Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типичные речевые ошибки.. При склонении дробных числительных изменяются обе части




Типичные речевые ошибки.

По мнению специалистов, наиболее типичные речевые ошибки на радио и телевидении можно разделить на несколько групп:

1. Лексико-стилистические. Обусловлены обычно незнанием подлинных значений слов (присущих им в литературном русском языке), особенностей их сочетаний с другими словами, неправильными представлениями об устойчивых языковых оборотах. Простейшим примером этого типа речевых ошибок можно считать ставшее почти повсеместным смешение понятий " русский" и " российский", " киргизский" и " киргизстанский". Внимательное отношение к этим дефинициям позволяет понять, что они между собой отнюдь не

 

синонимичны. К примеру, доходит до того, что правильное выражение: " узбекистанская авиация" воспринимается в редакциях как ошибка, а зрителями и слушателями - как нечто не вполне нормальное. Зрителя нужно воспитывать от случая к случаю (см. о воспитательной функции ТВ), коллегам - доказывать. Другой случай - неправильное словообразование: применение к понятиям " школа", " искусство", " образование" и т. д. прилагательного " элитный" (вместо литературного " элитарный" ). Прилагательное же " элитный" применимо с точки зрения языковых норм к сортам растений и породам животных. Совершенно грубая, но, тем не менее, имеющая быть ошибка: смешение понятий " факт" и " фактор", употребление слова " обратно" вместо " снова" или " опять", ну и т. д. Очень часто случается неправильное применение глаголов типа: " извлечь ошибки", " облегчает боль" и т. п. Чрезвычайно распространенная в разговорной речи ошибка, перенесенная и в эфир: слово " пара" применимо лишь к тем предметам, которые существуют в парном виде: " пара глаз", " пара ног", " пара ботинок", но ни в коем случае не " пару лет", " пару человек" и пр. К этому же ряду можно отнести и нередко встречающееся неверное применение иноязычных слов, таких как " консенсус", " электорат".

2. Морфолого-стилистические. Являются следствием нарушений правил образования различных форм слова. Особенно часто встречаются при употреблении имен числительных. Эта группа ошибок в силу их распространенности достойна особого внимания, ну, а объясняется этот грустный факт непрофессионализма достаточно просто: незнанием особенностей склонения этой части речи.

Особенности склонения имен числительных. В составном количественном числительном изменяется каждое слово Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Имен. - Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Родит. - Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. - Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. - Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. - Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. - (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части

Имен. - Три пятых.

Родит. - Трех пятых.

Дат. - Трем пятым.

Винит. - Три пятых.

Твор. - Тремя пятыми.

Предл. - (о) Трех пятых.

 

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число. При употреблении слов " с половиной", с " четвертью", " с третью", существительным управляет целое число. " Десять и пять десятых процента" (существительное " процент" употребляется в единственном числе). " Десять с половиной процентов" (существительное ставится во множественном числе). Особенности в склонении имеют слова " полтора", " полторы", " полтораста", относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей.

Имен. - Полтора метра, полторы тонны.

Родит. - Полутора метров, полутора тонн.

Дат. - Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. - Полтора метра, полторы тонны.

Твор. - Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. - (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

 

Собирательные числительные употребляются:

- с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

- с существительными мужского рода на " а" сочетаются только собирательные числительные;

- с существительными " дети", " ребята", " люди" и с существительным " лицо" (в значении " человек" );

- с существительными имеющими форму только множественного числа;

- с личными местоимениями; - с названиями детенышей животных;

- в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

- с существительными, называющими парные предметы;

- с существительными, относящимися к официально-деловой лексике;

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно

заменяются на количественные. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т. п. ) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных. В сочетании с предлогом " по" неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах. Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное. Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (" шесть" - " шестой" ), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, " триста" - " трехсотый" и т. п. ). Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (" двадцать пять" - " двадцать пятый" ). В числительном " сороковой" и тысячный" выделяются словообразующие суффиксы прилагательных " ов" и " н". Порядковые числительные, оканчивающиеся на " тысячный", " миллионный", " миллиардный", пишутся слитно. Числительные " девяносто" и " сто" сохраняют свою начальную форму. При наличии сочетания " с половиной", за которым следуют " тысячный", " миллионный", " миллиардный", получается сочетание типа " Семи с половиной тысячный".

 

* * *

Кроме употребления числительных, среди ошибок этой группы нередко встречается неправильное склонение существительных, обозначающих названия многих национальностей. Правильно не " много грузинов", а " много грузин"; не " мало осетинов", а мало " мало осетин" и др.

3. Синтаксико-стилистические. Ошибки этого типа возникают в результате нарушения норм управления, согласования, а также неправильного соединения однородных членов предложения. Типичными являются ошибки, допускаемые при употреблении деепричастных оборотов. Весьма распространенной является ошибка такого рода. Существительное в родительном падеже употребляется с предлогами " согласно" и " благодаря". Имя существительное в сочетаниях с предлогами " согласно" и " благодаря" употребляется в дательном падеже. Примеры часто употребляемых ошибочных словосочетаний: " Утверждает о том... " - Правильно сказать: " Утверждает, что... " " Привели в ситуацию" - Правильно сказать: " Привели к ситуации... " Неправильно: " Слушая оратора, возникает мысль... " Правильно: " Когда я слушаю оратора, у меня возникает мысль... " Неправильно: " Согласно договора". Правильно: " Согласно договору". Ненормативным является широкораспространенное сочетание " представляет из себя". Правильно: " Представляет собой".

4. Фоностилистические. Это многочисленные нарушения норм ударения (см. ниже). Наиболее универсальным правилом для журналиста здесь может быть одно: не лениться заглянуть в словарь ударений даже в том случае, когда нет и тени сомнений. * * * Еще одним замечанием, относящимся к сфере речевых норм, является употребление лишних слов. Это такие слова как " порядка", " в районе", " где-то" и другие. Без них вполне можно обойтись, их употребление размывает смысловую нагрузку текста, лишает его четкости изложения. Например, из предложения " Эта тема сейчас как бы не актуальная" остается неясным: актуальна тема, о которой идет или пойдет речь, или все-таки нет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...