Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?




От автора

Данное пособие разработано на основании анализа трудно­стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб­ственно ошибок, сколько их глубинных причин.

Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух призна­ков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близки­ми по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части сло­ва, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объе­диняют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А дру­гие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно соста­вить гнездо родственных по корню слов.

А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия про­верки.

Следовательно, выделяются три задачи коррекционной рабо­ты: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схо­жесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходи­мые операционные действия.

Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.

Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.

 

Технологический план и содержание работы

 

№ упр. Задача упражнений ______ стр.  
1-5 Активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова 6-10  
6-11 Переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть! его границы 10-17  
12-15 Учат отличать однокоренные слова от синонимов 18-21  
16-24 Помогают осмыслить чередование соглас­ных и беглость гласных в корне 22-29  
25-31 Учат распределять внимание между смыс­ловым значением корня и его буквенным составом 29-37  
32-36 Помогают осмыслить способы образова­ния сложных слов и видеть в них исход­ные корни 37-41  
37-39 Являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова» 41-43  
40-42 Служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на дру­гой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вмес­то ласточка он читает ласточка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение мож­но и нужно переносить, да и не умеет это делать 44-48
43-44 Формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на «опасные» места 49-54
45-48 Уточняют понятие проверочное слово 55-61
  Помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука 61-63
           

 

 

1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?

 

 

 

2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое под­сказывает ответ на этот вопрос.

2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-

береговушки? Что умеет делать белка-летяга?

Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-

капустницы?

 

2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка?

Сколько щупалец у осьми­нога? Почему зверька назвали

утконосом?

 

2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзо­вик? Чем

кормятся птицееды и муравь­еды? Как передвигается

змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?

 

2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как

делает своё гнёздышко гу­сеница-листовёртка? Чем

отличается кури­ца-пеструшка от курицы-белянки?

 

 

2-5. Что делает землеройка? Чем опасно расте­ние болиголов?

О чём ведает (знает) мед­ведь? Приносит ли ветер-суховей

тучи и дожди?

 

2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем

съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет

птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?

 

2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему

растение назвали шиповни­ком? Что употребляет в пищу

жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу

или у изгороди?

 

3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каж­дое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помо­гут слова в скобках.

осветить (рассвет, светлячок, Светлана)

 

садовый (рассада, садовод, посадили)

 

скаковая (на скаку, скакун, поскакали)

 

известный (известить, вестник, известие)

 

поговорить (разговор, говорливый, выговор)

 

каменный (окаменеть, каменистый, каменщик).

 

 

Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?

4-1. Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник,

крабовые.

 

4-2. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравей­ник, луковая.

 

4-3. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять,

кругом.

 

4-4. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, све­тильник,

разговорчивый.

 

4-5. Чайник, врунишка, глазной, перелёт, зе­ленеют, мышиная.

 

4-6. Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечер­ний,

застольный, грибница.

 

4-7. Багажник, вокзальный, дождевик, насо­рить, компотница,

холодно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...