Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

18.Диагностика межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми.




 

Общая характеристика развития межличностного взаимодействия в группе детей дошкольного возраста. Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде " ролевых ожидании", т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия.

Однако группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте они отличаются рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам в первую очередь относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содержания оценочных отношений, специфика " общественного мнения", уровень развития совместной деятельности.

Остановимся на возрастной динамике межличностного взаимодействия в группах дошкольников. В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу " рядом, но не вместе". Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый " водит" свою машинку, " укачивает" свою куклу). Этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный фон, является показателем возникновения сюжетно-отобразительной игры. Но порой проявляет так называемый " предметный фетишизм", когда малыш овладевает способами игровых действий и не замечает сверстника. Постепенно появляется совместное действие между детьми, но вначале оно представляет собой механическое слияние, соучастие в котором взаимное согласование имеет минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных" избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть а " гараж"? »). У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру по совместной деятельности, без которого " играть неинтересно". Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них дошкольник начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника: сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Хотя порой части общего дела выполняются индивидуально, дети предпринимают попытки к координации действий, их согласованию. В целом же, в этом возрасте идет только освоение такой формы организации деятельности, как сотрудничество.

Наиболее высокого уровня достигает освоение игрового сотрудничества. Создаются первые игровые объединения, но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (94 % по материалам исследований Т. А. Репиной). По численному составу объединения невелики: преобладают диады, реже - триады; практически отсутствуют объединения по 4 человека и более. По половому составу преобладают " чистые" микрообъединения - 92 %, т. е наблюдается жесткая поляризация объединений младших дошкольников: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. У девочек численный состав объединений бывает несколько больше, чем у мальчиков.

Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Неуспех ребенка в выполнении этого требования детерминирует его " напряжение" в игровых микрообъединениях. Поэтому, несмотря на стремление ребенка к обществу сверстников, ему не всегда удается наладить благоприятные отношения. Одни дошкольники становятся активными, уверенными, другие - замкнутыми. Однако взаимоотношения детей в этом возрасте еще неустойчивы, могут часто меняться. Возможно, главной тому причиной являются мотивы этих отношений, которые ограничиваются рамками актуальной ситуации взаимодействия. Иными словами, дети определяют свое отношение к сверстнику скорее эмоционально, чем рационально, оценивая не столько личность, сколько конкретные поступки другого: поделился игрушкой - хороший, не поделился - " жадина". Мотивы межличностной привлекательности осознаются детьми на уровне аффекта, недифференцированно.

Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми: средний показатель устойчивости выборов составляет 43 %. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии. Социометрические обследования групп данного возраста показывают, что они уже имеют полную статусную структуру, средние показатели уровня благополучия взаимоотношений (48 %), уровня взаимности (27 %), индекса изолированности (9 %), высокие показатели уровня удовлетворенности взаимоотношениями (54 %).

Дети этого возраста относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки. Оценки отличаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутствием дифференциации между близкими личностными качествами. Дети более полно и точно оценивают представителей своего пола. Коэффициент социального воздействия сверстников невысок, но имеет тенденцию к повышению к концу 4-го года жизни.

Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста выступает эмоционально-практическая. Стремление к сотрудничеству в конце 4-го года жизни опосредует развитие деловой коммуникативной деятельности со сверстниками: основные поводы для общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения бытовых обязанностей. Вопросы, ответы, разъяснения, практические реплики свидетельствуют о внимании детей к умениям, поступкам товарищей, а также об огромном желании привлечь к себе их внимание, получить оценку себя. Выраженность потребности в общении со сверстниками (на основе соотношения одиночных и совместных игр) составляет 68 %, т. е. налицо явное преобладание совместных игр детей, хотя многие малыши предпочитают заниматься в одиночку или не воспринимаются сверстниками.

Широта круга общения в этом возрасте невысокая (64 %), т. е. многие дети независимо от пола в течение дня не имеют контактов со сверстниками. Невысока и интенсивность общения: (хотя у девочек несколько выше, чем у мальчиков) примерно 13 контактов в течение дня. Однако уже заметна избирательность общения.

Причем именно в ней наиболее отчетливо проявляется половая консолидация, хотя она и менее контрастна, чем в следующих возрастах.

- В старшем дошкольном возрасте (5-6-й годы жизни) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу " совместно - дружно - вместе", а не по типу " рядом, но не вместе", складываются отношения взаимной ответственности, зависимости н помощи - основа коллективизма и товарищества.

В зарождающейся трудовой, учебной, художественной и других видах деятельности дошкольник имеет возможность более полно осознать себя, свои умения, потенциальные способности. Разница в количестве совместных и одиночных игр у девочек и мальчиков 5-го года жизни несущественна. Средняя величина игровых объединений девочек несколько меньше (3), чем мальчиков (3-4), но по сравнению с младшими дошкольниками эти объединения более крупны. Преобладают в данном возрасте устойчивые диады и в то же время появляются объединения, включающие в себя более 3 человек. В группах 5-го года жизни преобладают " чистые" по полу объединения детей (94 %). Консолидация мальчиков с мальчиками, девочек с девочками несколько уменьшается, видимо, в связи с появлением общих, сходных интересов к деятельности, особенно ее продуктивным видам, значительность которых все острее начинает осознаваться к концу дошкольного детства.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет - 43 %, 6 лет - 58 %, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа " звезд" и " непринятых". Значимыми характеристиками " звезд" в этом возрасте выступают умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. " Непринятых" детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений. В взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определяются главным образом наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы: дети 6-го года предпочитают сверстников, исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения с ними. У них наблюдается стремление к дифференцированным характеристикам партнеров.

Уровень благополучия взаимоотношений в группах детей высок: 5 лет - 57 %, 6 лет - 80 %; взаимность выборов соответственно: 24 %, 28 %; уровень удовлетворенности отношениями: 45 %, 54 °/с. При этом наиболее удовлетворены отношениями " звезды", наименее - " принятые". Однако наряду с повышением сплоченности групп увеличивается число " непринятых": 9, 5 - 10 % детей, которые находятся в неблагоприятном эмоционально-психологическом климате и требуют особого внимания и заботы

В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. При этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются " оценочные звезды", отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях.

На 5-м году жизни дошкольников сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением но типу " сейчас" и " здесь". Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным " признакам" отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен " невидимого зеркала": в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно-положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но уже, прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.

Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом увеличивается.

У некоторых детей 6-7-го года жизни складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативно-деловая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети способны к сравнению разных позиций. .

Увеличивается интенсивность, широта круга общения. Появляются существенные отличия по половому признаку, но на 7-м году жизни эти отличия опять нивелируются. У мальчиков 5-го года жизни шпрота круга общения выше, чем у девочек. Резко возрастает, особенно у мальчиков, и интенсивность общения. У девочек значительно ярче проявляется предпочтение партнера своего пола. Возрастает избирательность общения, особенно на 6-м году жизни (до 80 %), т. е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. Эти показатели у девочек в 2 раза больше; чем у мальчиков.

Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...