Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суть классификации активных методов обучения (АМО)

Игровое моделирование и поведение, структура и особенности.

Суть игрового моделирования заключается в том, что в игровой реальности создается образец поведения, испытываются приемы и схемы, которые будут реализовываться и в действительности, причем получение игрового опыта происходит быстрее, безболезненней, интересней и дешевле реального.

 

Одной из особенностей игрового поведения является его протекание в идеальном, а, значит, требуется развитое воображение. Побочным эффектом игры является развитие творческих способностей, желание что-либо создавать и самореализовываться.

В структуре игрового поведения, можно выделить часть, основывающуюся на личном опыте и часть – на чужом. В игре граница размывается, и чужой опыт органично встраивается в собственный. Также игру можно структурировать по этапам:

1) Вхождение в игру, в первую очередь это настрой и описание.

2) Постановка игровой проблемы

3) Сама игра, решение игровой проблемы или конфликта

4) Закрепление игрового опыта, обсуждение успешных и неуспешных стратегий

5) Выход из игры, подведение итогов, снятие конфликтов

Каждый этап можно дополнительно разделить на фрагменты, если это нужно для организации и контроля.

 

20.03.13

ИГРОВОЙ МЕХАНИЗМ: ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ

На ряду с двуплановостью самой игры можно заметить и двойственность ее игрового механизма. Различают внутренний и внешний игровые механизмы. К внутреннему относятся сами игроки и правила игры. Это минимальный набор, требующийся для игры.

Внешний механизм представляет собой людей не игроков, которые контролируют игру, помогают ее проведению, решают внешние проблемы. Чаще всего внешний механизм включает в себя:

- судья

- наблюдатель

- ведущий

- игротехники

- эксперты

- счетная комиссия

- работающие с разными видами техники

Чем сложнее игра, тем больше потребность во внешнем механизме. Тем интересней могут быть поставленные цели. В сложных организационно деятельностных играх (ОДИ) количество организаторов может превышать число игроков.

Вместе внешние и внутренние механизмы образуют игровой комплекс, если участвует ПК, то комплекс называется автоматизированным. Как правило, ПК отдают роли внешнего механизма, но он может быть и игроком.

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РОЛЕЙ, КОНФЛИКТЫ РОЛЕЙ

Роль – это набор действий и характеристик поведения. Ролевая структура считается очень устойчивым образованием, неслучайно общество воспроизводится именно благодаря ролевой структуре (социальным институтом).

Игра, по сути, представляет собой ролевую структуру с постоянно меняющимися участниками. В. Я. Платов (теоретик по играм) выделял следующие типы ролей:

1) Роли, моделирующие профессиональную деятельность: реальные, условно-обобщающие

2) Роли организаторов, в том числе ведущие, счетная комиссия, наблюдатели

3) Роли, вводимые для эмоционального напряжения (критики, оппоненты, провокаторы)

4) Эксперты, которые привлекаются для решения спорной ситуации

Конфликт – это столкновение интересов. Он может быть на разных уровнях, в разной степени проявленности. Конфликт может быть ролевым (закладывается в описание ролей), функциональным (противоречие должностных инструкций), личностным. В играх чаще всего используются функциональные конфликты или конфликт по поводу распределения ресурсов. Конфликт – движущая сила игры (в принципе в жизни). Конфликт обостряет эмоциональную напряженность в игре, однако он редко становится стрессовым, так как игрок сознает его нереальность. Эмоции стимулируют память, воображение, эффективность нашей работы. Проблемой является то, что игровой конфликт может стать межличностным и перейти в реальность (характерно для детей).

 

 

Суть классификации активных методов обучения (АМО)

Обучение – это получение информации из вне в концентрированном виде, то есть теоретически обобщенным. В процессе обучения решаются три основные задачи:

- передается информация

- создаются практические навыки и умения

- развивается интеллект и творческое мышление

На решении первой задачи сосредоточены традиционные формы обучения: лекции, конспекты, рефераты.

Для решения второй и третей задачи нужны активные методы обучения АМО, в которых меняется схема взаимодействия. Вместо традиционного «субъект-объект» обучения используются «субъект-субъект» обучение.

В АМО входит проблемные лекции, дискуссии всех видов, анализ конкретных ситуаций, кейс и кейсовые задания, УНИРС, составление тестов, кроссвордов, тренинги, ситуационные задачи, деловые игры. В процессе АМО студент занимает активную позицию, сам может формулировать темы, задачи, вопросы, определяет режим работы и выполнения. Преподавателю остаются функции согласования и контроля.

АМО актуализирует высшие ценности, формирует новую мотивацию и создает иной тип работника лучше, чем просто исполнитель. Тем более, что информация в АМО передается более плотно и усваивается лучше. На слух запоминается 30 % информации, пр решении задач 60-70%, а в тренингах и деловых играх до 90 % информации.

АМО можно классифицировать на имитационные (есть модель) и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, делятся на игровые (есть взаимодействие и динамика развития) и на неигровые (достаточно одной модели, конкретные ситуации, тренинги, компьютерное моделирование). К игровым будут относится коллективные тренинги, инсценировки, деловые игры. Неимитационные занятия – все виды дискуссий, проектирование, конференции, практики, стажировки.

 

В современных играх по деловым играм очень часто путают эти три понятия (тренинг, ситуационная задача, деловая игра) и выдают за деловые игры тренинги и ситуационные задачи.

Тренинг – это усвоение практических навыков путем повтора действий (психологических например). В тренинге используется одна ситуация одного единственного выбора или решения. Участвовать может много человек, однако по очереди. В тренинге важно взаимодействие «ведущий-участник».

Из тренинга можно сделать игру (игры симуляторы), если включить больше решений и распределить новые роли участников.

Ситуационная задача – это задача с многовариантным решением, возникающим из-за неопределенных факторов. Ситуационную задачу можно и нужно обсуждать, находить разные ответы, строить алгоритмы решения. Ситуационную задачу можно превратить в игру, если сделать процесс цикличным и организовать соревнования между командами.

Деловая игра воспроизводит трудовую деятельность людей с целью ознакомления с нею новичков, выработки навыков, отработки нестандартных ситуаций, поиска новых решений. Для игры важно взаимодействие участников между собой, чаще всего она циклична и непредсказуема.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...