Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие индивидуальных трудовых споров, основные положения порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров




Индивидуальные трудовые споры — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 3 ТК РФ). Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров был предусмотрен Кодексом законов о труде (КЗоТ) в его 201 – 219 статьях. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшем в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившем желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Субъектамииндивидуального трудового спора являются не только работодатель и индивидуальный работник, но также лица, которые ещеили ужене являются работниками. Это касается споров, которые, например, могут возникнуть между работодателем, с одной стороны, и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор,— с другой. До заключения трудового договора лицо, имеющее намерение вступить в трудовые отношения с работодателем, ещене является работником, что не мешает ему быть стороной индивидуального трудового спора, поскольку он наделен правом обжаловать необоснованный, с его точки зрения, отказ в приеме на работу. Таким же образом лицо, которое по тем или иным причинам не согласно с увольнением (прекращением трудового правоотношения), ужене является работником, т. е. субъектом трудовых правоотношений, однако выступает стороной индивидуального трудового спора в случае обращения в суд с иском о восстановлении его на работе. Предметоминдивидуального трудового спора является существо требований работника, т. е. требования о восстановлении его нарушенных прав, защите законных интересов или признании субъективных прав, которые, по мнению работника, ему принадлежат в соответствии с положениями закона, иных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в том числе локальных нормативных правовых актов), или предусмотренных условиями коллективного договора, трудового договора[1]. Таким образом, предметом индивидуального трудового спора может быть требование работника о выплате заработной платы, снятии дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, о признании необоснованным отказа работодателя заключить трудовой договор, дискриминация при установлении заработной платы и других условий труда, решении вопроса о повышении в должности и совершении иных правоприменительных действий и т. д.

Причины индивидуальных трудовых споров это обстоятельства, вызывающие разногласия в связи с применением, толкованием законодательства о труде, условий коллективного договора (соглашения), трудового договора[2].

Причины возникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные. К группе объективных причин относятся противоречия, закономерно вытекающие из отношений собственности, отношений наемного труда и др.

Например, среди таких причин можно назвать нарушение работодателем прав работника на своевременную оплату труда, вызванное тяжелым экономическим положением работодателя, в частности в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете.

К группе субъективных причин относятся противоречия, не имеющие характера объективно обусловленных закономерностей, которые определяются в большей степени недостатками и ошибками деятельности субъектов. К субъективным причинам можно отнести неверное толкование правовой нормы (условия коллективного договора, трудового договора); нарушение трудовых прав работника, вызванное наличием внутриличностного конфликта между работником и должностным лицом (при условии, что это повлекло за собой разногласие, которое в дальнейшем было передано на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа).

В юридической литературе, помимо причин, выделяют также условия возникновения индивидуальных трудовых споров. Под такими условиями понимают факторы, которые способствуют возникновению разногласий.

Например, наличие противоречивых интересов работодателя и работника в сфере применения наемного труда, изменение экономических отношений в целом, другие обстоятельства могут быть объективными условиями, порождающими индивидуальный трудовой спор. Такие противоречия создают объективную основу для возникновения различных разногласий в области социально-экономических и трудовых отношений. Однако эти обстоятельства могут и не повлечь за собой возникновение индивидуального трудового спора. Непосредственным источником возникновения трудового спора они не являются. Источником (причиной) возникновения трудового спора могут стать действия (бездействие) работодателя или работника в области применения наемного труда, например нарушение работодателем процедуры увольнения работников по сокращению численности (штата) в результате изменения финансово-экономического положения организации.

Примером субъективных условий возникновения индивидуальных трудовых споров можно назвать пороки индивидуального правосознания работодателей, предпринимателей, должностных лиц, работников, низкий уровень правовой культуры участников производственного процесса. На практике эти условия нередко приводят к массовому незаконному правоприменению, нарушающему законные права и интересы как работников, так и работодателей. Указанные выше обстоятельства представляют собой своего рода предпосылку для возникновения индивидуального трудового спора, однако они не являются источником трудового спора до тех пор, пока разногласия, вызванные указанными обстоятельствами, не будут в дальнейшем переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споровв соответствии со ст. 382 ТК РФ являются комиссии по трудовым спорам и суды. Определить, какой именно орган должен разрешать спор по существу значит определить его подведомственность. Определить же подведомственность трудовых дел определенному юрисдикционному органу — значит выяснить, какие именно из них по закону, где, в каком порядке подлежат рассмотрению. Принимая дело к производству, соответствующий юрисдикционный орган должен выяснить, вправе ли он рассматривать данное трудовое дело, не отнесено ли оно законом к ведению какого-либо другого органа. Подведомственность в данном случае рассматривается в качестве предпосылки права работника на обращение за восстановлением нарушенных, по его мнению, прав.

Подведомственность это признак, являющийся внешним показателем компетенции юрисдикционного органа по разрешению конкретных индивидуальных трудовых споров. Другими словами, это юридическое закрепление круга вопросов, составляющих предмет индивидуального трудового спора, для рассмотрения которого законом установлены определенная процедура и органы, способные наиболее эффективно разрешить спор по существу. Таким образом, понятие подведомственности индивидуальных трудовых споров в трудовом праве употребляется как предметная компетенция тех или иных органов специализированной трудовой юрисдикции.[3]

Под процессуальной процедуройследует понимать совокупность последовательно сменяющих друг друга процессуальных отношений, одним из субъектов которых является соответствующий юрисдикционный орган (например, КТС, суд). В частности, к ним относятся отношения по разрешению индивидуального трудового споров КТС, в суде первой инстанции, в кассационной и надзорной инстанциях, в особом порядке. Так, например, КТС не подведомственны споры, возникающие из трудовых правоотношений, предметом которых является, например, требование о восстановлении на работе, о взыскании материального ущерба, причиненного работником работодателю. Разделена также предметная компетенция КТС организации и КТС ее структурного подразделения. Например, КТС структурного подразделения организации не вправе рассматривать индивидуальные трудовые споры, предметом которых являются вопросы, выходящие за пределы структурного подразделения, в котором она образована. КТС структурного подразделения вправе принимать к своему рассмотрению заявления работников структурного подразделения и рассматривать споры, возникающие в ходе применения трудового законодательства только по поводу вопросов, отнесенных к компетенции данного структурного подразделения.

Наличие специализированных органов трудовой юрисдикции позволяет выделить 3 вида разбирательства индивидуальных трудовых споров: досудебный порядок (доюрисдикционный порядок урегулирования разногласий и рассмотрение спора в КТС); судебный порядок (рассмотрение споров районными судами, мировыми судьями субъектов Федерации); особый (административный) порядок (рассмотрение спора в порядке, установленном федеральным законом для отдельных категорий работников) (см. Приложение А). В основу данной классификации положен такой признак, как способы разрешения индивидуальных трудовых споров.

По подведомственности порядок разрешения индивидуального трудового спора условно можно классифицировать следующим образом: — общий порядок, которым предусмотрено 3 стадии: доюрисдикционная стадия (урегулирование разногласий работником и работодателем при непосредственных переговорах); досудебная стадия (первоначальное рассмотрение заявления (обращения) субъекта трудового спора в КТС с вынесением в установленном законом порядке решения); судебная стадия (передача индивидуального трудового спора на разрешение в суд общей юрисдикции в связи с обжалованием решения комиссии.

Основным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, как и прежде, является комиссия по трудовым спорам. Однако новый Кодекс вносит некоторые изменения в порядок ее формирования и определение компетенции.

Срок деятельности комиссии определяется при ее создании. Она может действовать в течение заранее установленного срока или до переизбрания. Порядок избрания, срок ее полномочий определяет общее собрание (конференция) трудового коллектива организации (подразделения). Для того чтобы комиссия по трудовым спорам была создана в организации, нужен подписанный генеральным детектором приказ о создании комиссии по трудовым спорам (см. Приложение Б).

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Комиссии по трудовым спорам структурных подразделений рассматривают трудовые споры в пределах компетенции этих подразделений. Комиссия по трудовым спорам осуществляет свою деятельность непосредственно в организации, поэтому на работодателя возлагается обязанность по организационно-техническому обеспечению ее работы. Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения деятельности КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания, а также компетенция председателя и секретаря КТС определяются комиссией самостоятельно, поскольку иное не предусмотрено законом. Права и обязанности председателя и секретаря КТС не определены законом. Представляется, что к обязанностям секретаря комиссии скорее всего относится техническая работа: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверений; хранение дел и др. В обязанности председателя КТС относятся организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при разрешении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых комиссией решений (копий решений, удостоверений). В соответствии со ст. 387 ТК РФ, кроме председателя КТС, может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии. КТС имеет свою печать.

Свою деятельность в комиссии по трудовым спорам могут осуществлять только постоянные члены. Наличие временных членов КТС не предусмотрено ТК РФ. Вопрос о порядке работы КТС в случае выбытия ее отдельных членов по различным причинам (увольнение, перевод в другое структурное подразделение и т. п.) не регламентирован ТК РФ. Однако в законе закреплен принцип паритетности формирования и работы комиссии. В случае выбытия представителя другой стороны — работодателя вопрос подлежит урегулированию путем назначения представителя работодателя в КТС соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (представителя работодателя).

Компетенция комиссии по трудовым спорамопределена законодательством, которое предусматривает, что комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем(ст. 3 ТК РФ).

Компетенция комиссии по трудовым спорам несколько изменилась. Если раньше комиссия рассматривала все индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации, за исключением споров о незаконном увольнении и возмещении работником материального ущерба, причиненного работодателю, то теперь к компетенции КТС уже не относятся споры о переводе на другую работу. В соответствии с действующим законодательством КТС рассматривает споры о взыскании невыплаченной заработной платы (включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда, премии); об изменении существенных условий трудового договора; об оплате сверхурочных работ; о применении дисциплинарных взысканий; о выплате компенсаций при направлении в командировку; о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения ущерба, причиненного работодателю; споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке, и др.[4].

Обратиться в комиссию по трудовым спорам может только работник, работодателю такого права не предоставлено. Трудовым законодательством определен трехмесячный срок обращения в КТС за восстановлением нарушенного трудового права или за защитой законного интереса. Указанный срок исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Этот срок исчисляется в календарных днях, поэтому в него включаются и нерабочие дни. В своем заявлении он должен указать причину пропуска срока, и когда комиссия считает причину уважительной, срок восстанавливается и дело рассматривается в общем порядке.

Отсутствие уважительной причины пропуска срока служит основанием для отказа в удовлетворении требований работника. Решение комиссии в этом случае может быть обжаловано мировому судье (в суд). Законодатель не приводит перечень уважительных причин, эта оценочная категория применяется комиссией самостоятельно. В каждом случае комиссия по трудовым спорам с учетом конкретных обстоятельств принимает решение о восстановлении или об отказе в восстановлении срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора. По сложившейся практике к уважительным причинам относятся продолжительная болезнь самого работника или его близких родственников, переезд в другую местность, проведение длительных переговоров с работодателем об урегулировании разногласий и др.

При обращении в КТС подается заявление о рассмотрении в ней спора (см. Приложение В). Форма обращенияв комиссию по трудовым спорам законом не ограничена, следовательно, работник имеет право обратиться в комиссию лично, а также направить заявление по почте, по факсу. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Процедура и способ регистрации поступивших заявлений законом не регламентированы, поэтому порядок регистрации заявлений, поданных в КТС, определяется самой комиссией. Как правило, КТС ведет журнал регистрации таких заявлений. В нем обычно содержатся: порядковый номер, дата поступления заявления, должность и фамилия работника, обратившегося в КТС, существо спора; дата назначения рассмотрения заявления (включая дату переноса рассмотрения заявления, а также снятия его с рассмотрения с указанием причины); существо вынесенного решения; дата вынесения решения, дата исполнения решения (в добровольном и принудительном порядке); регистрация заявлений работника на выдачу удостоверения, имеющего силу исполнительного листа (с указанием даты обращения работника), а также дата выдачи удостоверения. С момента подачи работником заявления КТС обязана рассмотреть его в течение 10 календарных дней. Течение срока начинается со дня, следующего за днем подачи заявления. Если срок истекает в выходной или праздничный нерабочий день, днем окончания рассмотрения индивидуального трудового спора считается следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК РФ). После ознакомления с заявлением председатель КТС назначает заседание комиссии, которое считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. В этом случае заседание КТС считается правомочным, а принятое на нем решение – законным.

На практике нужно стремится к тому, чтобы в заседании комиссии участвовало равное число представителей сторон. Это позволит в полной мере учесть мнение обоих сторон при принятии решения и избежать упреков необъективности.

Спор рассматривается в присутствие работника, подавшего заявление, и (или) уполномоченного им представителя. Наряду с работником или вместо него участвовать в рассмотрении спора может уполномоченный им представитель. В качестве представителя работника обычно выступает выборный профсоюзный орган или профсоюзный организатор, по просьбе работника оказывающий ему юридическую помощь и защищающий его права. Однако не исключена и возможность приглашения профессионального адвоката.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В этом случае заявление работника рассматривается по правилам заочного разрешения индивидуального трудового спора. Неявка работника или его представителя обязывает КТС отложить рассмотрение заявления. Вторичная неявка работника или его представителя на заседание комиссии без уважительных причин дает право КТС снять заявление с рассмотрения. Для снятия заявления с рассмотрения комиссия обязана установить обстоятельства вторичной неявки работника или его представителя, оценив их в совокупности и определив причину такой неявки. Только в том случае, если комиссия признает причину неявки на заседание комиссии уважительной, ей предоставлено право снять заявление с рассмотрения. В противном случае представляется необходимым повторно отложить рассмотрение спора. Перечень уважительных причин законодательством не установлен.

Представитель работодателя также приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела. Во всяком случае, закон не предусматривает возможность перенесения заседания комиссии в случае неявки представителя работодателя.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов – работников данной организации. Явка указанных участников рассмотрения индивидуального трудового спора добровольная. КТС не обладает правом применить к неявишимся свидетелям какие-либо меры принуждения, например принудительный привод.

Чтобы обеспечить объективное и всестороннее исследование материалов, относящихся к трудовому спору, вынесение справедливого обоснованного решения, комиссия по трудовым спорам имеет право получать необходимую для рассмотрения спора информацию. По требованию комиссии и в установленный ее срок руководитель организации обязан предоставить соответствующие документы – приказы, ведомости, расчеты, докладные записки и т.п.

При подготовке дела к рассмотрению в порядке досудебного разбирательства КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию КТС руководитель организации обязан в установленный срок предоставить ей все необходимые документы.

Процедура проведения заседания КТС законом не определена, не установлена его последовательность. Представляется, что заседание комиссии должно начинаться с определения правомочности состава КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Это не означает, что на каждом заседании комиссии должно быть представлено равное количество представителей от работников и от работодателя. Главное требование нормы — это соблюдение принципа большинства от числа избранных от каждой стороны: работников и работодателя.

На следующем этапе досудебного разбирательства целесообразно доложить о том, какое заявление рассматривается на заседании комиссии, какие требования заявлены конкретным работником, какие документы по данному делу собраны (т. е. доложить дело). После этого следует выслушать требования самого работника (представителя), его доводы, соображения, а также представителя работодателя (в случае если они присутствуют на заседании КТС). После объяснения сторон заслушиваются пояснения свидетелей, специалистов, изучаются письменные материалы дела.

Во время заседания КТС ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью. Требования к форме протокола ТК РФ не установлены. Несмотря на это, по всей вероятности, в протоколе должны найти свое отражение следующие сведения: дата проведения заседания КТС; список избранных и присутствующих членов комиссии с указанием представительского характера состава КТС (число членов от работников и от работодателей с указанием фамилий, должностей); фамилия председательствующего на заседании комиссии (при наличии председателя и заместителя председателя КТС); указание о присутствии работника, его представителя, а также представителя работодателя, сведения об извещении указанных лиц о рассмотрении заявления; порядок ведения заседания комиссии с изложением объяснений и доводов, приводимых работником, его представителем и представителем работодателя, с изложением пояснений свидетелей, специалистов; проект решения КТС; порядок голосования за принятие предложенного проекта решения.

Последним этапом рассмотрения заявления работника в КТС является принятие решения. Порядок принятия решенияимеет большое правовое значение, поэтому законодатель достаточно четко регламентирует эту процедуру. Решение КТС принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании; следовательно, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии. Решение считается непринятым, если за него проголосовало половина или менее половины присутствующих на заседании членов комиссии. При этом не имеет значения, представители какой стороны (работников или работодателя) оказались в большинстве.

В целях достижения максимальной объективности и непредвзятости при вынесении решения законодатель установил форму тайного голосования. Тайное голосование предполагает наличие бюллетеней для голосования. Обязанность по подготовке и хранению бюллетеней может быть возложена на постоянного работника, назначенного руководителем организации соответствующим приказом (распоряжением) для ведения работы по организационно-техническому обслуживанию КТО. Для проведения тайного голосования необходимо избрать счетную комиссию, которая должна провести подсчет голосов. Результаты работы счетной комиссии отражаются в протоколе заседания КТС.

Решение комиссииявляется важным процессуальным документом, поэтому закон предъявляет к нему довольно жесткие требования, решение готовится в письменной форме (см. Приложение Б). В нем должны быть отражены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 388 ТК РФ. Содержание решения можно условно разделить на 4 части: вводная; описательная; мотивировочная; резолютивная.

Вводная частьрешения должна содержать сведения о наименовании организации, а также структурного подразделения (если спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации); фамилию, имя отчество, должность, профессию или специальность работника, обратившегося в КТС; дату обращения в комиссию и дату рассмотрения спора; фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании.

В описательной частирешения указывается существо спора, четкие требования работника, его представителя, возражения представителя работодателя, объяснения других лиц, участвующих в рассмотрении заявления.

В мотивировочной частирешения излагаются обстоятельства, установленные в ходе заседания комиссии; доказательства, на которых основаны выводы комиссии; нормативно-правовые акты (локальные акты, коллективные договоры, соглашения), которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения.

В резолютивной частирешения должно быть изложено существо решения со ссылкой на конкретные нормы, содержащиеся в законах, иных нормативных правовых актах, которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения, а также результаты голосования. Она должна содержать четкие, юридически правильные формулировки. В решении КТС не должно быть неясных формулировок, допускающих различное толкование смысла, изложенного в решении. Решение КТС является обязательным для исполнения сторонами. В этой части указывается, какие нарушенные права работника подлежат восстановлению, какие денежные суммы подлежат выплате, в какой срок и т.п.

В отличие от ранее действовавшего законодательства ТК не предусматривает права члена комиссии на изложение особого мнения. Очевидно, только принятое большинством голосов решение и протокол заседания комиссии, в котором отражен ход рассмотрения дела, являются документальными свидетельствами деятельности комиссии. Надлежаще заверенные копии решения КТС в течение трех дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю.

Срок для обжалования решения КТС исчисляется с момента вручения работнику (работодателю) копии решения КТС и начинается со дня, следующего за днем вручения копии. Нормами ТК РФ предусмотрены 2 формы исполнениярешения КТСдобровольная и принудительная. Работодатель вправе добровольно исполнить принятое КТС решение в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование, со дня получения копии решения.

Законодатель не предусматривает необходимости специального обращения работника по поводу выполнения решения комиссии, поскольку работодатель своевременно извещается о принятом решении и его содержании (ст. 388 ТК РФ). В случаи неисполнения работодателем решения комиссии в установленный законом трехдневный срок по просьбе работника, работнику выдается КТС удостоверение, являющиеся исполнительным документом. Срок обращения за удостоверением ТК не установлен. Удостоверение не выдается, если работник или (и) работодатель в установленный законом срок обратились в суд с заявлением о перенесении трудового спора в суд. Удостоверение имеет серьезное правовое значение, поскольку является исполнительным документом, с помощью которого осуществляется принудительное исполнение деятельности КТС силами государства в лице судебных приставов.

Обращение работника за выдачей удостоверения по истечении длительного периода времени после принятия решения, по-видимому, должно повлечь рассмотрение причин, которые вызвали такую задержку, обстоятельств, которые препятствовали исполнению решения, т.п.

Для получения удостоверения работник обращается в КТС с письменным заявлением, в котором указывает, что работодатель в установленный срок решение комиссии не выполнил. Удостоверение комиссии по трудовым спорам является документом, обеспечивающим принудительное исполнение вынесенного ею решения, оно имеет силу исполнительного листа. Это обуславливает необходимость надлежащего оформления удостоверения. ТК не предусматривает конкретных правил, однако по сложившейся практике в ней фиксируются: полное наименование организации (структурного подразделения организации); фамилия, имя, отчество работника, обратившегося с заявлением в КТС о рассмотрении спора; дата принятия решения КТС; дата выдачи удостоверения; содержание резолютивной части решения (без указания результатов голосования). Удостоверение выдается и подписывается председателем комиссии по трудовым спорам или его заместителем и заверяется печатью КТС. О выдаче удостоверения делается отметка в журнале регистрации заявления работника, обратившегося в КТС за разрешением спора.

Получив удостоверение, работник (или его представитель) может предъявить его руководителю организации. Однако работник не обязан обращаться к работодателю, он вправе представить выданное ему удостоверение судебному приставу-исполнителю, который приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам, работник должен предъявить для принудительного исполнения судебному приставу в течение 3 месяцев со дня его получения. В случае пропуска работником установленного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, вправе восстановить этот срок. Судебный пристав приводит решение КТС к исполнению в принудительном порядке в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”[5].

Для отдельных категорий работников предусмотрен особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, государственные служащие в силу Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ “Об основах государственной службы”[6] для разрешения возникшего индивидуального трудового спора вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд. В органах государственной власти не создаются комиссии по трудовым спорам. Для рассмотрения спора государственный служащий вправе выбрать орган, которому он доверяет разрешение своих разногласий с работодателем: вышестоящий орган государственной власти или суд. При обращении в вышестоящий государственный орган за государственным служащим согласно ст. 46 Конституции РФ сохраняется право обращения в суд за защитой своих прав.

Решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей субъекта РФ, принятые по вопросам об отказе в рекомендации на должность судьи, о приостановлении или прекращении своих полномочий судьи могут обжаловать в судебном порядке, обратившись с жалобой на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ — в Верховный Суд РФ, а на решения квалификационных коллегий судей субъекта РФ — соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в течение 10 дней после получения копий решений на основании Закона РФ от 26 июня 1992 года “О статусе судей в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)[7].

Прокурорские работники решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации” (в редакции от 17 ноября 1995 года, с изменениями и дополнениями)[8]. Рассмотрение жалобы (индивидуального трудового спора) вышестоящим прокурором не лишает прокурорского работника возможности обратиться в суд.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе, которые закрепляют особый порядок рассмотрения трудовых споров муниципальных служащих: предусмотрено право муниципального служащего обращаться за разрешением возникшего трудового спора в органы местного самоуправления и в суд. Например, Закон от 25 июля 1996 года “О муниципальной службе в Пермской области” (в ред. от 16 сентября 1998 года, от 9 июня 2000 года) устанавливает, что муниципальный служащий имеет право на обращение в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для рассмотрения споров, связанных с муниципальной службой (ст. 9). Аналогичные нормы содержатся в законах о муниципальной службе Нижегородской, Новгородской, Ленинградской, Новосибирской, Оренбургской и других областей.

Подобные положения не могут рассматриваться как закрепление особого порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров муниципальных служащих, поскольку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ и ч. 2 ст. 383 Трудового кодекса РФ особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников могут устанавливаться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...