Общественно-экономическая формация
Дуализм (лат. йиа - двойственный) - 1. Философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (см. Монизм), исходящему из признания в качестве первоосновы мира лишь одного начала (материального или духовного). Термин дуализм был введен немецким философом X. Вольфом. Крупнейшим представителем дуализма является Р. Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (см. Субстанция), или дух, и протяженную субстанцию, или материю. 2. Концепции и учения, утверждающие равноправность любых противоположных начал или сфер. В этом смысле можно говорить о дуализме добра и зла, мира природы (необходимости) и мира свободы. 4.Материализм (лат. та 1 епаИв - вещественный) - одно из двух основных направлений (наряду с идеализмом) в философии, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания человека и человечества; что материя первична, никем не сотворена, что она существует вечно, а сознание, дух - свойство материи, которое возникает на определенном этапе ее развития и является функцией особым образом организованной материи и результатом общественно-исторического развития. Противопоставляется идеализму Различают следующие формы материализма: наивный материализм древних, материализм механический, материализм вульгарный, материализм диалектический, материализм исторический. 5.Идеализм - философское направление, признающее в качестве первичного духовное начало (сознание), а материю (природу) признающее вторичным и производным от духа (сознания). Идеализм объективный -
направление идеализма, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала. Основоположником объективного идеализма считается древнегреческий философ Платон, представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель. Идеализм субъективный - направление идеализма, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта. Представители - Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше и др. 8.Агностицизм (греч. а§пб8Ю8 - непознаваемый) - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверного знания о них. Термин был введен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (Гексли) (1825-1895), английским биологом, сторонником теории эволюции. Он обозначал этим термином позицию естествоиспытателя в богословских и философских дискуссиях о предельных основах бытия: если спросить у ученого, существуют ли такие основы, ему лучше ответить: «Не знаю и не могу знать». Точку зрения агностицизма в XVIII веке выражали Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант. 9.Мировоззрение – 1. Система общих утверждений, суждений, убеждений, с помощью которых человек объясняет природу действительного мира, достигает понимания смысла своего существования, старается понять себя и других, устанавливает смысл и цель своей жизни и своей активности (деятельности). Целостное мировоззрение включает в себя три основные части: а) утверждения, касающиеся природы действительного мира (или картина мира); б) взгляды, касающиеся человека, его места в мире и обществе, целей и смысла его жизни; в) система ценностей, оценок и нравственных норм, определяющих сферу человеческого долга и обязанностей. Первые два элемента мировоззрения имеют характер описательный и выясняющий, а третий - оценивающий и нормативный. Каждое мировоззрение исполняет следующие функции: а) познавательную; б) регулятивную (практическую). Мировоззрение - это источник знания о мире и обществе и главная опора для практических начинаний человека: определяет направление, динамику и характер его активности. Мировоззрение различных людей отличается степенью кристаллизации и внутренней когеренции. С этой точки зрения различают мировоззрение обыденное, религиозное, научное и философское. Критерием этого различения является содержание взглядов, знаний и убеждений. Можно говорить, например, о материалистическом, идеалистическом, теоцентристском и антропоцентристском мировоззрении. 2. Мировоззрение можно определить как систему взглядов человека на мир, на законы и закономерности его существования и развития, на закономерности, возможности и границы познания, на место человека в этом мире; на наиболее общие законы развития природы, общества и отражающего их сознания. В структуре мировоззрения выделяются следующие составные элементы: а) знание, б) миропонимание, в) мироощущение, г) эстетические, этические, а также религиозные ценности, д) идеалы, нормы, программы поведения и деятельности.
Мифология (греч. слово, язык, легенда + 1о§оа - наука) - 1. Совокупность мифов какого-либо народа. 2. Наука, занимающаяся исследованием мифов. Когда-то от мифологии, которая является описательной наукой, отличалось мифоведение, пытавшееся через дешифровку символики мифов достичь общих выводов о человеческой натуре. 3. Исторический тип мировоззрения наряду с религией и философией. Мифология отражает фантастические представления людей о мире, природе, человеческом бытии. Это вид синкретического знания, в котором не различают действительные и фантастические представления людей; природе приписываются многие черты, которые присущи человеку. Наиболее известны мифы Древней Греции и Древней Индии. 11. Религия (лат. ге1шю - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, той или иной разновидности сверхъестественного.
Философия (гр. Шеш - любить + зорЫа - мудрость, букв, любовь к мудрости) - наука об общих (всеобщих) законах природы, общества и познающего их сознания. Это форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения (наряду с мифологией (см. Мифология) и религией (см. Религия)), система взглядов на мир и на место в нем человека, на возможности и границы познания мира, а также наука об аксиологическом (ценностном, этическом и эстетическом) отношении человека к миру; о закономерностях существования и преобразования действительного мира, включая его общественно-политическую сферу. Философия имеет сложную структуру, включает в себя онтологию (см. Онтология), гносеологию (см. Гносеология), методологию (см. Методология), логику (см. Логика), антропологию (см. Антропология), социологию (см. Социология), праксеологию (см. Праксеология), футурологию (см. Футурология), аксиологию (см. Аксиология). Европейская философия возникла в УН-У1 вв. до н. э. в Древней Греции. Философия Древнего Востока (Древнего Китая и Древней Индии) возникла в УШ-УИ вв. до н. э. Предмет философии исторически изменчив; в философии различают школы, направления, доктрины, методы, исторические типы. 13. Бытие философская категория, обозначающая объективное, не зависящее от сознания человека и человечества существование действительного мира, материи, природы, процесса материальной жизни человека в обществе. В древнегреческой философии понятие бытие тождественно настоящему времени, т.е. означает «то, что есть». Синонимом его можно считать слово «существовать». Самое первое и наиболее известное определение термина «бытие» принадлежит Пармениду "бытие есть то, что есть, что неизменно, и не может перестать быть, существовать» (в отличие от небытия, которого нет) К такой дефиниции бытия были близки Платон, Августин, Авиценна. У Аристотеля понятие бытия близко к понятию субстанции, а у Фомы Аквинского бытие - это то, что идентично самому себе. Бытие — это ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение бытия в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле бытия вообще, в целом. Представление о бытии как о сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин мира. Определение бытия как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе бытия многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь: об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно – исторических или об индивидуально – личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования.
Материя (лат. шатена) - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин). Материя - это субстрат (основа) всех существующих в мире вещей, свойств, связей и форм движения, бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Марксизм исходит из признания материального единства мира, первичности материи по отношению к сознанию. Материя несо- творима и неуничтожима, вечна, внутренне противоречива, есть единство непрерывного (континуального) и прерывного (дискретного). Атрибутами материи являются движение, пространство и время. Она обладает свойством структурности, т.е. является внутренне расчлененной целостностью, обладающей структурными уровнями: микроэлементарным, ядер- ным, атомным, молекулярным, макроскопическим, геологическим, планетарным, галактическим и сверхгалактическим. Существуют живая, неживая и социально организованная материя. Структурность материи проявляется в наличии микро-, макро- и мегамира, которые характеризуются специфическими закономерностями. Движение — понятие, охватывающее в своем содержании все типы изменений и взаимодействий. В историко- философской традиции - с самых ее истоков - можно выделить альтернативные трактовки движения: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю). В рамках материализма движение было понято как способ существования материи (Дж. Толанд, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Энгельс). В философии Г. Лейбница и Г. Гегеля были высказаны взгляды на движение не как на механическое перемещение, но как на качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Движение, предполагающее качественную тран- формацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно, упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой. В рамках современной науки движение понимается в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности).
Пространство - всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах. Это форма координации сосуществующих материальных объектов, выражающая их величину (длина, ширина, высота), их взаимное расположение и взаимную координацию по отношению друг к другу. Свойства пространства: трехмерность, однородность, изотропность (равноправие во всех направлениях), обратимость. Время - всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире. Различают две концепции времени: а) субстанциальную, в которой время понимается как самостоятельная субстанция, независимая ни от материи, ни от движения, ни от пространства. В этой концепции время абсолютно, течет равномерно во всех системах отсчета; б )релятивную - в которой время рассматривается во взаимосвязи с материей, движением, пространством, обладает свойствами необратимости, единства прерывного и непрерывного и т.п. Время - это форма координации сменяющих друг друга материальных объектов, представляющая темп, скорость, ритм этих изменений. Это мера существования и изменения вещей, явлений, событий и процессов. Иногда время считают количественной, линейной характеристикой бытия. Время можно количественно измерить при помощи принятой конвенции (соглашения) единиц измерения. Можно понимать время как: а) момент, мгновение, точка времени, минута; б) как отрезок, этап в развитии; в) как продолжение; г) как единство всех отрезков времени, моментов, минут и пр. Субстанция (лат. зиЬзТаппа - сущность) - объективная реальность, материя в единстве всех форм ее движения, нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Понятие в философии неоднозначное. В древнегреческой философии этот термин близок к понятию «ипостась» и использовался Платоном и Аристотелем для обозначения того, что является основной чего-то другого, т.е. тем, что составляет основу чего-то. У Аристотеля - это субстрат всех вещей, который является носителем (субъектом) всех присущих реальных свойств и в этом смысле тождественный материи. Аристотель считал, что субстанцией является каждая конкретная пещь, а ее составляющими являются материя и форма. В стоицизме под субстанцией понималась материя всех вещей (не обладающая никакими качественными характеристиками и лишенная всякого реального содержания). Фома Аквинский понимал под субстанцией вещь, которая существует не в чем-то, а только в себе. В философии ХУП-ХУШ вв. субстанция определялась как самостоятельное бытие; шел спор между монизмом (см. Монизм), дуализмом (см. Дуализм) и плюрализмом (см. Плюрализм), касающийся природы и видов субстанций. И. Кант относил это понятие к врожденным понятиям человеческого познания. Сенсуализм Чувство, смысл, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственная форма познания (ощущения, восприятия, представления или воспроизведения) - основа и главная форма достоверного, истинного познания. Противостоит рационализму. Основной тезис: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах». Различают сенсуализм материалистический (П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро. Л. Фейербах) и идеалистический (Дж. Беркли, Д. Юм). Сенсуализм оказал заметное влияние на возникновение и развитие эмпириокритицизма и позитивизма. Различают: а) сенсуализм умеренный - утверждающий, что все понятия и суждения появляются на базе чувственных ощущений (например, 1аЬи1а газа - теория чистой доски); б) сенсуализм радикальный - утверждающий, что всякое знание не только выводится из чувств, восприятий, но и является необходимым и достаточным условием познания (Э. Кондильяк). Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания; философское учение, утверждающее, что все знание приобретается из опыта. Различают эмпиризм идеалистический и материалистический. Идеалистический эмпиризм (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, логический эмпиризм) ограничивает опыт совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты XVIII века) признает источником чувственного опыта объективно существующий внешний мир. Ограниченность эмпиризма - в абсолютизации опыта, чувств и недооценке рационального познания. Рационализм (лат. тайо - разум, рассудок) - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума; идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человека как активного, свободного и равноправного индивида, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Онтология (греч. оп(о8 - сущее + 1о§оз - учение) - учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах. Это совокупность всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей, их познанию и мышлению. В марксистской философии была разработана идея единства онтологии, теории познания и логики. Гносеология (греч. §по815 - знание, познание + к>§08 - слово, закон) - наука о знании, или теория познания. Раздел философии о возможностях, способах и границах познания действительного мира, о ступенях и формах познания, условиях и критериях его достоверности и истинности, о роли практики в познании. Задачами гносеологии являются: анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания; соотношения знаний и реальности; проблем истины, познания и практической деятельности людей. Антропология (греч. атЬгороз - человек, Ь§08 - слово, закон) - наука и раздел философии о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. В XX веке значительное внимание уделяется изучению физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на строение и развитие человеческого организма. Аксиология (греч. аккюз - ценность, достойный + Ь§08 - учение) - философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности, общая теория ценностей и оценок. Методология - 1. Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в некоторой области. 2. Методология науки - учение о принципах построения, уровнях, формах и способах научного познания. Ее задачами являются: а) разработка общей модели научных процедур; б) определение общих черт, характеризующих науку; в) рассмотрение процесса создания и преобразования научных теорий. Общая методология наук проводит анализ и оценку методов и технологий познания, общих для всех наук (например, определения, выводимости, классификации и пр.). 3. Специальная методология науки - наука, исследующая специфику научных дисциплин и анализирующая конкретную научно-исследовательскую деятельность, адаптированную именно к этим наукам. Логика (греч. 1о§1кё, 1о§1ко8 - опирающийся на разуме) - наука о правилах и законах мышления, приводящих к истинному знанию; наука, анализирующая язык и научно-исследовательскую деятельность (понимание, определение, классификацию, выводимость и т.п.). В структуре логики выделяют три части - логику формальную, семиотику (логическую теорию языка) и методологию науки. Начала логики были сформулированы в споре софистов с Сократом. Софисты, обучая риторике, пропагандировали эристику (см. Эристика). Сократ, обучая других, сосредоточил свой метод на точности и дефинициях понятий. Дальнейшее развитие древнегреческой логики связано с исследованиями Платона, Аристотеля. Последний создал логику как самостоятельную науку, сформулировав свод логических правил, названных «Органоном». Термин логика был введен стоиками. В ее развитие внесли вклад Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль. С конца XIX века наблюдается тесная связь логики и математики (Б. Рассел и др.). Диалектика - философская концепция развития, существующая и как теория, и как метод. В античности: искусство вести беседу Спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин диалектика впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно- всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной диалектики встречаются в учении Платона, трактовавшего бытие как активно самопротиворечивую координированную раздельность. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме, диалектически трактовавшем основные иерархии бытия. В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Особое место диалектика занимает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии, так как именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектики явилась идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Именно диалектический метод позволил Г. Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. В философии XX века диалектика была подвергнута достаточно жесткой критике за ее притязания на универсальную всеохватность и избыточную абстрактность. Так, в современной философии постмодернизма диалектика оценивается как доминировавший в философии неклассического типа стиль мышления, - соответственно этому в новых условиях, согласно постмодернистской позиции, нельзя заставить философию «говорить на языке диалектики» (м. Фуко). По оценке М. Фуко, постклассической философии ещё только «предстоит найти язык», столь же адекватный для «нового опыта», сколь адекватным был язык диалектики для «опята противоречия». Метафизика (греч. «Мет и ^1ка» - «после физики») - 1. Философское учение о сверхчувственных, недоступных человеческому опыту принципах бытия. Термин в неклассической философии часто употребляется как синоним философии или онтологии, т.е. учения о бытии. 2. Метод философии, противоположный диалектическому, рассматривающий мир как нечто раз и навсегда данное, неизменное; явления в этом мире существуют изолированно, вне связи друг с другом. Метафизика отрицает внутренние противоречия как источник развития. Развитие если и признается метафизикой, то рассматривается как простое увеличение или уменьшение, как повторение, а источником такого развития признается первотолчок извне. Эклектика - 1 Метод философствования, основанный на попытке соединить воедино разнородные, часто взаимоисключающие друг друга, принципы, взгляды, теории, концепции разных философских школ и направлений. 2. В искусстве и архитектуре: сочетание различных стилевых элементов и произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, смешение различных стилей моды в одежде и т.п. Софистика (греч. яорЫз^е -уловка, выдумка, головоломка) - учение древнегреческих философов У-1У вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий и др.); рассуждение, основанное на преднамеренном искажении законов логики, на использовании софизмов (см. Софизм). Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе. Догматизм (греч. <1о§ша - мнение, учение, постановление) - термин, введенный древнегреческими философа- ми-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, И. Кант считал догматизмом всякое познание, не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Г. Гегель рассматривал догматизм как метафизическое рассудочное мышление. Догматизм понимают также как одностороннее, схематическое мышление, которое оперирует не вызывающими сомнений истинами; или как способ философствования, в котором обнаруживается непонимание диалектики абсолютной и относительной истины: считается, что, если истина есть, то она абсолютна. Догматизм противопоставляется, в частном случае, эклектизму, а в более широком смысле - диалектике. Сейчас догматизм чаще всего понимается как разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету. 33. Единичное, общее, особенное и всеобщее - категории диалектики, отражающие объективные связи мира и характеризующие его познание. Единичное - категория, отражающая уникальность некоторых предметов, процессов, явлений, их качественную и количественную неповторимость. Общее - категория, обозначающая совпадающие, тождественные у предметов, процессов, явлений свойства, силы и тенденции, которые присущи как предметам, процессам, явлениям, принадлежащим к одному классу, так и предметам, процессам, явлениям, принадлежащим к различным классам. Единичное и общее не существуют сами по себе, а только в единстве, во взаимосвязи, выступают как стороны отдельного. Отражением этого единства является категория особенное - это то, что выступает общим по отношению к единичному и единичным по отношению к общему. Всеобщее - это категория, обозначающая присущие всем предметам, процессам, явлениям характеристики, связи и отношения (объективность, движение, пространство, время). С помощью всеобщего нельзя отличить один процесс, предмет, явление от другого. Формой существования всеобщего является единичное. Названные категории находятся в диалектическом единстве и взаимосвязи. Причина и следствие - философские категории, отражающие всеобщие и объективные связи, существующие в действительном мире. Причина - это категория, обозначающая некоторый предмет, процесс, явления, которые, воздействуя на другие предметы, процессы явления, порождают в них изменения. Следствие - категория, отражающая изменения в предметах, процессах, явлениях, обусловленные действием причины. Причину необходимо отличать от условий и повода. Условие — это совокупность связей рассматриваемого объекта с другими объектами. Лишь часть этих связей носит причинно-следственный характер. Повод - это то, что ускоряет наступление какого-либо следствия, но не порождает его, т.е. не является причиной. Эти категории имеют важное методологическое значение: по следствиям можно установить причину, а познав причину, можно более глубоко понять следствие. Диалектика причины и следствия характеризуется многоаспектными взаимодействиями. 35. Необходимость и случайность - философские категории, выражающие объективные связи материального мира. Необходимость - это то, что соответствует законам развития, определяется внутренней структурой и закономерностями и что обязательно должно наступить. Случайность - тип связи, определяемый внешними связями данного явления, а также то, что может наступить, а может и не наступить. Взаимосвязь необходимости и случайности имеет диалектический характер: в мире не существует ни чистых необходимостей, ни чистых случайностей; то, что может быть необходимым в одних условиях, в одной связи, может быть случайным в других условиях и связях. Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей, случайности как бы «окрашивают» необходимость. Необходимые связи могут становиться со временем случайными и наоборот. Диалектическая связь необходимости и случайности выражается с помощью категории вероятность (см. Вероятность). 36. Возможность и действительность - философские категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность - это философская категория, обозначающая совокупность предметов, явлений, процессов, которые еще не стали наличным бытием, но предпосылки их возникновения уже имеются в действительности. Возможность - объективная тенденция развития предмета, это то, что не противоречит законам природы и общества и что может превратиться в действительность (т.е. реализоваться). Действительность в широком смысле - это весь окружающий мир; в узком смысле - это осуществленная, реализованная возможность, которая порождает новые возможности. Между возможностью и действительностью существует диалектическая взаимосвязь. Различают реальную, абстрактную, формальную, обратимую и необратимую возможности. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно; в обществе связано с сознательной деятельностью людей, с так называемым субъективным фактором. Содержание и форма - философские категории. Содержание - определяющая сторона целого (см. Целое), совокупность его частей, а также внутренних и внешних связей между ними. Форма - способ существования и выражения содержания, характеризуемая, прежде всего, совокупностью внутренних и внешних связей частей целого. Между содержанием и формой существует диалектическое единство, в ходе которого между ними возникает противоречие (т.к. содержание отличается изменчивостью, а форма устойчивостью), которое разрешается «сбрасыванием» старой формы и «переделкой» содержания - возникновением новой формы. Содержание и форма отражают объективные закономерности внешнего мира, его познания и преобразования. Отражение содержания и формы сознанием человека приводит к тому, что эти категории приобретают логические функции в качестве форм мышления (понятия, содержания, умозаключения). Взаимодействия содержания и формы весьма многообразны. Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие объективные характеристики действительности. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений, это необходимое и устойчивое в содержании и форме предмета. Явление - это форма обнаружения сущности. Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: сущность всегда является, а явление - существенно, оно дает нам знание о сущности. Они тождественны и нетождественны одновременно. Нетождественность может перерасти в противоположность между сущностью и явлением - в кажимость, видимость. Например, кажется, что Солнце вращается вокруг Земли, но сущность как раз противоположна кажимости. Сущность и явление имеют важное значение в познании. Диалектика сущности и явления проявляется в многообразных связях. Категории «сущность» и «закон» - понятия однопорядковые. Закон - объективная связь между предметами, процессами, явлениями, которая является необходимой, существенной, устойчивой, повторяющейся, общей. Различают законы количественные и качественные; структурные и функциональные; динамические и статистические; а также частные, общие и всеобщие. Законы могут квалифицироваться также по формам движения: законы механики, физики, химии, биологии, социальной жизни. Связь законов структурных и функциональных - это характеристика предметов, процессов, явлений с точки зрения их устойчивости как уже ставших и относительно стабильных образований, а также с точки зрения их развития, и эта связь вытекает из единства структурнофункциональных методов исследования. Динамические законы - это законы, управляющие поведением индивидуального объекта и позволяющие установить однозначную связь его состояний (например, законы механики). Эти законы позволяют однозначно предсказать на основе известного исходного состояния объекта все его будущие состояния. Статистические законы - это законы, управляющие поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющие делать лишь веро- ся как форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п. Категория (греч. ка1е§опа - признак, высказывание, заключение) - в философии - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношении явлений действительности (онтология) и познания (гносеология). Категории - это результат обобщения исторического развития познания и человеческой практики, Исторически первой системой категорий является система Аристотеля, в которую он включил: субстанцию, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание, У И. Канта категории - это чистые понятия интеллекта, врожденные понятия, относящиеся к наблюдаемым предметам, процессам, т.е. к феноменам. И. Кант классифицировал категории, разделив 12 категорий на четыре класса. По мнению И. Канта, с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность, располагает «по полочкам» хаос первоначальных ощущений и благодаря категориям возможна упорядоченная мыслительная деятельность. Ощущение - форма чувственного познания, при которой человек отражает отдельные свойства познаваемого объекта. Имеется множество определений этого понятия, среди них: ощущение - это субъективный образ объективного мира; ощущение - это превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Человеческие ощущение имеют границы: мы видим только то, что находится в границах определенной длины волн, но не видим инфра- и ультрасветовые волны, также не слышим инфра- и ультразвуковые волны и пр. Однако человек познаёт мир не только с помощью органов чувств, но и с помощью разума. Восприятие - одна из форм чувственного познания, сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку и окружающем мире. Включает в себя обнаружение объекта; различение отдельных признаков в объекте; выделение в нем информационного содержания; адекватной цели действия; формирование целостного образа. Это форма чувственного познания, представляющая собой целостный образ предмета, полученный в результате воздействия этого предмета на разные органы чувств человека. Представление - форма чувственного познания, мысленное воспроизведение предмета, который в настоящее время не воздействует на человека, но когда-то воздействовал; в формировании представлений участвуют память, внимание, воображение, фантазия. Понятие - 1. В философии: форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов, процессов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего посредством отвлечения от некоторых особенностей отдельных предметов, процессов, явлений. 2. В логике: мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и специфичным для них
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|