Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность государственного регулирования банковской деятельности




МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Экономика и финансы»

Допустить к защите

Заведующий кафедрой

доктор экономических наук, профессор

________________ Н.П. Реброва

«_____» _____________ 2010 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Государственное регулирование банковской деятельности, на примере Сберегательного Банка Российской Федерации».

 

 

Студента Багринцева Сергея Сергеевича

Группа: 5Ф1

Научный руководитель: доцент, кандидат экономических наук

(должность и ученая степень)

Иванова Наталья Геннадьевна

(ученое звание, фамилия, имя, отчество)

 

ОМСК – 2010

 

 


 


Введение......................................................................................................................................... 2

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................ 7

1.1. Сущность государственного регулирования банковской деятельности................ 7

1.2. Денежно-кредитная политика, ее методы и инструменты....................................... 9

1.3. Механизм валютного регулирования банковской деятельности.......................... 19

Глава 2. Регулирование банковской деятельности в Российской Федерации на примере Сберегательного Банка............................................................................................................................................. 24

2.1. Общая характеристика Сберегательного банка РФ................................................ 24

2.2. Анализ основных показатлей деятельности Сберегательного банка на примере Калачинского ОСБ№2234.......................................................................................................................... 38

Глава 3. Основные направления развития Сберегательного банка РФ................................ 43

3.1.Основные направления преобразований Сбербанка.............................................. 43

3.2. Приоритетные направления развития бизнеса Сбербанка.................................... 47

3.3. Приоритетные направления развития бизнеса Сбербанка.................................... 55

3.4. Управление рисками.................................................................................................. 62

Заключение.................................................................................................................................. 70

Список использовнной литературы.......................................................................................... 71

Приложения................................................................................................................................. 72

 


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена социальными, экономическими и правовыми факторами, а также теоретическими и практическими проблемами государственного регулирования в банковской сфере. Банковская деятельность представляет собой сложное, многогранное экономико-правовое явление. Как вид общественной деятельности, она включает в себя предпринимательскую и финансово-экономическую деятельность кредитных организаций, состоящую в аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц в централизованные фонды кредитных ресурсов и их последующему распределению в экономике, с одновременным участием банков в финансовой деятельности государства и общества. Этот аспект является публичным, поскольку затрагивается одновременно интересы государства, общества и граждан, связанные с оборотом принадлежащих им денежных средств, осуществляемом с участием банков и иных кредитных организаций. С позиций существующих проблем правового регулирования экономических отношений, где традиционно отдается предпочтение гражданско-правовым средствам и методам регулирования, названные обстоятельства обусловливают потребность публично-правового регулирования банковской деятельности, недостаток которого во многом спровоцировал кризисные явления в современной экономике.

В настоящее время в мире, в том числе в России, идет поиск новых форм и методов воздействия государства на рыночные отношения, одним из видов которых являются банковские отношения. Учитывая, что глобальный экономический кризис в первую очередь поразил сложившуюся финансово-кредитную систему и его развитие связано, прежде всего, с решением проблем несовершенства в регулировании банковской деятельности, то вполне объяснимо особое отношение государства к этой сфере. Происходит постепенная переоценка роли банков в организации денежно-кредитных отношений. В добавление к их прежней оценке, только как субъектов предпринимательской деятельности, дополнительно утверждается позиция о наличии публичной миссии банков и иных кредитных организаций как финансовых агентов государства, отражающей публичные интересы в указанной сфере. В соответствии с этой реальностью государство ищет новые методы и средства воздействия на участников банковских отношений. Мировое сообщество всерьез озадачено проблемой поиска более эффективного контроля за банковской деятельностью, основанного на принципе упреждающего надзора.

Центральным вопросом в поиске оптимальных форм государственного регулирования банковской деятельности является степень соотношения публичных и частных интересов в процессе осуществления каждой в отдельности кредитной организацией своих функций. Коммерческий банк как субъект предпринимательской деятельности выполняет одновременно и публичные функции, осуществляя функции контроля, связанные с финансовым мониторингом денежных операций своих клиентов, выполняя функции налогового контроля, валютного контроля, контроля по обороту наличной денежной массы у своих клиентов, и в других случаях. Но самое главное - банк, привлекая деньги во вклады и на расчетные счета, оперирует этими деньгами от своего имени и тем самым связывает в единое целое свои предпринимательские интересы с интересами своих клиентов. Собранные банком фонды денежных средств в этом плане имеют не только частную по форме собственности природу, но и публичную природу по своей значимости, состоящую в последствиях оборота этих денежных средств для состояния и развития иных социально-экономических отношений.

Именно этот фактор предопределяет, что во многих развитых государствах, включая и Россию, установлена публичная по своей сущности форма страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках, развиваются формы обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и стабильности функционирования банковской системы. Государство все активнее влияет публичными методами на процессы в банковской сфере, в том числе бюджетной поддержкой банковских структур, созданием системы государственных корпораций, часть которых претендует стать новым элементом банковской системы. Усиливается государственный финансовый контроль за состоянием банковской системы и исполнением законодательства в банковской сфере.

Вторым обстоятельством, обусловливающим изменения форм воздействия государства на банковскую сферу, является растущая глобализация прежде всего экономической сферы, а также других сфер жизнедеятельности общества. Это проявляется не только в проникновении иностранного капитала в национальную банковскую систему, но и интернационализации банковского законодательства, постепенной унификации правил банковской деятельности, включая сферу управления ею и контроля в отношении банков.

Все это побуждает Российское государство искать меры по адаптации деятельности отечественных хозяйствующих субъектов в сфере банковских услуг к развитию конкуренции в новых условиях, одновременно создавать гарантии обеспечения национальных интересов в банковской сфере.

Теоретическая значимость темы, заключается в том, что именно от банковской системы, ее государственного регулирования, а в частности от денежно- кредитной политики Центробанка зависит экономика страны. Это составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Цель исследования – рассмотреть сущность, методы и направления регулирования банковской деятельности.

Содержание поставленных задач, включает в себя теоретические вопросы исследования государственного регулирования банковской деятельности, сущность и методы государственного регулирования банковской деятельности в РФ. Объектом исследования является: банковская система в РФ, а именно Сберегательный банк.

Задачи, которые необходимо решить при написании данной дипломной работы:

- выяснить сущность государственного регулирования банковской деятельности;

- изучить методы регулирования банковской деятельности;

- изучить организационно – экономические основы регулирования банковской деятельности;

- изучить общую характеристику и провести анализ организационной деятельности на примере Калачинского ОСБ№2234 Сберегательного банка РФ;

- выявить регулирование банковской деятельности в РФ на примере Калачинского ОСБ№2234 Сберегательного банка РФ;

- изучить направления государственного регулирования политики Центробанка РФ;

- рассмотреть перспективы развития деятельности Сбербанка;

В процессе работы над дипломной работой были использованы следующие источники: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., Федеральные Законы Российской Федерации: Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации» (изм. от 18.07.2005), «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред от 29. 06.2004 № 58-ФЗ),Стратегия развития банка до 2014 года, различные виды периодической печати, а так же интернет источники.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. Во введении к дипломной работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель исследования и содержание поставленных задач. Уточняются теоретическая важность и изученность данной проблемы. Сформулированы задачи дипломной работы.

Первая глава рассматривает теоретические аспекты данной проблемы, рассматривает сущность и методы государственного регулирования банковской системы, дает определение и важность денежно – кредитной политики Центробанка РФ. Вторая глава на примере объекта исследования, рассматривает общую характеристику исследуемого банка, регулирование банковской деятельности. В третьей главе приводятся направления и пути совершенствования государственного регулирования в России. Заключение подводит итог всей работе, указано, в чем заключается главный смысл дипломной работы.

 

 

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сущность государственного регулирования банковской деятельности

Основой развития и надежного устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма регулирования и надзора за деятельностью банков.

Банки должны строго соблюдать правила системы регулирования банковской деятельности. Эти правила касаются банковских операций и набора предлагаемых услуг, качества и размера кредитов, достаточности собственного капитала, а так же способов роста и расширения. Поскольку банки работают в составе финансовой системы страны, стараясь мобилизовать средства и сделать кредиты доступными для потребителей, они вынуждены подчиняться многочисленным правилам регулирования, цель которых -защита интересов широкой публики.

Регулирование банковской деятельности традиционно направлено на достижение трех целей: безопасности, стабильности и поддержания конкуренции. Этим трем целям соответствуют следующие направления политики банка:

1. Защита вкладчиков и фондов страхования депозитов;

2. Защита хозяйства от слабостей финансовой системы;

3. Защита банковских клиентов от монополизма банков.

Почему деятельность банков так жестко регулируется? Существует ряд причин почему государство выполняет эти функции. Часть этих причин уходит в прошлое.

Во-первых, банки являются одним из важнейших хранилищ общественных сбережений и прежде всего сбережений частных лиц. Многим из тех, кто желает сохранить свои сбережения недостает опыта в финансовых вопросах и соответствующей информации, чтобы оценить надежность банка. Поэтому регулирующие органы несут ответственность за сбор информации необходимой для оценки финансового состояния банков в целях защиты интересов вкладчиков. Скрытые камеры и охранники охраняют банк от воровства, периодические проверки и ревизии нацелены на ограничение убытков от растрат, неправильного управления.

Основная часть общественных сбережений имеет форму краткосрочных высоколиквидных депозитов, но банки занимаются и крупными долгосрочными сбережениями, например в рамках пенсионных программ. Утрата соответствующих средств по причине краха банка как правило, имеет катастрофические последствия. Регулирование выступает здесь в качестве защиты от подобных потерь путем резервирования части средств по вкладам и периодического контроля за политикой и практикой банков с целью эффективного управления общественными средствами.

Кроме того за банками наблюдают так пристально потому что они способны "создавать" деньги путем предоставления кредитов или собственной инвестиционной деятельностью за счет расходуемых депозитов. Изменение размеров создаваемой денежной массы четко коррелирует с состоянием экономики в целом, в особенности с созданием новых рабочих мест или отсутствием инфляции. И этот факт, что банки создают деньги влияющие на жизнестойкость экономики оправдывает регулирование их деятельности.

Банковская деятельность регулируется еще и потому, что банки предоставляют частным лицам и фирмам кредиты, которые поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды.

Как создатели денег в обращении, хранители общественных сбережений и операторы механизма платежей, банки должны подвергаться надзору и как следствие регулированию деятельности. Банкротство крупного или нескольких (пусть и не очень крупных) может вызвать резкое изменение предложения денег, крах платежной системы, серьезное расстройство в экономике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...