Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Основные свойства и характеристики ощущений»

Раздел «Ощущения».

Тема: Общее понятие об ощущениях. Виды ощущений»

Задача 1.

1. О каком виде ощущений говорится в каждом из приве­денных фактов?

2. Чем объяснить тот факт, что описанные ощущения у Скороходовой развиты более, чем у здоровых людей?

3. В чем проявляется более высокий уровень развития не­которых ее ощущений?

 

А. Мы, слепоглухие, не только замечаем непорядок в своем костюме, но даже непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай: я читала с А. И. Когда сде­лала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке А. И. Мне показалось, что юбка надета наизнанку. Я по­смотрела лучше, и действительно, юбка А. И. была наизнанку.

— У вас юбка надета наизнанку.

— Нет.

— А вот посмотрите — швы наверху.. А. И. посмотрела..

— Да, правда.

— Как вы так ее одели?

— Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу.

— А разве вы не чувствуете на осязание?

— Нет, она одинакова с обеих сторон.

— Нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую? (По О. И. Скороходовой, стр.39.)

Б. Однажды я ходила в парк с А. В. и В. В. Всю дорогу я чувствовала, что со стороны А. В. пахнет свежими яблоками. Я долго не решалась спросить у А. В.: почему от нее пахнет яблоками. Наконец, когда мы уже входили в парк, я не выдер­жала и сказала: «Как хорошо пахнет яблоками». А. В. ответи­ла: «Где же ты их слышишь?» —«Их близко нет, это пахнет листьями сухими», — говорит В. В. Но я уверенно ответила: «Я хорошо знаю запах яблок и сухих листьев». • Когда мы сели на скамейку, А. В. вдруг вспомнила, что у нее в сумочке лежат яблоки. «Я о них и забыла», — сказала она. (По О. И. Скороходовой, стр. 57.)

 

Задача 2.

Из предложенных слов выберите те, которые ха­рактеризуют природу ощущений человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, ин­формативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеаль­ность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъек­тивность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

 

Задача 3. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отра­жение.

Задача 4.

Выберите правильные суждения из предложенных.

 

1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредова­ны его практической деятельностью, всем процессом общественно-исто­рического развития культуры.

4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно свя­занных ощущений.

5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфичес­кой энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной «вспышкой света».

6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии орга­нов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к от­ражению различных видов энергии.

7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адек­ватности воспроизведения этих свойств.

8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раз­дражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощу­щения.

9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.

10. Ощущение — активный процесс, осуществляемый как система сен­сорных действий, направленных на селекцию и преобразование специ­фической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное.

 

Задача 5.

Проанализируйте отрывок и сделайте вывод о при­роде ощущений. Насколько человек властен над своими ощущени­ями — может ли он затормозить или усилить их?

Она почувствовала жар, прилив крови, головокружение.

Ну ясно, что у нее кружилась голова. Конечно, у нее был жар. Она же весь день сидела в пальто. Господи! Кинозал переполнен. Как селедок в бочке. Нечего удивляться, что она задыхается. Просто чудо, что она еще не упала в обморок. Джесс подалась вперед, потянула за рукава, стягивая с себя пальто, как будто оно загорелось.

— Ради Христа! — пожаловался кто-то рядом. — Не можете ли вы посидеть спокойно?

— Простите, — прошептала Джесс. Ей все еще было жарко, она все еще была взвинчена, кружилась голова. То, что она сняла пальто, ничего не дало. Она начала стягивать с себя свитер. Голубой, зеленый, сирене­вый — какого бы цвета он ни был, в нем было слишком жарко. Она просто задыхалась, ей не хватало воздуха. Почему ей так трудно дышать? Джесс нервно обернулась, ища знак «выход», мотая головой то в левую, то в правую сторону, бегая глазами по всем направлениям. От черепашь­его супа меня поташнивает, подумала она, стягивая через голову свитер с высоким воротником, воображая, что она находится в море, окруженная обезглавленными черепахами.

Неужели она заболевает? О, только не это! Только бы ее не вырвало!

...Джесс чувствовала, как к горлу подкатил комок. Она услышала за­пах черепашьего супа, смешанный с запахами жареной курятины и сыра «горгонзола». О, только бы не вырвало, молилась она, сжимая челюсти и скрежеща зубами.

Дыши глубоко, говорила она себе, вспоминая советы Дона. Дыши глубоко и подольше. От диафрагмы. Выдох. Вдох. Выдох. Вдох.

Не помогало. Ничего не помогало. Она почувствовала, как на лбу по­явилась испарина, как по щекам начали стекать капельки пота. Ей нехо­рошо. (Дж. Филди).

Задача 6.

Выберите правильные суждения из предложенных

1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры.

4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражителе поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной «вспышкой света».

6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.

7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективны свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.

9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще деятельность или ее компонент.

10. Ощущение ~- активный процесс, осуществляемый как система сен сорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватно отражение окружающего мира.

Задача 7.

Из приведенных примеров выберите те, в которых описыва­ются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

А. Девочка четырех лет нашла табель-календарь. Показывая на число «3», говорит: «Зина» здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3» "и повторяет: «И здесь Зина. И здесь». (По М. Я. Басову.)

Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показы­вают раствор синего цвета и просят найти такой же.

В. В детском саду проводится игра в. лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета.

Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают пять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребенок выслушивает звук одной из погремушек и должен най­ти такую же по звуку.

Д. Учитель предлагает учащимся I класса сравнить две ве­личины: 5 и 3. Ученик отвечает;. «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2».

Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную рабо­ту. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать.

 

Задача 8. Определите методологическую основу приведенных ниже утверждений. Попробуйте найти в них рациональное зерно и выдвинуть критические аргументы.

1. Достаточно сильно надавить глазное яблоко, чтобы «искры посыпались». При хирургическом удалении зрительного нерва больной «видитмолнию». Ощущение звука получается и при механическом возбуждении слухового нерва. Значит... в самом органе чувств заложена особая «специ­фическая энергия», от нее, а не от воздействия внешнего, объективного предмета и зависит содержание ощущения. (По О. О. Яхот)

2. Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано ощущение, — постольку ощу­щение может считаться знаком... его, но не изображением. Ибо от изобра­жения требуется известное сходство с изображаемым предметом... От зна­ка же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является. (Г. Гельмголъц)

3. И. Мюллер утверждал: «Чувства знакомят нас с состоянием нашего тела при посредстве ощущений, присущих нервам органов чувств; ощу­щение сообщает нашему сознанию не о качестве или состоянии внешних веществ (вещей), но о качестве, состоянии того или иного чувствующего нерва, вызванном внешними причинами». (По В. П. Петленко)

4....Ощущение цвета, звука и т.д. по своему содержанию не что иное, как разряд специфической энергии, дремлющей в нервном волокне. (По М. Г. Ярошевскому)

 

Раздел «Ощущения».

Тема: «Основные свойства и характеристики ощущений»

Задача 1.

Чем объясняется последовательность изменения чувстви­тельности?

При поражении серого вещества спинного мозга наблюдает­ся изменение кожной чувствительности соответствующей части тела: сначала исчезает болевое, ощущение, затем ощущение тепла и холода и, наконец, тактильная чувствительность.

Задача 2.

1. Чему равна прибавка, необходимая для получения едва заметной разницы в ощущении давления при 800 г, при 250 г; в ощущении звука при 15 дцб, при 40 дцб; в зрительном ощуще­нии при освещении в 30 люксов, 200 люксов?

2. На основании какой закономерности это можно устано­вить?

Задача 3.

Некоторые люди получают удовольствие от применения ост­рых специй (хрена, горчицы и т. п.), которые, очевидно, воздейст­вуют на болевые раздражители.

1. Возникает; ли чувство удовольствия при нижнем абсолют-ком пороге чувствительности?

2. Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувст­вительности?

Задача 4.

При исследовании звуковысотного слуха обнаружено, что чувствительность к малым высотным разностям у пианистов и скрипачей неодинакова.

1. У кого чувствительность выше?

2. Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности?

 

Задача 7.

Проанализируйте приведенный отрывок. Как вы считаете, можно ли «обмануть» свои ощущения? Где такие «обма­ны» могут быть полезными?

Пластмассовые чемоданы и сумки опрыскиваются химическими ве­ществами, которые сообщают изделиям запах настоящей кожи. В продажу выпускаются пластмассовые ящики для белья, пахнущие сосной, канаты и сети, сделанные из синтетических волокон, пропитанных составом, Который дает запах просмоленной пеньки.

Оказывается, можно смоделировать даже запах свежевыпеченного хлеба Свежий, только что вынутый из печи хлеб обязан своим ароматом I, 4, 5, 6-тетрагидро-2-ацетапиридину...

 

Задача 8.

1. В заде включены люстры, которые дают освещенность в.две тысячи люксов. Заметят ли

присутствующие, если освещенность изменится на ! двадцать пять люксов? Почему?

2. В цехе работает шестьдесят одинаковых станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы

мастер на слух мог это установить

3. Юноша несет Связку из десяти книг, каждая из которых весит триста граммов. Заметит ли он,

что связка стала тяжелее, если подложить ему еще брошюру весом в восемьдесят граммов? Почему?

Задача 8.

Попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? Отражается ли что-нибудь в зеркале, если в него никто не смотрится?

2. Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения и ног приятия?

3. Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль — объективная реальность?

4. Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?

5. Почему больной зуб при ощупывании языком кажется больше, чем при разглядывании?

6. Почему мы можем испытывать вкусовые и обонятельные ощуще­ния, не видя и не осязая соответствующих предметов?

7. Почему в Англии в средние века запрещалось бить жену ночью?

8. Почему толстым людям рекомендуется надевать одежду не с попе­речными, а только с продольными полосками?

 

Задача 9.

Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях.

1. Повар без труда определил разницу в приготовлен­ных соусах.

2. Окрашенные в светлые тона стены помещения вы­звали у посетителей ощущение прохлады.

3. Шлифовальщик определил незначительную шеро­ховатость на поверхности изделия без измерительных приборов.

4. У скрипача, долгое время занимающегося музыкой, значительно повысился звуковысотный слух.

5. После купания в горячей ванной отдыхающему по­казалось, что в коридорах санатория стало гораздо холод­нее.

6. Сталевар по оттенкам расплавленного металла мо­жет с большой точностью установить его температуру.

7. После наблюдения за мерцанием иллюминации ма­льчик еще некоторое время видел в темноте яркие свето­вые пятна.

8. При прослушивании симфонической музыки слу­шатель выделяет из общей игры оркестра партию виолон­чели.

9. Врач ставит диагноз о заболевании внутренних орга­нов пациента на основании проведенной пальпации (ощу­пывания).

10. При быстром движении фонаря в темноте наблюда­телю кажется, что он оставляет светящийся след.

11. Девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести.

12. При увеличении частоты мигания лампочки с како­го-то момента наблюдателю будет казаться, что она све­тится постоянно.

13. Предметы яркого оранжевого цвета кажутся теплы­ми.

14. Если после сладкого чая попробовать на вкус яблоко, оно покажется кислым.

15. Опытный врач может определить болезнь сердца по незначительным шумам в его работе.

16. В некоторых случаях голос человека называют бар­хатным.

Задача 10.

1. Уменьшается или увеличивается острота зрения в опи­санном факте?

2. Какая закономерность ощущений здесь проявляется?

3. Каков физиологический механизм такого изменения?

При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет ост­роту зрения.

 

Задача 11.

Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.

Б. А. Н..Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цвет­ным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирает­ся преимущественно на осязательные, обонятельные, двигатель­ные и вибрационные ощущения.

Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения лет­чика-наблюдателя повысилась.

Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сце­ны, стали казаться зрителям громче.

Ниже под соответствующими номерами даны ответы на по­ставленный к задаче вопрос. Выберите тот номер ответа, в ко­тором все явления указаны верно.

1. а) Изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация,

д) синестезия.

2. а) Адаптация, б) синестезия, в) специфическая сенсорная организация, г) сенсибилизация,

д) сенсибилизация.

3. а) Адаптация, б) специфика абсолютного слуха, в) тре­нировка чувствительности, г) сенсибилизация, д) синестезия.

 

Задача 12

На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синие, зеленые, серые), воспринимается человеком на три-пять граду­сов ниже, чем она есть на самом деле. Учитывая это, для стен некоторых служебных помещений (в горячих цехах, машинных отделениях и т. п.) были специально подобраны краски.

Какая закономерность ощущений установлена в этих иссле­дованиях?

 

Задача13..

Какая закономерность ощущений объясняет изменение в остроте зрения?

У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показы­ваемые фигуры.

Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотники», чтобы по ним найти местонахождения зве­рей. В игре дети обнаружили гораздо большую остроту зрения. (По Т. В. Ендовицкой.)

Задача 14.

Какая закономерность ощущений объясняет изменение в остроте зрения?

У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнавать показы­ваемые фигуры.

Затем те же фигуры дети должны были узнавать в условиях игры в «охотники», чтобы по ним найти местонахождения зве­рей. В игре дети обнаружили гораздо большую остроту зрения. (По Т. В. Ендовицкой.)

Задача 15.

Какая закономерность лежит в основе описанного факта?

Проведено исследование, которое установило влияние трени­ровки на распознавание силуэтов самолетов, видимых под очень малым углом зрения. Если в первый день опытов испытуемые правильно опознавали силуэты с максимального расстояния в 6 м, то после семидневных упражнений они были в состоянии опознавать формы с той же точностью уже на расстоянии в 22 м.

Задача 16.

При поражении зрения и слуха практическое значение при­обретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые из­далека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом посредством вибрационного чув­ства слепоглухонемые узнают, когда к ним.в комнату кто-ни­будь входит;.

1. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибра­ционное чувство?

2. Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?

Задача 17.

Дайте объяснения приведенным ниже явлениям. В каких случаях возникает «сенсорный голод»?

Антарктическая ночь таит в себе что-то сверхъестественное. Быть может, чары нерушимого одиночества усиливают сознание того, что мы оторваны от всего человечества... Нам не хватало света, движения, возду­ха. Мы как бы старели на глазах друг друга... Тишина временами стучала в ушах, всякое нарушение ужасной пустоты и оторванности было облегче­нием... Так текли без перемен длинные и темные дни зимы. Медленно и скучно проходило время, и лишь обязательная запись показаний инстру­ментов вносила некоторое разнообразие. (К. Борхгревинк).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...