Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика работы




НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

14.02.01 – Гигиена

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

 

 

 

Оренбург - 2012 г.

 

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации при государственной грантовой поддержке Оренбургской области.

 

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Сетко Андрей Геннадьевич

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Березин Игорь Иванович

доктор медицинских наук, профессор

Банникова Людмила Павловна

Ведущая организация: Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН

Защита диссертации состоится «30» мая 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 208.066.01 при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6; телефон (3532) 40-35-62; e-mail: orgma@esоo.ru

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: г. Оренбург, Парковый проспект, 7 и на сайтах http:www.orgma.ru, http:www.vak.ed.gov.ru- с авторефератом.

Автореферат разослан «» 2012 г.

 

Учёный секретарь

диссертационного совета Соловых

доктор биологических наук, профессор Галина Николаевна


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей (Тутельян В.А., 2004; Онищенко Г.Г., 2008). Ухудшение состояния здоровья детей и подростков подтверждается снижением доли здоровых детей и увеличением заболеваемости детей по всем классам болезней (Онищенко Г.Г., 2009; 2010; Баранов А.А. с соавт., 1999-2009; Потапов А.И., 2008; Сухарев А.Г. с соавт., 2008; Кучма В.Р. с соавт., 2008,2009, 2010; Храмцов П.И. 2008; Сетко А.Г., 2008). При этом, основная роль в системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, отводится организации питания детей и подростков (Тутельян В.А. 2001, 2002; Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р., 2004, 2007; Полякова А.Н. и соавт., 2005; Сетко Н.П., 2011).

Необходимость адекватного поступления отдельных нутриентов для созревания и оптимального функционирования различных органов и систем детей и подростков доказана многими научными работами, а совершенствование организации питания в организованных детских коллективах является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (Истомин А.В. и соавт., 2005, 2007; Батурин А.К., Каганов Б.С., Шарафетдинов Х.Х., 2006; Королев А.А., 2006; Дюдяков А.А. и соавт., 2007; Рогов И.А. и соавт., 2007; Агафонов В.Н., 2009, Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю., 2009).

Проведенными исследованиями установлены связи между процессами формирования головного мозга, интеллектуальными характеристиками детей и сбалансированностью рационов по белковой составляющей, поступлением ω-3 полиненасыщенных жирных кислот и железа (Ткаченко Е.И.. Успенский Ю.П., 2005, Могильный М.П., 2008; Конь И.Я. и соавт., 2006, 2009), адекватным метаболизмом в тканях нервной системы и обеспеченностью углеводами, витаминами В1, В6, А, биотином, триптофаном, инозитом, метионином, глутамиловой кислоты (Спиричев В.Б., 2000; Davies M.B. et al., 1999; Murray R.K. et al., 1988; Devenyi T., Gergely J., 1974), физическим развитием и поступлением энергии и белка, ω-3 полиненасыщенных жирных кислот, витамина А, фолацина, карнитина, цинка и железа (Морозкина Т.С., 2002; Нетребенко О.К., Щеплягина Л.А., 2005; Циммерманн М., 2006; Ткаченко Е.И., Успенский Ю.П., 2005; Herschko C., 1996; Beard J.L., 2001; Gardner G.W. et al., 1977; Lozoff B. et al., 1991; Bruner A.V. et al.,1996; Pollit E., 1997; Ладодо К.С. и соавт., 2001).

Предыдущими исследованиями установлены особенности питания отдельных групп детского населения в Оренбургской области (Сетко Н.П., Ларионова Г.Н., 2003; Сетко Н.П., 2003; Сетко Н.П., Малахова У.Г.. 2004, 2006; Нигматуллина Ю.Ф., Нотова С.В., 2005; Суетнова Ю.Ю., Сетко Н.П., 2006; Сетко Н.П. и соавт., 2008; Тришина С.П., 2011). Предложены методические подходы к организации регионального мониторинга здоровья школьников промышленного города (Сетко И.М., 2004).

При этом, несоответствие уровней организации питания и уровня поступления с пищей нутриентов потребностям формирующегося детского организма в значительной степени определяет тенденции, характерные для изменения его здоровья (Сетко А.Г., Сетко Н.П. 2005; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2007). Авторы едины во мнении, что необходимо создать на базе общеобразовательных учреждений условия, благоприятные для организации рационального и адекватного питания. Однако не все аспекты этой сложной проблемы получили должное освещение. Исследований, направленных на оценку неканцерогенного риска для здоровья школьников от употребления различных продуктов питания явно недостаточно. Мало работ по исследованию донозологических показателей здоровья и алиментарного статуса школьников с учётом регионального компонента. В первую очередь, это обусловлено отсутствием системы мониторинга питания, способного достаточно эффективно обеспечить качественную и количественную оценку риска питания для здоровья школьников. В научном плане требует совершенствования методы выявления и инвентаризации загрязнителей продуктов питания и пищи, необходима разработка методической основы для обоснования показателей оценки алиментарного статуса, требуется теоретическое и практическое обоснование принципов построения и методов реализации рационального гигиенического мониторинга питания школьников.

Вместе с этим, на региональном уровне отсутствует единообразная система показателей и системных мероприятий, позволяющих в плановом периоде осуществлять мониторинг основных показателей здоровья, отражающих рациональность и адекватность питания школьников, на основании чего принимать целенаправленные управленческие решения.

Круг перечисленных нерешенных вопросов определяет актуальность и необходимость проведенного исследования.

Цель работы: Оценить особенности организации и качества питания школьников на базе общеобразовательных учреждений, определить их влияние на алиментарный статус и здоровье учащихся, на основании чего научно обосновать методические и организационные подходы к формированию региональной модели гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников.

Задачи исследования:

1. Оценить уровень рациональности и адекватности питания учащихся общеобразовательных учреждений 7-11 лет.

2. Провести анализ безопасности продуктов питания, используемых в организованных коллективах, оценив неканцерогенный риск от их употребления для здоровья школьников.

3. Изучить алиментарный статус школьников путем определения пищевого, биохимического и физиологического статусов.

4. Проанализировать заболеваемость школьников младшего звена и оценить структуру алиментарно-зависимых заболеваний.

5. Научно обосновать региональную систему гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников.

Научная новизна. Впервые научно обоснованы и разработаны содержание и структура гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников на региональном уровне, как современная система наблюдения, анализа, оценки воздействия фактора питания на здоровье школьников.

Впервые определены среднесуточные дозы поступления чужеродных химических веществ с продуктами питания, употребляемыми организованными детскими коллективами, определен неканцерогенный риск от идентифицированных контаминантов пищи.

Получены новые данные о количественном содержании и особенностях кинетики макро- и микронутриентов у младших школьников и показана их высокая информативность как критерия прогноза ранних изменений в организме детей.

Практическая значимость работы. Полученные данные по нутриентной обеспеченности школьников, приводящей к дисбалансу макро- и микронутриентов, снижению функционального состояния основных органов и систем, способствуют разработке управленческих решений по оптимизации системы питания на региональном уровне.

Практическая ценность работы характеризуется обоснованием, разработкой и апробацией структуры гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников на региональном уровне, позволяющего прогнозировать риск развития алиментарно-зависимой заболеваемости, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать санитарно- эпидемиологическую ситуацию, на основании чего оптимизировать технологии госсанэпиднадзора на региональном уровне.

Внедрение результатов исследования в практику. По результатам исследования разработано учебно-методическое пособие «Питание организованных детских коллективов», утверждённое Учебно - методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России №17-29/223 от 23.05.2011г.). Предложенные в нем практические рекомендации используются в работе Министерства образования Оренбургской области (акт внедрения от 26.04.2012 г.), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (акт внедрения от 17.04.2012 г.), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (акт внедрения от 27.04.2012 г.).

Результаты исследований включены в программу преподавания раздела гигиены детей и подростков на педиатрическом, медико-профилактическом и последипломном факультетах в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развитию Российской Федерации (акт внедрения от 23.04.2012 г.). Работа по оценке гигиенической эффективности рационализации системы питания младших школьников Оренбургской области в 2011г. признана лауреатом Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» 2010-2011 г.г. и лауреатом гранта Оренбургской области в сфере научной и научно-технической деятельности за 2011г.

Апробация работы. Основные результаты исследования доложены на научно-практической конференции «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения» (Италия, 2009), VIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых-педиатров «Здоровье детей – наше будущее» (Томск, 2011), IV Всероссийской конференции с международным участием студентов, аспирантов и молодых ученых «Пищевые продукты и здоровье человека» (Кемерово, 2011), XV Конгрессе педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2011), V Российском форуме «Здоровье детей: профилактика социально-значимых заболеваний (Санкт-Петербург, 2011), II международной научно-практической конференции молодых ученых (Челябинск, 2011), VI Российском форуме «Здоровое питание с рождения: медицина, образование, пищевые технологии (Санкт-Петербург, 2011), 7 Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России» (Москва, 2011), XVI Конгрессе европейского союза школьного и университетского здоровья и медицины «EUSUHM-2011» (Москва, 2011), VI Международной Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых ученых (Москва, 2011), XVI Конгрессе педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», XI Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 научных работ, среди них 5 работ в журналах, рекомендуемых ВАК.

Объём и структура работы. Диссертация изложена на 162 страницах машино-писного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, списка литературы. Работа иллюстрирована 25 таблицами и 29 рисунками. Библиографический указатель содержит 280 отечественных и 40 иностранных источников.

Связь работы с научными программами. Диссертационная работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно плана НИР по комплексной программе (№ государственной регистрации 0120.0 809342).

Положения, выносимые на защиту:

1. Ведущими факторами, определяющими риск для здоровья школьников, является нерациональное и неадекватное питание на базе общеобразовательных учреждений, неканцерогенный риск от контаминированных чужеродными веществами продуктов питания, что в комплексе приводит к нарушениям алиментарного статуса, снижению физического развития и росту алиментарно-зависимой заболеваемости школьников.

2. Достаточная обеспеченность организма школьников макро- и микронутриентами при оптимизации питания в рамках реализации проекта по совершенствованию организации школьного питания привело к повышению уровня умственной работоспособности, увеличению доли учащихся, имеющих удовлетворительную адаптацию, гармоничное физическое развитие и оптимальный пищевой статус, а также способствовала снижению доли алиментарно-зависимых заболеваний в общей структуре заболеваний.

3. Гигиенический мониторинг питания и здоровья школьников на региональном уровне должен представлять межведомственную многофункциональную информационно - аналитическую систему, обеспечивающую оценку риска развития заболеваемости, моделирование причинно - следственных связей, прогнозирования показателей здоровья и управление санитарно- эпидемиологической безопасностью организованных детских коллективов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс современных гигиенических, эпидемиологических, физиологических, биохимических и статистических методов.

На первом этапе для выполнения поставленной цели были сформированы 2 группы городских учащихся 7-11 лет (n=404), обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Оренбурга, обследованные в 2009 г. (1 группа) и 2010 г. (2 группа).

Для обеспечения достоверности исследований численность выборки определялась по формуле Сепетлиева Д.А (1968 г.). У данных групп школьников проведена оценка фактического питания на основании анализа двухнедельных меню-раскладок с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов (Скурихин И.М., Тутельян В.А., 2008) и дано заключение на соответствие/несоответствие принципам адекватности и рациональности питания. Анализ и оценка пищевой и энергетической ценности школьных рационов проведены на основании методических рекомендаций 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ». Гигиеническая оценка содержания чужеродных химических веществ в продуктах питания растительного и животного происхождения, употребляемых школьниками г.Оренбурга проведена на основании данных социально-гигиенического мониторинга питания населения, проводимого организациями Роспотребнадзора. В динамике за 2007-2009 гг. проанализировано 2106 проб пищевых продуктов, отобранных в организованных детских коллективах г.Оренбурга. Фактические концентрации контаминантов в продуктах оценивались на соответствие требованиям СанПиН 2.3.2.1078—01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Анализ полученных результатов проводили в соответствии с методическими указаниями МУ 2.3.7.2125-06.

Оценка риска для здоровья детского населения от употребления пищевых продуктов проведена в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».

На втором этапе проведена оценка алиментарного статуса школьников 7-11 лет путем определения физиологического (функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), сердечно-сосудистой системы (ССС), дыхательной и костно-мышечной систем), пищевого и биохимического статусов.

Функциональное состояние ССС изучалось по показателям уровня артериального давления методом вариационной кардиоритмографии с использованием автоматизированного кардиоритмографического комплекса ORTO Expert (Игишева Л.Н., Галеев А.Р., 2003). Данная методика позволяет определить у учащихся уровень функциональных резервов организма, исходный вегетативный тонус, показатели сердечного ритма в условиях ортостаза и покоя, степень напряжения регуляторных систем.

Функциональное состояние ЦНС у школьников оценивалось с помощью компьютерного метода вариационной хронорефлексометрии (Мороз М.П., 2003) по показателям функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровню функциональных возможностей сформированной функциональной

системы (УФВ), а также по интегральному показателю функционального состояния ЦНС - умственной работоспособности.

Физическое развитие младших школьников оценено по соматометрическим (рост, масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрическим показателям (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти) по общепринятым стандартам ВОЗ и единым методикам в антропометрии (Баранов А.А., Кучма В.Р., 1999) при помощи центильного метода с использованием общероссийских центильных таблиц (Кучма В.Р., 1996). Пищевой статус учащихся младшего звена оценен по показателю индекса Кетле.

Биохимический статус оценен у 70 школьников 7-11 лет путём определения водорастворимых (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, аскорбиновая кислота) и жирорастворимых витаминов (ретинол, токоферол), показателей белкового, липидного и пигментного обмена, уровня сывороточных аминотрансфераз1. Все исследования проводились на биохимическом анализаторе Vitalit 1000 с помощью коммерческих наборов фирмы CORMAY (Польша).

Для оценки микроэлементного баланса в организме школьников проведен анализ химического состава волос у 100 учащихся на базе лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области». Методом атомно-абсорбционной спектрофотометрии определены элементы Al, As, Cd, Co, Cr, Cu, Fe, Mn, Ni, Pb, Se, Si, Sn, Ti, V, Ca, Mg, P, Zn, K, Na. Количественные характеристики сравнивались с общероссийскими показателями.

Анализ заболеваемости учащихся проведен на основании данных отчетной формы № 112/У, полученных из медицинских карт истории развития ребенка, и данных углубленных медицинских осмотров в динамике за 5 лет (2006 – 2010 гг.), определена структура алиментарно-зависимых заболеваний.

Статистическая обработка полученных показателей проводилась с помощью стандартных методов вариационной статистики, при этом вычислялись среднее арифметическое (М), стандартное отклонение (σ), средняя квадратичная ошибка (m), коэффициент Стьюдента (t) с последующим нахождением уровня достоверности различий (р). Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах был использован параметрический критерий Стьюдента.

Для компьютерной статистической обработки применены программные средства: «Microsoft Office Excel» 2007 на базе программного обеспечения Windows XP и универсальный статистический пакет «Statistica» версия 6.0.

[1] - Биохимические исследования проведены автором совместно с сотрудниками кафедры химии и фармацевтической химии ГБОУ ВПО ОрГМА Минздравсоцразвития России при научном консультировании д.м.н., проф. С.И. Красикова.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...