Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине




Образование независимого украинского государства обусловило кардинальные изменения в сфере государственно-религиозных отношений. Наша страна заявила о приоритетности прав человека, о своей поддержке международных правовых актов, обусловливающих права и свободы, и в частности, свободу совести.

В контексте Общей Декларации прав человека, документов, подписанных в рамках Хельсинских соглашений, которые непосредственно касаются проблем совести, религии, церкви, Верховная Рада Украины в 1991 году приняла Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Этот Закон сформировал законодательную основу, которая закрепила оптимальные демократические критерии государственно-церковных отношений, дал возможность создать правовые основы, необходи­мые для последовательной реализации принципов свободы совести, свободы религии и церкви в Украине. Специфический характер деятельности религиозных организаций нашел свое отображение в специальных нормах действующего законодательства, которое уточняя, конкретизирует правовой статус религиозных организаций, возможности и условия для выполнения или своей функциональной роли в обществе. В своей совокупности законодательство Украины, которое регулирует все правовые отношения, связанные со свободой совести выступает как целостная система нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права: административного, гражданского, криминального.

Фундаментальные основы, гарантии, условия и возможности практической реализации прав и свобод человека, в том числе права на свободу совести, нашли свое отображение в статьях раздела второго «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года.

Религиозные права и свободы рассматриваются в Конституции Украины, прежде всего как неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. В этом отношении Основной Закон Украины отвечает мировым стандартам, поскольку учитывает положения и требования международных документов, признанных государством.

В основу Конституции Украины положены основополагающие демократические принципы, обусловливающие положение и деятельность религии, церкви и верующих: равенство граждан независимо от их отношения к религии равенство религий перед законом, отделение церкви и религиозных организаций от государства, а школы ~ от церкви.

Утверждение Конституцией Украины научных принципов свободы совести происходит в сложных условиях активизации деятельности религиозных организаций. Украина - многоконфессиональная страна. Наиболее распространенной конфессией является православие, но оно разделяется на несколько враждующих между собой церквей, среди которых только Украинская православная церковь — каноническая по своему статусу. Активизируют свою деятельность украинская греко-католическая церковь, Римско-католическая церковь, многочисленные церкви протестантского направления, значительно возрастает численность мусульманских общин, общин иудейского вероисповедания.

В последние годы в Украине значительно возросло количество религиозных организаций нетрадиционных культов: харазматического направления, язычества, общества Кришны, мормонов и др. В результате деятельности зарубежных миссионеров возникают и другие малочисленные объединения верующих, старающиеся увеличивать свое влияние, привлекать верующих из иных религиозных конфессий, создавать религиозные организации, братства.

Все эти проблемы, возникающие в религиозных отношениях, можно решить только путем правового регулирования на основе толерантности, где главным положением становится конституционно утвержденный принцип свободы совести. Поэтому Конституция Украины уделяет много внимания положениям и нормам, связанным со свободой совести, придает им наивысшую юридическую силу.

Важное значение для понимания основных принципов отношения украинского государства и религии и церкви имеет статья 35 Конституции Украины, которая провозглашает: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепят­ственно отправлять индивидуально или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность».

Эта норма дает гражданам Украины, лицам без гражданства и иностранцам, которые пребывают на территорию Украины, право мировоззренческой и конфессиональный плюрализм, на свободный выбор, исповедание или изменение религиозных взглядов и убеждений по их собственному выбору и на выполнение согласно с ними необходимых культовых действий. Это право включает также свободу ведения религиозной деятельности, свободного распространения своих взглядов с помощью средств массовой информации или другим способом. Все действия, связанные с реализацией права на свободу, мировоззрения и вероисповедания, если они не противоречат законам государства, могут осуществляться публично или частью, индивидуально или коллективно. Никто не может принуждать человека к исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в отправлении религиозного культа, к выполнению церковных обрядов и церемоний. Из текста Конституции Украины следует, что гражданам дается право выбора руководствоваться религиозными убеждениями или материалистическими, верующий человек может заниматься религиозной деятельностью, человек-атеист - атеистической деятельностью.

В правовом значении «право на свободу мировоззрения» представляет собой высший уровень понимания свободы совести. Статья 35 подчеркивает: «Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей». Это означает, что в обществе не допускается существование таких религиозных организаций, чья деятельность направлена на причинение вреда государству и обществу, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды, на использование под предлогом отправления религиозных культов и ритуальных обрядов противозаконных приемов принуждения, на подталкивания граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей и нарушению общественного порядка, посягательства на жизнь, здоровье или честь личности.

Важное значение для понимания статуса религии в украинском государстве и обществе имеет положение статьи 35, в котором значится: «Церковь и религиозные организации в Украине отделение от государства, а школа — от церкви. Никакая религия не может быть признана государственной или обязательной». Это означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в определения гражданами отношений к религии и во внутренние дела религиозных организаций, в их деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, государство не распространяет на церковь, религиозные организации выполнение государственных функций, не финансирует их деятельность. Религиозные организации, в свою очередь, тоже не вмешиваются в дела государства, не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, не осуществляют их финансирования в избирательных кампаниях в эти органы. Поскольку верующие являются гражданами Украины, членами общества, то государство на общих основаниях защищает их права и законные интересы.

Этот принцип не означает изолированности церкви, религиозных организаций, священнослужителей и верующих от общественной жизни. Государство способствует участию религиозных организаций в социально-культурной жизни общества, осуществлению социального служения, благотворительной деятельности. Хотя религиозные организации не берут участие в деятельности политических партий, не осуществляют их финансовую поддержку, верующие, священнослужители имеют право на личное участие в политической жизни наряду со всеми гражданами. Образование в украинском государстве имеет светский характер. Доступ к разным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии.

Вместе с тем, законом предусмотрено, что граждане Украины могут приобретать религиозное образование индивидуально или вместе с другими. Церковь и религиозные организации имеют право создавать религиозного просвещения детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в других формах, используя для этого помещения, им принадлежащие или представленные в пользование. Они имеют право на создание средних и высших духовных учебных заведений, в которых ведется подготовка священнослужителей воскресных школ для изучения религии. В соответствии с желаниями родителей религиозное образование и воспитание их детей может осуществляться также в частных учебных учреждениях. Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию имеют право воспитывать детей соответственно своих собственных убеждений и отношения к религии.

В соответствии с конституцией Украины (ст. 35) «никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае если выполнение военной обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, выполнение этой обязанности может быть заменено альтернативной (невоенной) службой».

Замена выполнения одной обязанности другой по мотивам убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Предусмотрены правовые основы альтернативной службы, которая считается как государственная служба не в Вооруженных силах Украины или иных вооруженных формированиях. Право на альтернативную (невоенную) службу как вид выполнения общего военного долга по причине истинных религиозных убеждений имеют граждане Украины, состоящие в действующих, согласно с законодательством, религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и службу в Вооруженных Силах. Украина, как известно, является государством с многонациональным и поликонфессиональным составом населения. Поэтому целиком логично, что национальные проблемы рассматриваются в Конституции Украины в тесной связи с культурными, языковыми, религиозными и другими вопросами.

Статьей 11 Конституции Украины предусматривается такая норма: «Государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины».

Эта статья сформулирована с учетом положения Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Она целиком отвечает принципам конвенции Совета Европы «О защите национальных меньшинств», подписанной от име­ни Украины 10 сентября 1995 г. в Страсбурге.

Государство признает за национальными меньшинствами право на изучение не только духовного наследия, но и исповедание традиционной религии своих предков, отправление соответствующих религиозных обрядов. Это право никем не может нарушаться. Любая принудительная национальная, культурная, языковая, религиозная ассимиляция недопустима.

Свобода совести, провозглашенная Конституцией Украины, не только провозглашается в нашей стране, но и гарантируется соответствующими политическими, идеологическими, правовыми и материально-организационными факторами.


Контрольные вопросы

□ В чем заключается духовная свобода человека?

□ Каково содержание понятия «свобода совести»?

□ Что представляют собой государственно-церковные отношения?

□ Какие законодательные акты гарантируют свободу совести гражданам Украины?

□ Назовите основные положения Закона "О свободе совести и религиозных организациях" в Украине.

□ Как в суверенной Украине законодательно обеспечена свобода совести?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...