Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Религиозные системы древнего мира




Религия народов древнего Двуречья

В конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э. вторгшиеся в район Двуречья семитские племена аккадцев образовали царства Шумера и Аккада. Около 2200 г. до н. э. на эту территорию приходит вторая семитская волна, что привело к возникновению амарейской династии в Вавилоне. Через 500 лет новая семитская волна породила ассирийскую империю в Месопотамии.

Поэтому верования и мифологические системы Двуречья дошли до нас в шумерской (шумеро-аккадской) и вавилоно-ассирийской формах.

В религии Шумера главными элементами мироздания считались небо и земля («ан» — «ки»). Первопричина всего сущего — первозданный океан. Распространена вера в существование пантеона живых божеств, похожих на людей, но бессмертных и наделенных сверхъестественным могуществом, которые управляют незримо ходом мироздания в соответствии с незыблемыми законами. Каждое из этих существ называлось «дингир» и ведало определенной частью мироздания (морем, воздухом, солнцем, луной и т. д.).

Шумерский пантеон - нечто вроде собрания под председательством верховного правителя. Ниже его идут 7 богов, «вершащих судьбы», и 50 «великих богов».

Антропоморфные бог Ану (небо) и богиня Ки (земля) породили бога воздуха Энлиля - верховного бога шумеров. Также особо почитались Энки - бог воды и бог мудрости, Нинхурсаг - великая богиня-мать, Инанна - богиня войны, Нанна - бог луны. Наряду с ними признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности. Главные религиозные идеи заключались в следующем: люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари и жрецы; существующие порядки и законы незыблемы. Цивилизация Междуречья экономически основывалась на земледелии, поэтому особенно был развит культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза.

С начала II тыс. до н. э. во главе пантеона богов становится покровитель Вавилона - бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилонских царей отражается в появлении тенденции к монотеизму — древние боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. Шумерские боги трансформируются в семитских (например, Инанн становится Иштар и т. п.).

В эпоху ассирийского владычества религия наполняется представлениями о племенных и национальных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре, который заменяет Мардука. После крушения ассирийской империи эти представления исчезают. В религии Двуречья всегда сохранялись остатки первобытных верований, в частности, анимизм и магия, была развита мантика (гадания), важная роль отводилась астральным культам. Религия Двуречья нашла отражение в древних письменных памятниках - «Энумаэмил» и эпосе о Гильгамеше, некоторые сюжеты и идеи которых были заимствованы древними евреями (например, легенда о потопе).

Религия Двуречья характеризовалась развитым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы, устраивались пышные празднества в честь богов, которые изображались в виде статуй.

Религии Двуречья оказали большое влияние на другие религиозные системы, особенно на зороастризм и иудаизм. С распространением в Месопотамии христианства и ислама древние религии постепенно размывались и прекратили свое существование к XIII в. н. э.


Религия Древнего Египта

Сведения о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» — заупокойных царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.), «Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Книги мертвых», «Книги дыхания» и т. д., а также из трудов античных авторов: Геродота (5 в. до н. э.), Плутарха (1 -2 вв. н. э.) и др.

Начало формирования религиозной системы Древнего Египта исследователи относят к VI — IV тыс. до н. э. Система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытного и раннерабовладельческого общества была очень широкой и объемной. В каждой области (номе) существовал свой пантеон и культ богов. В процессе образования рабовладельческого государства боги местных обмин объединялись в виде триады и в различные пантеоны во главе с богом - демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Позднее боги разделяются на общеегипетских и местных.

Огромную роль в верованиях древних египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для древнеегипетской религии, объяснялись значительной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Река Нил, от разлива которой зависело благополучие страны, олицетворялась в образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Многие боги изображались или в виде животных, или с элементами конкретных животных: Апис, Мневис, Бата - в виде быка; Сохмет, Хатор, Исида - в виде коровы; Амон, Хнум - в виде барана; Себек - в виде крокодила; Бает - в виде кошки; Анубис -с головой шакала; Гор - с головой сокола; Тот - с головой ибиса и др. Животные определенной масти объявлялись воплощениями божества, жили в храмах и были объектами культа. Практически все при­родные явления и сферы жизни древних египтян олицетворялись с конкретными богами, в честь которых строились величественные храмы и осуществлялись пышные религиозные ритуалы, для чего существовала огромная масса жрецов, имеющих строгую иерархию.

Древние египтяне верили, что каждый человек состоит из различных частей: материального тела, духа двойника (ка), души (ба), сердца, тени, не­видимой эфирной оболочки (кху), формы и имени, которое существует на небе. Вера в то, что некоторые сущности человека продолжают жить после смерти, породила обычай мумификации, так как считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Поэтому культ мертвых был очень распространен.

С утверждением V династии Древнего царства, происходящей из г. Гелиополя - центра почитания бога Ра — он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времен правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский Амон (Амон-Ра).

Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н. э. древнего бога - покровителя умерших -Анубиса. Происходит процесс слияния богов. Например, Амон отождествляется с Ра, Монту, Птахом, Гором; Ра - с Атумом, Гором, Амоном, Осирисом, Птахом. В период Нового царства становится популярной гелиопальская «девятка» — эннеада (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида, Нефтида, Осирис, Сет), которые становятся общеегипетскими богами.

В развитой египетской мифологии выделяются три основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об умирающем и воскресающем Осирисе.

Представление о верховном Боге в Египте складывалось по образу земных владык - фараонов которые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Во II тыс. до н. э. храмы стали могучей экономической и политической силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу власти фараонов В XV в. до н. э. это привело к попыткам религиозной реформации. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и других богов культом бога солнечного диска Атона и таким образом подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти фараона было восстановлено почитание прежних богов и в XI в. до н э. фиванские жрецы на некоторое время даже захватили престол и установили теократию. С распространением христианства в начале нашей эры религия Древнего Египта окончательно исчезла, но она оказала большую роль в формировании самого христианства. Египетский миф об умершем и воскресшем Осирисе и его матери Исиде оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа и Девы Марии.

 

Религия Древней Греции

Религиозные представления древних греков прошли через ряд исторических этапов развития: древнейший (дофессалийский), классический (фессалийский), эллинистический. Основные источники - «Илиада», «Одиссея» Гомера, классическая греческая лирика и драма, труды греческих и римских историков и мастеров.

Для религии древних греков было характерным развитие на всех этапах элементов ранних форм религии: фетишизма (почитание камней, деревьев, особенно дуба), тотемизма (в Фивах - почитание ласки, в Фессалии — муравьев, в Дельфах — волка и т. д.); анимизма (вера в души, духов, демонов); широкое почитание душ погибших (из этого возник культ героев), а также культа предков.

Древние греки поклонялись богам везде - в горах, в рощах, в гротах, возле источников - всюду, где, считалось, были боги. Там устанавливались жертвенники, а затем строились храмы. В Греции не было специального духовенства. Вне храмов жрец был человеком светским. Для свяшеннослужения он нигде не обучался. Главным актом религиозных обрядов было жертвоприношение, преимущественно животных. К богослужению принадлежали также процессии, танцы, игры и другие народные развлечения.

Древние греки верили, что после смерти души героев и праведников попадают в загробный мир на Елисейские поля (Элизиум), где живут в блаженстве, а души грешников - в Тартар (подземный мир), в котором вечный мрак и страдание.

Наибольшим проявлением приязни богов греки считали ясновидение и пророчество. Вещуны и вещуньи - люди, имеющие особые дарования, разъясняли разнообразные приметы — полет птиц, удары грома, неведомый голос, неожиданную встречу, краски, размещение внутренностей у животных, — видя в этом волю богов. Иногда бог говорил устами своих жрецов, и тогда в храме появлялся оракул

Во П-ом тыс. до н. э. мелкие местные боги оттесняются, и оформляется пантеон богов О греческих богах известно из древнегреческой мифологии-одной из наиболее известных. Согласно представлениям древних греков вначале был Хаос Из него произошли два могучих божества - Уран(Небо) и Гея (Земля). Они породили поколения титанов циклопов и богов. Вместе с богами родился мир, которым правил Кронос (свергнувший Урана) со своей женой Реей. Кроноса низлагает Зевс, который после воины с гигантами воцарился на горе Олимп и стал верховным богом. Олимпийская семья богов управляет миром, знания и могущество их огромны, но не беспредельны. Их деятельность ограничивает Мойра(Судьба), а также каждый

Кроме Зевса, наиболее популярными были: Гера покровительница брака и семьи, Деметра - богиня земледелия; Посейдон - бог морской стихии; Аид бог подземного мира; Афина - богиня мудрости Афродита - богиня красоты и любви; Аполлон бог искусств; Арес - бог войны; Гермес - бог предпринимательства; Гефест - покровитель ремесел др.

Иерархия богов отражала иерархию зарождающегося классового общества. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы, членами которых могли б свящённые. Это, прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса

С точки зрения древних греков, победа олимпийских богов никогда не была полной. Греки всегда верили в злую силу мертвых и не позволяли уничтожать своих древних каменных и деревянных идолов. В Древней Греции существовало как бы две религии: официальная - ее проповедовало государство, литература, искусство, основанное на гомеровских традициях, и догомеровские народные верования. Существовала и религиозная автономия как характерная черта древнегреческой религии: каждая община имела своих богов-покровителей.

На базе древнегреческой религии развивались различные религиозно-философские идеи и системы. Например, орфическая религия - своеобразный мистический монотеизм. Для орфиков боги были только внешними формами единого божественного существа.

В целом религия Древней Греции оказала огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

 

Религия Древнего Рима

Религиозные верования древних римлян возникают в начале I тыс. до н. э. и вырастают из римских племенных политеистических культов, которые испытали на себе влияние религии этрусков. Для древнеримской религии характерна вера в духов - покровителей природы, сельского труда. К ранним богам относятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально - бог посевов). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников). В патриархальной общине почитали богов и духов домашнего очага (Пана, Весту, Пенатов). В древнеримской религии сохраняются элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, например, волка). Мифотворчество древних римлян испытало сильное влияние мифологии древних народов, особенно греков. С образованием классов и государства оформляется пантеон римских богов, которые становятся общегосудаственными и которым строятся храмы.

Главные боги древних римлян: Янус - дух-хранитель дверей и ворот, бог всякого начала, ему посвящено утро, начало месяца января, он первый бог; Юпитер - главный бог (бог света, повелитель всех небесных явлений, само небо); Минерва — покровительница всех искусств и ремесел; Юнона - жена Юпитера, царица богов; Марс - бог войны; Венера - богиня весны, цветов и всего привлекательного в природе; Сатурн - бог урожая; Меркурий — бог торгового обмана. Особо почитались Юпитер, Юнона и Минерва, которым был посвящен храм на Капитолии в центре Рима (отсюда и название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворяющим могущество Рима, был признан Юпитер.

Древние римляне верили, что человеческая жизнь во всех, даже малейших, проявлениях находится под властью и опекой богов. Поэтому наряду с главными богами почитали множество меньших богов, духов, которые заведовали отдельными жизненными или хозяйственными делами (Ватикан, Кунина, Рунина, Куба, Вермин и т. д.).

Характерной чертой древнеримской религии было наличие персонификации или воплощений моральных понятий, человеческих чувств (Физес Верность, Конкордия - Согласие, Пакс - Мир Спес - Надежда, Ювенус - Молодость) и т д

Древнеримская религия имела очень разветвленную магию. Перед каждым важным делом римляне вначале узнавали про волю богов, которая проявлялась в различных знамениях, что наблюдали и разъясняли специальные жрецы-авгуры Большое развитие имели анимизм, и культ предков Духов предков называли манами - чистыми и добрыми духами. Близки к духам предков были личные духи гении, которые воплощали жизненную силу мужчин и юноны, которые были ангелами-хранительницами женщин. К духам-покровителям принадлежали лары, охраняющие поле и дом крестьянина, а также пенаты, заведовавшие кладовой Государство рассматривалось римлянами как большая семья, поэтому были и государственные пенаты, которых почитали в одном храме с Вестой (воплощением семейного очага).

Широкий веротерпимый политеизм римлян легко вбирал в себя чужие религиозные верования и представления, так что в период империи римская религия походила на сборище богов со всех концов света. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы, со 2 в. н. э. стал популярен культ иранского бога солнца Митры. Больше всего ощущалось греческое влияние, выражавшееся в культах Аполлона, Асклепия (Эскулапа), Геракла (Геркулеса) Артемиды и т. д.

В период Римской империи возникают культ цезарей обожествление личности императора.

В Древнем Риме не возникло жреческой касты и храмового хозяйства, что не создало и развитого вероучения, а веротерпимость римлян привела к тому, что государство не занималось религиозным воспитанием граждан. Это позволило христианству одержать полную победу в Риме.

Контрольные, вопросы

□ Назовите основные причины возникновения религий в Древнем мире.

□ Охарактеризуйте верования и культы в Древнем Египте.

□ Укажите основные черты религии в Древней Мессопотамии.

□ Что представляет собой религия Древней Греции.

□ Каковы особенности религии Древнего Рима.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...