Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Барух (Бенедикт, Венедикт) Спиноза (1632-1677).




Сократ (470-399 гг. до н.э.)

Именно особенности личности Сократа обусловили успех его учения и учения его учеников, в первую очередь Платона.

Личность Сократа. Сократ родился в семье каменотеса и повитухи. Получил хорошее образование, интересовался натурфилософий, но вскоре отказался от нее, т.к. она не могла объяснить вопросы о причинах поведения человека – вопросы, которые интересовали Сократа всю жизнь. Сократ создал свою философию, непохожую ни на чью другую, ни по методологии, ни по методу.

Методология. Цель философии Сократа – сделать людей лучше, но такую же цель преследовали и софисты, с которыми он спорил. Софисты (Горгий, Протагор и др.): людей можно сделать лучше, если обучить их определенным практическим социальным навыкам; это – умение управлять своим домом, умение жульничать, мнемотехники, ораторское искусство и т.д. Сократ: прежде чем сделать человека лучше, надо понять, что есть человек. Девиз Сократа: «Познай самого себя». Нет относительного понимания, что есть добро и что есть зло; есть абсолютное знание этого! И это знание дано изначально, и цель – сделать человека лучше – может быть реализована только посредством поиска в себе самом этого знания. Средством этого служит метод, введенный Сократом.

Метод Сократа, сократическая беседа.

Сократ называл свой метод повивальным искусством – майевтикой – это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов. В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых собеседника (ученика) подводят к определенному знанию. Сократ никогда не предъявлял собеседнику знания в конечной форме, считая, что самое главное – привести человека к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие гипотезы, он в беседе показывал, как неправильное допущение рождает противоречие и, следовательно, необходимость выдвинуть другую гипотезу, приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих собеседников, - всеобщее, абсолютное находится в уме и только из него должно выводиться. Отсюда название метода – майевтика: сам Сократ говорил о себе, что он - «акушер мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.

Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, т.к. перед учеником ставили определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а потом помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающей выстроить алгоритм решения данной проблемы.

 

7. Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики).

Аристотель

Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие – беспрепятственной протекание, неудовольствие – их нарушение.

Чувства тесно связаны с деятельностью. «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит – и самой жизни» Чувства могут быть осознаны разумом и потому необязательно сказываются на поведении. В отличие от чувств аффекты - наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций – мало поддаются рациональному осмыслению.

Аффект всегда приводит к спонтанному поведению или к изменению ранее планировавшегося действия.

Аффекты: влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость – все то, что сопровождается удовольствием или страданием.

Аффект – это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняются прежние решения.

Аффект сопровождается телесными изменениями. Решающий компонент аффекта – представление. Важна соразмеренность аффекта его причине, соотношение с ситуацией. Аффекты сами по себе не являются ни добродетелью, ни пороком.

Каждый поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Если эта реакция является избыточной или недостаточной, то люди поступают дурно. Правильный способ реагирования надо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитал, выработал.

Подавление аффектов нежелательно с точки зрения нравственности, ведь без них невозможно будет наслаждение искусством, героизм.

Составная часть учения об аффектах – понятие катарсиса, т.е. очищение аффектов.

С аффектами надо бороться, это необходимо для обретения свободы и разумности поведения. Аффект нельзя победить, но его можно предупредить, очиститься от аффекта, от накопившегося эмоционального напряжения. Это можно сделать с помощью катарсиса. Это понятие заимствованно у Гиппократа. Применительно к аффектам катарсис – эмоционально окрашенное эстетическое переживание под влиянием искусства.

Стоики

Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Ее основатель – Зенон-стоик (не путать с Зеноном-софистом). Стоики верили в могущество разума, считали, что человек не достигает счастья, т.к. не знает, в чем оно состоит. Если раньше существовал образ гармоничной личности, в которой объединены разумное и чувственное, то у стоиков отношение к аффектам резко изменилось. Они видели в них «порчу разума», т.к. они возникали в результате «неправильной» деятельности ума. От аффектов надо лечить, как от болезней. Только разум, полностью свободный от любых эмоциональных потрясений (+ или -), может правильно руководить поведением, что позволит человеку сохранить внутреннюю свободу, выполнить свой долг.

Аффекты – противоразумные непроизвольные движения души. Основные аффекты:

  • Печаль – неразумные впечатления от наличного зла.
  • Страх – неразумное ожидание зла.
  • Желание – неразумное стремление к тому, что кажется благом.
  • Удовлетворение – неразумное возбуждение от наличного блага.

Всего порядка 26 аффектов – выриации четырех основных.

Аффект – это процесс: телесные изменения ® +мнения® суждения ® аффект.

Стоики разработали теорию аффектов и методы борьбы с ними. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями. Первая стадия аффекта – соматические нарушения ® психологические ® мысль «что-то случилось» ® желание реагировать.

При борьбе с аффектом большую роль играют телесные выражения, движения.

Основа формировавния нравственной личности:

ü Нельзя давать аффекту проявиться внешне, это усилит его.

ü Нельзя усиливать аффект воображением.

ü Нельзя одобрять поведение, связанное с аффектом, особенно в детстве.

 

8. Представления Аристотеля о душе. Способности души.

Краткая биографическая справка. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Македонии в семье потомственных медиков. Получил медицинское образование, учился у Платона, был наставником Александра Македонского, основал в Афинах школу Ликей (Лицей), которая просуществовала до Ш в. Преподавание строил по аналогии с платоновской системой, но делал акцент на естественно-научный подход.

Труды: «Органон», «О душе», «Никомахова этика» и др.

Трактат «О душе» - первое систематическое исследование по проблеме души, включающее обзор мнений о душе предшественников и их критический анализ. Вся природа – совокупность форм, связанных с материей. Аристотель допускает существование форм без материи – это нематериальный энергийный ум, верховный разум, нус, форма форм. Он участвует в процессе передачи жизненного опыта.

Душа.

Душа – «сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью и обладающего органами». Сущность как форма – энтелехия. Душа как форма тела есть суть тела, причина и цель всех его действий – энтелехия.

 

Энтелехия

Как знание Как деятельность созерцания

 

Душа – форма живого органического тела. Пример-аналогия: душа глаза – зрение; глаз, лишенный зрения, является глазом только по названию, как и нарисованный глаз. Душа делает тело живым, без нее оно было бы трупом. В душе причина всех проявлений живого тела: рост, дыхание, чувствование, мышление и пр.

Типология (идея генезиса):

Душа более высокого уровня развития обладает способностями души более низкого уровня развития. Растительной душой обладают все живые существа, растительной и животной душой обладают животные и человек, разумной душой обладает только человек.

Растительная душа Способность расти (размножаться) и питаться
Животная душа + способность ощущения, движения, стремления, памяти
Разумная душа + способность размышления

Разумная душа идеальна, отделима от тела, сущность ее божественна, после смерти тела она возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Душа и тело.

Душа под воздействие внешней причины заставляет тело осуществлять какую-либо деятельность, в ней заложен источник активности живого тела. Тело и все органы находятся на службе у души.

Душа неразрывно связана с телом. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями.

Душа бестелесна, ее носителем является специальное органическое вещество – пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Сердце – орган души. Мозг служит для охлаждения крови до оптимальной температуры.

Два начала единой души:

- душа как энтелехия тела, уничтожающаяся при его разрушении.

- душа как проявления божественной сущности, приходящей в тело и уходящей из него в момент смерти.

Отмечал трудности познания души.

Способности души:

ü Растительная – первая и самая общая способность души. Благодаря ей жизнь присуща всем живым существам. Функции: воспроизведение и питание.

ü познавательные

ü движущиеся

ü чувства и аффекты

ü общий склад души (характер)
Учение о характере развил ученик Аристотеля Феофраст. Характер рассматривается как нечто целостное, но статическое и показывается только во внешних проявлениях, без психологического анализа. Характер может меняться в зависимости от возраста (юноша, зрелый человек и старик могут обладать разными характерами) и социального положения. Феофраст выделил 30 типов характера: ирония, лесть, угодливость и пр.

 

 

9. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.

Ощущение

Начало познания лежит в ощущении. Ощущение вызывается воздействием извне, является страдательным состоянием. Процесс ощущения – это процесс уподобления воспринимаемому объекту. Оно осуществляется с помощью 5 органов чувств. Орган чувств может отражать воздействие потому, что обладает ощущающей способностью в возможности. В акте ощущения эта возможность превращается в действительность.

Кроме пяти ощущений выделяет общее чувство, которое отвечает за:

ü Восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число)

ü Сознание того, что мы имеем ощущение

ü Восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета.

Органом общего чувства является сама душа.

Память

Память отвечает за сохранение и воспроизведение результатов ощущения. Виды памяти:

  1. низшая – сохранение полученных ощущений в виде представлений как копий предметов; ею обладают животные.
  2. память в собственном смысле – к образу присоединяется временная характеристика; ею обладают животные, обладающие способностью восприятия времени.
  3. высшая память – процесс воспоминания, в котором участвует суждение; есть только у человека.

Воспоминание – активный поиск прошлого, происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту и пр.) настоящего с искомым прошлым. Из воспоминаний складывается опыт, а из него берут начало наука и искусство.

Воображение

Воображение – процесс образования представлений. Представление – энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. Без воображения невозможно составление мнений. Воображение – такое движение, которое не может быть без ощущения и не может быть у тех, кто не ощущает. Животным оно заменяет мышление. На основе идеи воображения Аристотель развил материалистическое учение о сновидениях. Воображение – основа, фундамент мышления.

Мышление

Мышление – составление суждений, мнений, протекающее в понятиях. Орган мышления – разумная душа. Нус (всеобщий разум) служит хранилищем разумной части души после смерти. При рождении ребенка часть этого разума образует новую разумную душу и вселяется в тело новорожденного, где уже есть растительная и животная части души. Таким образом ребенку передается то знание, которое хранится в нусе к моменту рождения этого ребенка. Нус – вечно изменяющаяся культура, в которое каждое поколение людей добавляет что-то новое, поскольку после смерти разумная часть души возвращается в нус вместе со знаниями, которые получил умерший человек за свою жизнь.

Классификация видов мышления.

  1. низшее мышление – мнение или предположение. Не содержит категорического утверждения о чем-то, ничего не исследует.
  2. высшее мышление – всегда содержит в себе необходимость (открытие последнего основания истины)
    1. рассуждающее (логическое, дискурсивное) – умение делать заключение из имеющихся посылок
    2. интуитивное – умение находить посылки (основания)
    3. мудрость

В зависимости от того, на что направлено мышление выделяет:

ü теоретический разум – познает сущее как оно есть. Это наука. Предмет – необходимое и всеобщее. Задача – создание истины о вещах.

ü Практический ум – направлен на деятельность. Направлен на познание норм и принципов действия, средств осуществления. Касается только частного. Обусловливает принятие решений в конкретных условиях.

Движение

Движущие силы души – стремление и ум (в плане воображения). Ум побуждает к движению через размышление о цели. Стремление – то, что возникает на основе чувств, они направлены на настоящее и тоже имеют цель. Стремление+разум=намерение, нацеленное на будущее.

Таким образом, движет предмет стремления и через него движет размышление, направленное на деятельность.

Животное обладает способностью стремления, поэтому оно может само себя приводить в движение. Без воображения оно не может быть способным к стремлению. А всякое воображение связано с разумом или с чувственным восприятием.

 

10. Учение Аристотеля о действии и поступке. Практическое назначение этого учения.

Учение о поступке раскрывается Аристотелем в «Никомаховой этике».

Поступки
Произвольные Непроизвольные
Хвалят или осуждают Сочувствуют или жалеют

Непроизвольные поступки. Совершаются подневольно или по неведению. Непроизвольные:

  • Подневольный – тот поступок, источник которого находится во вне, а действующее или страдательное лицо не является пособником.
  • Смешанные поступки – совершаются из страха или ради чего-то нравственно прекрасного. Пр.: тиран требует совершить что-то постыдное, угрожая смертью семьи.
  • Поступки по неведению – человек, совершающий этот поступок не знает его целей и условий, а узнав раскаивается. Пр.: совершаются в пьяном виде или в гневе (действия под влиянием аффекта).

Произвольные поступки – причина лежит в самом деятеле, причем он знает частные обстоятельства, при которых поступок имеет место. Виды произвольных поступков:

o По привычке.

o На основе чувственных стремлений.

o На основе разумного стремления.

Делиберация – процесс борьбы мотивов, результат: разумное намерение или стремление.

Сознательный выбор – способность принимать решение о стремлении к зависящему от нас. Понятие произвольного шире, чем понятие выбор, выбор обращен на то, что зависит от нас. Сознательный выбор ~ преднамеренность. Выбор несвойственен ничему, что рассуждает (дети, животные). Сознательный выбор – «нечто, избранное перед другими вещами».

Произвольные действия являются свободными и ответственными; принятие решений связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей. Предмет решения – то, о чём его принимает разумный человек. Мы принимаем решения только о том, что зависит от нас и осуществляется в поступках. Решение касается не цели, а средств к цели. Предмет решения (= предмет выбора) заранее строго определение.

Практическое значение:

  1. Воспитание.
  2. Составление законодательства и вынесения приговоров, в соответствии с ним.

11. Психологические взгляды Эпикура. Их развитие в поэме Лукреция «О природе вещей».

Эпикур (341-270 гг. до н.э.).

Краткая биографическая справка. Родился и вырос на острове Самос. Отец зарабатывал, читая лекции (от чего любовь Эпикура к наукам, которыми он занимался с 14 лет), а мать – изгоняя духов (от чего ненависть к идеализмуJ). В 18 лет приезжает в Афины, где учится в платоновской академии. Путешествует по Малой Азии, преподает. В 36 лет (т.е. в 306 году) окончательно поселяется в Афинах, где покупает дом с садиком, и основывает в нём собственную школу – «Сад» («Сад Эпикура»), на воротах которой – надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь удовольствие – высшее благо». Школа Эпикура отличалась от учебных заведений Платона и Аристотеля немногочисленностью, и своеобразными отношениями между преподавателями и учениками.J Это были отношения друзей и соратников, сплоченных общими идеями и чаяниями, а не учеников и наставников! Недаром сам Эпикур считал, что наибольшим благом в жизни является дружба и духовное общение.

Материализм Эпикура. Эпикур стремился модернизировать учение Демокрита. Направления модернизации:

1) С позиции атомистической теории можно проанализировать качественные отличия между психикой человека и животных. Четыре части души:

  1. Огонь, дающий тепло
  2. Пневма, обеспечивающая движение есть у животных
  3. Ветер, позволяющий дышать
  4. Мышление, чувства, нравственность – есть только у человека!!!

2) По-новому интерпретируется роль ощущений и мышления в процессе познания. В его теории познания присутствовали уже все этапы переработки знаний, о которых говорили Платон и Аристотель: помимо ощущений и мышления – есть еще память и воображение. Однако он, разделяя идею Демокрита об «истечениях-эйдолах», которые обусловливают восприятие предметов, решительно отстаивал мысль о том, что именно ощущения и есть основа всех наших знаний, в том числе и самых абстрактных (последовательный сенсуализм).

3) Преодоление детерминизма Демокрита, не выходя за рамки атомистической теории. Свобода воли! Ввел новое свойство атомов – вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от заданной траектории, точно так же усилием воли человек может менять свои поступки, изменять свою судьбу.

Этическое учение Эпикура в контексте его психологии. Эпикур выступил против идеи о том, что нравственным является только поведение, основанное на разуме (Платон, Аристотель). Он полагал, что не разум, а чувства управляют поведением человека, вызывая в нем стремление совершать то, что вызывает чувство удовольствия и избегать того, что вызывает чувство неудовольствия. Но разум не отрицается!!! Он нужен, чтобы дифференцировать и правильно выбирать эмоции, которыми управляется поведение. При этом приятное всегда нравственное.

Основная проблема человеческой жизни – преодоление страхов:

ü Страх перед смертью. Эпикур: «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

ü Страх перед Богами. Боги хотя и существую, но никак не влияют на жизнь человека.

Вот такая простая рационально-разъяснительная психотерапия J.

Счастье – атараксия (душевная невозмутимость). Она достигается воспитанием и размышлениями и проявляется в виде неучастия в политике, бесплодных спорах и т.п. Эпикур: «Проживи жизнь незаметно».

Недостатки учения Эпикура. Нет чётких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного поведения. Если нравственно то, что приятно конкретному человеку, то нравственным в ряде случаев придется признать поступок, который приносит боль другому, а это не может уже считаться добродетелью с позиции общества – нет внешнего объективного критерия и т.п.

Лукреций (I в. до н.э.).

Лукреций – римлянин, о ком мы мало что знаем: был ли он свободным гражданином или рабом не известно. Известно, что он участвовал в восстании Спартака и покончил жизнь самоубийством в молодом возрасте. Лукреций был популяризатором идей Эпикура, который очень сложно писал. В свое поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи Эпикура и, конечно же, добавляет что-то своё.

Схема та же – см. выше.

1) Качественные отличия психики человека от психики животных. Лукреций: роль той части души, которая есть только у человека, заключается, прежде всего, в мышлении, в том числе в выработке нравственных понятий (в этом вопросе и он, и Эпикур следовали за Аристотелем). В тоже время Лукреций дал название четвертой части – «дух». Т.о.: душа – символ психики как таковой; дух – символ высших, идеальных стремлений человека, в том числе нравственных и эстетических переживаний и понятий.

2) Роль ощущений и мышления в познании. Лукреций: все наши заблуждения – от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распоряжаться.

По всем остальным пунктам Лукреций был полностью согласен с Эпикуром и просто переводил мысли последнего в стихотворную форму. Однако, как свидетельствует биография Лукреция, ему была чужда атараксия, эта пассивность, безучастность к судьбе народа, конформизм.

 

12. Вопросы психологии в учениях античных врачей.

Ждан: «Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине».

1. Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.). Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая". Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кретоны, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Т.о., учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)". Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.

2. Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Философская база – Демокрит. Методы: опыт и наблюдение, индивидуальный подход. Психологическое учение: отвергается единое материальное начало в качестве основы органической жизни. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне):

Ø на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми.

Ø источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость).

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Следует заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения. Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь – в неких пропорциях – различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.

3. Александрийские врачи. Основные представители:

1) Герофил. Комментатор Гиппократа, описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описании устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

2) Эразистрат. Описал разные части головного мозга, обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. Первым сказал о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.

4. Римские врачи. Основные представители:

1) Гален (II век н.э.). Материальная основа качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) – пневма, особое животворящее вещество, движущиеся по нервам.. Типы пневмы:

ü Животная пневма, ее источник в сердце порождает физиологические функции.

ü Психическая пневма, ее источник в мозге управляет произвольными движениями и переживаниями.

Исследования головного мозга: мозг не является холодильником сердца (Аристотель), он – седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах (Гиппократ): выделил 4 начала всех вещей (теплое, холодное, сухое, влажное) и 4 сока как строительный материал организма животных и человека. 13 темпераментов, из которых только один нормальный, остальные – патология.

2) Аэций (V в. н.э.). Описал 4 темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

 

13. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период от поздней античности до Нового времени.

Поздняя античность

В поздней античности психологические знания развивались в рамках течений идеалистической философии (гностицизм, неоплатонизм и др.). Социальная база – кризис рабовладельческого способа производства, концепция человека в христианском мировоззрении.

Новые тенденции:

  • Повышение интереса к внутреннему миру, самосознанию
  • Новые представления о соотношении душевных способностей (примат воли и чувств над разумом)
  • Новые представления о путях душевного совершенствования.

Плотин (205-270): учение о происхождении индивидуальной души от мировой в процессе эманации, излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Душа – посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Своеобразная природа души – знание о себе самой.

Аврелий Августин «Блаженный» (354-430): ввел положение «Я мыслю, следовательно, я есть». Феноменология способностей души:

- Внешние чувства

- Память

- Аффекты и страсти

- Ум и воля

Дал глубокий самоанализ конкретных поступков, состояний, сокровенных переживаний.

Интерес к воле усиливается в поздней античности®полемика Августина и монаха Пелагия. Августин выделяет волю, которой приписывает решающую побудительную силу. Воля бывает:

– Плотская: действие распространяется на утилитарную деятельность в эмпирическом мире; она причина греховных морально порочных действий.

– Духовная: устремлена на жизнь в духе. Только бог может сделать из человека высокоморальное существо без всяких усилий с его стороны.

Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли.

Августин уделял большое внимание жизни чувств и сердца в философском, нравственно-практическом и религиозном опыте.

Пути совершенствования души: покаяние, аскеза, отречение от всего земного (а не воспитание как у Платона и Аристотеля)

Средние века

В эту эпоху складывается понятие о личности, которое раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно приписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность – «микрокосм социально-культурной системы».

Возрастает интерес к самосознанию и самопознанию. Внутреннее чувство как средство самосознания.

Большой вклад внес Пьер Абеляр. Его работы – «История моих бедствий», «Пеерписки Абеляра и Элоизы» – носящие характер исповеди, являются образцом глубокого самоанализа.

Большое значение играет религия. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, все естественное предается анафеме.

В XI-XIII происходит развитие городов и зарождение буржуазии. Возникают первые университеты, которые являются опорой духовенства и схоластов. Знание приобретает дедуктивно-схоластический характер. Вместо природы изучаются и комментируются в религиозном ключе тексты Священного писания и античные тексты.

Накопление положительных знаний о психике в Средние века резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчинено задачам богословия. Но вместе с тем развиваются знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни (арабские ученые)

Схоластика.

Три течения:

– Номинализм: общие понятия – это создаваемые нашим мышлением названия, имена. Реально существуют только определенные вещи.

– Реализм: общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно как отдельные предметы.

– Концептуализм: хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами. Идеи – продукты ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах.

Фома Аквинский (1226-1274): решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению.

Душа одна, обладает бытием, отдельным от тела (хотя помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа – источник движения тела. Способности души:

- разум, воля и пр.

- растительные (вегетативные)

- животные

Соотношение душа/тело=соотношение форма/материя.

Человеческая душа бессмертна, она – принцип всей органической жизни. Но природа ее не вполне божественна, об этом свидетельствует не чисто духовный процесс познания.

Возрождение.

Критика алхимии, астрологии, магии, мистики и аскетизма, характерных для средневековья.

Роджер Бэкон отмечал значение опытов и наблюдения в познании. Но опыт бессилен в познании души. Дает большой материал о зрительных нервах, зрительном восприятии. Развивал материалистические идеи.

Эразм Роттердамский: в борьбе с пороками дух должен быть вооружен. Оружие – молитва и знания (Священного писания и мудрости древних). «Начало мудрости в познании самого себя». Идея орудий, средств, направленных на овладение собственными движениями души (ср. Выготский).

Данте: человек – существо творческое; истинно человеческое в нем от культуры.

Леонардо да Винчи: человек – это великолепное орудие природы, земной бог, но он жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.

М. Монтень: человек – не центр вселенной, а ее часть. Большое внимание уделяет самопознанию. Мысли о достоинствах простого человека, критика нравов и лицемерия получили продолжение в науке Нового времени.

Натурфилософия, свободная от религиозных влияний. Дж. Бруно, Б.Телезио, П.Помпонацци. Наука развивается в стенах мастерских художников и скульпторов, а не в университетах. В рамках натурфилософии возрождается естественно-научное направление, развитие науки, рост знаний.

Постепенно складывается новая научная методология. Период XVI-XVII (Коперник, Ньютон) – поворотный этап в мышлении западной цивилизации, подорвавший авторитет средневековой науки – научная революция.

Развивалась медицина, анатомия, физиология человека.

Немецкие схоласты Р.Гоклениус и О.Кассман ввели термин «психология» в 1590.

Хуан Луис Вивес (1492-1542). Книга «О душе и жизне». Главный вопрос не в том, что такое душа, а в том, каковы ее проявления и их связь®истоки успехов психологического анализа Ф.Бэкона и Р.Декарта.

 

14. Значение Ф. Бэкона для психологии.

Френсис Бэкон (1561 – 1651). Дружил с Эссексом, который попал в опалу. «Знание - сила» - его максима. Был осведомлен во всех областях науки, написал «Новую Атлантиду». Главной задачей считал проблему разработки метода. Создал «Новый органон» - ум не может быть предоставлен самому себе, но он должен быть механистическим. Поэтому Бэкон много занимался переходом от посылок к выводу. Занимался классификацией наук. Науки о человеке он разделил на две части: общие и наука о душе. Общие должны заниматься человеком в целом: наука о личности, научное знание о связи души и тела, о том, как действие души отражается в теле. Считал тело зеркалом души, особенно лицо. Занимался физиогномикой.

Учение о душе – «О достоинстве и преумножении науки» - учение о человеке, критика и отказ от Аристотеля, душа – только психические процессы, но у нас нет критерия души. Его надо выделять. Душа – от ощущения до высших проявлений характера и воли. Душа – не изучаемое явление, надо изучать явления, описывать (эмпирика) их, чтобы составить инвентарь наших возможностей. Тогда мы сможем развивать способ укрепления наших способностей.

Наибольшего внимания достойны познавательные способности: Бэкон первым выделил метод сомнения в возможности нашего знания, описал ошибки познания.

Работы по анализу научного знания (на основе глубокого сомнения в значимости научного знания), на этой основе произвели особую классификацию. Душа: критика Аристотелевского понимания души как чрезмерно широкого (все живые проявления, а не только психические). Ограничивает философию души только психическими (не дает точного критерия психического. Задается вопросом: зачем нужно «психическое»? Дает ответ: описание психического нужно для знания особенностей, чтобы уметь их развить, чтобы подчинить силы природы, останавливается на принципиальны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...