Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-экономическая формация

Дуализм

(лат. йиа - двойствен­ный) - 1. Философское учение, исходя­щее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - ду­ха и материи, идеального и материально­го. Дуализм противостоит монизму (см. Монизм), исходящему из признания в ка­честве первоосновы мира лишь одного начала (материального или духовного). Термин дуализм был введен немецким философом X. Вольфом. Крупнейшим представителем дуализма является Р. Де­карт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (см. Субстанция), или дух, и протяженную субстанцию, или материю. 2. Концепции и учения, утверждающие равноправность любых противоположных начал или сфер. В этом смысле можно го­ворить о дуализме добра и зла, мира при­роды (необходимости) и мира свободы.

4.Материализм

(лат. та 1 епаИв - вещественный) - одно из двух основных направлений (наряду с идеализмом) в фи­лософии, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания человека и человечества; что материя первична, ни­кем не сотворена, что она существует вечно, а сознание, дух - свойство мате­рии, которое возникает на определенном этапе ее развития и является функцией особым образом организованной материи и результатом общественно-исторического развития. Противопоставляется идеа­лизму Различают следующие формы материализма: наивный материализм древних, материализм механический, материализм вульгарный, материализм диалектический, материализм исторический.

5.Идеализм

- философское направ­ление, признающее в качестве первично­го духовное начало (сознание), а материю (природу) признающее вторичным и про­изводным от духа (сознания).

Идеализм объективный -

направление идеализма, представители которого утверждают первичность все­общего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Основоположником объективного идеа­лизма считается древнегреческий фило­соф Платон, представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель.

Идеализм субъективный -

направление идеализма, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей ре­альности от сознания субъекта. Предста­вители - Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше и др.

8.Агностицизм (греч. а§пб8Ю8 -

непознаваемый) - учение, согласно кото­рому человек не способен познать сущ­ность вещей, не может иметь достоверно­го знания о них. Термин был введен в на­учный оборот Т.-Х. Хаксли (Гексли) (1825-1895), английским биологом, сто­ронником теории эволюции. Он обозна­чал этим термином позицию естествоис­пытателя в богословских и философских дискуссиях о предельных основах бытия: если спросить у ученого, существуют ли такие основы, ему лучше ответить: «Не знаю и не могу знать». Точку зрения аг­ностицизма в XVIII веке выражали Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант.

9.Мировоззрение

1. Система общих утверждений, суждений, убежде­ний, с помощью которых человек объяс­няет природу действительного мира, дос­тигает понимания смысла своего сущест­вования, старается понять себя и других, устанавливает смысл и цель своей жизни и своей активности (деятельности). Цело­стное мировоззрение включает в себя три основные части: а) утверждения, касаю­щиеся природы действительного мира (или картина мира); б) взгляды, касающиеся человека, его места в мире и об­ществе, целей и смысла его жизни; в) система ценностей, оценок и нравствен­ных норм, определяющих сферу челове­ческого долга и обязанностей. Первые два элемента мировоззрения имеют характер описательный и выясняющий, а третий - оценивающий и нормативный. Каждое мировоззрение исполняет следующие функции: а) познавательную; б) регуля­тивную (практическую). Мировоззрение - это источник знания о мире и обществе и главная опора для практических начина­ний человека: определяет направление, динамику и характер его активности. Ми­ровоззрение различных людей отличается степенью кристаллизации и внутренней когеренции. С этой точки зрения разли­чают мировоззрение обыденное, религи­озное, научное и философское. Критери­ем этого различения является содержание взглядов, знаний и убеждений. Можно го­ворить, например, о материалистическом, идеалистическом, теоцентристском и антропоцентристском мировоззрении. 2. Мировоззрение можно определить как систему взглядов человека на мир, на за­коны и закономерности его существова­ния и развития, на закономерности, воз­можности и границы познания, на место человека в этом мире; на наиболее общие законы развития природы, общества и отражающего их сознания. В структуре ми­ровоззрения выделяются следующие со­ставные элементы: а) знание, б) миропо­нимание, в) мироощущение, г) эстетиче­ские, этические, а также религиозные ценности, д) идеалы, нормы, программы поведения и деятельности.

Мифология

(греч. слово, язык, легенда + 1о§оа - наука) - 1. Сово­купность мифов какого-либо народа. 2. Наука, занимающаяся исследованием ми­фов. Когда-то от мифологии, которая явля­ется описательной наукой, отличалось мифоведение, пытавшееся через дешиф­ровку символики мифов достичь общих выводов о человеческой натуре. 3. Исто­рический тип мировоззрения наряду с ре­лигией и философией. Мифология отра­жает фантастические представления лю­дей о мире, природе, человеческом бытии. Это вид синкретического знания, в кото­ром не различают действительные и фан­тастические представления людей; приро­де приписываются многие черты, которые присущи человеку. Наиболее известны мифы Древней Греции и Древней Индии.

11. Религия

(лат. ге1шю - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, той или иной разновидности сверхъестественного.

Философия

(гр. Шеш - любить + зорЫа - мудрость, букв, любовь к мудро­сти) - наука об общих (всеобщих) законах природы, общества и познающего их соз­нания. Это форма общественного созна­ния, исторический тип мировоззрения (наряду с мифологией (см. Мифология) и религией (см. Религия)), система взглядов на мир и на место в нем человека, на воз­можности и границы познания мира, а также наука об аксиологическом (ценно­стном, этическом и эстетическом) отно­шении человека к миру; о закономерно­стях существования и преобразования действительного мира, включая его об­щественно-политическую сферу. Фило­софия имеет сложную структуру, включа­ет в себя онтологию (см. Онтология), гносеологию (см. Гносеология), методо­логию (см. Методология), логику (см. Логика), антропологию (см. Антрополо­гия), социологию (см. Социология), праксеологию (см. Праксеология), футу­рологию (см. Футурология), аксиологию (см. Аксиология). Европейская филосо­фия возникла в УН-У1 вв. до н. э. в Древ­ней Греции. Философия Древнего Восто­ка (Древнего Китая и Древней Индии) возникла в УШ-УИ вв. до н. э. Предмет философии исторически изменчив; в фи­лософии различают школы, направления, доктрины, методы, исторические типы.

13. Бытие

философская категория, обозначающая объективное, не зависящее от сознания человека и человечества су­ществование действительного мира, ма­терии, природы, процесса материальной жизни человека в обществе. В древнегре­ческой философии понятие бытие тожде­ственно настоящему времени, т.е. означа­ет «то, что есть». Синонимом его можно считать слово «существовать». Самое первое и наиболее известное определение термина «бытие» принадлежит Пармениду "бытие есть то, что есть, что неизмен­но, и не может перестать быть, существовать» (в отличие от небытия, которого нет) К такой дефиниции бытия были близки Платон, Августин, Авиценна. У Аристотеля понятие бытия близко к понятию субстанции, а у Фомы Аквинского бытие - это то, что идентично самому се­бе. Бытие — это ключевое понятие фило­софской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение бытия в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле бытия вообще, в целом. Представление о бытии как о сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин мира. Определение бытия как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе бытия многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь: об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно – исторических или об индивидуально – личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.

Материя

(лат. шатена) - фило­софская категория для обозначения объ­ективной реальности, которая дана нам в ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощу­щениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин). Материя - это субстрат (основа) всех существующих в мире ве­щей, свойств, связей и форм движения, бесконечное множество всех существую­щих в мире объектов и систем. Марксизм исходит из признания материального единства мира, первичности материи по отношению к сознанию. Материя несо- творима и неуничтожима, вечна, внут­ренне противоречива, есть единство не­прерывного (континуального) и прерыв­ного (дискретного). Атрибутами материи являются движение, пространство и вре­мя. Она обладает свойством структурно­сти, т.е. является внутренне расчлененной целостностью, обладающей структурны­ми уровнями: микроэлементарным, ядер- ным, атомным, молекулярным, макроско­пическим, геологическим, планетарным, галактическим и сверхгалактическим. Существуют живая, неживая и социально организованная материя. Структурность материи проявляется в наличии микро-, макро- и мегамира, которые характеризу­ются специфическими закономерностями.

Движение

— понятие, охваты­вающее в своем содержании все типы из­менений и взаимодействий. В историко- философской традиции - с самых ее ис­токов - можно выделить альтернативные трактовки движения: от абсолютизирую­щего его релятивизма (начиная с Геракли­та) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, по­стулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качест­ве атрибутивной и универсальной харак­теристики оснований бытия (по Аристо­телю). В рамках материализма движение было понято как способ существования материи (Дж. Толанд, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Энгельс). В философии Г. Лейбница и Г. Гегеля были высказаны взгляды на движение не как на механическое перемещение, но как на качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Движение, предполагающее качественную тран- формацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно, упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки движение понимается в контексте его связи с феноменами пространства, време­ни и энергии (специальная и общая теория относительности).

Пространство

- всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосу­ществование и взаимодействие во всех материальных системах. Это форма коор­динации сосуществующих материальных объектов, выражающая их величину (длина, ширина, высота), их взаимное расположение и взаимную координацию по отношению друг к другу. Свойства пространства: трехмерность, однород­ность, изотропность (равноправие во всех направлениях), обратимость.

Время

- всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бы­тия и последовательность смены состоя­ний всех материальных систем в мире. Различают две концепции времени: а) субстанциальную, в которой время пони­мается как самостоятельная субстанция, независимая ни от материи, ни от движе­ния, ни от пространства. В этой концеп­ции время абсолютно, течет равномерно во всех системах отсчета; б )релятивную - в которой время рассматривается во взаимосвязи с материей, движением, про­странством, обладает свойствами необра­тимости, единства прерывного и непре­рывного и т.п. Время - это форма коорди­нации сменяющих друг друга материаль­ных объектов, представляющая темп, скорость, ритм этих изменений. Это мера существования и изменения вещей, явле­ний, событий и процессов. Иногда время считают количественной, линейной ха­рактеристикой бытия. Время можно ко­личественно измерить при помощи при­нятой конвенции (соглашения) единиц измерения. Можно понимать время как: а) момент, мгновение, точка времени, минута; б) как отрезок, этап в развитии; в) как продолжение; г) как единство всех отрез­ков времени, моментов, минут и пр.

Субстанция

(лат. зиЬзТаппа - сущность) - объективная реальность, ма­терия в единстве всех форм ее движения, нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Понятие в философии неод­нозначное. В древнегреческой философии этот термин близок к понятию «ипостась» и использовался Платоном и Аристотелем для обозначения того, что является основной чего-то другого, т.е. тем, что составля­ет основу чего-то. У Аристотеля - это субстрат всех вещей, который является носи­телем (субъектом) всех присущих реаль­ных свойств и в этом смысле тождествен­ный материи. Аристотель считал, что суб­станцией является каждая конкретная пещь, а ее составляющими являются мате­рия и форма. В стоицизме под субстанци­ей понималась материя всех вещей (не обладающая никакими качественными ха­рактеристиками и лишенная всякого ре­ального содержания). Фома Аквинский понимал под субстанцией вещь, которая существует не в чем-то, а только в себе. В философии ХУП-ХУШ вв. субстанция определялась как самостоятельное бытие; шел спор между монизмом (см. Монизм), дуализмом (см. Дуализм) и плюрализмом (см. Плюрализм), касающийся природы и видов субстанций. И. Кант относил это понятие к врожденным понятиям челове­ческого познания.

Сенсуализм

Чувство, смысл, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чув­ственная форма познания (ощущения, восприятия, представления или воспро­изведения) - основа и главная форма дос­товерного, истинного познания. Противо­стоит рационализму. Основной тезис: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах». Различают сенсуализм мате­риалистический (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро. Л. Фейербах) и идеалистический (Дж. Беркли, Д. Юм). Сенсуализм оказал заметное влияние на возникновение и развитие эмпириокри­тицизма и позитивизма. Различают: а) сенсуализм умеренный - утверждающий, что все понятия и суждения появляются на базе чувственных ощущений (напри­мер, 1аЬи1а газа - теория чистой доски); б) сенсуализм радикальный - утверждаю­щий, что всякое знание не только выво­дится из чувств, восприятий, но и являет­ся необходимым и достаточным условием познания (Э. Кондильяк).

Эмпиризм

- направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания; философское учение, утверждающее, что все знание приобретается из опыта. Различают эмпиризм идеалистический и материалистический. Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, логический эмпиризм) ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективная реальность. Материалисти­ческий эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты XVIII века) признает источником чувственного опыта объективно существующий внеш­ний мир. Ограниченность эмпиризма - в абсолютизации опыта, чувств и недо­оценке рационального познания.

Рационализм

(лат. тайо - разум, рассудок) - направление в теории позна­ния, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разу­ма; идейно-теоретическое течение, возве­личивающее человека как активного, сво­бодного и равноправного индивида, ха­рактеризующееся историческим опти­мизмом, верой в безграничные возможно­сти человека в познании и преобразова­нии природы.

Онтология

(греч. оп(о8 - сущее + 1о§оз - учение) - учение о бытии, о прин­ципах его строения, законах и формах. Это совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотноси­тельно к деятельности людей, их позна­нию и мышлению. В марксистской фило­софии была разработана идея единства онтологии, теории познания и логики.

Гносеология

(греч. §по815 - зна­ние, познание + к>§08 - слово, закон) - наука о знании, или теория познания. Раз­дел философии о возможностях, способах и границах познания действительного ми­ра, о ступенях и формах познания, услови­ях и критериях его достоверности и ис­тинности, о роли практики в познании. За­дачами гносеологии являются: анализ предельных, необходимых и всеобщих ус­ловий познания; соотношения знаний и реальности; проблем истины, познания и практической деятельности людей.

Антропология

(греч. атЬгороз - человек, Ь§08 - слово, закон) - наука и раздел философии о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нор­мальных вариациях физического строе­ния человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфо­логия человека, учение об антропогенезе, расоведение. В XX веке значительное внимание уделяется изучению физиоло­гических, биохимических и генетических факторов, влияющих на строение и развитие человеческого организма.

Аксиология

(греч. аккюз - цен­ность, достойный + Ь§08 - учение) - фило­софское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой лич­ности, общая теория ценностей и оценок.

Методология

- 1. Учение о структуре, логической организации, ме­тодах и средствах деятельности в некото­рой области. 2. Методология науки - уче­ние о принципах построения, уровнях, формах и способах научного познания. Ее задачами являются: а) разработка общей модели научных процедур; б) определе­ние общих черт, характеризующих науку; в) рассмотрение процесса создания и преобразования научных теорий. Общая методология наук проводит анализ и оценку методов и технологий познания, общих для всех наук (например, опреде­ления, выводимости, классификации и пр.). 3. Специальная методология науки - наука, исследующая специфику научных дисциплин и анализирующая конкретную научно-исследовательскую деятельность, адаптированную именно к этим наукам.

Логика

(греч. 1о§1кё, 1о§1ко8 - опирающийся на разуме) - наука о правилах и законах мышления, приводящих к истинному знанию; наука, анализирующая язык и научно-исследовательскую деятельность (понимание, определение, классификацию, выводимость и т.п.). В структуре логики выделяют три части - логику формальную, семиотику (логиче­скую теорию языка) и методологию нау­ки. Начала логики были сформулированы в споре софистов с Сократом. Софисты, обучая риторике, пропагандировали эри­стику (см. Эристика). Сократ, обучая других, сосредоточил свой метод на точ­ности и дефинициях понятий. Дальней­шее развитие древнегреческой логики связано с исследованиями Платона, Ари­стотеля. Последний создал логику как са­мостоятельную науку, сформулировав свод логических правил, названных

«Ор­ганоном». Термин логика был введен стоиками. В ее развитие внесли вклад Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль. С конца XIX века наблюдается тесная связь логики и мате­матики (Б. Рассел и др.).

Диалектика

- философская концепция развития, существующая и как тео­рия, и как метод. В античности: искусство вести беседу Спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин диалектика впервые употреб­лен Сократом для обозначения плодотвор­ного и взаимозаинтересованного достиже­ния истины путем столкновения противо­борствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традицион­ным мыслям об изменениях абстрактно- всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в ста­новление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной диалектики встречаются в уче­нии Платона, трактовавшего бытие как ак­тивно самопротиворечивую координиро­ванную раздельность. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее раз­витие в учении Аристотеля и в неоплато­низме, диалектически трактовавшем ос­новные иерархии бытия. В средние века диалектика становится одной из теологиче­ских дисциплин, включавших в себя логи­ку и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдви­гает целый ряд замечательных диалектиче­ских идей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейб­ниц). Особое место диалектика занимает в работах представителей немецкой транс­цендентально-критической философии, так как именно здесь впервые в истории фило­софии была разработана целостная диалек­тическая концепция развития, поколебав­шая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектики явилась идеалистическая диалектика Г. Ге­геля. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы филосо­фии. Именно диалектический метод позво­лил Г. Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма диалек­тика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становле­нии, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. В фило­софии XX века диалектика была подверг­нута достаточно жесткой критике за ее притязания на универсальную всеохватность и избыточную абстрактность. Так, в современной философии постмодернизма диалектика оценивается как доминировав­ший в философии неклассического типа стиль мышления, - соответственно этому в новых условиях, согласно постмодернистской позиции, нельзя заставить философию «говорить на языке диалектики» (м. Фуко). По оценке М. Фуко, постклассической философии ещё только «предстоит найти язык», столь же адекватный для «нового опыта», сколь адекватным был язык диалектики для «опята противоречия».

Метафизика

(греч. «Мет и ^1ка» - «после физики») - 1. Философское учение о сверхчувственных, недоступных человеческому опыту принципах бытия. Термин в неклассической философии часто употребляется как синоним философии или онтологии, т.е. учения о бытии. 2. Метод философии, противоположный диалектическому, рассматривающий мир как нечто раз и навсегда данное, неизменное; явления в этом мире существуют изолированно, вне связи друг с другом. Метафизика отрицает внутренние противоречия как источник развития. Развитие если и признается метафизикой, то рассматривается как простое увеличение или уменьшение, как повторение, а источником такого развития признается первотолчок извне.

Эклектика

- 1 Метод философ­ствования, основанный на попытке со­единить воедино разнородные, часто взаимоисключающие друг друга, принци­пы, взгляды, теории, концепции разных философских школ и направлений. 2. В искусстве и архитектуре: сочетание раз­личных стилевых элементов и произволь­ный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, смешение различных стилей моды в оде­жде и т.п.

Софистика

(греч. яорЫз^е -уловка, выдумка, головоломка) - учение древнегреческих философов У-1У вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий и др.); рассуждение, основанное на преднаме­ренном искажении законов логики, на ис­пользовании софизмов (см. Софизм). Со­фистика абсолютизирует принцип реля­тивизма в познавательном процессе.

Догматизм

(греч. <1о§ша - мне­ние, учение, постановление) - термин, введенный древнегреческими философа- ми-скептиками Пирроном и Зеноном, ко­торые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она фор­мулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, И. Кант считал догматизмом всякое познание, не осно­ванное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Г. Ге­гель рассматривал догматизм как метафи­зическое рассудочное мышление. Догма­тизм понимают также как одностороннее, схематическое мышление, которое опери­рует не вызывающими сомнений истина­ми; или как способ философствования, в котором обнаруживается непонимание диалектики абсолютной и относительной истины: считается, что, если истина есть, то она абсолютна. Догматизм противо­поставляется, в частном случае, эклек­тизму, а в более широком смысле - диа­лектике. Сейчас догматизм чаще всего понимается как разновидность некрити­ческого способа мышления, оперирующе­го догмами, т.е. неизменными положе­ниями, принимаемыми на веру без дока­зательств, без учета конкретных обстоя­тельств места и времени, на основе сле­пого подчинения авторитету.

33. Единичное, общее, особен­ное и всеобщее

- категории диалектики, отражающие объективные связи мира и характеризующие его познание. Единичное - категория, отражающая уни­кальность некоторых предметов, процес­сов, явлений, их качественную и количественную неповторимость. Общее - категория, обозначающая совпадающие, тож­дественные у предметов, процессов, явлений свойства, силы и тенденции, кото­рые присущи как предметам, процессам, явлениям, принадлежащим к одному классу, так и предметам, процессам, яв­лениям, принадлежащим к различным классам. Единичное и общее не сущест­вуют сами по себе, а только в единстве, во взаимосвязи, выступают как стороны от­дельного. Отражением этого единства яв­ляется категория особенное - это то, что выступает общим по отношению к еди­ничному и единичным по отношению к общему. Всеобщее - это категория, обо­значающая присущие всем предметам, процессам, явлениям характеристики, связи и отношения (объективность, дви­жение, пространство, время). С помощью всеобщего нельзя отличить один процесс, предмет, явление от другого. Формой су­ществования всеобщего является единич­ное. Названные категории находятся в диалектическом единстве и взаимосвязи.

Причина и следствие

- фи­лософские категории, отражающие все­общие и объективные связи, существую­щие в действительном мире. Причина - это категория, обозначающая некоторый предмет, процесс, явления, которые, воз­действуя на другие предметы, процессы явления, порождают в них изменения. Следствие - категория, отражающая из­менения в предметах, процессах, явлени­ях, обусловленные действием причины. Причину необходимо отличать от условий и повода. Условие — это совокупность связей рассматриваемого объекта с дру­гими объектами. Лишь часть этих связей носит причинно-следственный характер. Повод - это то, что ускоряет наступление какого-либо следствия, но не порождает его, т.е. не является причиной. Эти кате­гории имеют важное методологическое значение: по следствиям можно устано­вить причину, а познав причину, можно более глубоко понять следствие. Диалек­тика причины и следствия характеризует­ся многоаспектными взаимодействиями.

35. Необходимость и случай­ность

- философские категории, выра­жающие объективные связи материально­го мира. Необходимость - это то, что со­ответствует законам развития, определяет­ся внутренней структурой и закономерно­стями и что обязательно должно насту­пить. Случайность - тип связи, опреде­ляемый внешними связями данного явле­ния, а также то, что может наступить, а может и не наступить. Взаимосвязь необ­ходимости и случайности имеет диалекти­ческий характер: в мире не существует ни чистых необходимостей, ни чистых слу­чайностей; то, что может быть необходи­мым в одних условиях, в одной связи, мо­жет быть случайным в других условиях и связях. Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей, случайно­сти как бы «окрашивают» необходимость. Необходимые связи могут становиться со временем случайными и наоборот. Диа­лектическая связь необходимости и слу­чайности выражается с помощью катего­рии вероятность (см. Вероятность).

36. Возможность и действи­тельность

- философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность - это философская категория, обозначающая со­вокупность предметов, явлений, процес­сов, которые еще не стали наличным бы­тием, но предпосылки их возникновения уже имеются в действительности. Воз­можность - объективная тенденция разви­тия предмета, это то, что не противоречит законам природы и общества и что может превратиться в действительность (т.е. реа­лизоваться). Действительность в широ­ком смысле - это весь окружающий мир; в узком смысле - это осуществленная, реализованная возможность, которая порождает новые возможности. Между возможностью и действительностью существует диалектическая взаимосвязь. Различают реальную, абстрактную, формальную, обратимую и необратимую возможности. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно; в обществе связано с сознательной деятельностью людей, с так называемым субъективным фактором.

Содержание и форма

- фило­софские категории. Содержание - опре­деляющая сторона целого (см. Целое), совокупность его частей, а также внут­ренних и внешних связей между ними. Форма - способ существования и выра­жения содержания, характеризуемая, прежде всего, совокупностью внутренних и внешних связей частей целого. Между содержанием и формой существует диа­лектическое единство, в ходе которого между ними возникает противоречие (т.к. содержание отличается изменчивостью, а форма устойчивостью), которое разреша­ется «сбрасыванием» старой формы и «переделкой» содержания - возникнове­нием новой формы. Содержание и форма отражают объективные закономерности внешнего мира, его познания и преобра­зования. Отражение содержания и формы сознанием человека приводит к тому, что эти категории приобретают логические функции в качестве форм мышления (по­нятия, содержания, умозаключения). Взаимодействия содержания и формы весьма многообразны.

Сущность и явление

- фило­софские категории, отражающие всеобщие объективные характеристики действи­тельности. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений, это необходимое и устойчи­вое в содержании и форме предмета. Яв­ление - это форма обнаружения сущности. Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: сущность всегда является, а явление - существенно, оно дает нам знание о сущности. Они тождественны и нетождественны одновременно. Нетождественность может перерасти в противоположность между сущностью и явлением - в кажимость, видимость. Например, кажется, что Солнце вращается вокруг Зем­ли, но сущность как раз противоположна кажимости. Сущность и явление имеют важное значение в познании. Диалектика сущности и явления проявляется в многообразных связях. Категории «сущность» и «закон» - понятия однопорядковые.

Закон

- объективная связь между предметами, процессами, явлениями, ко­торая является необходимой, существен­ной, устойчивой, повторяющейся, общей. Различают законы количественные и ка­чественные; структурные и функциональ­ные; динамические и статистические; а также частные, общие и всеобщие. Зако­ны могут квалифицироваться также по формам движения: законы механики, фи­зики, химии, биологии, социальной жиз­ни. Связь законов структурных и функ­циональных - это характеристика пред­метов, процессов, явлений с точки зрения их устойчивости как уже ставших и отно­сительно стабильных образований, а так­же с точки зрения их развития, и эта связь вытекает из единства структурно­функциональных методов исследования. Динамические законы - это законы, управляющие поведением индивидуаль­ного объекта и позволяющие установить однозначную связь его состояний (напри­мер, законы механики). Эти законы по­зволяют однозначно предсказать на осно­ве известного исходного состояния объ­екта все его будущие состояния. Стати­стические законы - это законы, управ­ляющие поведением больших совокупно­стей и в отношении индивидуального объекта позволяющие делать лишь веро- ся как форма существования материи, за­кономерно возникающая при определен­ных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, раздражимостью, спо­собностью к размножению, росту, актив­ной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспо­собляемостью к среде и т.п.

Категория

(греч. ка1е§опа - при­знак, высказывание, заключение) - в фи­лософии - наиболее общие и фундамен­тальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношении явлений действительности (онтология) и познания (гносеология). Категории - это результат обобщения исторического раз­вития познания и человеческой практики, Исторически первой системой категорий является система Аристотеля, в которую он включил: субстанцию, количество, ка­чество, отношение, место, время, поло­жение, состояние, действие и страдание, У И. Канта категории - это чистые поня­тия интеллекта, врожденные понятия, от­носящиеся к наблюдаемым предметам, процессам, т.е. к феноменам. И. Кант классифицировал категории, разделив 12 категорий на четыре класса. По мнению И. Канта, с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность, распо­лагает «по полочкам» хаос первоначаль­ных ощущений и благодаря категориям возможна упорядоченная мыслительная деятельность.

Ощущение

- форма чувственного познания, при которой человек отражает отдельные свойства познаваемого объек­та. Имеется множество определений это­го понятия, среди них: ощущение - это субъективный образ объективного мира; ощущение - это превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Человеческие ощущение имеют границы: мы видим только то, что находится в гра­ницах определенной длины волн, но не видим инфра- и ультрасветовые волны, также не слышим инфра- и ультразвуковые волны и пр. Однако человек познаёт мир не только с помощью органов чувств, но и с помощью разума.

Восприятие

- одна из форм чувственного познания, сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку и окружающем мире. Включает в себя обнаружение объекта; различение отдель­ных признаков в объекте; выделение в нем информационного содержания; адекватной цели действия; формирование целостного образа. Это форма чувственного познания, представляющая собой целост­ный образ предмета, полученный в ре­зультате воздействия этого предмета на разные органы чувств человека.

Представление

- форма чувст­венного познания, мысленное воспроиз­ведение предмета, который в настоящее время не воздействует на человека, но когда-то воздействовал; в формировании представлений участвуют память, внима­ние, воображение, фантазия.

Понятие

- 1. В философии: фор­ма мышления, отражающая существен­ные свойства, связи и отношения предме­тов, процессов и явлений. Основная ло­гическая функция понятия - выделение общего посредством отвлечения от неко­торых особенностей отдельных предме­тов, процессов, явлений. 2. В логике: мысль, в которой обобщаются и выделя­ются предметы некоторого класса по оп­ределенным общим и специфичным для них

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...