Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика как наука. Предмет педагогики. Функции и задачи




Педагогической науки.

Во взглядах на педагогику существуют три концепции:

1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. (Однако, такой подход

отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку)

2) педагогика – прикладной дисциплина, функция которой состоит в опосредованном

использовании знаний, заимствованных из других наук. (Содержание такой педагогики

составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических

явлений.)

3) педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет

изучения

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики — это образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом слу­чае представляет собой науку, изучающую сущность, закономер­ности, тенденции и перспективы развития педагогического про­цесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разраба­тывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая дея­тельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики, как науки, обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогикиреализуется на трех уровнях: описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предполагает также три уровня реализации: проективный - с разработка соответствующих методических материалов; преобразовательный направленный па внедрение достижений пд.науки в практику с целью ее совершенствования, рефлексивный и корректировочный предлагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения.

Задачи педагогической науки связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся (по Столяренко):

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в

обществе;

2) разработка методологии и методики педагогического познания;

3) создание научной картины педагогической действительности;

4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным

педагогическим проблемам, разработка адекватных педагогических теорий,

практических рекомендаций;

5) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы

педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта

старших поколений;

6) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их

эффективности в соответствии с требованиями времени;

7) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы

по решению задач воспитания, обучения, образования, развития;

8) разработка дифференцированных педагогических систем работа с различными

возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;

9) разработка вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими

системами и педагогической деятельностью, его научного, организационного,

методического, учебно-технического, кадрового и педагогического обеспечения;

10) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

Категории педагогикиВоспитание как общественное явление – передача социального опыта от одного поколения другому, возникшее в процессе трудовой деятельности людей, носит исторический характер. Воспитание как педагогическое явление - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития и формирования.

Воспитание как широкое понятие включает в себя не только воспитание как воспитательный процесс и как стороны направления воспитательного воздействия: эстетическое, нравственное, физическое, умственное, экономическое, экологическое, половое, трудовое, но и обучение и образование (как процесс и результат), различающиеся по уровням, по структуре и по содержанию. По уровням: начальное, среднее, высшее; по структуре: стихийное, формальное; по содержанию: общее, профессиональное, специальное.

Обучение - способ образования, способ взаимосвязанной деятельности учителя (преподавание) и ученика (учение), направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Педагогаческий процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования и воспитания с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования и воспитания, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитой и саморазвитии.

Педагогическая система - это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью развития личности и функционирования в целостном педагогическом процессе. Способами функционирования педагогической системы в целостном педагогическом процессе является обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии этого процесса, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей воспитания и обучения.

Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Связь педагогики с другими науками и ее структура. Специфика педагогической науки состоит в том, что ее выводы и рекомендации базируются на данных других наук, изучающих человека. Имея свой предмет исследования, педагогика является самостоятельной наукой, но не может развиваться обособленно от других наук. Философия является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций; выполняет методологическую функцию по отношению к педагогике, т.е. ф. разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Психология – важнейший источник научного обоснования образовательного процесса (В.В.Краевский) (принимаются во внимания свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитываются механизмы, законы психической деятельности и развития личности).Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида: Биология – проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека;

Антропология – п., рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействует потенциал, который накапливался в антропологии, как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт.

Медицина – появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений:

Экономические науки è обособление такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования;

Социология è планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах;

Политология è педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

 

Целостный педагогический процесс (ЦПП) - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования и воспитания с использованием средств образования и воспитания, с целью решения развивающих и образовательных задач, направленное на удовлетворение потребностей личности и общества.

Целостность пед. процесса -внутреннее единство его компонентов, их гармоничное взаимодействие и их относительная автономность.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Это преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, следствием которого явл. взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Виды пед. взаимодействия:взаимные "ученик-ученик", "ученик-коллектив"; педагогические "ученик-учитель"; предметные "учащиеся - объект усвоения".

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Структура ЦПП:

· Цель воспитания и образования

· Содержание воспитания и образования

· Деятельность педагога(её цели, задачи; методы, средства и формы организации)

· Деятельность учащихся(её мотивы, цели)

· Ожидаемый результат

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...