Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра – особый вид деятельности.

Воспитание культурного участника дорожного движения

Через cоциально-психологические игры.

Кузьмина Любовь Витальевна,

методист МОУ ДОД ДЮЦ ЮАШ.

Игра как способ воспитания культурного участника дорожного движения был выбран не случайно, а с учётом психофизиологических и возрастных особенностей детей 5-12-летнего возраста. Кроме того, изучать Правила дорожного движения дело сложное и не очень интересное. А игра – это, с одной стороны, мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений, а с другой стороны, один из самых простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания жизни.

Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. Доктор педагогических наук Фомина А.Б. считает, что занятия игровыми видами деятельности должны носить относительно дозированный характер, т.к. в игре социальная действительность и отношения между людьми носят во многом виртуальный характер. Позволю себе поспорить именно с виртуальным характером игры. В ЮАШ дети именно в игровой форме овладевают знаниями по Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Ребята занимаются на специализированной площадке – автодроме, где моделируются типичные реальные, а не виртуальные дорожные ситуации.

Установка «Играя, учим ПДД» представляет цикл игровых комплексов по Правилам дорожного движения, который обладает большим потенциалом развития, поскольку:

1) концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой значимости;

2) создаёт поле эмоционального напряжения, выражения собственного «Я»;

3) реальное взаимодействие ребенка в ходе игры создает условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где происходит осознание своей индивидуальности каждым участником игры;

4) в игровой деятельности легко и незаметно для её участника формируются способности взаимодействия с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности.

Занятия игровой деятельностью и её продолжительность носят положительный характер, если временные рамки занятий игрой в свободное время и восстановление эмоционально-нравственного равновесия ребёнка совпадают. Игра воспитывает чувство чести и способствует решению одной из острых проблем безопасности дорожного движения – воспитание законопослушного, высоконравственного члена общества, участника дорожного движения, формирование гражданской позиции у подрастающего поколения. Игра как часть общечеловеческой культуры представляет собой один из древнейших феноменов социальной практики людей.

Предлагаемые игры – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана.

Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни.

Hic Rhodus, his salta! – сказано было в басне Эзопа хвастуну, заявившему, что на острове Родос он, якобы, очень высоко прыгал.

Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.

ИГРА. Вы оказались свидетелем дорожно-транспортного происшествия. Вам необходимо по телефону 02 или 112 сообщить об аварии, указав номер, цвет и марку автомобиля. Если с номером и цветом транспортного средства проблем обычно не возникает, то с маркой автомобиля чаще всего возникают сложности. Всем играющим раздаются эмблемы заводов-изготовителей. Я даю подсказку, тот, у кого данный автомобиль поднимает и показывает:

§ на торговом знаке автомобильной фирмы «Мерседес» изображены три стихии;

§ на торговом знаке автомобильной фирмы «Пежо» изображен царь зверей;

§ на торговом знаке автомобильной фирмы ВАЗ изображена ладья; и т.д.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, легко и весело. В игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре, в ходе которой организм развивается, упражняясь.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Многие педагоги, зная эту особенность игры, вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.

ИГРА. Все дорожные знаки разбиты по назначению и смысловой нагрузке на 8 групп: предупреждающие (информируют о приближении к запрещающие (вводят или отменяют определенные ограничения), предписывающие, особых предписаний (вводят или отменяют определенные режимы движения), информационные, сервиса, таблички. И детям трудно даётся запоминание групп дорожных знаков. Предлагаю вам опять сыграть. Из предложенных знаков выбрать определённую группу. Кто быстрее и правильнее. Затем знаки переворачиваются. Из букв собрать получившееся «зимнее» слово. Например: если собрать правильно группу знаков особых предписаний, то перевернув их, из букв получится слово снежинка.

В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». О свободе мечтают малыши и взрослые. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением.

ИГРА. Четвёртый лишний – светофор. Все играющие встают по кругу по 3 человека в затылок друг другу. Первый круг – красный сигнал, второй – желтый, третий – зелёный. Ведущий игры стоит в центре круга, называет один из сигналов светофора. Участники игры, которые соответствуют названному сигналу, начинают перемещаться. По сигналу ведущего «Стоп!» передвигавшиеся участники должны занять своё место, ведущий же занимает любое свободное место. Тот участник, который не успел занять своё место, становится ведущим.

Посмотрите, вступивший в игру, есть играющий человек – и все его регалии, должности, достижения забываются. И ребёнок в игре оказывается в демократичном окружении: никто не помнит о его учёбе, поведении. Игра – общение равных.

Все отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной:

§ игра – фактор развития ребёнка;

§ игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям;

§ игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;

§ игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка;

§ игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности.

ИГРА. Проблемная ситуация: как перейти проезжую часть, выйдя из автобуса (троллейбуса). Игровой комплекс: водитель автобуса, 2 водителя автомобиля, пешеход – пассажир. Нужно разыграть все возможные способы перехода проезжей части и выбрать самую безопасную.

На первый взгляд, игровые методики просты и общедоступны. Однако простота игровых методик иллюзорная. Педагог первоочередное внимание должен направить на создание в группе наилучшей педагогической атмосферы.

1-й этап игры – пролог. Пролог слагается из приветствия, определения цели и раскрытия программы, из первых знаков доброжелательности и дружелюбия по отношению друг к другу. Способов такого разогрева бесчисленно и они общеизвестны. Вот лишь некоторые из них:

§ обращение к детям, подчеркивающее уважительность педагога в адрес всех членов группы (уважаемые участники дорожного движения, мои вежливые пешеходы);

§ проявление заботы об устройстве всех детей для предстоящей работы (всем ли удобно?);

§ персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий (как ты думаешь, о чём сегодня будет занятие?);

§ педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению (полукруг, свободное расположение);

§ предварительный вопрос, направляющий внимание участников игры на какую-то проблему жизни, ту самую, что будет затронута в игре (какую транспортную роль ты уже сегодня выполнял).

2-й этап игры – вовлечение в игру и объявление правил игры.Попутное обозначение игровых ролей, приглашение детей к исполнению той или иной роли. В играх по Правилам дорожного движения большая часть играющих – это наблюдатели. Все наблюдатели наделены очень важной ролью – арбитра. Они следят за тем, как разворачивается сюжет, делают выводы, дают оценку ходу событий, но ни в коем случае не производят персональных оценок в адрес играющих.

3-й этап игры – игра. В игре каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Следовательно, ход игры непредсказуем – в этой непредсказуемости и скрыта игровая интрига. Поэтому педагог не должен волноваться, если событийный вектор принимает новое направление. Педагог подхватывает этот сюжетный поворот и с помощью реплик оформляет его дальнейшее движение. Педагогическая импровизация придаёт игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей игры. Чтобы импровизировать, педагог вынужден быть предельно внимателен к лексике, мимике, пластике, интонациям играющих. Это позволяет педагогу вести ход игры, но не тем, что он навязывает свою волю и руководит развитием сюжета, а тем, что направляет внимание всех на отношения в игровой сцене. Педагог в качестве ведущего должен хорошо продумать своё расположение относительно группы играющих: с одной стороны, надо уметь находиться среди наблюдателей, предоставляя свободное поле игрокам, но с другой стороны, ведущему приходится мягко корректировать ход игры, поэтому он должен находиться где-то рядом с играющей группой. Чрезвычайно важно сохранять этику взаимоотношений во время игры, не допуская обидных и грубых выпадов детей, друг против друга, которые в запальчивости могут допустить дети. Здесь многое зависит от тона самого педагога, в котором совмещается мягкость, веселость. Профессиональная сложность определения напряженным вниманием ко всем формам взаимоотношений, разворачивающихся во время игры: обращение к человеку, просьба к человеку, благодарность ко всем играющим и т.д.

4-й этап игры – подведение итогов игры. Во время завершающего этапа игры ни в коем случае не давать отрицательную персональную оценку участникам. Дети очень эмоциональны и впечатлительны, они порой не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение. Поэтому среди игровых форм не надо злоупотреблять соревнованиями, где есть выигравшие и проигравшие. Необходимо поощрять участников игры словом, призами. Поощрения побуждают детей к совершению добрых, хороших поступков.

Средства игры предельно минимальны (круги разных цветов, атрибутика инспектора и т.д.). Они лишь инициируют активное воображение всех участников деятельности. Чаще всего выбирается одно средство (например, жезл), чтобы не отвлекать внимания детей от содержания игровых действий на использованные предметы.

Как рождается в профессиональном сознании педагога игровая методика? Давайте попробуем выявить некий алгоритм. Иллюстрацией пусть послужат игры, представленные в нашем сборнике, который выпущен к новому учебному году ГИМЦ.

Первый шаг. Определяется ценностное содержание игры и формулируется идея. Например, многие наши игры складываются из глобальной проблемы: на дорогах России погибают и получают травмы ежегодно более 1200 детей». Поэтому идея игры может принять следующую форму: научить детей ценить свою жизнь путём соблюдения Правил дорожного движения.

Второй шаг. Данная идея проецируется на сферы жизни: где это может быть? – в городе, за городом, на перекрёстке, на железнодорожном переезде, в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости. Избирается место и сфера жизни.

Третий шаг. Мысленное введение в события воображаемых героев. Лучшим вариантом решения вопроса о героях является обращение к миру сказочных героев или взрослых, — такие роли дети играют с большим удовольствием (например, поведение пассажиров в общественном транспорте), потому что они осуществляют психологическую защиту, как бы закрывая внутренний мир играющего от наблюдателей. Конечно же, любой играющий невольно себя открывает.

Четвёртый шаг. Он состоит в придумывании коллизии, столкновении точек зрения персонажей. Например, выход пассажира из автомобиля со стороны проезжей части.

Пятый шаг. Обозначается название игры. Оно должно быть простым, лёгким, совсем не пугающим своей сложностью, но никак не раскрывающим сути игры. Знакомая всем игра «Крестики – нолики» вовсе не сообщает заранее, что содержанием игры станут Правила дорожного движения.

Последний шаг. Разработка мизансцены игры и отбор игрового реквизита, который, как я уже говорила, должен быть минимален. В процессе игры вносятся оригинальные детали, обнаруживаются сильные стороны игрового действия, а также то, что должно быть изъято из игры согласно принципу «необходимости и достаточности».

Игра должна со временем принять изящные формы, чтобы радовать всех своей красотой.

В своей работе педагоги нашей школы используют такие социально-психологические игровые методики, как:

§ «Я и моя социальная роль». Ролей в жизни человек играет множество, «играет» не в том смысле, что притворяется, а в том, что оправдывает ожидания и реализует заданные ему обстоятельствами характеристики. Работа детей по освоению черт поведения как бы предвосхищает обстоятельства, которые детям предложит жизнь и к которым они должны быть заранее готовы, например, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему. Игра формирует у детей и актуальные умения – те, которые им необходимы уже сейчас. Например, игра «Зебра» учит переходить дорогу. Ведь главное – каждый всегда и везде человек.

§ «Я в обществе». Общество живёт на основании принятых норм. Такие игры помогают детям оценить значение и личностный смысл общественных правил и законов. Например, нормы поведения пассажиров в общественном транспорте.

Овладев способом создания игры и методикой проведения игры, каждый педагог сам может творить красивые формы игровой деятельности воспитанников. Думаю, что вы согласитесь со мной о вероятной бесконечности и беспредельности формообразований игровых методик. Но важно понимать, что игровая форма не создается для формы и не во имя разнообразия, а для того, чтобы дети могли с удовольствием играть и делать новые открытия в игре.

В настоящее время в ЮАШ создан целый банк игр по Правилам дорожного движения: от пальчиковой гимнастики до масштабных игровых программ.

Воспитанники, прошедшие все игровые комплексы, владеют:

§ навыками безопасного поведения на дороге;

§ навыками управления транспортными средствами;

§ навыками коллективного взаимодействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...