Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование психологического климата в семье




Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим кли­матом (психологической атмосферой). Он является следствием семейной коммуникации, т. е. возникает как совокупность настрое­ний членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения Друг к другу, к другим людям, работе, окружающим событиям. Говоря по-другому, психологический климат – это комплекс психологи­ческих условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи и является показателем качества межличностных отношений ее членов, поэтому нередко его называют морально-психологическим климатом, имея в виду духовное единство супругов, общий стиль Жизни семьи и характер отношений в ней.

Психологический климат не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, от их усилий зависит, каким он будет. Выделяют два типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблю­дения показывают, что значительной части семей присущ противо­речивый психологический климат.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием. Важный показатель–стремление проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу. На благоприятный климат семьи сильно влияет внутрисемейное общение, которое весьма специфично. Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой выделить три подхода к исследованию психологической совмести­мости партнеров: функциональный, адаптивный и структурный. Функциональный подход рассматривает партнеров как носителей определенных функций, социальных ролей. Совместимость в данном случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров. Адаптивный подход авторы характеризуют как исследование результатов совместимости: интеграции, сплочен­ности, взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи, поддаются коррекции. Структурный подход ориентирован на поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы.

Так, в русле структурного подхода совместимость рассматри­вается как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров. Американские исследователи понимают под совмести­мостью максимальную степень взаимного удовлетворения потреб­ностей и удовлетворенности поведением друг друга. Для совмести­мости в браке наиболее важна межличностная удовлетворенность установившимися отношениями, совместной деятельностью.

Исследуя факторы супружеской совместимости, А.Н. Волкова указывает на следующие моменты.

1. Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий-притязаний при реали­зации семейных функций.

2. Более важно согласование семейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеется возможность взаимной адаптации и коррекции семейных установок.

3. Интеграция представлений супругов о семейном укладе в целом –весьма индивидуальный процесс, имеющий свои особен­ности в каждом конкретном случае.

Супружеская совместимость многопланова. Выделяют следующие ее основные виды: совместимость социальную (духовную), психологическуюи сексуальную. Все чаще к основным видам совместимости супругов относят и семейно-бытовую.

Социальная совместимость – это общность мировоззрений, важнейших ценностных ориентации (устремлений, идеалов, убеж­дений, интересов). Она включает понимание смысла жизни, общественную активность, отношение к труду, обществу, к себе и другим людям. На социальную совместимость оказывают влияние нравст­венная зрелость, образовательный уровень, структура потребностей и даже профессиональная деятельность человека. Социальная совместимость возможна только при тождестве или сходстве указанных компонентов. Очень трудно выдержать длительное сосуществование в качестве супругов двух личностей с различной духовной направленностью, поэтому социальная несовместимость, т. е. противоположность мировоззрений, идеалов, жизненных планов, структуры потребностей, ценностных ориентации, в большинстве случаев ведет к распаду семей.

Духовная несовместимость супругов встречается довольно редко. Это связано с тем, что юноша и девушка, познакомившись и мечтая о будущей семье, довольно быстро обнаруживают расхождения в своих взглядах на жизнь. Их дружба обычно расстраивается, дело чаще всего не доходит до свадьбы. Существует и другая причина: при всей сложности жизни, при всех существенных большинству молодых людей в настоящее время присуще научное мировоззрение. Оно и является основой для социальной совместимости супругов. Расхождения во взглядах не угрожают совместимости, когда они относятся не к содержанию основных ценностей, а к оценке их значимости для семьи. Различные мнения могут возникать и по Другим вопросам: оценка отдельных поступков, отношение к позиции своих знакомых, к моде, престижности вещей, отдельным моральным нормам и др. Эти разногласия нельзя считать совсем незначимыми. Но при разумном к ним отношении они не являются преградой для супружества.

Гармоничность, соответствие потребностей в интимном общении одного супруга возможностям и потребностям другого – основной смысл сексуальной совместимости. Сексуальная совместимость, как правило, достижима. Однако отсутствие ее – довольно распростра­ненная, хотя нередко скрываемая или неосознанная причина распада семьи. Это не означает, что прочность брака зависит только от биофизической совместимости мужа и жены. Духовный мир чело­века нельзя отрывать от половой жизни. Общность интересов, мировоззрения, взаимная любовь и уважение, психологическая совместимость не менее важны в браке, чем половая жизнь. Насла­ждение, получаемое супругами от сексуальной близости, в значи­тельной мере определяется их эмоциональным союзом, отношением друг к другу, психологической и бытовой совместимостью. Важную роль здесь играет подготовленность супругов к сексуальной жизни – наличие знаний по анатомии и физиологии, культуре и технике полового общения. Только сочетание всех этих факторов может обеспечить гармонию супружеских отношений.

Семейно-бытовая совместимость означает совпадение взглядов на предназначение семьи, стиль ее жизни, на семейные роли. Семья дает возможность продолжать себя в детях; создает обстановку дружбы, взаимной моральной поддержки, уважения; налаживает быт, чем создается комфорт, сохраняется здоровье; позволяет получать удовлетворение от нормальной интимной жизни через совпадение ценностей.

Таким образом, разные виды совместимости взаимосвязаны и дополняют друг друга. Духовная общность ослабляет противоречия, вызванные несовпадением некоторых личностных качеств. Дости­жению гармонии интимной жизни способствует высокая психоло­гическая (личностная) совместимость, когда супругам спокойно, уютно друг с другом, когда их жизнь характеризуется взаимо­пониманием, искренностью, эмоциональностью. Семейно-бытовая совместимость также положительно влияет на все другие виды совместимости.

На начальном этапе отношений супруги часто сталкиваются с проблемой ролевых отношений. Если один или оба супруга настаи­вают на распределении ролевых позиций и неукоснительном испол­нении соответствующих ролей, нередко это наносит ущерб реальным близким отношениям. На наш взгляд, проблема совместимости во многом связана со способностью супругов отойти от ролевого взаимодействия и выйти на уровень реального общения. Для этого нередко людям не хватает психологической зрелости. Совмести­мость не возникает стихийно, не является случайностью, она возможна в семьях, в которых партнерские отношения и зрелое взаимодействие супругов являются ценностью и значимой потреб­ностью для обоих.

Для социально-психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Каждому партнеру в семье в целом приходится выбирать какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.

Проблема выбора, т. е. принятия семьей того или иного ролевого образца, неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и выполнению ролей другими членами семьи. Ю.А. Левада указывает, что все социальные роли дублетны: родители - дети, муж - жена, свекровь - невестка и т. д. В дублетных ролях ролевые предписания, социальные ожидания и предполагаемые санкции противоположны и взаимодополняемы. Отсюда потенциальная конфликтность между носителями ролевых позиций. Правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе ее жизнедеятельности, в тесной взаимо­связи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими. Например, чтобы выполнить роли отца и матери, необ­ходимо, чтобы существовал член семьи, выступающий в роли сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть непротиворечивой. Важно определить, насколько эти противоречия разрушительны и в какой мере семья их регулирует. Существенно то, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Ю.Б. Алешиной:

- ответственный за материальное обеспечение семьи;

- хозяин - хозяйка;

- ответственный за уход за младенцем;

- воспитатель;

- сексуальный партнер;

- организатор развлечений;

- ответственный за поддержание родственных связей;

- «психотерапевт»;

- организатор семейной субкультуры. Влияние рассматриваемых искажающих факторов может про­явиться самым различным образом. Одно из последствий – формирование дисфункциональных когнитивных ролей, т.е. таких, которые препятствуют процессу принятия решения.

Интересна классификация В. Сатир, основанная на клинических наблюдениях. Она выделила четыре дисфункциональные ролевые позиции, которые члены семьи занимают при обсуждении семейной проблемы, и одну гармоничную. «Миротворец» прилагает все усилия, чтобы смягчить проблему, он всегда соглашается, извиняется, успокаивает. «Обвинитель» прежде всего стремится выяснить, кто виноват в возникновении проблемы. «Суперрациональный» всегда остается холодным и независимым. «Бестолковый» всем мешает и раздражает других. «Гармоничный», напротив, лучше других ориен­тируется в ситуации, умело общается и аутентично выражает свои мысли и чувства. Подобные взаимодействия В. Сатир опре­деляет как позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе детско-родительские, отношения: заискивающий «миротворец», агрессивный «обвинитель», расчетливый «компьютер», сбитый с толку «отвлекающийся». Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий тех или иных действий. Эффективность решения проблем в семье опреде­ляется взаимодействием двух сил: с одной стороны, наличием в семье навыков решения самых различных проблем, с другой – интен­сивностью факторов, искажающих, нарушающих этот процесс.

Таким образом, роль устойчивости в жизни семьи двойственна: с одной стороны, она необходима и важна, но, в то же время, может стать источником нарушения отношений в семье, тормозом ее развития. В этом случае говорят о ригидности семьи. Сопротивление необходимым изменениям рассматривается представителями раз­личных направлений семейной психотерапии как важнейший отри­цательный фактор. Ригидная семья имеет жесткую структуру. Теории коммуникации связывают ригидность с нарушением процесса коммуникации («резиновая ограда», псевдовзаимность, «мистифи­кация»). Представители стратегической школы видят причину ригидности семьи в том, что набор решений, с помощью которого она пытается справиться с новыми проблемами, слишком мал.

Проявления и последствия сопротивления семьи необходимым изменениям могут быть весьма различны. Один вариант – подав­ление индивидуальных особенностей личности (когда приходится отказываться от индивидуальных желаний в пользу устойчивости семьи), семейный конфликт в этом случае превращается во внутриличностный конфликт члена семьи, за счет которого сохраняется стабильность. Другой вариант развития конфликта – «восстание» члена семьи, его отказ подчиняться семейным правилам (когда, например, подросток перестает слушаться родителей). Так или иначе во всех этих случаях в центре внимания оказывается вопрос о том, где источник конфликта – в семье (и тогда ее сопротивление изменениям – это ригидность, которая должна быть преодолена) или в личности (в данном случае устойчивость семьи – положи­тельное явление и именно от личности требуется проявить способ­ность к приспособлению).

М. Боуэн, известный авторитет в области семейной психотерапии, одним из первых наблюдавший процесс решения семьей ее проблем, утверждал, что семья превращается при этом в эмоциональную недифференцированную массу, происходит нарушение даже имею­щихся процессов коммуникации, когда на первый план выходит принцип спонтанности «первой реакции на предыдущее высказы­вание» и теряется даже минимальная способность взглянуть на себя со стороны, проявляющаяся при обсуждении менее важных проблем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...