Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические исследования.




ВВЕДЕНИЕ

 

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов.

 

Развитие социальной науки, широкое распространение ее методов заставляет и

ученых, и общественность снова и снова задумываться над этикой исследования.

Особенную остроту этическая проблематика приобретает в связи с ростом популярности так называемых качественных методов. Именно они часто оказываются наиболее

эффективными для изучения сенситивных тем, глубоко затрагивающих личные стороны жизни исследуемого (сексуальное поведение, вероисповедание, здоровье и т.д.) и потому делают его более чувствительным к исследовательскому вмешательству. При изучении подобных сфер наиболее ярко проявляется этическая спорность многих методических решений. Природа этики социального исследования, типы проблем, варианты решения - эти вопросы до сих пор испытывают дефицит внимания и заинтересованного предметного обсуждения со стороны российских ученых.

 

В самом общем виде этику можно определить, как философскую науку, основным предметом изучения которой является нравственность - форма осознания общественно - необходимого типа поведения, реализуемая людьми в свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение. Личность характеризует общая жизненная позиция, образ поведения в конкретной ситуации, обоснование отношения к людям, жизни, миру. Выбор предпочтений, происходящих ежедневно в микромире каждого человека, и образуют некую общую модель поведения и морали в определенной социальной группе, слое, в конечном итоге - в обществе. Общество и формирует человека, и в свою очередь, им же определяется. Чтобы воздействовать на поведение индивида, необходимо знать его запросы, требования, желания, склонности, которые и выявляют социологические опросы разных уровней. Цель социологического исследования - создание нового знания о социальной действительности, о взаимодействии людей как членов тех или иных общностей, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях.

 

Социологические исследования.

 

Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

 

На эмпирическом уровне взаимодействия социологии и этики, в аспекте проведения социологических опросов, выделяются следующие задачи:

- расширение гуманизации общественного создания, развитие толерантности;

- повышение ответственности личности за совершаемый выбор;

- формирование непредвзятого взгляда на господствующие в обществе тенденции развития.

Для социологии как науки, занимающейся изучением общества как системы, соблюдение этих правил обязательно на практическом уровне - для сбора первичной информации, создания максимально достоверной, упорядоченной эмпирической части. В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (теории среднего уровня) и социологические исследования - все три уровня дополняют, взаимопроникают и взаимообуславливают друг друга.

В связи с целями и задачами исследования подбираются испытуемые, выявляется оптимальная форма сбора данных. Методы сбора информации в социологическом исследовании подразделяются на:

-анализ документов (фото-, аудио-, информация на электронных носителях);

-наблюдение;

-опрос.

Опросы, в свою очередь, подразделяются на

-массовые и специализированные - по охвату групп населения;

-анкетирование и интервьюирование - по фактору непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения.

Анкетирование может производиться по почте, по электронной сети Internet, по телефону. При составлении опросника предпочтительно, если вопросы будут доступными, а их число достаточно для всестороннего изучения поставленной проблемы, но не чрезмерно. Вопросы тем лучше, чем они конкретнее - так как речь, повседневное мышление большинства людей содержат мало абстрактных понятий. Особенно это касается распространенных сейчас коммерческих, политических исследований в форме рейтингов. Регулирование выборки социологического исследования определяется двояко: с одной стороны, целесообразностью опроса данного слоя (возрастной, профессиональной и других групп) населения для максимального достижения цели исследования; с другой - законодательством (совершеннолетие, дееспособность гражданина). Средства, затраченные на проведение опроса при нерепрезентативной выборке, не «окупятся» необходимым результатом.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...