Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом




 

Акционерные общества с государственным капиталом занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу на­учиться управлять такими обществами с учетом их специфики, сти­мулируя при этом в максимально возможной мере предприниматель­скую активность. По критерию участия в капитале и влияния госу­дарства на управление можно выделить три группы акционерных об­ществ: 1) со 100-процентным государственным капиталом; 2) с при­надлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государ­ственным пакетом акций, не являющимся контрольным.

Смысл образования акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом заключается в переходе к организацион­но-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчи­вости. Форма акционерных обществ по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государ­ство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущест­венную ответственность, что создает возможность обращения имуще­ства такого предприятия на погашение его долгов. Право собственно­сти на имущество и ответственность по своим долгам создают объек­тивные предпосылки рыночного поведения соответствующих фирм.

Государство-акционер непосредственно не управляет производст­вом, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность своих пред­ставителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее эффективность деятельности акционерного общества со 100-процент­ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие ор­ганы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на вы­пуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспо­собность таких предприятии падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подобного акционерного общества извращается.

Принципиальное значение для функционирования фирм со 100-процентным государственным капиталом имеет правовой меха­низм взаимоотношений между государственными органами и орга­нами управления акционерным обществом. Структура управления таким обществом существенно отличается от трехзвенной структуры, закрепленной в Федеральном законе «Об акционерных обществах». В акционерном обществе со 100-процентным государственным капи­талом, где государство выступает в качестве единственного акционе­ра, нет собрания акционеров. Его функции может осуществлять совет директоров, полностью сформированный государственным органом. Такой совет контролирует деятельность исполнительного органа об­щества, также назначаемого (или утверждаемого) государством. Прин­цип, который должен быть реализован во взаимоотношениях акцио­нерного общества с государственными органами, сводится к разум­ному сочетанию «свободы рук» государственных представителей в компании с достаточным контролем за их деятельностью со стороны государства.

Более перспективны акционерные общества, в которых государ­ству принадлежит контрольный пакет акций. Такие общества пред­ставляют собой компании со смешанной собственностью и решают по крайней мере две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью ос­новных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное ко­личество акций и создаются условия для широкого привлечения в эко­номику отечественного и иностранного капитала. Во-вторых, сохра­няется возможность воздействия государства на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов об­щества.

Существуют производства, перевод которых в частные акционер­ные общества недопустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам. Они под­вергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государ­ственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.

Управление акционерными обществами с государственным кон­трольным пакетом акций осуществляется главным образом предста­вителями государства (как правило, это государственные служащие). В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное боль­шинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, предста­вителям государства приходится считаться с мнением других акцио­неров. В соответствии с российским законодательством представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется пусть даже самый малый пакет государственных акций.

Роль представителя государства трудно переоценить. Это не про­сто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Это еще и активный член органов управления акционерным обществом, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии разви­тия. С помощью своих представителей государство оказывает влия­ние на объем и направление инвестиций и другие вопросы политики акционерного общества.

Функции и права представителя государства, управляющего па­кетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные от­личия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционе­ров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...