Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КП как область психологии, направленная на охрану и укрепление здоровья населения.




КП как наука, изучающая частные, так и общих закономерности нарушения психической деятельности.

Для того чтобы быть действенной, вооружать практику и ориентировать конкретные исследования психических болезней, теория психиатрии должка прежде всего располагать знанием общих закономерностей нарушения психики. Построение такой теории во многом определяется исходными общепсихологическими взглядами на природную детерминацию психики, на структуру и формирование психической деятельности. Не только понимание общих принципов и закономерностей нарушения психической деятельности, но и вся система конкретных психопатологических понятий (симптоматология, синдромология) существенно зависят от исходных психологических позиций. Они в значительной мере определяют как критерии выделении психопатологических симптомов (синдромов), так и принципы их систематики. Главным объектом изучения современной психологии являются именно закономерности формирования и течения психических процессов. Существенную эволюцию в современной психологии претерпело также само понятие психической функции. На смену прежнему представлению о психических функциях как неких первичных, элементарных и неразложимых свойствах душевной жизни пришло понятие о сложнейших многокомпонентных функциональных системах, формирующихся в течение жизни субъекта на основе большого комплекса мозговых структур и физиологических механизмов, которые подчиняются определенным закономерностям развития. При патологии мозга любая сложная психическая функция не «выпадает», не «уменьшается», а лишь изменяет свое течение, т. е. меняет свою структуру и соответствии с нарушением тех или иных компонентов (звеньев), входящих в ее состав (А. А. Ухтомский и И. П. Павлов). Клиническая картина патологии мозга может быть результатом нарушения различных звеньев тех или иных психических процессов. Основная задача экспериментальных патопсихологических исследований в изучении природы психических болезней и патологических состояний мозга состоит в исследовании закономерностей нарушенного течения тех или иных психических процессов при разных видах патологии мозга. Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то экспериментально-психологические исследования должны ответить на вопрос: как нарушено течение (т. е. структура) самих психических процессов. В этом и реализуется путь познания болезни от явления (т. е. психопатологического феномена) к сущности все более глубокого порядка.

КП как область психологии, направленная на охрану и укрепление здоровья населения.

Клиническая психология в практическом плане – это область профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья населения, направленной на профилактику заболевания, преодоление болезней, на успешную социально-трудовую адаптацию, реабилитацию.

1) В частности, тенденцией самой медицины к дифференциации многочисленных областей, к частной специализации сужению врачебной профилизации. Это требует усиления противоположных интегрирующих, центрирующих тенденций решающую роль в этом играет клиническая психология, вносящая «личностный» подход как в индивидуальное сознание врачей, так в теорию и практику всей медицины.

2) Идеология современной медицины эволюционирует: появляются тенденции к ее гуманизации. Министерством здравоохранения издан ряд приказов, вводящих в штатное расписание лечебных учреждений разного про­филя должности психологов (психиатрических и нарко­логических стационарах, о восстановительных стационарах об­щесоматического профиля, о восстановительных отделениях городских поликлиник общего профиля, в психиатрических диспансерах и в логотерапевтической службе).

3) Увеличилось количество людей, которым удалось спасти жизнь, т.е. увеличивается количество инвалидов, нуждающихся в психологической, социальной, трудовой реабилитации.

4) Участие клинических психологов в социально-трудовой адаптации, реабилитации больных в восстановлении нарушенных высших психических функций.

5) Направленность психологических реабилитационных мероприятий на предупреждение инвалидизации, на сохранение и восстановление личностного, трудового и социального статуса больного.

Принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций:

- социально-трудовая адаптация - восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач+юрист+социолог+психолог).

- коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания; коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

- восстановление нарушенных ВПФ;

- восстановление и нормализация отношений в среде.

КП как область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы:

  1. Психосоматическая проблема (соотношение души и тела, психики и сомы)
  2. Проблема мозговой локализации психических функций
  3. Системно-структурная организация психической деятельности (структура психических функций)
  4. Проблемы психодиагностических исследований (принципы построения диагностических исследований)
  5. Психологическое воздействие (разработка психологических основ психотерапии)
  6. Проблема взаимодействия биологического и социально-средового факторов в развитии и распаде психической деятельности.
  7. Психология бессознательного
  8. Разработка проблем личности и «нормы» в клинической психологии

Объект клинической психологии. В центре внимания клинической психологии находится человек с душевными “болями” и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Связи эти носят двусторонний характер: особенности психики обуславливают трудности адаптации человека, приводящие к повышению риска возникновения болезненных состояний (психосоматическая патология, неврозы и др.); болезни и их последствия могут влиять на изменения психологического склада человека, что приводит к дезадаптации, требуя психологической помощи в преодолении болезней и восстановления адаптационных способностей.

Основные категории теоретического аппарата клинической психологии: категория фактора в нейропсихологии и патопсихологии, патопсихологические и нейропсихологические синдромы.

Фактор – это функция определенной мозговой структуры, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологических и патопсихологических симптомов или синдромов.

Патопсихологический синдром – патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Основные патопсихологические регистр-синдромы (шизофренический, эпилептоидный и т. д.).

Понятия: норма и патология, здоровье и болезнь.

В настоящее время нет общепринятых определений этих понятий. В литературе можно найти десятки разных их толкований.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма - этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

Статистический подход. Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».

Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

В целом норма и ненорма - это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма - процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Здесь понятие «нормы» смещается до границ индивида.

Норма - динамическое состояние целого организма, оптимальным образом соответствующее выполнению им эволюционно определенной функции и обеспечивающее ему максимальную жизнеспособность в пределах его генетической нормы реакции.
Патология - это относительно стойкое отклонение функционирования организма или его части от нормы, приводящее к ограничению выполнения им своих функций и уменьшающее его жизнеспособность как следствие реакции организма (или его части) на раздражители разной природы.

Болезнь - это частный случай патологии, имеющий специфические атрибуты в виде этиологии, патогенеза и клиники (симптоматики).

 

Основные критерии общего здоровья:

- структурная и функциональная сохранность органов и систем;

- свойственная организму индивидуальная достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

- сохранность привычного самочувствия.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

Болезнь - это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также - в нарушении строения органов и тканей, и возникающее под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

Вопрос 2. Патология психических процессов. Классификация симптомов и синдромов по основным психическим процессам. Расстройства ощущений: гиперестензии, гипостезии, анестезии, парестезии, сенестопатии. Фантомные ощущения и боли. Расстройства восприятия образов, патологические иллюзии. Расстройства представлений, галлюцинации. Патология мышления, навязчивые идеи, бредовые идеи, сверхценные идеи.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы

  1. Познавательные: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание, сознание, речь.
  2. Эмоциональные: эмоции, чувства.
  3. Волевые: воля, мотивация, стремления, желания

Патология психических процессов формируется в соответствии с нарушениями процессов в познавательной, эмоциональной и волевой сферах.

Симпто́м - один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

Синдром – патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных.

Симптомы и синдромы нарушения сознания (симптомы - отрешенность, дезориентировка; синдромы - сопор, кома, делирий, онейроид).

Симптомы и синдромы нарушения восприятия (симптомы – зрительная агнозия и т.д., синдромы - деменция).

Симптомы и синдромы нарушения памяти (симптом - фиксационная амнезия, конфабуляции; синдром - Корсаковский синдром).

Также выделяют патопсихологичекую классификацию регистр-синдромов:

I — шизофренический;

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответ­ствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональ­ные аффективные психозы позднего возраста).

III — олигофренический;

IV — экзогенно-органический (в клинике ему соответ­ствуют экзогенно-органические поражения головного моз­га — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномальный (в клинике — акцентуи­рованные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реак­ции);

VII — психогенно-психотический (в клинике — реак­тивные психозы);

VIII — психогенно-невротический (в клинике — невро­зы и невротические реакции).

Патопсихологические регистр-синдро­мы опосредованы клинически, и их использование для ин­терпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.

Расстройства ощущений.

Ощущение – вид психической деятельности, который возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и явлений.

Гиперестензии -повышенная чувствительность к раздражителям, действующим на органы чувств.

гипостезии -пониженная чувствительность к раздражителям, действующим на органы чувств.

анестезии -отсутствие чувствительности к раздражителям, действующим на органы чувств.

парестезии -один из видов расстройства чувствительности, характеризующийся ощущениями онемения, чувства покалывания, ползания мурашек.

сенестопатии - неприятные, мучительные ощущения в разных частях тела и внутренних органах при отсутствии патологии этих органов

Фантомные боли и ощущения - возникновение боли возможно и без повреждения. Этот феномен наблюдается у ампутантов и заключается в ощущении ампутированной конечности, в том числе и болевых эффектов в ней.

 

 

Расстройства восприятия.

Восприятие – психический процесс целостного отражения предметов и явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Появление расстройств восприятия при психических заболеваниях означает искажение информации о внешнем мире. В результате нарушаются ориентировка в нем, понимание его, поведение человека. Восприятие нарушается в своей специфически человеческой ха­рактеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и ус­ловности; поэтому правомерно говорить о наруше­нии смысловой стороны восприятия.

Агнозия нарушение различных видов восприятия, затрудненность узнавания предметов, звуков, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают агнозии: 1) зрительные; 2) тактильные; 3) слуховые.

Отличают псевдоагнозии при деменции.

Иллюзии – извращенное восприятие реально существующего объекта. Предмет воспринимается, но действительная его суть исчезает. Различают зрительные, слуховые, вкусовые и т.д. иллюзии. Выделяют: аффективные иллюзии – возникают на фоне изменения аффекта. Аффект – это сильно выраженное кратковременное эмоциональное состояние.

Парэйдолии – причудливые искажения на фоне интоксикаций, гипертермии. Вместо реальных предметов пациент видит похожие образы – вместо рисунка на обоях больной видит букеты цветов, волосы, лабиринты и т.д. Не путать с игрой воображения!

Функциональные иллюзии – возникают, когда что-то происходит: тиканье часов, шум проезжающего троллейбуса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...