Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия




Конечный финансовый результат деятельности любого предприятия — балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от внереализационных операций.


Таблица 6

Анализ прибыли ООО «МегаПласт»

 

Наименование показателя Код строки Абс. величины тыс, руб Удельные веса %, Изменения
        +/- %
Выручка от продажи             108,56
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг       79,78 83,86   98,41
Прибыль (убыток) от продаж       20,22 16,14   161,27
Прочие операционные расходы       0,26 0,29   86,81
Прибыль (убыток) до налогообложения       19,97 16,08   158,85
Текущий налог на прибыль       4,83 3,91   157,82
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода       15,13 12,18   159,19

 

Из анализа отчета о прибылях и убытках видно, что прибыль предприятия увеличилась на 6143 тыс. руб. Основной причиной стало увеличение выручки от реализации, что положительно характеризует данное предприятие. Также можно заметить, что темп роста выручки от реализации превышает темп роста себестоимости. Это связано с повышением цен на продукцию, при неизменной цене сырья. В общем можно сделать вывод о том, что предприятие функционирует нормально, т.е. является прибыльным, оно значительно увеличило объемы производства, чем добилось увеличения прибыли больше чем в два с половиной раза. Все это говорит о правильной политике управления предприятием.


Расчет показателей рентабельности

Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

На основе формы № 1 и формы № 2 рассчитаем показатели рентабельности

Таблица 7

Расчет показателей рентабельности и доходности

Показатель 2007 г. 2008 г.
1. Рентабельность активов 3859/10608 = 0,36 10002/11165=0,90
2. Рентабельность собственного капитала (доходность) 3859/9481=0,41 10002/10073=0,99
3. Рентабельность от основной деятельности 5117/26590=0,19 13369/52758=0,25
4. Рентабельность продаж (31707-26590)/31707=0,16 (66127-52758)/66127=0,20

 

Анализ показателей рентабельности подтверждает вывод сделанный на основе анализа прибыли о том, что предприятие функционирует нормально. Показатели находятся на достаточно высоком уровне, при этом наблюдается рост по сравнению с предыдущим периодом.


Анализ финансовой устойчивости предприятия

Таблица 8

Абсолютные показатели финансовой устойчивости (тыс. руб.)

 

Наименование показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода
1. Собственные оборотные средства (СОС=СК-ВОА) 9481-943=8538 10073-1156=8917
2. Собственные долгосрочные оборотные средства (СДОС=СОС+ДЗ) 8538+117=8655 8917+2995=11912
3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ООС=СДОС+Займы и кредиты)    
4. Запасы и затраты (33=3апасы +НДС) 8709+13=8722  
5. Ф1=СОС-33 8538-8722= -164 8917-5608=3309
6. Ф2=СДОС-33 8655-8722= -67 11912-5608=6304
7. ФЗ= ООС-33 -67  

С помощью показателей обеспеченности запасов источниками их формирования (Ф1,Ф2,ФЗ) определим тип финансовой ситуации:

S(O) = (0,0,0).

На основе данного анализа можно сделать вывод о том, что предприятие не находится в кризисном состоянии, при этом прослеживается тенденция роста показателей Ф1,Ф2,ФЗ. Рост значителен, и переходит в положительные результаты. Запасы финансируются в основном за счет краткосрочных обязательств.

 

Таблица 9

Относительные показатели финансовой устойчивости

 

Показатели Формула (№№ строк балансового отчета) На начало период а На кон.пе риода Изменения Норма
Коэффициент финансового левериджа (стр. 590+стр. 690)/(стр. 490) 0,12 0,11 -0,01 Н<1,5
Коэффициент финансовой независимости (концентрации СК) (стр. 490 - стр. 252-стр. 244)/(стр. 300 -стр. 252-стр. 244) 0,89 0,90 0,01 Н>0,5
Коэффициент концентрации заемного капитала (стр. 590+стр. 690)/(стр. 300 -стр. 252-стр. 244) 0,11 0,10 -0,01 Н 0,5-1
Коэффициент маневренности собственного капитала (стр. 290-стр. 252-стр. 244-стр. 230-стр. 690)/(стр. 490-стр. 252-стр. 244) 0,90 0,88 -0,02 Н~ 0,5
Коэффициент финансовой устойчивости (стр. 490-стр. 252-стр. 244 +стр. 590) / (стр.300-стр. 252-стр. 244) 0,89 0,90 0,01 Н> 1,0

На основании проведенного анализа можно сказать, что зависимость

предприятия от внешних источников находится в пределах нормы (КФЛ = 0.11). Однако, по сравнению с предыдущим периодом предприятие стало более зависимо от этих источников.

Величина финансового риска зависит от доли заемного капитала в общей сумме активов, доли основного капитала в общей сумме активов, соотношения оборотного и основного капитала, доли собственного оборотного капитала в общей сумме собственного капитала и доли собственного оборотного капитала в формировании текущих активов.

Коэффициент концентрации собственного капитала показывает долю собственных средств в стоимости имущества предприятия. Для нашей фирмы значение данного коэффициента увеличивается на 0,01 пункт, причем на обе отчетные даты оно удовлетворяет нормативу, что говорит о низком риске неудовлетворения требований кредиторов.

Коэффициент концентрации заемного капитала показывает зависимость предприятия от внешних займов. Данный коэффициент не удовлетворяет нормативу, что говорит о риске неудовлетворения требований кредиторов.

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая доля собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности. Данный показатель на конец отчетного периода имеет тенденцию к снижению, приближаясь к нормативному значению, что говорит об улучшении финансового положения предприятия. Собственники предприятия должны соблюдать паритетный принцип вложения собственного капитала в активы мобильного и иммобильного характера, чтобы обеспечить достаточную ликвидность баланса.

Коэффициент финансовой устойчивости характеризует долгосрочную финансовую независимость предприятия. В нашем случае он не удовлетворяет нормативу, однако прослеживается рост на 0.01 пункта, и приближение к нормативному значению.

Анализ ликвидности и платежеспособности

Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы компании можно разделить на следующие группы: A1. Наиболее ликвидные активы:

А2. Быстро реализуемые активы:

А3. Медленно реализуемые активы:

А4. Трудно реализуемые:

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1. Наиболее срочные:

П2. Краткосрочные пассивы:

П3. Долгосрочные пассивы:

П4. Постоянные пассивы или устойчивые:

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

A1 > П1 А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4

Произведем расчет соответствующих групп для ООО ТПМ «класс - М» и представим итоги в таблице 10.

Таблица 10

Абсолютные показатели ликвидности (тыс. руб.)

Показатель    
А1 А2 A3 А4    
П1 П2 ПЗ П4    

 

Для определения ликвидности баланса сопоставим итоги приведенных групп по активу и пассиву:

2007 2008

А1<П1 А1>П1

А2>П2 А2>П2

АЗ>ПЗ АЗ>ПЗ

А4< П4 А4 < П4

Баланс неликвиден лишь в 2007г., но уже в 2008 г. баланс становится абсолютно ликвидным. У предприятия отсутствуют трудности с платежами, поскольку не наблюдается недостаток средств для обеспечения покрытия наиболее срочных обязательств наиболее ликвидными активами, как в 2005г.

Таблица 11

Относительные показатели ликвидности

Наименование показателя 2007 г. 2008 г.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка=А1/(П1+П2)) 751/1127=0,67 1250/1092=1,14
2. Коэффициент критической ликвидности (Кк=(А1 +А2)/(П 1+П2)) (751+164)/1127=0,78 (1250+3049)/1092=3,94
3. Коэффициент текущей ликвидности (Кт=(А1+А2+АЗ)/(П1+П2)) (751+164+8642)/1127=8,48 (1250+3049+3888)/1092=7,5

 

Значение коэффициента абсолютной ликвидности находится на оптимальном уровне 1,14. Данный показатель является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

Коэффициент критической ликвидности больше 1. Руководство предприятия проводит неправильную политику дебиторской задолженности, которая приводит к её излишку.

Значение коэффициента текущей ликвидности высокое, а значение коэффициента критической ликвидности относительно низкое, это свидетельствует о том, что у предприятия много запасов.

Анализ сезонности

К сезонным колебаниям относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутри годичных изменений, т.е. явления, более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней. Любому рынку присущи сезонные колебания, только в одних отраслях они являются незначительными, т.е. оказывающими несущественное влияние работу предприятий, и значительными сильно влияющими на деятельность рынка в целом, и предприятий в частности (строительство, туристический бизнес и др.)

Сезонность спроса в нашем случае имеет довольно весомое значение, что оказывает негативное воздействие на экономические показатели деятельности организации. По имеющимся у нас данным составим таблицу, в которой отразим выручку от продаж продукции ООО «МегаПласт» по месяцам, за 2007 и 2008 года, рассчитаем средневзвешенное значение выручки за месяц, а также отклонение от него, реальных значений.

Таблица 12

Выручка от продаж продукции ООО «МегаПласт» по месяцам

Месяц Значение выручки, т.р. Отклонение от средневзвешенного значения, т.р.
2007 г. 2008 г.    
Январь     +3210,75 +6109,32
Февраль     +2721,75 +5355,32
Март     +386,75 +3645,32
Апрель     -1543,25 -3208,68
Май     -1732,25 -4349,68
Июнь     -1842,25 -4408,68
Июль     -1822,25 -4300,68
Август     -1882,25 -4206,68
Сентябрь     -1542,25 -3025,68
Октябрь     -46,25 -827,68
Ноябрь     +1369,75 +4073,32
Декабрь     +2721,75 +5143,32
     
Средневзвешенное значение 2642,25 5510,58  

 

 
 

- цветом в таблице показаны значения максимального положительного отклонения от средневзвешенного значения.

- цветом максимального отрицательного отклонения от средневзвешенного значения


На основании таблицы 12 построим график зависимости выручки от реализации продукции и времени.

 

Рис. 3. График сезонности выручки ООО «МегаПласт» по месяцам

Как видно из графика и таблицы, спрос продукцию действительно является сезонным. Пик спроса на продукцию предприятия, а значит и выручки от продаж, приходится на зимние месяцы, в частности на декабрь и январь, это может быть связано с новогодними и другими праздниками. Затем в феврале идёт небольшое снижение, но спрос по- прежнему остаётся высоким, после чего начинается довольно резкий спад в марте и апреле, и дальнейшая стабилизация спроса на низком уровне. Низкий уровень спроса в летнее время вызван началом так называемого дачного сезона, который плавно перетекает в сезон отпусков с июля по август и начало сентября. После чего, во второй половине сентября, как правило, начинается усиленный рост выручки от продаж, пока не достигает своего максимума в декабре-январе, после чего ситуация повторяется.

Заключение

ООО «МегаПласт» начинал свою деятельность в качестве обычного по­средника между производителями пленок и их потребителями. Однако в даль­нейшем было принято решение о развитии собственного производства. В резуль­тате на сегодняшний день ООО «МегаПласт» является активно развивающейся компанией, которая производит и продает полиэтиленовую пленку.

Продукцией ООО «МегаПласт» активно пользуются предприятия сельско­го хозяйства, текстильной, химической, строительной, горнодобывающей, неф­тегазовой отраслей.

Полиэтиленовая пленка это не единственное, что поставляет «МегаПласт». Одновременно компания является дистрибьютором одного из крупнейших Рос­сийских производителей металлопроката. Всем желающим предлагаются проф-настил, металлочерепица, гладкий лист, а также доборные элементы и гидроизо­ляция.

География поставок компании простирается от Южных, Северо-Западных до Сибирских и Дальневосточных областей нашей необъятной родины. Но в последнее время, Воронежская область представляла особый интерес для компании.

 

Библиографический список

1. Аниськова О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли. // Маркетинг. 2003. №3.

2. Буймова Д. Библия мерчандайзинга. Полезная теория в искусстве продаж//Маркетолог. 2007. № 6.

3. Волков Ю. Мегchandising on-linе: новый подход к древнему ремеслу//Витрина. 2007. № 9.

4. Качалов И.В. Влияние упаковки и торговой марки товара на выбор потребителя// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2006. № 6 (18).

5. Фалькевич Ю. Музыка помогает продавать и регулировать поток клиентов.//Ведомости. 1 октября 2007.

6. Яшин С.А. Как товар выложишь, так и продашь//Лег Пром Бизнес.— 2000.— № 3 (17).

7. Матвиенко, В. Актуальные вопросы политики России //Международная жизнь. 2005. №4.

8. Ершов Ю., Цветков Н. О современном российском законодательстве в области иностранных инвестиций // Внешнеэкономический бюллетень. 2007. № 12.

9. Асаул А.Н., Клюев А.Ф. и др. «Экономика предпринимательства»: Учеб. пособие. – М.: Изд–во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2007.

10. Бусыгин А.В. «Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М.: ИНФРА–М, 2006.

11. Горемыкин А., Богомолов А. «Планирование предпринимательской деятельности». Методическое пособие. М.:ИНФРА–М, 2007.

12. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. «Стратегия предпринимательства»/ СПбГИЭА, СПб., 2006.

13. Крупанин А.А. «Основы регулирования предпринимательства». СПбГИЭА, СПб., 2005.

14. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. «Малое предпринимательство», М.: ИНФРА–М, 2004.

15. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. «Малый бизнес: экономика, организация, финансы»/ А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик: Учеб. пособие для вузов. – 2–е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес–пресса». 2005.

16. «Предпринимательство: Учебник для вузов»/ под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ, 2007.

17. Томилов В.В. «Культура предпринимательства». Учеб. пособие, СПб.: «Питер», 2007.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...