Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регуляторно-волевой компонент диспозиции.




 

Одна из основных функции воли состоит в выборе цели. На уровне Я-концепции – это цели по отношению к самому себе: «Это моя последняя рюмка (сигарета); «с сегодняшнего дня я берусь за дело»; «теперь я буду более настойчивым» и т. п.

С нашей точки зрения выбор подобных целей зависит по крайней мере от двух обстоятельств: от привлекательности цели и от оценки субъективной вероятности успеха. По существу, здесь реализуется один из подходов теории принятия решений: человек выберет ту цель, у которой произведение привлекательности на субъективную вероятность успеха максимально [7].

Сказанное удобно рассмотреть на примере. Один из испытуемых оценил некоторые значимые аспекты своей жизни по степени привлекательности и достижимости следующим образом:

 

Некоторые значимые аспекты жизни Ценность Вероятность усп. Ц * Ву
Развитие духовности Материальное благополучие Семья (отн. с противоположным полом) Карьера (занять место под Солнцем) Творчество Здоровье Досуг      

 

Произведение привлекательности на субъективную вероятность успеха максимально у цели «Досуг», минимально – у цели «Карьера». По словам этого испытуемого он действительно большую часть времени отдает досугу (компьютерные игры, дискотека и т. п.), а о карьере пока особенно не задумывается.

На рисунке 1.2 показано пространство целей. Наиболее привлекательной целью является «Развитие духовности», однако - это трудная цель. Одной из самых легких целей, в плане ее достижения, является «Здоровье», однако ценность ее не велика. Поведение в основном направлено на «Досуг» - цель, обладающую умеренной ценностью, но легко достижимую. Если классифицировать все цели по вероятности их выбора, то на первом месте окажется «Досуг»; на втором - «Семья» и «Творчество»; на третьем - «Развитие духовности» и «Материальное благополучие» и на последнем «Здоровье» и «Карьера».

 

 

После того, как социальные группы обозначены, производится выявление наиболее значимых персонажей внутри этих групп. Например, если присмотреться к группе «коллеги», то в ней обнаружатся коллеги равные по статусу и не равные; те, которые воспринимаются как хорошие специалисты и - как плохие; начальники, с которыми работать легко и – невыносимо и т. д. Все они могут стать формальными персонажами репертуарного теста. Аналогичным образом выбираются персонажи из числа родственников и друзей. При необходимости количество анализируемых групп можно увеличить.

В этот же список полезно, а для МИСС - необходимо, включить и элементы, представляющие сферу я: Я сам, идеальное Я, Я-воспоминание и другие.

 

 

 


Рисунок 1. П2. Выбор ролевых персонажей должен

Осуществляться из значимых социальных групп.

 

 

ваться какой-нибудь существующей классификацией. Общеизвестной является классификация профессий Е. А. Климова [13]. В ней представлены пять групп - профессии типа: «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-художественный образ». Следовательно, в списке должны присутствовать профессии, представляющие все пять групп. Если вам неизвестно процентное распределение профессий по группам, то следует зарезервировать по четыре места внутри каждой группы. Если процентное распределение известно, то следует ориентироваться на него.

Какие профессии выбирать внутри групп? Общее правило такое – они не должны быть похожи между собой и должны представлять (репрезентировать) целые группы других профессий. Здесь также можно воспользоваться классификацией. Например, профессии типа «человек техника» в свою очередь подразделяются на четыре группы по цели труда: преобразовывать, обслуживать, восстанавливать, изучать. Представлять каждую из этих подгрупп должны наиболее известные профессии, например, маляр, водитель, слесарь, осмотрщик вагонов.

Аналогичным образом следует подобрать наиболее представительные профессии четырех других типов. Результирующий список может быть примерно следующим:

 

Чел. – Техника Чел. – Человек Чел. – Природа Чел. – Знак Чел. – Худ. обр.
1.Маляр. 2.Водитель. 3.Слесарь 4. Осмотрщик вагонов   5. Учитель. 6. Адвокат. 7. Врач. 8. Продавец   9. Садовник. 10. Ветеринар 11. Агроном. 12. Эколог   13. Бухгалтер 14. Авиадиспетчер 15. Редактор 16. Ученый-теоретик   17. Архитектор 18. Дирижер 19. Искусствовед 20. Художник-реставратор

 

 

В этот список можно добавить еще несколько профессий. Например, №21 - идеальная для вас профессия; №22 - ваша профессия в прошлом; №23 - ваша настоящая профессия.

 

Практический пример 2:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...