Тема: «Основные свойства и характеристики ощущений»
Раздел «Ощущения». Тема: Общее понятие об ощущениях. Виды ощущений» Задача 1. 1. О каком виде ощущений говорится в каждом из приведенных фактов? 2. Чем объяснить тот факт, что описанные ощущения у Скороходовой развиты более, чем у здоровых людей? 3. В чем проявляется более высокий уровень развития некоторых ее ощущений?
А. Мы, слепоглухие, не только замечаем непорядок в своем костюме, но даже непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай: я читала с А. И. Когда сделала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке А. И. Мне показалось, что юбка надета наизнанку. Я посмотрела лучше, и действительно, юбка А. И. была наизнанку. — У вас юбка надета наизнанку. — Нет. — А вот посмотрите — швы наверху.. А. И. посмотрела.. — Да, правда. — Как вы так ее одели? — Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу. — А разве вы не чувствуете на осязание? — Нет, она одинакова с обеих сторон. — Нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую? (По О. И. Скороходовой, стр.39.) Б. Однажды я ходила в парк с А. В. и В. В. Всю дорогу я чувствовала, что со стороны А. В. пахнет свежими яблоками. Я долго не решалась спросить у А. В.: почему от нее пахнет яблоками. Наконец, когда мы уже входили в парк, я не выдержала и сказала: «Как хорошо пахнет яблоками». А. В. ответила: «Где же ты их слышишь?» —«Их близко нет, это пахнет листьями сухими», — говорит В. В. Но я уверенно ответила: «Я хорошо знаю запах яблок и сухих листьев». • Когда мы сели на скамейку, А. В. вдруг вспомнила, что у нее в сумочке лежат яблоки. «Я о них и забыла», — сказала она. (По О. И. Скороходовой, стр. 57.)
Задача 2. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека. Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.
Задача 3. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим. Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение. Задача 4. Выберите правильные суждения из предложенных.
1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений. 2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств. 3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры. 4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений. 5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной «вспышкой света». 6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии. 7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. 9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент. 10. Ощущение — активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное.
Задача 5. Проанализируйте отрывок и сделайте вывод о природе ощущений. Насколько человек властен над своими ощущениями — может ли он затормозить или усилить их? Она почувствовала жар, прилив крови, головокружение. Ну ясно, что у нее кружилась голова. Конечно, у нее был жар. Она же весь день сидела в пальто. Господи! Кинозал переполнен. Как селедок в бочке. Нечего удивляться, что она задыхается. Просто чудо, что она еще не упала в обморок. Джесс подалась вперед, потянула за рукава, стягивая с себя пальто, как будто оно загорелось. — Ради Христа! — пожаловался кто-то рядом. — Не можете ли вы посидеть спокойно? — Простите, — прошептала Джесс. Ей все еще было жарко, она все еще была взвинчена, кружилась голова. То, что она сняла пальто, ничего не дало. Она начала стягивать с себя свитер. Голубой, зеленый, сиреневый — какого бы цвета он ни был, в нем было слишком жарко. Она просто задыхалась, ей не хватало воздуха. Почему ей так трудно дышать? Джесс нервно обернулась, ища знак «выход», мотая головой то в левую, то в правую сторону, бегая глазами по всем направлениям. От черепашьего супа меня поташнивает, подумала она, стягивая через голову свитер с высоким воротником, воображая, что она находится в море, окруженная обезглавленными черепахами. Неужели она заболевает? О, только не это! Только бы ее не вырвало! ...Джесс чувствовала, как к горлу подкатил комок. Она услышала запах черепашьего супа, смешанный с запахами жареной курятины и сыра «горгонзола». О, только бы не вырвало, молилась она, сжимая челюсти и скрежеща зубами. Дыши глубоко, говорила она себе, вспоминая советы Дона. Дыши глубоко и подольше. От диафрагмы. Выдох. Вдох. Выдох. Вдох. Не помогало. Ничего не помогало. Она почувствовала, как на лбу появилась испарина, как по щекам начали стекать капельки пота. Ей нехорошо. (Дж. Филди).
Задача 6. Выберите правильные суждения из предложенных 1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений. 2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств. 3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры. 4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений. 5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражителе поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной «вспышкой света». 6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии. 7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективны свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств. 8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. 9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще деятельность или ее компонент. 10. Ощущение ~- активный процесс, осуществляемый как система сен сорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватно отражение окружающего мира. Задача 7. Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа. А. Девочка четырех лет нашла табель-календарь. Показывая на число «3», говорит: «Зина» здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3» "и повторяет: «И здесь Зина. И здесь». (По М. Я. Басову.)
Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же. В. В детском саду проводится игра в. лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета. Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают пять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребенок выслушивает звук одной из погремушек и должен найти такую же по звуку. Д. Учитель предлагает учащимся I класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает;. «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2». Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать.
Задача 8. Определите методологическую основу приведенных ниже утверждений. Попробуйте найти в них рациональное зерно и выдвинуть критические аргументы. 1. Достаточно сильно надавить глазное яблоко, чтобы «искры посыпались». При хирургическом удалении зрительного нерва больной «видитмолнию». Ощущение звука получается и при механическом возбуждении слухового нерва. Значит... в самом органе чувств заложена особая «специфическая энергия», от нее, а не от воздействия внешнего, объективного предмета и зависит содержание ощущения. (По О. О. Яхот) 2. Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано ощущение, — постольку ощущение может считаться знаком... его, но не изображением. Ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом... От знака же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является. (Г. Гельмголъц) 3. И. Мюллер утверждал: «Чувства знакомят нас с состоянием нашего тела при посредстве ощущений, присущих нервам органов чувств; ощущение сообщает нашему сознанию не о качестве или состоянии внешних веществ (вещей), но о качестве, состоянии того или иного чувствующего нерва, вызванном внешними причинами». (По В. П. Петленко) 4....Ощущение цвета, звука и т.д. по своему содержанию не что иное, как разряд специфической энергии, дремлющей в нервном волокне. (По М. Г. Ярошевскому)
Раздел «Ощущения». Тема: «Основные свойства и характеристики ощущений» Задача 1. Чем объясняется последовательность изменения чувствительности? При поражении серого вещества спинного мозга наблюдается изменение кожной чувствительности соответствующей части тела: сначала исчезает болевое, ощущение, затем ощущение тепла и холода и, наконец, тактильная чувствительность.
Задача 2. 1. Чему равна прибавка, необходимая для получения едва заметной разницы в ощущении давления при 800 г, при 250 г; в ощущении звука при 15 дцб, при 40 дцб; в зрительном ощущении при освещении в 30 люксов, 200 люксов? 2. На основании какой закономерности это можно установить? Задача 3. Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т. п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители. 1. Возникает; ли чувство удовольствия при нижнем абсолют-ком пороге чувствительности? 2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности? Задача 4. При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова. 1. У кого чувствительность выше? 2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности?
Задача 7. Проанализируйте приведенный отрывок. Как вы считаете, можно ли «обмануть» свои ощущения? Где такие «обманы» могут быть полезными? Пластмассовые чемоданы и сумки опрыскиваются химическими веществами, которые сообщают изделиям запах настоящей кожи. В продажу выпускаются пластмассовые ящики для белья, пахнущие сосной, канаты и сети, сделанные из синтетических волокон, пропитанных составом, Который дает запах просмоленной пеньки. Оказывается, можно смоделировать даже запах свежевыпеченного хлеба Свежий, только что вынутый из печи хлеб обязан своим ароматом I, 4, 5, 6-тетрагидро-2-ацетапиридину...
Задача 8. 1. В заде включены люстры, которые дают освещенность в.две тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность изменится на ! двадцать пять люксов? Почему? 2. В цехе работает шестьдесят одинаковых станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы мастер на слух мог это установить 3. Юноша несет Связку из десяти книг, каждая из которых весит триста граммов. Заметит ли он, что связка стала тяжелее, если подложить ему еще брошюру весом в восемьдесят граммов? Почему? Задача 8. Попробуйте ответить на следующие вопросы. 1. Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? Отражается ли что-нибудь в зеркале, если в него никто не смотрится? 2. Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения и ног приятия? 3. Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль — объективная реальность? 4. Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат? 5. Почему больной зуб при ощупывании языком кажется больше, чем при разглядывании? 6. Почему мы можем испытывать вкусовые и обонятельные ощущения, не видя и не осязая соответствующих предметов? 7. Почему в Англии в средние века запрещалось бить жену ночью? 8. Почему толстым людям рекомендуется надевать одежду не с поперечными, а только с продольными полосками?
Задача 9. Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях. 1. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах. 2. Окрашенные в светлые тона стены помещения вызвали у посетителей ощущение прохлады. 3. Шлифовальщик определил незначительную шероховатость на поверхности изделия без измерительных приборов. 4. У скрипача, долгое время занимающегося музыкой, значительно повысился звуковысотный слух. 5. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее. 6. Сталевар по оттенкам расплавленного металла может с большой точностью установить его температуру. 7. После наблюдения за мерцанием иллюминации мальчик еще некоторое время видел в темноте яркие световые пятна. 8. При прослушивании симфонической музыки слушатель выделяет из общей игры оркестра партию виолончели. 9. Врач ставит диагноз о заболевании внутренних органов пациента на основании проведенной пальпации (ощупывания). 10. При быстром движении фонаря в темноте наблюдателю кажется, что он оставляет светящийся след. 11. Девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести. 12. При увеличении частоты мигания лампочки с какого-то момента наблюдателю будет казаться, что она светится постоянно. 13. Предметы яркого оранжевого цвета кажутся теплыми. 14. Если после сладкого чая попробовать на вкус яблоко, оно покажется кислым. 15. Опытный врач может определить болезнь сердца по незначительным шумам в его работе. 16. В некоторых случаях голос человека называют бархатным. Задача 10. 1. Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? 2. Какая закономерность ощущений здесь проявляется? 3. Каков физиологический механизм такого изменения? При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
Задача 11. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его. Б. А. Н..Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета. В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот номер ответа, в котором все явления указаны верно. 1. а) Изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, д) синестезия. 2. а) Адаптация, б) синестезия, в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация, д) сенсибилизация. 3. а) Адаптация, б) специфика абсолютного слуха, в) тренировка чувствительности, г) сенсибилизация, д) синестезия.
Задача 12 На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синие, зеленые, серые), воспринимается человеком на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях и т. п.) были специально подобраны краски. Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?
Задача13.. Какая закономерность ощущений объясняет изменение в остроте зрения? У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показываемые фигуры. Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотники», чтобы по ним найти местонахождения зверей. В игре дети обнаружили гораздо большую остроту зрения. (По Т. В. Ендовицкой.) Задача 14. Какая закономерность ощущений объясняет изменение в остроте зрения? У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показываемые фигуры. Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотники», чтобы по ним найти местонахождения зверей. В игре дети обнаружили гораздо большую остроту зрения. (По Т. В. Ендовицкой.) Задача 15. Какая закономерность лежит в основе описанного факта? Проведено исследование, которое установило влияние тренировки на распознавание силуэтов самолетов, видимых под очень малым углом зрения. Если в первый день опытов испытуемые правильно опознавали силуэты с максимального расстояния в 6 м, то после семидневных упражнений они были в состоянии опознавать формы с той же точностью уже на расстоянии в 22 м. Задача 16. При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним.в комнату кто-нибудь входит;. 1. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство? 2. Какую роль в работе анализаторов оно выполняет? Задача 17. Дайте объяснения приведенным ниже явлениям. В каких случаях возникает «сенсорный голод»? Антарктическая ночь таит в себе что-то сверхъестественное. Быть может, чары нерушимого одиночества усиливают сознание того, что мы оторваны от всего человечества... Нам не хватало света, движения, воздуха. Мы как бы старели на глазах друг друга... Тишина временами стучала в ушах, всякое нарушение ужасной пустоты и оторванности было облегчением... Так текли без перемен длинные и темные дни зимы. Медленно и скучно проходило время, и лишь обязательная запись показаний инструментов вносила некоторое разнообразие. (К. Борхгревинк).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|