Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья Н.А. Лукьяновой «Коммуникативная компетентность – ключевой фактор модернизации профессионального образования инженера»




Глобальные изменения в жизни современного общества непосредственно связаны с коммуникацией. Актуальность проблемы, обсуждаемой в данной статье, обусловлена несколькими факторами. Во-первых, предъявляются принципиально новые требования к образованию, что обусловлено выходом на новый уровень международного взаимодействия в области высшего образования, науки и производства. Во-вторых, в профессиональном образовании обозначились четкие тенденции к совершенствованию подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения. Это позволяет рассматривать коммуникативную компетентность как одну из ключевых в профессиональном образовании.

Коммуникативная компетентность рассматривается как интегральное личностное качество, определяющее включенность специалиста в деятельность и формирующееся в процессе развития и саморазвития всей личности в целом. В силу сказанного, можно утверждать, что коммуникативная компетентность – ключевой фактор профессионального успеха, являющаяся надпрофессиональным качеством, востребованным на рынке труда, поскольку позволяет строить взаимодействие с партнерами по общению на качественно новом цивилизованном уровне, что в свою очередь отражается на эффективности совершенствования результатов труда.

Подчеркнем, что в инженерном образовании обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей, к совершенствованию на этой основе подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения в соответствии с концепцией CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate), согласно которой важнейшей частью подготовки инженерных кадров становится работа проектных команд, создающих в процессе обучения новые бизнесы и продукты [1]. В результате планируется новое качество профессионального образования, обеспечивающее комплекс фундаментальных технических и социальных знаний, умения анализировать и решать проблемы на основе междисциплинарности, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям.

Современное содержание высшего технического образования предполагает активизацию обучающих инновационных технологий развивающего характера. Важным становятся не только собственно специальные знания, но и общая коммуникативная способность в профессиональной деятельности специалиста.

Например, у специалистов-производственников, которых готовят к работе с иностранными партнерами, наряду с требованиями к профессиональной квалификации, должны быть сформированы такие личностные качества, как умение общаться, знание особенностей представителей других культур (вербальных и невербальных). Возникает необходимость разработки новых подходов к подготовке будущих специалистов инновационного вуза.

Проблема может быть поставлена следующим образом: с одной стороны, существует сложившаяся система узкопрофильной подготовки, консервативность содержания учебного процесса, что недостаточно для продуктивного общения в профессиональной сфере. С другой стороны, сегодня присутствует острая потребность в специалистах имеющих не только специальные знания и умения, но и обладающих особыми надпрофессиональными качествами, необходимыми при создании новой конкурентоспособной продукции. Таким надпрофессиональным качеством видится коммуникативная компетентность. Решение проблемы видится в создании условий, необходимых для формирования коммуникативной компетентности в подготовке студентов к осуществлению профессиональной деятельности на всех ступенях высшего образования.

Профессиональный статус включает в себя две составляющие: образование (с его символическими атрибутами) и собственно профессионализм, рассматриваемый как совокупность навыков, умений, технологий, профессиональной репутации [2, С.118-119]. Профессионалы не ограничиваются тем, что, получив доступ в узкий круг избранных профессий, индивидуально используют предоставленную им лицензию на совершение действий, запрещенных другим. Они осмеливаются указывать обществу, что для него полезно и правильно в той или иной сфере жизни. Они даже устанавливают критерии, следуя которым полагается думать об окружающей действительности. [3, С.499-501].

Учёные обращались к проблеме коммуникативной компетентности и рассматривали её в разных аспектах. Так, ещё в античной Греции, софисты одновременно с искусством убеждать преподавали искусство говорить. Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Идея оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку лингвистическую компетенцию можно было достаточно точно измерять (тестировать) с помощью имеющихся средств педагогических измерений (тестов). Лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования. Возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция» (L.Bachman, M.Canale, M. Swain). На этом основании мы рассматриваем коммуникативную компетенцию как демонстрируемую область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. Все компоненты коммуникативной компетенции могут быть измерены с помощью тестирования и объективно оценены. В отличие от коммуникативной компетенции, коммуникативная компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Таким образом, если коммуникативная компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности, то коммуникативная компетентность представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов.

Именно глобальность образования и определяет тезаурус инженера. Причем, тезаурус определяется и «образованием» и «образованностью». «Образование есть, прежде всего, предупреждение о ловушках, пропастях, опасностях жизни, в частности об опасностях иллюзий и заблуждений, есть система профилактики ошибок и катастроф против информационной агрессии средств массовой информации» [4]. В качестве сквозных характеристик «образованного» (культурного) человека, как правило, называются: понимание мира, знание мира и себя в нем, умение или творение, готовность к дальнейшему развитию. Характерно, что содержание, как образованности, так и невежества в большей степени относится к гуманитарным наукам и коммуникативным техникам, чем к специальному знанию. Ч. Сноу в своей книге «Две культуры» заметил, что человек, не знающий Шекспира, считается невеждой, а человек, не знающий законов термодинамики, по этой «номинации» осуждаться обществом не будет.

Именно такое понимание дает нам основание утверждать, что коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения успешной профессиональной деятельности будущего инженера. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек. В этой связи актуальной проблемой высшей школы является подготовка студентов к продуктивному профессиональному общению.

Вуз, ставя перед собой задачу формирования коммуникативной компетентности у студентов, может использовать с этой целью, как учебные программы, так и специальные методы обучения. Для формирования коммуникативных качеств личности, необходимых для работы в проектных командах, подходят такие методы воздействия, которые могут позволить человеку взглянуть на тенденции в собственном поведении, понять особенности своих мотивов и установок.

Следовательно, коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные компетенции – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

В этой связи подчеркнем особую роль коммуникативной культуры личности, которая рассматривается нами как одна из характеристик ее коммуникативного потенциала, поскольку коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем, прежде всего, его знания своей специальности, но, в то же время, мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной коммуникативной компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения. Так чему же следует обучать и обучаться? Что включает в себя понятие «профессиональная коммуникативная компетентность»?

Основным элементом формирования коммуникативной компетентности станет образовательная программа. Причем не важно, будет ли это программа технической, естественнонаучной или гуманитарной специальности. Формирование коммуникативной компетентности на основе различных коммуникативных практик возможно в следующей последовательности:

В образовательных программах начальной ступени обучения (1-2 курс – бакалавр) должны быть сформированы следующие коммуникативные компетенции, которыми должен владеть студент: доходчиво излагать свои мысли; чувствовать себя уверенно во время любого общения; уметь говорить ярко, интересно, увлекательно; владеть своим голосом и выразительностью речи; иметь практические навыки публичных выступлений; обладать уверенностью в себе во время любого общения. Подчеркнем, что базовыми курсами во многих университетах являются Основы публичного выступления (Public Speaking) и Межличностная коммуникация (Interpersonal Communication)

В образовательных программах второй ступени обучения (3-4 курс – бакалавр) должны быть сформулированы следующие коммуникативные компетенции, которыми должен владеть студент, основаны на технологиях эффективной работы с аудиторией. Студенты должны обладать достаточными знаниями в области: структуры выступления; эффективного использования технологий передачи содержания и последовательности изложения; использования особенностей восприятия аудитории в течение времени; знания интересов аудитории и умение говорить на ее языке; особенностей визуального восприятия (приемы работы со слайдами).

На третьей ступени обучения (2 года магистратуры) приобретаются компетенции, которые позволят обладать достаточными знаниями в области делового общения: выявления и преодоления барьеров в общении; приемы и техники эффективной коммуникации (логических и психологических приемов полемического общения; умения распознавать агрессивный, пассивный и манипулятивный стили поведения и успешно им противодействовать; у мения бесконфликтно отстаивать свои интересы).

Четвертый этап (аспирантура). Большое количество времени отводится наЧетвертый этап (аспирантура). Большое количество времени отводится на самообразование. Методологической основой при чтении лекций по подготовке к кандидатским экзаменам должны стать коммуникативные технологии, связанные с развитием образного и критического мышления. Аспирант должны обладать коммуникативными компетенциями в области ситуационного анализа, направленного на развитие критического мышления, формирование интереса обучаемых к самому процессу добывания знаний в проблемных ситуациях.

Без сомнения, «включение» коммуникативных технологий в структуру образовательного процесса потребует от преподавателя определенных усилий, но при этом нет необходимости менять содержание или увеличивать количество часов, отводимых на дисциплину. Образовательный процесс должен быть построен с учетом поэтапности формирования коммуникативной компетентности.

Несомненно, коммуникативный характер современной социальной реальности выдвигает определенные требования к методикам и содержанию подготовки специалистов, в связи, с чем приоритетной коммуникативной практикой становится самообразование. То есть, образование должно быть основано на сочетании комплекса коммуникативных практик и направлено на формирование активной жизненной позиции. Это главный фактор фундаментальной составляющей образования. Поэтому особенно важным является формирование профессиональных навыков, коммуникационных практик, морально-нравственных качеств, призванных служить базовым основанием деятельности. Коммуникация, коммуникативные процессы и взаимодействия являются ведущей социальной силой созидания, осмысления, утверждения и конституирования новых отношений во всех сферах социальной жизни. Коммуникативные знания и умения все больше признаются обязательным компонентом современного профессионализма; и тем самым, необходимым компонентом современного образования

Формирование коммуникативной компетентности – это проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность. Установление надпрофессионального статуса коммуникативной компетентности обуславливает её важность для формирования и саморазвития всей личности в целом, а также позволяет утверждать, что коммуникативная компетентность является ресурсом повышения качества профессиональной подготовки, а соответственно обязательным компонентом современного профессионализма.

Человек всегда дан в контексте с другим – партнером (реальным, воображаемым, выбранным), поэтому трудно переоценить вклад коммуникации в качество человеческой жизни, в судьбу в целом. В условиях современного образования решается задача подготовки человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

 

Список литературы:

1. Агенство стратегических инициатив [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.asi.ru/news/6261/

2. Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры: Учеб. пособ. / Мостовая И.В. - М., Ин-т «Открытое общество», 1996. - `108 c.

3. Эверетт Х. Исследование занятий / Эверетт Х. // Социология сегодня: проблемы и перспективы.- М., 1965. С. 499-501.

4. Ассоциация Менеджеров России [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.amr.ru/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...