Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, сущность и типы организационных структур предприятия




ВВЕДЕНИЕ

Современное предприятие – это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления – использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.

«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Формирование и изменение организационной структуры должны быть направлены на обеспечение основных целей и задач организации и базироваться на ее стратегических планах.

Организационная структура призвана устанавливать, оптимизировать, закреплять, стабилизировать достигнутое состояние бизнес организации. Но происходящие в ней процессы, реальные воздействия окружающей ее деловой среды обусловливают неизбежные организационные изменения, существенным образом трансформирующие как собственно бизнес-организацию, так и режимы ее функционирования и развития.

При этом состав и содержание таких организационных изменений, условия их формирования и последствия воздействия существенным образом изменяют реальное развитие бизнеса.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что эффективная организационная структура управления является основным условием реализации выбранной стратегии предприятия к внешним условиям функционирования. В условиях нарастающей конкуренции и глобализации рынков устойчивое развитие предприятия зависит от его способности трансформироваться структурно и функционально с позиции выполнения стратегии фирмы.

Объект работы – организационная структура предприятия.

Предмет работы – роль организационной структуры в реализации стратегии диверсифицированного роста.

Цель работы – выявить роль организационной структуры в реализации стратегии диверсифицированного роста.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие, сущность и типы организационных структур предприятия;

- определить оценку результативности организационных структур управления;

- выявить роль организационной структуры в реализации стратегии о роста;

- охарактеризовать деятельности предприятия АО «СОАТЭ»;

- дать Оценка действующей организационной структуры управления предприятия АО «СОАТЭ»;

- рассмотреть разработку предложений по изменению организационной структуры управления как основного элемента стратегии диверсификационного роста предприятия АО «СОАТЭ».

 

Теоретические аспекты исследования организационной структуры предприятия

Понятие, сущность и типы организационных структур предприятия

Предприятие представляет собой особую организационную форму ведения экономической деятельности. Существуют различные типы предприятий, но все они функционируют по единым принципам. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридических лиц, и созданным предпринимателем либо объединением предпринимателей[1].

Под организационной структурой управления понимается форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Таким образом, структура – это организация из составных частей. Эффективность структуры определяется количеством, значением, формой и содержанием ее составных частей и тем местом, которое они занимают в целом, и существующими между ними отношениями[2].

Организационная структура управления зависит от следующих факторов:

- характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;

- формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);

- степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;

- соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

- соотношения между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);

- уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;

- соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.

Целью создания предприятия является производство и (или) реализация продукции, выполнение работ и услуг. Главная задача, которую выполняет предприятие – это удовлетворение потребностей рынка и общества, а также получение прибыли[3].

Как и любой участник экономического процесса, каждое предприятие имеет ряд отличительных признаков, по которым его легко можно опознать. Давайте перечислим их подробнее. Во-первых, предприятия – это собственники какого-то имущества, которое обязательно должно быть у них в ведении.

Как самостоятельный участник торгового оборота, предприятия выступают исключительно от своего имени, а потому имеют право заключать любой договор как с другими юридическими лицами, так и с гражданами. Благодаря своей самостоятельности такой субъект экономической деятельности может являться ответчиком или истцом в суде любой инстанции[4].

Управление как процесс определяется серией непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на формирование и достижение целей организации. Оно также имеет собственную структуру, в которой, с одной стороны, организация выступает в роли органа управления, - в этом случае это субъект управления, а с другой стороны, рассматривается управление организацией, - где она является объектом управления. Понятие «организация как объект управления» можно интерпретировать, как элемент общественной структуры, имеющий свои функции и методы, вследствие которых осуществляется влияние на всех её членов и на окружающую среду, в том числе.

Другими словами организация как объект управления представлена как координированное, социальное объединение людей, функционирующее на постоянной основе и действующее в направлении достижения поставленных перед ней целей.

Производственно-хозяйственная организация служит хорошим образцом, поскольку в ней планомерно и целенаправленно скомбинированы материально-технические и социально-природные компоненты. Кроме того, подобные организации не могут существовать без коллектива, состав которого, как и его направление деятельности, четко регулируется субъектом управления. На этом примере отчетливо отображена организация как объект управления, и видно, что объект - это то, чем управляет субъект[5].

Структура управления предприятием создается для осуществления процессов регулирования. Именно для этого разрабатывается структура, в которую четко и ясно вписаны участки работы каждого звена. В такой структуре наглядно видно круг обязанностей начальников и подчиненных, показана степень подчинения и разделения труда в организации.

При разработке структуры управления предприятием необходимо помнить, что:

- внутри организации возникает конкуренция более сильная, чем между разными организациями;

- часто структура управления не помогает, а затрудняет определение задач подразделений из-за их взаимозависимости, возникшей подобным образом;

- некоторые организации сопротивляются изменениям их структуры;

- часто структура управления ограничивает решения, определенные развитием общества, темпами технического роста и социальными изменениями.

Следовательно, структура управления предприятием непременно должна быть гибкой, учитывать различные изменения, которые могут произойти в обществе и быть способной воспринять их, а значит, все время держаться в динамическом равновесии. Для построения гибкой управленческой структуры часто используют терминологию, принятую в архитектуре.

Реализация планов и программ достигается путем построения организационной структуры, которая позволяет эффективно направлять совместную деятельность персонала путем соответствующего распределения обязанностей, прав и ответственности. Менеджменту предприятия следует выбирать такую ​​организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

Под организационной структурой понимается формальная схема, по которой делятся, группируются и координируются рабочие задачи. Характеристика организационной структуры включает шесть основных элементов:

- специализацию рабочих задач;

- командную цепочку;

- норму управляемости (измеряется максимальным количеством подчиненных у одного руководителя);

- централизацию и децентрализацию;

- формализацию.

Специализация рабочих заданий состоит в разделении всего объема на отдельные элементы и/или этапы и закреплении работника за выполнением узкого круга задач, операций или процедур. Подход, на основании которого затем отдельные рабочие задания группируются, получил название департаментализации[6].

Выделяют пять подходов к формированию структуры организации: 1. Функциональный подход состоит в том, что группировка рабочих заданий и профильных специалистов в отделы осуществляется в соответствии с видами деятельности и квалификации - инженерный отдел, бухгалтерия, маркетинг, производство (рис.1).

Рис. 1. Организационные структуры предприятия: пример функциональной структуры

 

2. При дивизиональном подходе основанием для создания самодостаточных подразделений служит сходство выпускаемой продукции и внедряемых программ или влияние географического фактора (рис. 2).

Рис. 2. Организационные структуры предприятия: пример дивизиональной структуры

 

3. Матричный подход состоит в сосуществовании дивизиональных и функциональных командных цепочек, в результате пересечения которых возникает двойная цепь подчинения: сотрудники при этом подотчетны двум непосредственным руководителям – менеджеру по проекту или продукции, в разработку или реализацию которого вовлечены, и руководителю функционального отдела (рис. 3).

Рис. 3. Организационные структуры предприятия: пример матричной структуры

 

К числу «новых», более гибких и адаптивных относятся такие подходы к формированию структуры:

4. Командный подход применяется с целью организации выполнения специфических задач. Для координации деятельности основных отделов могут создаваться разнообразные команды.

5. При сетевом подходе организация «сжимается», при этом ведущую роль и ключевое положение в ней занимает брокер, роль которого заключается в поддержании при помощи телекоммуникационных технологий взаимосвязи с другими отделами. Отделы могут быть географически разбросаны по всему миру, их деятельность носит независимый характер, стоимость услуг брокера оплачивается исходя и условий контракта с прибыли[7].

Такая схема организационной структуры предприятия отражена на рис. 4.

Рис.4. Сетевая структура организации

 

На выбор оргструктуры влияет множество ситуационных факторов как внутри организации, так и за ее пределами: масштаб бизнеса, его специфика, степень подвижности внешней среды, характеристики отрасли, в которой функционирует компания и др.

К числу бюрократических структур, которые также называют иерархическими, относятся линейные, функциональные, дивизиональные и др. Среди адаптивных (органических) структур выделяют матричную, проектную, сетевую и др. Характерные особенности этих оргструктур приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Преимущества и недостатки бюрократических и адаптивных оргструктур

Описание Бюрократическая структура Адаптивная структура
Плюсы 1. Наличие четких связей между подчиненным и руководителем 2. Возможность полного контроля подчиненных 3. Оперативное реагирование на кризисные ситуации 1. Эффективная мотивация 2. Высокий уровень ответственности сотрудников 3. Инициативность персонала 4. Быстрый обмен информацией между сотрудниками разных уровней
Минусы - Медленное движение ин-формации; - Низкий уровень ответ-ственности сотрудников; - Безынициативность персонала - Борьба за власть. -Вероятность неуправляемости - Трудности поиска квалифицированных сотрудников  

 

В целом организационные структуры предприятия (пример - бюрократические структуры) лучше соответствуют компаниям, функционирующим в условиях стабильной внешней среды, а органические - фирмам, вынужденным работать в условиях, которые меняются очень быстро.

Организационная структура предприятия, в зависимости от особенностей ее построения, обладает четко выраженными преимуществами и недостатками, которые отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Сравнительная характеристика организационных структур

Название Описание Преимущества Ограничения
Линейная Схема организационной структуры предприятия создается при передаче задач и полномочий от Простота и легкость осуществления контроля Менеджер любого ранга должен быть компетентным и эффективным при
Название Описание Преимущества Ограничения
  руководителя к подчиненному и так далее по командной цепочкой. При этом образуются иерархические уровни управления   выполнении любой управленческой функции. Эффективное управление сильно диверсифицированным и территориально разветвленным бизнесом невозможно
Штабная В организации создается штаб (административный аппарат). Эксперты, входящие в его состав (например, юристы, специалисты по обучению и развитию персонала и т.д.), осуществляют консультации топ-менеджеров и линейных руководителей Снижение уровня требований к линейным руководителям и облегчение их работы Такой образец организационной структуры предприятия характеризуется отсутствием или ограниченностью властных полномочий штаба
Функциональная За отдельными подразделениями (производства, сбыта, маркетинга, финансов и т.п.) четко закрепляются определенные функции управления, задачи и обязанности Оптимизация деятельности в каждой функциональной области. Наиболее эффективна, когда ассортимент продукции относительно постоянный и организация решает преимущественно однотипные управленческие задачи Ни одно из подразделений в целом не заинтересовано в достижении общеорганизационных целей, провоцирует конфликты между департаментами. Трудности в подготовке кадрового резерва высшего звена из-за узкой специализации менеджеров среднего звена. Медленное реагирование на изменения внешней среды
Дивизиональная Разделение организации на подразделения по видам товаров или услуг, группам потребителей или регионам Эффективная структура для больших, географически рассредоточенных компаний с широким ассортиментом товаров или услуг. Позволяет концентрировать Увеличение расходов, связанное с дублированием работ (в том числе выполняемых функциональными подразделениями) в различных дивизионах
Название Описание Преимущества Ограничения
    внимание на конкретных товарах (услугах), группах потребителей или регионах. Оперативно реагирует на изменение технологий, покупательского спроса и условий конкуренции    
Проектная Временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, ограниченной сроками. Возглавляется руководителем проекта, которому подчиняется команда специалистов и в распоряжении которого находятся необходимые ресурсы Все усилия сотрудников направлены на решение одной конкретной задачи Невозможно обеспечить полную или гарантированную занятость участников проекта после его завершения. Проблемы с загруженностью команды и распределением ресурсов Матричная
Матричная Организация делится на структурные (обычно - функциональные) подразделения, при этом назначаются руководители проектов, которые подчинены высшему руководству. При реализации проектов менеджеры временно руководят деятельностью сотрудников функциональных подразделений. Во всем, что выходит за рамки проектной деятельности, эти сотрудники находятся в подчинении начальников своих отделов Гибкость и скорость реагирования на изменения внешней среды. Возможность оперативного перераспределения ресурсов Нарушение принципа единоначалия из-за двойного подчинения сотрудников. Возникновение конфликтов на почве распределения ресурсов   Нарушение принципа единоначалия из-за двойного подчинения сотрудников. Возникновение конфликтов на почве распределения ресурсов

 

Таким образом, принимая решение о выборе организационной структуры, важно знать и учитывать ее преимущества и недостатки, а также влияние таких факторов, как масштаб ведения бизнеса, его специфику, степень неопределенности внешней среды, характеристики отрасли, в которой функционирует компания и др. Универсального типа структуры на все случаи жизни просто не существует.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...