Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая историческая справка о предках,




Краткая историческая справка о предках,

заселявших Орловский край в глубокой древности

На основе подлинных материалов археологических раскопок, проводившихся на территории Орловского края с конца XIX века, можно иметь представление о материальной и духовной культуры наших предков.

Заселение Орловского края происходило в период обитания на земле неандертальцев (100—40 тысяч лет до нашей эры). К этому периоду человек научился добывать огонь, что позволило ему обеспечивать жизненный уровень в условиях оледенения. В Орловской области сохранились городища, относящиеся к памятникам раннего железного века.

Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI—VIII веках. Большинство исследователей считает, что предшественниками вятичей являлось местное балтское население, сложившееся к III—IV векам. Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению.

При раскопках археологической экспедицеей «Эврика» под руководством С. Краснощёковой в 2000 году в Ливенском районе, обнаружили два новых культурных слоя конца 1-го тыс. до н. э.: лесостепные скифы и балты. Эти новые открытия стали уникальным для всей Орловской области, так как аналогичного памятника у нас больше пока нет. По мнению С. Краснощековой, территория Быстрой Сосны являлась контактной зоной скифских и балтийских племён. От того периода балто — скифского контакта остались гидронимы (названия рек) — Любовша. Речица, Олым, Кшень, Тим, Сосна была важным торговым путём, связывающим Днепр с Доном. В X веке территория Сосны вошла в состав Древнерусского государства. Быстрая Сосна соединялась притоками Любовши вместе с речками Труды и Пшевка. Немного отклоняясь от темы и забегая вперёд, хочется сказать, что старожил деревни Пшев рассказывал «о ладьях на речке Пшевка» с заморскими товарами, о которых «баяли старики». По нашим землям везли товары на Черниговщину и Киев. Об этом свидетельствуют монетные клады, найденные по берегам рек. Реки были тогда многоводными.

Десна впадает в Днепр в самом Киеве, а Чернигов стоит непосредственно на Десне. До Десны древние славяне из истоков Ливны добирались по реке Ливна.

 

Путешественники отправлялись в дорогу на примитивных речных судах. По археологическим находкам остатков древних судов можно составить общее представления о судах тех времен.

Были найдены остатки древнего челна, длина которого не превышала шести метров. Такой челн мог брать на борт 3-4 человек и небольшой груз. Древние славяне укладывали свои пожитки вот в такие судна и спускались по реке.

Можно было добраться и через реку Ока. Существовал переволок. Странники спускались на своих неприхотливых суденышках по Оке до впадения в неё р. Зуши. Поднимаясь по Зуше, путешественники поворачивали в русло небольшого притока Зуши реки Пшевки (является левым притоком Зуши и протекaет в современных границах Орловской, Тульской и Кaлужской областях). Пшевка кончалась, а до р. Любовша, по которой можно было попасть в Сосну было еще далеко. Но именно у истоков Любовши, в этом месте, где-то была волока. В 5-4 км от районного центра Орловской области Хомутово (Новодеревеньковский район, а ранее это была территория Ливенского уезда) есть речушка с символичным названием Переволочинка.

Скорее всего, до неё волокли свои суденышки древние славяне от другой небольшой речушки из бассейна рек Зуши и Пшевки.

У истоков рек Переволочинка и Пшевка сохранилось поселение со знаковым названием Переволочиновка. Видимо, именно здесь древние славяне перетаскивали свои судна из одной реки в другую. Это тем более вероятно, что в древние времена, когда берега рек покрывали заросли непроходимых лесов, речки Переволочиновка и Пшевка были намного полноводней.

Перетащив свои суда в речку Переволочиновку, жители древнего Приднепровья по ней спускались в реку Любовшу, самый крупный приток реки Труды, а затем и сами Труды. Ну а река Труды приводила их в Быструю Сосну.

С VIII века начинается заселение верховьев Оки славянским населением, культура, характерная для балтского населения, сменяется археологической культурой, характерной для славянской культуры. Об этом говорят культурные элементы в домостроительстве и керамике, характерные для славян. Считается, что при этом балты не покинули прежних мест расселения, а вступили в культурное взаимодействие с пришедшими славянами.

Так, при влиянии представителей культуры балтского населения у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах, ранее для них не характерная, как и обычай сооружения кольцевых оград.

Находки, собранные в городищах, характеризуют жизнь наших предков—славянского племени вятичей: их занятия, уровень развития производства. О развитии земледелия свидетельствуют железные серпы, каменные жернова и зернотерки, зерна злаковых культур; веретенные глиняные пряслица и грузики для ткацких станов—свидетельство того, что наши предки знали ткачество и прядение, носили одежду из шерстяных и растительных тканей.

 

В IX — X веках согласно «Повести Временных лет» вятичи выплачивали дань Хазарии по щелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи. Как у прочих славян управление осуществлялось вечем и князьями. Находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии общин в международной торговле.

Жилища вятичей представляли собой землянки (4 на 4 метра), обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек.

Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.

Вятичи, по сообщениям летописцев, жили в лесах, посему важную часть их быта составляла охота (пушниной они платили дань хазарам), сбор меда, грибов и диких ягод. Они также занимались подсечным и, затем, пашенным земледелием (просо, ячмень, пшеница, рожь) и скотоводством (свиньи, коровы, козы, овцы). В хозяйстве вятичи использовали железные топоры, соху, серпы.

Земля, на которой поселились вятичи, была известна своим богатством: птицей, животными и рыбой. Вятичи строили небольшие деревянные избы с маленькими окошками, которые закрывали во время холодов. На одном месте мелкие деревни (до 10 дворов) долго не находились, а переходили на другое место по мере истощения земли. Ученые считают, что срок смены земель равнялся примерно пяти годам. При переходе на новое место, лес на нем выжигался.

Вятичи долгое время оставались язычниками. По обычаям вятичей, захоронения производись путем трупосожжения. Останки помещались в специальные глиняные урны или располагались на площадке с вырытым по кольцу рвом. Иногда вятичи организовывали коллективную усыпальницу, вход в которую закладывался чаще всего камнями и мог повторно открываться. Как правило, курганы представляли собой холмы высотой до двух метров.

Вятичи вели торговлю с Византией, арабским миром и Западной Европой. Основным средством денежного обращения выступали динарии.

В среде вятичей было существенное имущественное расслоение, о чем говорят находки археологов. Разница между зажиточными феодалами, проживавшими в специальных городах и обычными местными жителями довольно большая, на это указывают найденные могилы и селения.

Археологически поселения вятичей прослеживаются до XVII века.

В последний раз вятичи упоминаются летописью «Повести Временных лет» под своим племенным именем в 1197 г. Их земли впоследствии вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Итак, что касается жизнедеятельности местного населения, заселявшие Орловщину, то основным его занятием было земледелие, развито было и скотоводство. Большим подспорьем служили охота и ры­боловство. Прекрасно развиты были ремесла — гончарное, кузнечное, деревообделочное, ювелирное.

Одним из показателей развития уровня жизни людей является искусство обработки металла, то есть металлургиче­ское производство, которое в Орловском крае в ХII-ХIII вв., было основано на местном сырье — болотных и луговых рудах.

 

 

Литература:

Злобин, А. С. Россия в одном районе: историко — краеведческий очерк / А. С. Злобин, В. И. Переверзев. - Орёл: ОГТРК, 1996. - С. 20 — 26.

 Ковалев, Ф. В. Ливны / Ф. В. Ковалев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1991. – С. 1- 44.

Корнева, В. И. Град на Острожной горе / В. И. Корнева; под ред. А. П. Олейникова. - Орёл: Изд-во «Труд», 2007. - С. 16 — 93.

Краеведческие записки. Вып. 5 (тематический). Краснощёкова, С. Д. Археология Орловской области/ С. Д. Краснощёкова. Л. Н. Красницкий. – Орёл: Вешние воды, 2006. –– С. 163 – 165; 204 – 205.

 Краснощёкова, С. Д. Археология края / С. Д. Краснощекова // Века над Окой: книга — альбом / под ред. А. П. Олейникова. - Орёл: Изд – во ОГТРК, 1998. С. 46 — 63.

Краснощекова, С. Д. Отчёт к открытому листу № 52 за 1994 год. Археологические разведки на территории Ливенского района Орловской области / С. Д. Краснощёкова. – Орёл, 1994.

 

Краткий очерк истории изучения археологии Орловщины // Методические рекомендации для школьников – участников археологических походов по Орловской области / сост. – археолог НПЦ Л. Н. Красницкий; Орл. обл. упр-е народ. образования; Обл. станция юных туристов; Научн. – производст. центр охраны памятников истории и культуры. – Орёл, 1993. – С. 14 – 28.

* * *

 Краснощёкова, С. Д. Скифы и балты на орловской земле / С. Д. Краснощекова // Орловская правда. - 2000. - 19 авг. - С. 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...