Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По теме «Высказывание»




Солодкая М.С.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

для выполнения индивидуальных работ по курсу

 

 

«ЛОГИКА»

 

 

для студентов очной и очно-заочной формы обучения

 

ОРЕНБУРГ - 2011

 


 

УДК 16(075.8)

ББК 87.4я73

С-60

 

  С-60 Солодкая М.С. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуальных работ по курсу «Логика» для студентов очной и очно-заочной форм обучения. Издание третье, дополненное, переработанное. – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е.Кутафина, 2011. – 79 с.  

 

 

Рецензенты:

Демина Лариса Анатольевна, зав. кафедрой философии Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина, д.ф.н., профессор.

Иванова Ирина Ивановна, зав. отделением философии Кыргызско-Российского Славянского университета, д.ф.н., профессор.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к решению индивидуальных заданий по дисциплине «Логика» в рамках балльно-рейтинговой системы оценки работы студента.

В данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении важнейших тем дисциплины «Логика» – «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение». Освоение логики посредством решения задач избавит студентов от механического заучивания определений и правил логики и стимулирует более эффективное усвоение теории.

 

© Солодкая М.С., 2011

© ОИ МГЮА, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение    
1. Общие указания к выполнению контрольных работ.    
2. Варианты заданий контрольной работы № 1 по теме «Понятие»   3. Варианты заданий контрольной работы № 2 по теме «Высказывание».   4. Варианты заданий контрольной работы № 3 по теме «Умозаключение».          
5. Методические указания к выполнению заданий.   5.1. Методические указания к выполнению заданий по теме «Понятие».   5.2. Методические указания к выполнению заданий по теме «Высказывание»   5.3. Методические указания к выполнению заданий по теме «Умозаключение»              

 

 


Введение.

Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам очной и очно-заочной форм обучения юридических вузов для выполнения самостоятельных (контрольных) работ по курсу «Логика». Оно содержит варианты индивидуальных заданий для самостоятельных работ по темам «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение».

Методическое пособие дополняет комплекс материалов по курсу логики для студентов Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина:

- Кириллов В.И., Старченко. Логика. – М.: Юристъ, 2002 (и последующие годы издания).

- Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М.: Юристъ, 2004 (и последующие годы издания).

- Сборник методических материалов к изучению курса «Логика» /Под ред. В.И.Кириллова. – М.: Academia, 2006 (и последующие годы издания).

- Солодкая М.С. Сборник упражнений для выполнения индивидуальных заданий по курсу «Логика». – Оренбург: ОИ МГЮА, 2011.

- Шинкова С.С. Рабочая тетрадь по логике № 1 по теме «Понятие». – Оренбург: ОИ МГЮА, 2011.

- Шинкова С.С. Рабочая тетрадь по логике № 2 по теме «Суждение». – Оренбург: ОИ МГЮА, 2011.

 

Общие указания к выполнению контрольных работ.

По дисциплине «Логика» для студентов очной и очно-заочной форм обучения предусмотрено выполнение 3-х самостоятельных индивидуальных работ в течение семестра. Каждая из самостоятельных работ заключает цикл практических занятий по следующим разделам дисциплины: «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение». Каждое задание в самостоятельной работе предусматривает 25 вариантов, что позволяет эффективно проверить индивидуальный уровень практических навыков студентов по дисциплине логика по указанным разделам.

Без знания теоретических основ логики нельзя правильно выполнить задания самостоятельных работ. Поэтому прежде, чем приступить к решению того или иного задания, необходимо освоить соответствующие теоретические положения. В начале каждого раздела «Упражнений по логике» помещены краткие теоретические сведения и ссылки на соответствующие разделы учебника по логике.

Ознакомившись с теоретическими основами, необходимыми для решения данной задачи, следует разобрать решение аналогичной задачи, помещенное в данном пособии в разделе 5. Особое внимание следует уделить выделенным типичным ошибкам, чтобы избежать их повторения при самостоятельном решении задач.

Закреплению навыков решения задач способствует решение нескольких вариантов одного задания. Варианты каждого задания отражают определенную специфику, что позволит студентам заранее выявить особенности решения разных заданий одного типа. Это особенно важно при написании самостоятельных работ в рамках балльно-рейтинговой системы оценки работы студента по дисциплине «Логика».

 

 


Варианты заданий контрольной работы № 1 по теме «Понятие».

 

Задание № 1. Дать полную логическую характеристику понятия:

 

1) правоотношение, 2) действующий в 2007 г. Уголовный Кодекс Российской Федерации, 3) потерпевший, 4) преподаватель кафедры уголовного права, 5) директор Оренбургского института МГЮА в 2011 году, 6) невиновность, 7) кафедра административного права, 8) Трудовой Кодекс России, 9) обвиняемый, 10) прокурор, 11) общее понятие, объем которого состоит из одного элемента, 12) генеральный прокурор России в 2011г., 13) потерпевший, 14) конкретное понятие, 15) ответственность, 16) логическая операция над понятием, 17) логика, 18) автор романа «Тихий Дон», 19) Президент России, 20) преподаватель уголовного права у студентов 1-го курса Оренбургского института МГЮА, 21) столица России в 2011 г., 22) закон, 23) справедливый преподаватель, 24) единичное понятие, 25) правовая норма.

 

Задание № 2.

Варианты с нечетными номерами: Определить вид отношений между понятиями, изобразив их объемы при помощи кругов Эйлера:

 

1) студент – успевающий студент – неуспевающий студент – студент юридического вуза – студент академии.

 

3) приговор – справедливый приговор – обвинительный приговор – несправедливый приговор.

5) российский юрист – юрист – юридическая наука – человек, занимающийся спортом.

 

7) книга – интересная книга – детектив – журнал.

 

9) оружие – огнестрельное оружие – холодное оружие – пистолет – вооруженный человек.

 

11) определение – явное определение – атрибутивное определение – индуктивное определение.

 

13) понятие – конкретное понятие – абстрактное понятие – единичное понятие – понятие «студент».

 

15) суд – районный суд – областной суд – судья – районный судья.

 

17) река – глубоководная река – мелководная река – река в Азии – озеро Байкал.

 

19) Трудовой Кодекс – Трудовой Кодекс России – Уголовный Кодекс – действующий Уголовный Кодекс России.

 

21) учебник – учебник по логике – интересный учебник – библиотека.

 

23) понятие – положительное понятие – отрицательное понятие – общее понятие.

 

25) человек – честный человек – добрый человек – злой человек.

 

 

Варианты с четными номерами: Определить вид отношений между понятиями, подобрать понятия под заданную схему:

 
 


2)

           
     

 


4)

           
 
   
   
 
 

 


6)

           
   
     
 
 

 


8)

               
     
     
 
 

 

 


10)

 


12)

           
     
 
 
 

 

 


14)

 

       
   
 

 

 


16)

                   
   
       
     
 
 
 

 


18)

                   
   
     
 
 
 
 
   

 


20)

 

 
 

 

 


22)

 

               
   
     
 
 

 

 


24)

 

 

 
 

 


Задание № 3. Проверить правильность деления понятий. В случае обнаружения ошибок, исправить их:

 

1) Приговоры суда бывают оправдательными, обвинительными и несправедливыми.

2) Родители бывают старыми и молодыми, добрыми и справедливыми

3) Важно принимать во внимание следующие типы преступных группировок: устойчивые, неустойчивые и случайно сформированные.

4) Оружие бывает холодное, огнестрельное и самодельное.

5) Ответы студентов бывают правильные и неправильные, рассудительные и оригинальные.

6) Учебники бывают толстые, тонкие и неинтересные.

7) Студенты делятся на тех, кто списывает всегда и тех, кто не списывает никогда.

8) Родители делятся на понимающих своих детей, не понимающих своих детей, любящих своих детей и не любящих своих детей.

9) Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

10) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против государства.

11) Государственные налоги бывают прямые и косвенные, а также фиксированные.

12) Транспорт бывает сухопутный, воздушный, автомобильный и речной.

13) Формами рассуждения являются абстрактные понятия, определения, высказывания, умозаключения.

14) Высшие учебные заведения бывают государственные и негосударственные.

15) Реки бывают глубоководные, мелководные и судоходные.

16) Обвиняемые делятся на тех, кто признает свою вину и тех, кто не признает свою вину, а также на тех, кого оправдывают.

17) Государства бывают демократические, унитарные и федеративные

18) Сравнимые понятия бывают совместимые, противоположные и противоречащие.

19) Понятия бывают общие, единичные, абстрактные и конкретные.

20) Преподаватели бывают добрыми, справедливыми и несправедливыми.

21) Моих друзей можно разделить на следующие группы: друзья детства, друзья по работе и те, с кем мне всегда весело.

22) Газеты делятся на еженедельные и не еженедельные.

23) Вопросы бывают легкие и трудные, относящиеся к теме и не относящиеся к теме.

24) Предложения бывают повествовательными, простыми и сложносочиненными.

25) Определения бывают явные и неявные, а также атрибутивные.

 

Задание № 4.

1) Указать вид определения:

Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой;

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) убийство – это тяжкое уголовное преступление;

б) капитализм – это общественный строй, основанный на эксплуатации;

 

2) Указать вид определения:

Геометрическое тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной стороны, называется цилиндром.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) определение – это способ введения понятий;

б) жизнь – это театр, в котором часто играют трагедии.

 

3) Указать вид определения:

Плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной и имеющая n углов, называется n-угольником.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) трубопровод – это кровеносная система современной жизни.

б) логика – это наука, изучающая формы мышления;

4) Указать вид определения:

Административными правоотношениями называются общественные отношения, регулируемые нормами административного права;

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) стихийное бедствие – это бедствие, которое происходит стихийно; б) грабеж – хищение личного имущества граждан, совершенное открыто.

 

5) Указать вид определения:

Проступок – противоправное деяние, влекущее по закону административную или дисциплинарную ответственность.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) логика – это наука о законах мышления;

б) кислород – это необходимое условие жизни

 

6) Указать вид определения:

Мои дети – мои потомки. Дети моих потомков – мои потомки.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) Китай – самая многонаселенная страна в мире;

б) следователь – человек, идущий по следу преступника.

7) Указать вид определения:

Ближайшими родственниками являются супруги, родители, дети, родные братья и сестры.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) экономическая теория – это дисциплина, в которой изучаются экономические законы;

б) реклама – двигатель торговли.


8) Указать вид определения:

Студент – это человек, обучающийся в высшем или среднеспециальном учебном заведении.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) определение – это способ введения абстрактных понятий.

б) совесть – лучший контролер.

 

9) Указать вид определения:

Шар – это геометрическое тело, полученное вращением полукруга вокруг диаметра.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) ограничение – логическая операция над понятием;

б) общее понятие – это понятие, в объеме которого есть предметы действительности.

 

10) Указать вид определения:

Случайность – форма проявления необходимости.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) директор – руководитель коммерческого предприятия;

б) противоречащее понятие – это вид несовместимого понятия.

 

11) Указать вид определения:

Политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования есть сепаратизм.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) трудовое право – это дисциплина, которую изучают в юридическом ВУЗе;

б)? – это вопросительный знак.


12) Указать вид определения:

Взятка – деньги или вещи, передаваемые должностному лицу как оплата за преступное действие.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) самолет – вид воздушного транспорта;

б) деление понятия – это логическая операция над конкретными понятиями.

13) Указать вид определения:

Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) омонимы – слова, различающиеся по значению;

б) логический закон – это закон, который принят в логике.

 

14) Указать вид определения:

Понятия, имеющие общие элементы объема, называются совместимыми.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) Оренбургский институт МГЮА – самый престижный юридический вуз области.

б) физика – это наука о природе.

 

15) Указать вид определения:

Точка зенита небесной сферы – это высшая точка над головой наблюдателя.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) математика – это гимнастика для ума;

б) библиотека – это место, где студенты получают учебную литературу.


16) Указать вид определения:

Взяв сотую часть от какого-нибудь числа, мы получим процент от числа.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) совместимые понятия – это понятия, объем которых полностью совпадает;

б) учитель – это человек, который учит кого-нибудь.

 

17) Указать вид определения:

Часть суши, окруженная со всех сторон водой, называется островом.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) бесправие – это отсутствие права;

б) нефть – это черное золото.

 

18) Указать вид определения:

Жидкость – это вещество, имеющее собственный объем, но не имеющее собственной формы и принимающая форму сосуда, в который она помещена.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) убийство – тяжкое уголовное преступление;

б) магазин – место, где покупают продовольственные товары.

 

19) Указать вид определения:

Прямой угол – это угол, который не является острым и тупым.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) гитара – популярный музыкальный инструмент исполнителей рок-музыки;

б) экзамен – форма контроля студента.


20) Указать вид определения:

Ассоциация самостоятельных правовых субъектов, связанных вместе общими политическими целями, процессами экономической и культурной интеграции есть сущность федерализма.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) Гималаи – высочайшие горы мира;

б) тождественные понятия – это вид совместимых понятий.

 

21) Указать вид определения:

Понятия, не имеющие общих элементов объема, называются несовместимыми.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) юридическая наука – это не техническая наука;

б) a, b, g - буквы греческого алфавита.

 

22) Указать вид определения:

Бытие – философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) архитектура – застывшая музыка;

б) правдоподобные умозаключения – умозаключения, в которых есть определенной правдоподобие.

 

23) Указать вид определения:

Геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны, называется цилиндром.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) мороженое – сладкая мечта детства;

б) грабеж – уголовное преступление, совершенное группой лиц.


24) Указать вид определения:

Земельная рента – регулярный доход собственника земли, в котором реализуется собственность на землю.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) понятие – это не суждение;

б) студент – учащийся юридического вуза.

 

25) Указать вид определения:

Закономерная смена цветов неба, сопровождающая заход и восход солнца, называется зарей.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) государство – это историческая общность людей;

б) несовместимое понятие – это, например, противоположное понятие.


Варианты заданий контрольной работы № 2

по теме «Высказывание»

 

 

Задание № 1. Выделить все составные части простого атрибутивного высказывания, записать его логическую форму, определить количество и качество, изобразить отношение между субъектом и предикатом при помощи круговых схем. (Во втором высказывании следует сохранить те обозначения для субъекта и предиката, которые были введены в первом высказывании):

1) Часть людей – юристы.

Часть людей – не юристы.

2) Не каждый человек умеет тонко шутить.

Некоторые люди не умеют тонко шутить.

3) Всякому овощу свое время.

Для любого овоща нет своего времени.

4) Часть студентов списывает на экзаменах.

Ни один студент не списывает на экзаменах.

5) Любой человек смертен.

Не все люди смертны.

6) Некоторые люди редко смеются.

Ни один человек не смеется редко.

7) Во всякой шутке есть доля правды.

В некоторых шутках есть доля правды.

8) Ни один юрист не знает всех законов.

Любой юрист знает все законы.

9) Некоторые люди никогда не видели моря.

Некоторые люди иногда видели море.

10) Никакая цель не оправдывает средства.

Какие-то цели оправдывают средства.

11) На всякий роток не накинешь платок.

На чей-то роток не накинешь платок.

12) Некоторые студенты работают по специальности.

Каждый студент работает по специальности.

13) Некоторые студенты являются отличниками.

Некоторые студенты не являются отличниками.

14) Все студенты-философы изучают логику.

Некоторые студенты-философы не изучают логику.

15) Любая вина нуждается в доказательстве.

Не всякая вина нуждается в доказательстве.

16) Каждый юрист обязан быть честным.

Некоторые юристы обязаны быть честными.

17) Всякое преступление должно быть раскрыто.

Какое-то преступление может быть не раскрыто.

18) Всякий сверчок знает свой шесток.

Ни один сверчок не знает свой шесток.

19) Не все студенты 1 курса оканчивают институт.

Некоторые студенты 1 курса оканчивают институт.

20) Ни одному человеку не возможно знать все.

Некоторым людям возможно знать что-то.

21) Всякий студент изучает какую-нибудь науку.

Ни один студент не изучает всех наук.

22) Каждый человек любит кого-нибудь.

Ни один человек не любит всех.

23) Не всякий человек честен.

Некоторые люди честны.

24) Некоторые люди не являются добрыми.

Ни один человек не добрый.

25) Любой человек не бог.

Некоторые люди не боги.

Задание № 2. Записать логическую форму сложных высказываний (Во втором высказывании следует сохранить те обозначения простых высказываний, которые были введены в первом сложном высказывании):

1) Я сдержу свое слово, иначе мне придется уйти.

Хотя я не сдержал свое слово, но я не ушел.

 

2) Завтра похолодает, но сегодня еще тепло.

Завтра похолодает, но и сегодня уже не тепло.

 

3) Если снова весна, значит скоро в поход.

Не скоро в поход, потому что нет весны.

 

4) Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой.

Я достоин жизни и свободы, потому что каждый день иду за них на бой.

 

5) Я сомневаюсь, следовательно, я существую.

Я не сомневаюсь, следовательно, я не существую.

 

6) Курить – здоровью вредить.

Не курю, значит здоровью не врежу.

 

7) Высказывание бывает простое и сложное.

Высказывание не простое, поэтому оно сложное.


8) Поспешишь – людей насмешишь.

Поспешил, но людей не насмешил.

 

9) Будем жить-поживать, да гостей поджидать.

Будем жить-поживать, однако, гостей не поджидать.

 

10) Я или полюблю человека сразу или не полюблю его никогда.

Если я не полюблю человека сразу, то я не полюблю его никогда.

 

11) И снег, и ветер, и звезд ночных полет.

Снег, безветрие, и звезд ночных полет.

 

12) Некоторые боксеры сильнее некоторых борцов, а некоторые борцы сильнее некоторых гимнастов.

Хотя некоторые боксеры сильнее некоторых борцов, но ни один боксер не сильнее ни одного гимнаста.

 

13) Если человек лжет, то он не является честным.

Если человек честный, то он не лжет.

 

14) Если не совершишь преступление, то не будешь и наказан.

Хотя и наказан, но не совершал преступления.

 

15) Или Джонс, или Браун, но не оба вместе, совершили преступление.

Если Джонс совершил преступление, то Браун не замешан в нем.

 

16) Если человек говорит неправду, то он или заблуждается сам, или сознательно вводит в заблуждение других.

Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается, значит он сознательно вводит в заблуждение других.

 

17) Иванов и Петров могли совершить преступление.

Хотя Иванов не совершал преступление, но Петров вполне мог.

 

18) Если регулярно посещать все занятия и самостоятельно заниматься дома, то можно сдать зачет по логике с первого раза.

Регулярно посещал все занятия, но не занимался самостоятельно дома, поэтому не сдал зачет по логике с первого раза.

 

19) Если тело является кристаллическим, то оно имеет определенную температуру плавления.

Данное тело не является кристаллическим, поскольку оно не имеет определенной температуры плавления.

 

20) Если пропускать много занятий и не осваивать пропущенное самостоятельно, то трудно хорошо сдать экзамен.

Можно пропустить много занятий, но сдать хорошо экзамен, если осваивать пропущенное самостоятельно.

 

21) Если философ является последовательным материалистом, то он не является агностиком.

Если философ не является последовательным материалистом, то он агностик.

 

22) Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу.

У этого человека есть причина жаловаться на судьбу, значит, он не счастлив в семейной жизни и не удовлетворен работой.

 

23) Я сдам логику на «хорошо» или «отлично», если буду регулярно выполнять домашние задания.

Я не сдам логику на «хорошо» или «отлично», хотя и буду регулярно выполнять домашние задания.

 

24) Если вчера еще мела пурга, то сегодня тепло и светит солнце.

Или вчера не мела пурга, или сегодня хотя и тепло, но не светит солнце.

 

25) Мал золотник, да дорог.

Мал золотник и не дорог.


Задание № 3. Построить отрицание высказываний:

1) а) Некоторые студенты иногда плачут из-за оценок.

б) К власти могут прийти криминальные группы, если борьба с преступностью не относится к приоритетным направлениям государственной политики.

 

2) а) Каждый студент не любит какого-нибудь преподавателя.

б) Экзамен по логике не сдал Иванов, хотя он и регулярно посещал занятия.

 

3) а) Ни одному студенту не возможно знать все.

б) Мал золотник, да дорог.

 

4) а) Некоторые подозреваемые оказываются иногда на скамье подсудимых.

б) Если на экзамене по логике отличные оценки - редкость, то на экзамене по истории - обычное дело.

 

5) а) Всякий студент рад любому случаю пошутить над преподавателем.

б) Студент обязан соблюдать дисциплину, иначе к нему применят административные меры.

 

6) а) Некоторые юристы не знают некоторых законов.

б) Люди никогда не пугаются, если встретят что-то неожиданное.

 

7) а) Мои шутки иногда раздражают преподавателей.

б) Вы или заблуждаетесь сами, или вводите в заблуждение других.

 

8) а) Некоторые студенты имеют отличные оценки по всем предметам.

б) Я сомневаюсь, следовательно, я существую.

 

9) а) Ни один человек не может любить всех.

б) Любишь кататься – люби и саночки возить.

 

10) а) Любое ружье когда-нибудь выстрелит.

б) Ум хорошо, а два ума лучше.

 

11) а) Некоторые студенты не отвечают ни на один вопрос на экзамене.

б) Каждый человек любит себя, но он любит и кого-то другого.

 

12) а) Каждый студент мечтает получить “отлично” на всех экзаменах.

б) Наказание не принесет пользы, если оно является несправедливым.

 

13) а) Многие студенты не знают ни одного профессора.

б) Человек не знает некоторых законов, но это не освобождает его от ответственности.

 

14) а) Некоторые студенты знают на экзамене ответы на все вопросы.

б) Закон строг, но справедлив.

 

15) а) Каждое государство всегда дает отпор агрессорам.

б) Ряд студентов посетили все занятия по логике, а некоторые – не посетили ни одного.

 

16) а) Многие преподаватели никогда не работали на производстве.

б) Некоторые студенты регулярно посещают все занятия, а некоторые - часто пропускают занятия без уважительной причины.

 

17) а) Ряд государств не участвовали ни в одной мировой войне.

б) Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет, значит с ними нам вести незримый бой.

 

18) а) Любой контроль не может быть тотальным.

б) Я не сдал логику с первого раза, хотя и постоянно выполнял все домашние задания.

 

19) а) Ни один человек никогда не желает себе зла.

б) Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она.

 

20) а) Часть студентов всегда опаздывает на занятия.

б) Дал слово – держи, а не сдержал – беги.

 

21) а) Каждый преподаватель бывает ко мне иногда не справедлив.

б) Если на севере страны уже лежит снег, то на юге еще сохраняется теплая погода.

 

22) а) Большинство студентов нашей группы всегда делает домашние задания.

б) Листья на деревьях начали желтеть, значит скоро наступит осень.

 

23) а) Большинство людей не написали ни одного стихотворения.

б) Противник был силен, но и я не промах.

 

24) а) Некоторые предметы никогда меня не интересовали.

б) Либо он сознательно лжет, либо ошибается.

 

25) а) Каждый родитель никогда не сделает зла своему ребенку.

б) Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно.

 

 


Варианты заданий самостоятельной работы № 3

по теме «Умозаключение»

 

 

Задание № 1. Осуществить превращение, обращение и выводы по логическому квадрату:

 

1) Никакая цель не оправдывает средства.

 

2) Любая вина должна быть доказана.

 

3) Некоторые люди никогда не видели моря.

 

4) Ни один преступник не должен избежать наказания.

 

5) Всякий студент рад любому случаю пошутить над преподавателем.

 

6) Ни один юрист не знает всех законов.

 

7) Во всякой шутке есть доля правды.

 

8) Некоторые юристы не знают некоторых законов.

 

9) Неверно, что кто-то умнее всех.

 

10) Каждый студент не любит получать «двойки».

 

11) Не все студенты 1 курса оканчивают институт.

 

12) Некоторые люди редко смеются.

 

13) Не верно, что некоторые студенты ничего не знают.

 

14) Каждый студент мечтает получить “отлично” на всех экзаменах.

 

15) Многие студенты не знают ни одного профессора.

 

16) Некоторые студенты работают по специальности.

 

17) На всякий роток не накинешь платок.

 

18) Всякий сверчок знает свой шесток.

 

19) Любой человек смертен.

 

20) Не верно, что ни один человек не любит всех.

 

21) Часть студентов списывает на экзаменах.

 

22) Всякому овощу свое время.

 

23) Не каждый человек умеет тонко шутить.

 

24) Не всякий человек честен.

 

25) Часть людей – юристы.

 

 

Задание № 2. Проверить правильность простог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...