Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование знаний о природных объектах




Тема «Природные объекты» включает в себя следующие под­темы: «Почва», «Вода», «Воздух».

При изучение этих тем нужно проводить практические работы, опыты, наблюдения. На уроках каждую пару учащихся обеспечить соответствующим прибором для постановки опыта и набором не­обходимого раздаточного материала.

Когда учащиеся самостоятельно проводят опыты, то на кар­точках им даются задания (поручения).

Методика урока по теме «Почва» изложена в книге 2 «Обуче­ние в 4 классе» / Под ред. Б. И. Фоминых. М., 1989.

Говоря о бережном отношении к почве, можно предложить де­тям картинки или ситуации:

1. Утро, дети с корзинками идут за грибами через вспаханное поле.

2. Мальчики возле цветника устроили игровую площадку. Один из них побежал по клумбе за мячом.

3. Девочка рвет цветы на клумбе.

4. Мальчики играют в мяч (волейбол) на спортивной площадке.

5. Девочки сажают растения на грядке.

Учащиеся должны оценить поведение школьников и обосно­вать оценку. Можно учащимся задать вопрос: почему почву назы-

вают «чудесная кладовая»? (загадать загадку: всех нас корми I, I сама есть не просит (земля)); поработать над пословицей: нет дсм 1И счастливей, чем труд на родной ниве.

Изучение темы «Вода» можно начать с создания небольшой игровой ситуации: «Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я сно жинка вырезная, я по травке разлита. Догадайся, кто же я?» или

«Я и туча, и туман,

и ручей, и океан,

и летаю, и бегу,

и стеклянной быть могу?»

Затем актуализировать знания детей о значении воды и сооб щить, что вода на Земле находится в родниках, ручьях и реках, озе­рах и болотах, морях и океанах.

Изучение нового материала можно начать с беседы, цель кото­рой — выяснить, где в природе дети встречали воду. Из ответов учи­тель заключает, что в природе вода встречается в реке, ручье, озере и т. д. Это все водоемы. Водоем — это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

Знакомство с новым типом водоема должно идти в сравнении с предыдущим, но сначала следует сформировать представление о роднике (об источнике). Для этого учитель предлагает детям вспомнить, что происходит с водой, выпавшей на землю в виде осадков (испаряется, стекает по склонам в водоемы, просачивает­ся в землю).

С помощью рисунка учебника учитель дает первоначальное представление о слоях земли: почве, песке, глине и в ходе беседы прослеживается проникновение воды через почву, песок. Вода дошла до глины и остановилась. Может ли она беспредельно на­капливаться здесь? (не может). Веда начинает искать выход. Она стекает по слою глины в ту сторону, куда он наклонен. Если слой глины имеет выход на поверхность земли, что чаще всего бывает на обрывах, вода выходит на поверхность. Образуется родник, или его еще называют ключом или источником.

Источники дают начало маленьким ручьям, они, сливаясь, об­разуют большие ручьи, а затем реки. С помощью схематического ри­сунка можно создать предстаатение об истоке, русле, устье, правом и левом притоках реки, при этом следует сформировать умение определять правый и левый берег реки, ручья и отличать ручей от 70

■Жи. Затем учитель обращает внимание на изображение рек на

 

Далее учащимся предлагается посмотреть карту своей облас-Пи (республики) и ответить на вопрос: есть ли реки в области (рес-■ублике), где они живут. Нужно познакомить с названием крупней­ших рек и показать их на карте. Следует показать иллюстрации рек силой области (республики) из краеведческих изданий.

На территории Беларуси находится более 20 тысяч рек и ручьев, более 10 тысяч озер, 150 водохранилищ. Не зря нашу рес­публику называют «синеокой».

Затем учащимся показываются картины и предлагается отве-I тить на вопросы: что собой представляет озеро? Чем озеро отли­чается от реки?

Выслушав ответы детей, учитель говорит, что озера в отличие oi рек не бывают такими длинными. У реки два берега, а у озера кругом берега. Можно обойти все озеро и снова прийти на то место, () i куда начинали путь. По глубине озера бывают глубокие и мелкие. Учитель знакомит детей с обозначением озер на карте и называет их. Учащиеся находят на карте различные озера. Учитель обраща-I ет внимание на то, что форма и окраска изображенных на карте озер различна (среди голубой окраски нанесены темно-синие пят­на). Форма изображенного на карте озера часто соответствует при­родному объекту. Окраской обозначена глубина озера. Чем темнее окраска, тем глубже озеро или какая-то его часть. Значит, по изоб­ражению на карте можно узнать глубину и форму озера. Люди соз­дают и искусственные озера (пруды, водохранилища).

Для закрепления материала на доске можно вычертить конту­ры реки и озера, а дети должны определить, что это за водоемы, и обосновать свой ответ.

В заключение нужно акцентировать внимание на охране водо­емов, решать проблемные ситуации, работать с таблицами — основами и знаками — символами.

Следует также рассмотреть вопрос о трех состояниях воды (жидком, твердом и газообразном), как оно изменяется в зависи­мости от сезона (вода в виде осадков): зимой — снег, иней, измо­розь (род инея); весной — дождь, снег; летом —дождь, роса, град; осенью — туман, иней, дождь, снег, изморось (моросящий дождь), туманы бывают во все времена года.

При изучении физических свойств воды дополнительно м<щ но проделать опыты (см. Паршакову 3. П. и др. Человек и мир 1 1 классе: Учеб.-метод. пособие для учителей. Мн., 2000).

Изучая тему «Воздух», можно проделать простейшие опмп (см. 3. П. Паршакову) и сообщить учащимся источники его зшрия нения (неисправный транспорт, предприятия, особенно химичив кие, электростанции), о значении воздуха в жизни живых сущее щ| влиянии грязного воздуха на здоровье людей и состояние ра< 14 ний, о роли растительности в очистке воздуха, мероприятиях по Я охране (лесопосадки, установление приспособлений для улавл! Вания вредных газов и дыма, увеличение количества троллейбусов и трамваев в городах и т. д.) и о способах определения силы во 11 щ (по деревьям, дыму из труб).

4.8. Изучения темы

«Природные богатства Республики Беларусь»

Природные богатства — это все существующее на Земле, но созданное деятельностью человека.

Природные богатства — это полезные ископаемые, леса и все, что растет и водится в лесах (грибы, ягоды, звери, птицы), это реки и озера с населяющими их животными и растениями. Люди -основное богатство нашей страны.

Главной целью изучения данной темы является углубление и дифференциация знаний учащихся о природе, расширение круго зора, обогащение жизненного опыта детей, воспитание моральной и экологической культуры, развитие эстетических чувств.

При изучении полезных ископаемых следует ввести понятие «полезные ископаемые» и дать толкование этих слов. Слово «по­лезные» означает, что они полезны человеку, он их определенным образом использует. «Ископаемые» — значит их копают, добыва­ют из глубин земли или с ее поверхности.

Необходимо сообщить, что в Беларуси добывают нефть, ка­менную и калийную соли, гранит, песок, глину, известняки, торф и другое, познакомить с условными обозначениями месторождений полезных ископаемых и формировать умение находить и показы­вать их на карте.

Приблизительный план изучения полезных ископаемых:

1)название;

2) Внешний вид (особенности). Основные свойства: цвет, состо-Нние (твердое, жидкое), запах, вес, величина и цвет частичек, I семи они различимы;

3) использование в определенной области хозяйственной дея­тельности человека;

4)охрана (меры по бережному использованию);

Можно рассматривать и такие вопросы как «Залегание» и ■Добыча».

Изучение каждого полезного ископаемого должно начинаться ■ схюбщения или выяснения его названия и непосредственного «акомства с ним путем демонстрации его образцов из коллекции. В ходе рассматривания образца составляется характеристика его мпешних признаков или свойства ископаемых устанавливаются с I к >мощью выполнения элементарных опытов (проведения практи­ческой работы, инструктаж к которой дан в учебнике).

По мере выполнения опытов на доске заполняется таблица "< Свойства песка и глины» (они изучаются в сравнительном аспек-I с) План изучения и сравнения дается в учебнике (можно записать

на доске). Результаты заносятся в таблицу:

Основные свойства Песок Глина
Сыпучесть + -
Вязкость - +
  Водопроницаемость + -
Запах - +

Установленные на основании проделанных опытов свойства обобщаются устно. Проводится беседа, в процессе которой выяс­няется, как добывают, где и как применяются глина и песок (можно демонстрировать изделия из песка и глины).

Возможны и другие приемы: чтение учащимися соответствую­щего материала из учебника, демонстрация диафильма (кино­фильма) «Добыча и использование полезных ископаемых», нахож­дение на карте мест их добычи, дидактическая игра «Угадай, что это», заполнение таблиц, демонстрация учителем изученных иско­паемых и узнавание их учащимися, отгадывание загадок-описаний, решение математических задач экологического содержания. (За один день в школе расходуется кусочек мела весом 8 г. Сколько мела используется за учебный год? В Беларуси запасы торфа рав ны 400 млн. тонн. За один год добывается 20 млн. тонн. На сколь лет хватит запасов торфа в Беларуси?) А)

Название Основные свойства Лля чего используется
     

 

 

Название полезно го ископаемо го. Изготавлив аем ые из него из лепия

 

 

Богатства республики

Из недр Из леса Из водоемов
     

 

Решение подобных задач позволяет убедить детей в том, чт человеку нужны полезные ископаемые, но, к сожалению, их запасы исчерпаемы.

Задания

1. Разработайте конспект урока природоведческой экскурсии (класс и тема — на выбор).

2. Обоснуйте необходимость организации наблюдений за пого­дой при преподавании предмета «Человек и мир».

3. Составьте памятку наблюдений для учащихся «Наблюдение за погодой».

4. Охарактеризуйте методику изучения растительного и живот­ного мира в курсе «Человек и мир».

5. Разработайте развернутый конспект урока по теме «Природ­ные сообщества Республики Беларусь».

6. Перечислите игры, направленные на формирование логи­ческих умений определять объекты по деталям, животных по способу передвижения, по голосовым реакциям, по виду кор­ма, по характеру жилища.

7. Назовите предполагаемое оборудование к урокам по теме «Природные богатства Республики Беларусь».

8. Подберите или изготовьте наглядные пособия к теме «Поры
' года».

Литература: 3,6, 8,10—12,16—17,21, 32—33,36—39,41,43, 46, 51,53. 74

Глава 5

РАБОТА НАД ОБЧЕСТВОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

При работе над разделом «Человек и общество» нужно ре­шать следующие задачи:

• формировать навыки правильного поведения в семье, шко­ле, на улице, в общественных местах, в коллективе;

> обогащать социально-нравственный опыт;

• воспитывать любовь и заботу о членах семьи, внимательное и заботливое отношение к педагогам и сверстникам, уваже­ние и вежливое обращение к окружающим людям (на улице, в транспорте, магазине и других общественных местах);

• формировать у детей представление о том, что труд людей всех профессий — нужное и почетное дело;

• воспитывать интерес, положительное отношение и уважение к людям труда;

• воспитывать бережное отношение к вещам, окружающим ре­бенка (к личным, вещам взрослых и сверстников);

• формировать умение выполнять посильные поручения взрослых, помогать друзьям, дружно работать в коллективе;

• помочь ребенку осознать себя членом семьи, членом школь­ного коллектива, гражданином своей страны.

5.1. Методика изучения темы «Школа»

Тема «Школа» изучается в подготовительном — втором клас­сах. В ней можно выделить несколько подтем:

1. Класс, рабочее место ученика, обязанности учащихся.

2. Школьные помещения, их расположение по этажам и в пространстве (в левом, правом крыле), оборудование поме­щений.

3. Профессии работников школы.

4. Школьный двор.

5. Режим дня и гигиена школьника.

6. Правила поведения в классе, спальне, столовой, на прогулке и т. д. Правила для учащихся, правила поведения со взрос­лыми и ровесниками, со знакомыми и незнакомыми людьми.

На уроке по теме «Класс. Рабочее место ученика», необходи-1 мо обратить внимание на содержание в порядке учебных принад-1 нежностей, на правила посадки за партой, определение необходи-; мого расстояния от книги до глаз при чтении (30—35 см).

Изучая школьные помещения, рекомендуется проводить экс-курсии по школьным помещениям и двору, усваивать их названия, расположение (что находится на первом, втором этаже? Назови помещения левого, правого крыла? Где расположена учитель­ская? и т. д.), оборудование (что есть в классе? Какая мебель име-: ется в спальне? Что находится в изоляторе?) и назначение (что де-1 лают в спальне, в игровой комнате, в школьной мастерской и т. д.?) | Помещения описывают по плану: а) название; б) Назначение; [' в) Оборудование; составляют о них рассказы, проводят дидактичес­кие игры «Угадай, где я был», «Что где находится?», «Что где нуж­но?», по характерным предметам, деталям определяют, что это за помещение (столярный станок — столярная мастерская, термо­метр — кабинет врача, гимнастическая лестница—спортивный зал).

При изучениия профессий работников школы важно сформи­ровать умения:

• соотносить названия профессий и их действия (дидактичес­кая игра «Кто что делает?»);

. определять профессию по описанию (игра «Угадай, кто это?». В записи на доске или плакате дают тексты. Например, I он очень любит книги, аккуратно расставляет их на полках! Дети приходят к нему, выбирают книги, чтобы прочитать);

. соотносить профессию и инструменты, материалы (дидакти-! ческие игры «Что кому нужно?», «Угадай мою профессию»);

. соотносить профессию и место, помещение (дидактическая игра «Кто где работает?»).

При изучении темы «Режим дня» необходимо, чтобы учащие- \ ся поняли, что выполнять режим дня — это значит приучить себя в одно и то же время вставать, есть, готовить уроки, ходить на про- : гулку, работать и ложиться спать.

Режим дня — это необходимые, обязательные дела, которые | выполняются в нужной последовательности. Главные режимные I моменты: подъем, зарядка, умывание, завтрак, занятия в школе, | обед, отдых, подготовка домашнего задания, ужин.

Урок нужно оборудовать циферблатом и «линией времени».

 

«Линия времени» (длинная широкая полоска бумаги) прикреп­ляется к доске. В начале линии рисуется циферблат часов, показы­вающий 7 часов утра.

Параллельно ведется работа с раздаточным материалом. Да­ется задание: «положить в соответствующей последовательности рисунки тех вещей, которые нужны детям утром. На доске, возле «линии времени», выставляются рисунки соответствующих вещей. Можно допустить ошибку в их последовательности. По выставлен­ным рисункам учащиеся описывают утро и разыгрывают пантоми­му «Утро» («День», «Вечер»), т. е. по движениям ученика или учи­теля дети определяют, о каком времени сугок идет речь.

Дальше — «школьное время». На доске учитель чертит схему: цветным мелом рисует несколько отрезков (уроков), другим — пе­ремены между ними. Можно использовать ловушку: нарисовать от­резки одинаковой длины.

На «линии времени» с помощью циферблата обозначается начало уроков.

Дети отвечают на вопросы:. Сколько у нас сегодня (каждый день) уроков? > Как называется время между уроками?. Сколько у нас перемен? • Что длиннее — урок или перемена?

. Правильно ли это показано на доске? (исправляются «ошибки», если есть).

Таким же образом рассматривается время в интернате (по­сле занятий в школе).

Так с помощью карточек воспроизводится режим рабочего дня (режим дня в выходные дни). Кроме того, необходимо актуали­зировать знания о единицах времени и формировать (развивать) умение определять по часам продолжительность режимных моментов.

На усвоение временных понятий направлены такие задания,

как:

1. Рассказ, как дежурили Галя и Вова? Сначала... Затем... После...

2. Дополнение предложений. Утром... Днем... Вечером...

или

Я делаю зарядку... Я учусь... Я ужинаю...

3. «Небылицы»: утром я ужинаю. Вечером я делаю зарядку. Днем я завтракаю. Ночью я гуляю.

4. Продолжение предложений:

Сегодня четверг. Вчера была______________.

Завтра будет______________.

Послезавтра_______________.

Первый день недели_________________.

5. Показывание на циферблате: когда ты встаешь? Когда ты де­лаешь зарядку? и т. д.

6. Определение времени указанного учителем на циферблате (который час?).

7. Определение продолжительности режимных моментов:
сколько часов ты учишься? Сколько часов ты отдыхаешь?

При этом необходимо проводить словарную работу.

Говори так: «Обед продолжается 30 минут (полчаса)»; «Уроки мы готовим 1 час 30 минут (полтора часа)»; «Фильм закончился в 11 часов 45 минут (без четверти 12, без четверти полдень)» и т. д.

Спрашивай так: «Который час?»

Можно провести путешествие в Страну Часов, в ходе которого детей знакомят с тем, как люди определяли время до изобретения часов.

1-я остановка. «Солнце». Время определяли по солнцу (когда солнце всходит — наступает утро; долго-долго светит — день; на чинает темнеть — вечер; совсем темно —■ ночь).

2-я остановка. «Растения» (есть цветы-часы. См. рассказ М. Пришвина «Золотой луг»).

3-я остановка. «Петух» (петух кричит 3 раза в сутки: 1-й раз — в полночь, потом глубокой ночью и рано утром).

4-я остановка. «Часовой завод». Здесь делают различные ча­сы. Учитель предлагает детям присмотреться ко всем механиче­ским часам и сказать, что у них общего (циферблат, стрелки).

При изучении правил поведения следует познакомить детей с правилами культурного общения:. при разговоре смотри в глаза собеседника;. говори спокойно, не перебивай, умей терпеливо выслуши­вать собеседника; • не употребляй грубые слова;

. вежливо обращайся к учителю, другим работникам школы, сверстникам;

• вежливо и приветливо разговаривай друг с другом, внима­тельно слушай объяснения и ответы.

Нужно работать над формированием «речевого этикета» уча­щихся. В связи с этим дети должны знать основные формы привет­ствия людей в зависимости от возраста, пола, степени знакомства, времени суток, а также благодарности, просьбы, извинения, поже­лания и прощания.

Детям сообщают «волшебные слова» и широко используют речевые таблицы (см. Колтуненко И. В. Развитие речи глухих школьников. М., 1980).

Изучая правила поведения в школе, со взрослыми и ровесни­ками, знакомыми и незнакомыми людьми можно использовать та­кой прием, как создание проблемных ситуаций, которые ставят де­тей перед необходимостью выбора правильной линии поведения, поиска правильного ответа на поставленный вопрос. Например, как ты поступишь и какие слова употребишь:

• если на уроке надо спросить о чем-то учителя?

• если учитель на перемене разговаривает с кем-то из взрос­лых, а тебе надо к нему обратиться?

С правилами общения лучше знакомить детей в воображае­мых и естественных ситуациях, а закреплять на реальных приме­рах, не требуя заучивания этих правил.

Знакомят детей с правилами для учащихся (см. Михалов-ская Л. В., Матвеева О. Р. Человек и мир. 3 класс. Мн., 1998, стр. 24) и выполняют такие виды заданий:

• комментирование правил;

• соотнесение правил с рисунками и наоборот;

. работа с рисунками. Какое правило выполняется? Какое на­рушается? (Дидактическая игра «Правильно-неправильно»);. создание проблемных ситуаций и их решение;

• сравнение картинок с изображением различного поведения детей.

При изучении «Прав и обязанностей школьника» (2 класс) де­тям сообщают их права и обязанности (см. вышеуказанное посо­бие, стр. 26—27).

Во 2 классе изучаются правила поведения со взрослыми и од­нолетками, знакомыми и незнакомыми людьми.

Со взрослыми:

• будь внимательным;

• уступай место в транспорте;

• относись с уважением, доброжелательно;

• пропускай вперед при входе (выходе) из (в) помещения;

• во время разговора слушай внимательно.

Со сверстниками:

• будь доброжелательным;

• не обижай;

• помогай;

• относись дружелюбно;

• не задирай нос;

• не груби.

Со знакомыми:

• не забывай здороваться;

• выполняй поручения и просьбы;

• помогай входить и выходить из транспорта, носить тяжести;. поздравляй с праздником, с днем рождения.

С незнакомыми людьми:

• не вступай в беседу на улице;

• не впускай в дом;

 

• не соглашайся, если незнакомый человек приглашает тебя покататься на машине или мотоцикле;

• не бери сладости, деньги или подарки от людей, которых со­всем не знаешь;

• не садись в лифт с незнакомыми людьми, дождись следующего;

• не гуляй один далеко от дома, особенно на пустырях, в зарос­лях парков, в оврагах в темное время суток.

В связи с этим детям следует сообщить «золотое» правило: относись ко всем так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

При изучении правил обсуждаются, создаются и решаются проблемные ситуации, используются такие методы, как: беседа, рассказ учителя, чтение литературного материала, анализируются конкретные случаи из жизни самих детей. 80

 

5.2. Формирование знаний о семье

Изучением вопросов семьи, семейного воспитания, внутрисе­мейных отношений глухих и слабослышащих занимались Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay, Б. Д. Корсунская, Л. С. Ступникова, И. В. Цу-керман, Т. Г. Богданова и Н. В. Мазурова. Вопросы бьла людей со слуховой депривацией исследовала Е. Н. Марциновская.

Тема «Семья» в 1—3 классах представлена следующими подтемами:

• фамилия, имя, отчество, возраст ребенка, его родителей и других членов семьи;

• домашний адрес;

• родственные отношения;

• обязанности на работе и дома;

• день рождения;

«правила приема гостей и поведения в гостях и т. д.

• мой дом (моя квартира);

• оборудование дома (из чего что сделано, свойства и качества материалов);

• современная бытовая техника и правила пользования быто­выми электронагревательными приборами и спичками.

• правила противопожарной безопасности;

• родственники, родственные отношения;

• семейная экономика;

• для чего существует семья, семейные праздники;

• вещи в доме, уют в квартире;

• химические средства для поддержания чистоты и порядка в доме;

• соседи и отношение к ним; культура совместного проживания в многоквартирных домах; правила поведения в доме, на лестничной площадке, в подъезде.

Необходимо уточнить понятие «семья» (семья — это семь Я: ребенок, мама, папа и их родители —два дедушки и две бабушки) и состав семей учащихся (в разных семьях он различен), конкрети­зировать обязанности каждого члена семьи, проводить дидакти­ческие игры «Домашние обязанности», «Кто что делает?» и под­вести к выводу о том, что у каждого члена семьи есть дома свои де­ла — заботы, очень нужные для всей семьи.

 

Работая над фамилией, следует побуждать учащихся к тому, что­бы дети, отвечая на вопрос «Как твоя фамилия?», давали два ответа:

Моя фамилия______________.

Я________________________.

Что касается имени, то детям нужно показать, что малыша и взрослого зовут по-разному. Например, ребенка зовут Саша, Валя, взрослого — Александр, Валентина.

Детям нужно сообщить, что отчество — это пояснение, чьим сыном (дочерью) является человек. Можно работать так:

— Как зовут твоего дедушку?

— Дедушка Иван.

— Как зовут твою маму?

— Мама Наталья.

— Значит нужно говорить Наталья Ивановна.

Имя, отчество и возраст родителей дети должны запомнить (учитель берет данные из журнала).

На закрепление знания фамилии, имени, отчества и домашне­го адреса направлены дидактические игры «Почтальон» и «Адрес».

Оборудование к игре «Почтальон»: шапочка почтальона, кон­верты, в которых лежат чистые листы белой бумаги, карандаши.

Ход игры.

Выбирают почтальона. Он «разносит» письма. Тот, к кому «по­стучится» почтальон, должен назвать свою фамилию, имя, отчество и домашний адрес. Ответивший на вопросы получает конверт, достает лист белой бумаги и начинает рисовать дом или «писать письмо».

Игра «Адрес».

Дети по очереди подходят к окошку «Почта». Им необходимо послать поздравление маме (папе). За окном «Почтальон» (учи­тель) спрашивает, какой у них домашний адрес. За правильный от­вет «Почтальон» выдает «квитанции» — разноцветные фишки.

Родственные связи в семье можно изучать с помощью схем и таблиц.

Кто для кого кто?

Мама — мать Родители
Папа — отец  

 

Важно чтобы дети осознали, что один и тот же человек одно­временно выступает в разных ролях. Так, девочка — это и дочь, и сестра, и внучка, а мальчик — это и сын, и брат, и внук (игра «Кто

я?»).

Полезно заполнить таблицу:

  И мя Отчество Фамилия
Чпены семьи Мама      
Папа      
Сын      
Дочь      

Дети должны дифференцировать членов семьи по возрасту (старший младший, самый старший, самый младший), а также знать профессии и место работы родителей (дидактическая игра «Выбери профессию»).

 

 

1 ОС Кто? Что делят-?
На работе Дома
Папа Мама Дедушка Бабушка    

Учителю необходимо познакомить детей с правилами поведе­ния в гостях и дома, с правилами приема гостей и рассказать, как надо поздравлять родных с днем рождения и другими праздника­ми; как принимать подарки; как нужно поступить, если тебя пригла­сили в гости, какие подарки можно подарить маме, бабушке, другу, в какой одежде лучше пойти в гости и т. д.

Вопрос о подарках в семье может быть изучен с использовани­ем различных вариантов. Авторы учебно-методического пособия «Человек и мир в 1 классе» (Мн., 2000 г.) рекомендуют следующее:

Вариант 1. «Спроси товарища».

• Что ты бы хотел (а) подарить маме (папе, брату,...)?

• Что ты хотел (а) бы получить в подарок?

• Можно ли подарить папе куклу? Маме цветные карандаши? Младшей сестре вазу?

После работы в парах эти же вопросы можно обсудить фронтально.

Вариант 2. Сюжетно-ролевая игра «Подарок».

Дети разбиваются на «семьи» по 4—6 человек. Каждая «семья» решает, кому из ее членов и в связи с каким событием (праздником, юбилеем, днем рождения) будут дарить подарки. Участники игры обсуждают (и репетируют) сам процесс дарения: кто и что дарит, что говорит при этом.

Затем каждая «семья» демонстрирует процесс вручения подарков.

Возможны и такие виды работ, как:

1. Беседа.

2. Сообщение и демонстрация правил.

3. Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Мы идем в гос­ти», «Ждем гостей».

Хорошо, если во время игры удастся организовать угощение в виде чая, печенья, бутербродов. Это делается для того, чтобы практически повторить правила поведения за столом. В процессе игры важно обращать внимание детей на культуру общения, на употребление таких слов, как «кушайте, пожалуйста», «спасибо, я уже взял», «попробуйте, пожалуйста», «передайте, пожалуйста».

4. Разыгрывание сценок «Приход гостей», «Встреча гостей», «Знакомство», «Прощание», «За столом» и т. д.

5. Создание и решение проблемных ситуаций. Например, под­ружка подарила на день рождения мяч. Он тебе очень понра­вился. Что ты ей скажешь? А если мяч тебе не понравился? Что ты должна ответить? (Поблагодарить за подарок. Не надо говорить, что тебе подарок не понравился, — ведь под­руга хотела сделать тебе приятное.)

6. Работа с «подарком Незнайки».

Незнайка подарил письмо (текст, таблицу) следующего содержания:

• не здоровайся;

• не обращай внимания на гостей;

• ешь неаккуратно. Вилка и ложка не нужны. Все можно брать
- руками;

• не говори «спасибо»;

• уходи не прощаясь.'

 

*

7. Дидактическая игра «С вилкой и ножом».

Задача: учить детей сервировать стол, располагать все так, чтобы было празднично, красиво и правильно, возбуждало аппетит и желание достойно вести себя за столом.

Оборудование: скатерть, вилки, ножи, ложки (столовые, де­сертные и чайные), вазочки для цветов, цветы, салфетки, тарелки, стаканы, чашки, блюдца.

Детям предлагается расположить посуду на столе.

При изучении темы «Мой дом» («Моя квартира») нужно:

— описывать помещения и комнаты квартиры по плану: 1)название;

2)назначение;

3) оборудование (мебель);

—посуду дифференцировать на кухонную, столовую, чайную;

—формировать понятия «столовые приборы» (ложка, вилка, нож), «столовое белье» (обеденная, чайная скатерть, обе­денные, чайные салфетки, фартук, косынка, рукавички-при­хватки, полотенце), «бытовая техника»;

—отгадывать загадки (сама не ем, а людей кормлю);

—проводить дидактические игры: а) «Чудо-вещи вокруг нас».

Дидактическая задача: познакомить детей с бытовыми прибора­ми, их назначением и техникой безопасности при пользовании ими.

Оборудование: картинки с изображением бытовых приборов.

Учитель говорит детям, что их в квартире окружают чудо-вещи и, отгадав загадки, они узнают названия этих вещей.

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел, там пыли нет.

Пыль и сор — его обед.

Дети не только отгадывают загадки, но и объясняют, как поль­зоваться бытовыми приборами. Сурдопедагог знакомит детей с противопожарной безопасностью.

б) «Отбери мебель».

Дидактическая задача: учить детей различать и называть ме­бель в зависимости от ее назначения.

Во 2 классе учащихся знакомят с материалами, из которых сде­ланы окружающие предметы. Это дерево, стекло, металл, плас­тмасса, бумага, ткань, глина, резина, кожа. Изучая материалы, боль­шое внимание следует уделить обогащению словаря учащихся прилагательными, образованными от существительных — назва­ний материалов. Например,

Из дерева сделаны стол, карандаш.

Стол, карандаш —- деревянные.

Из стекла сделаны стакан, ваза.

Стакан, ваза — стеклянные.

Из ткани сделаны костюм, шторы.

Костюм, шторы — тканые.

Нужно работать с образцами материалов (раздаточным мате­риалом), наблюдать и задействовать все органы чувств, проводить простейшие опыты или действия, в результате которых учеников подвести к выводам, например, о гладкости и хрупкости стекла.

Результат наблюдений следует представить в виде записи. «Свойства и качества материалов.» (см. Михаловская Л. В., Мат­веева О. Р. Человек и мир. 3 класс. Мн., 1998. стр.108)

На закрепление могут быть направлены следующие виды работ:

• Ответы на вопросы.

Что сделано из ткани? Из чего сделана посуда? Мебель? Что твердое? Что хрупкое?

• Дополнение предложений.

Из бумаги сделаны... и.... Называние указанных учителем предметов (назови резиновые предметы).

• Сравнение материалов по признакам.

Дерево и металл (какие?).... Дерево легче металла. Металл... дерева. Дерево... в воде, а металл.... Дерево... в огне, а металл....

• Игры «Кто быстрее?», «Из чего?».

На уроке по теме «Уход за квартирой, мебелью, комнатными растениями и домашними животными» нужно:

— сформировать понятие «предметы для уборки» (веник, швабра, таз, чистящий порошок, тряпки, ведро);

— работать над глаголами, вводить их в активный словарь пу­тем дополнения предложений:

ковры,......;

мебель,....;

пол,...,....;

цветы,...,....;

— проводить дидактические игры:

• «Уборка квартиры».

Дидактическая задача: уточнить, в какой последовательности нужно убирать квартиру, с чего начинать и чем заканчивать.

• «Каждой вещи свое место».

Задачи: учить детей выполнять свои обязанности, соотносить вещи с их местом нахождения в доме.

Педагог говорит: «В этой комнате нужно навести порядок:

— Что вы повесите в платяной шкаф?

— Что поставите на обувную полку?

— Где место посуде?

— Где должны храниться книги? и т. д.»

Для проведения игры используют картинки или рисунки детей.

• «Что было бы, если бы...».

Дидактическая задача: воспитывать бережное отношение к вещам.

Учитель предлагает ситуации: что было бы, если бы дети: сло­мали столы и стулья, измазали мебель и т. д., а также:

— акцентировать внимание на роли ребят в уходе за кварти­рой, мебелью, комнатными растениями и домашними животными: как ты помогаешь маме? Какие обязанности по дому ты выполняешь?

Учитель может предложить детям, как рекомендуют В. Кучин-ский и С. Докиш, отвечая на вопрос «Как правильно поступать?», сделать выбор: подметать пол сухим или влажным (слегка смочен­ным) веником или сначала вымыть, а потом подмести пол или нао­борот? и т. д.

Учащихся необходимо познакомить с правилами поведения дома, правилами пользования бытовыми нагревательными элект­роприборами, причинами пожаров, правилами противопожарной безопасности, действиями детей и взрослых при пожаре, (см. Ми­халовская Л. В., Матвеева О. Р. Человек и мир. 3 класс. Мн., 1998. стр. 113, 116—117, 124).

Нужно работать с таблицами по технике электробезопаснос­ти, раскладывать картинки на две группы (пожароопасные предме­ты и вещества; предметы-вещества, с помощью которых можно

потушить пожар), проводить игру «Правильно-неправильно» (вместо точек вставить слова «можно» или «нельзя»). Например:

• зажигать газовую плиту, когда в помещении есть запах газа;

• включать (выключать) электрические приборы, когда в поме­щении есть запах газа;

• решать ситуации и анализировать конкретные случаи из жиз­ни самих детей.

Работая над подтемой «Родственники, родственные отноше­ния», следует сформировать понятия «родные» и «родственники».

Родные — это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Родственники — это дядя, тетя, племянник, двоюродная сес­тра, двоюродный брат, тесть, теща, свекровь и свекор.

Учащимся объясняют, что дядя — это родной брат твоей ма­мы или твоего папы; тетя — это родная сестра твоей мамы или твоего папы и т. д.

Нужно показать детям, что один и тот же человек исполняет разные социальные роли, т. е. он может быть сыном, внуком, бра­том, зятем, мужем, отцом.

При формировании и закреплении вышеназванных понятий возможны следующие виды работ:

1. Классификация (в виде игры).

Карточки с названиями членов семьи и родственников дети должны разложить на две группы:

2. Составление (предъявление) схем.

3. Дописывание предложений. Например:

 

• маме и папе я...;

• бабушке и дедушке я....

4. Перефразирование:

а) супруги — кто это?;

б) как сказать по-другому? (Муж и жена — это кто?),

5. Выбор (подчеркивание) слов, которые подходят к ребенку.

Я... мальчик, девочка, дочка, сын, внук, внучка, сестра, брат, племянник, племянница.

Урок по теме «Родные» можно провести в виде путешествия в «Страну Взрослых», где будут остановки «Мама», «Папа» и т д

В теме «Семейная экономика» («Семейный бюджет») форми-I руются такие понятия, как «бюджет», «доход», «расход» и «резерв».

Бюджет — это расчет всех доходов и расходов семьи. Доход — все деньги, заработанные членами семьи. Расход — все деньги, которые тратит семья (израсходованы семьей).

Резерв — это то, что остается после расходования денег (за­пас, заначка, на черный день).

При изучении темы «Семейная эконо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...