Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интраактивные процессы в тренинге




Интраактивные процессы самоанализа, рефлексии, самовосприятия личности осуществляются в тренинге пятью основными способами:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. При этом функционирует так называемый механизм «обратной связи», когда человек узнает, что о нем думают другие люди.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Человек сам может оценивать то, что сделал. Это механизм само­оценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Человек в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуж­дать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мыс­ли.

В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы – проникновение в свое «Я», получение опыта по­нимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлено именно на решение этой задачи – понять себя, свое Я.

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего об­лика. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, совершенствовать себя и свои возможности.

При разборе делается акцент на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научить­ся в будущем, подчеркивается успешность совместной работы группы. Постоянная, систематичес­кая обратная связь даёт максимальный развивающий эффект.

Применение технических средств в тренинговых технологиях

Фонограммы применяются для воспроизведения музыкального сопровождения тренинга. С фонограммы могут подаваться в форме разговорной речи условия, правила тренинга, подаваться различные команды и сигналы.

Видеосъёмка. Примене­ние видеосъёмки значительно повышает результативность групповой работы.

Видео­запись – эффективный инструмент для тренировки умений общения; видеозапись может просматриваться группой, после че­го проводится анализ происхо­дящего. Этот процесс организо­вывается в различных формах:

1) просмотр с детальными комментариями ведущего и его ответами на вопросы участни­ков тренинга;

2) просмотр с обсуждением всей группой при участии и резюмировании ведущего;

3) просмотр с обсуждением всей группой без вмешательства ведущего;

4) просмотр с комментариями и анализом только участников группы, снятых в этом упражнении;

5) просмотр без вербализованного общего анализа (внутренний самоанализ).

Применение цифровых видеокамер для тренингов. Переход на компьютерную видеосъемку значительно расширяет возможности видеотренинга. Остановка кадра, разнообразные переходы, повторения, увеличение изображения позволяют детально просматривать и анализировать все нюансы событий.

Компьютер. С помощью компьютера может проводиться весь тренинг. Сценарий компьютерного тренинга включает постоянный индивидуальный интерактивный обмен информацией между участником и руководителем, между всеми участниками, автоматическое слежение за результатами и т.п. Возможно также использование базы данных компьютерной сети и Internet.

Формы тренинговых процедур

Игры, игровые ситуации

Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими иг­рами. Их объединяют не только формы (инструкции ведущего, правила, соревновательный ха­рактер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и глубин­ный духовный смысл творчес­кого проживания, порождаю­щего новый опыт.

Для большинства тренингов основное действие – это игра, позволяющая ребенку, подростку быть самим собой, воз­вышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Они позволяют увидеть участников группы в поведенческом аспекте.

Игра создаёт новую мо­дель мира (миф), принимаемую её участниками. В рамках этой мо­дели задаётся новая вообража­емая ситуация, изменяются се­мантические смыслы предме­тов и действий, время «спрессо­вывается», до краёв наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.

Игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сбе­регающих устойчивость бытия, и школа социализации, готов­ности к непредсказуемости жизни. Именно эта игровая особенность позволяет ребёнку найти способ объединения эмо­ционального и рационального компонентов Я, примирить тен­денцию Я к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следо­вать социальным ограничениям.

Сильным психологическим воздействием обладает своеобразный игровой элемент – ритуал, то есть установлен­ный традицией порядок опреде­лённых действий, играющий роль «магической» (т.е. способной осуществить смену определённых установок) знаковой системы. Для этого ритуал должен соответ­ствовать той мифологии, кото­рую принимает данный кон­кретный человек (группа).

Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в ко­торой одни предметы или дей­ствия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

В игре включаются механизмы психологической защиты – за­мещение, вытеснение, субли­мация. Динамика замещения в игре развёртывается в пространстве, подле­жащем контролю и экспери­ментированию.

Групповая дискуссия

Дискуссия – основной психокоррекционный метод развития коммуникативных навыков.

Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии: с био­графической ориентацией, в которых происходит анализ трудностей личной жизни каждого участника; тематические дискуссии, в них разбираются темы, актуальные для всех членов (например, «Кон­фликты с детьми», «Родители и педагоги»); дискуссии с ориентаци­ей на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаи­модействия участников (отношения, взаимные реакции).

Целью групповой дискуссии является коллективное решение проблем организации деятельности и общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...