обязывает студента выявлять и использовать новые нормативные акты буквально до дня защиты дипломной работы. Устаревшие нормативные акты могут быть использованы только в работах и разделах, носящих исторический характер.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др. ). Эти системы позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе принявшим документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных справочно-информационных системах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам. Недостатком использования данных систем является то, что версии этих документов не являются официальными, и поэтому иногда содержат ошибки. Следовательно, получив первичную информацию при помощи справочно-информационных систем, достоверность данных следует подтвердить по официальным источникам.

Книги и статьи, которые содержат письменную информацию по предмету исследования, следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в методических кабинетах кафедр, библиотеке вуза. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Обоснование теоретических положений и научно-практических рекомендаций данными правоприменительной практики могут содержаться в доступных студенту материалах статистики, аналитических справках, отчетах, обзорах, в судебных делах и решениях, а также в разъяснениях, указаниях, предложениях и рекомендациях компетентных органов. Достаточно обширную информацию о правоприменительной практике содержат постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, журналы «Российская юстиция», «Законность» и другие периодические издания.

Практика показывает, что большинство студентов затрудняется извлекать требуемую информацию из большого объёма. В качестве рекомендаций можно предложить следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом изданий, не читая его целиком.

Информация анализируется в следующем порядке: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т. д. ); аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д. ); иллюстративный материал; первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой будущей научной работы. Если заглавие совпадает с темой или уже её, для студента будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то следует изучить только часть издания.

Известность фамилии автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если фамилия малоизвестна, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых. Как правило, малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они чаще всего выдвигают и обосновывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.

Наименование издательства отчасти свидетельствует о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определённой тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Например, среди издательств, специализирующихся на юридической литературе широко известны такие как «Бек», «Юридическая литература», «Юристъ», «Норма», которые обеспечивают качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.

Время издания отражает особенности того исторического периода, в который писалась книга. В связи с этим, книги последних лет отражают более современный взгляд на протекающие юридические процессы. Тираж издания в какой-то мере свидетельствует о востребованности книги читателями и качестве обработки материала.

Аннотация помещается, как правило, в начале книги и указывает не только на основное содержание, но и на целевое назначение издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных можно определить степень научности издания, первичный или вторичный  характер содержащейся информации.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления необходимо определить, какая часть издания будет особенно полезна для исследования. Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель и задачи и задачи исследования.

Справочно-библиографический аппарат публикации позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений трудами других авторов. Рекомендуется посмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведённых исследованиях в изучаемой области.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений[97]. На основании произведённых записей составляется список литературы, который целесообразно согласовывать с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой даёт возможность разобраться в важнейших вопросах темы и осуществить планирование содержательной части своей исследовательской работы.

Первоначально план содержательной части научной работы может только в основных чертах характеризовать предмет и этапы исследования, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Обычно оставление плана содержательной части научной работы осуществляется по принципу от общего к частному. Это означает, что сначала планируется рассмотрение общих вопросов темы (методологических и методических, теоретических, исторических, общеправовых, характеризующих состояние правоприменительной практики, эмпирический базис исследования), а затем - подробное рассмотрение менее общих, т. е. частных вопросов.

Проект подготовленного плана научной работы (лучше с черновым вариантом Введения) студент представляет научному руководителю, который редактирует его и высказывает свои замечания и предложения.

Согласованный с научным руководителем или самостоятельно подготовленный студентом план научной работы в процессе её написания, как уже отмечалось, может быть уточнён, изменён и дополнен, но при этом по своим элементам структурного и содержательного характера (если это курсовая или дипломная работа) не должен выходить за пределы утверждённой темы исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...