Надлежащая производственная практика и регистрационные процедуры
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Чтобы понять, как соотносятся производство лекарственных препаратов в соответствии с GMP и регистрационные процедуры, необходимо взглянуть на жизненный цикл лекарственного препарата в целом. В соответствии с современными подходами лекарственный препарат, в т. ч. фармацевтическую субстанцию, начинают производить в соответствии с GMP на этапе передачи вновь открытого вещества в доклиническую разработку в целях подтверждения его безопасности. Это позволяет в числе прочего квалифицировать профиль примесей. При этом по мере получения данных доклинических и клинических исследований предъявляются все более четкие и строгие требования к качеству фармацевтической субстанции и готового препарата, а производственный процесс подвергается все большему совершенствованию и стандартизации. Впоследствии полученные технические параметры документируются, вносятся в досье и представляются уполномоченному органу в качестве условий регистрации. Основным критерием отбора параметров качества, производства и контроля является обеспечение получения наиболее безопасного и эффективного лекарственного препарата (что должно быть подтверждено полным комплексом доклинических и клинических исследований). В ЕС при подаче досье на регистрацию Комитет по лекарственным препаратам для медицинского применения вправе назначить предрегистрационную инспекцию GMP. Выделяются две основные цели такой инспекции: 1) верификация соблюдения принципов и руководств надлежащей производственной практики ЕС и (или) 2) уточнение практических вопросов, касающихся лекарственного препарата или производственного процесса, возникающих в процессе научной экспертизы. Впоследствии в ходе инспекции проверяется соблюдение не только требований надлежащей производственной практики, но также и условий регистрации. Все найденные расхождения с регистрационным досье трактуются как нарушение обязательства производителя/владельца регистрационного удостоверения о своевременном уведомлении уполномоченного органа об изменении методов производства лекарственного препарата и его контроля, что влечет наложение соответствующих санкций.
Практическая значимость вышеизложенного для производителей, реализующих свою продукцию в России, заключается в том, что любые изменения регламента процесса производства и (или) его контроля требуют внесения изменений в регистрационное досье, поскольку инспекция GMP может проверить как соблюдение принципов и руководств надлежащей производственной практики, так и соответствие фактического производства и его контроля условиям регистрации (регистрационному досье). Таким образом, уполномоченному органу должно представляться исчерпывающее описание всего процесса производства и его контроля (как это происходит во всем мире), вплоть до используемого оборудования и параметров его работы, а не краткое описание производственного регламента, не позволяющее отследить критические этапы конкретного производственного процесса. Санкции В целях придания регулирующим нормам полной силы они подкрепляются соответствующими правовыми санкциями, достаточными для их соблюдения. Поскольку правонарушения в сфере обращения ЛС, как правило, могут существенно навредить общественным интересам, наказания в этой области в ЕС могут быть достаточно строгими, при этом их основным квалифицирующим признаком является степень общественной опасности. Общий принцип применения санкций и их характер заложены в Директиве 2001/83/EC: «страны-члены должны разработать санкции, применяемые при несоблюдении национальных требований, предусмотренные настоящей директивой, и принять все необходимые меры, обеспечивающие реализацию таких санкций. Санкции должны быть действенными, пропорциональными и разубеждающими. Такие санкции не должны быть менее суровыми, чем применяемые в национальном законодательстве в отношении нарушений, аналогичных по характеру и важности». Поскольку наказание за совершение правонарушений является преимущественно прерогативой отдельных стран-членов (а уголовное судопроизводство находится в исключительной компетенции отдельных стран-членов ЕС), конкретные санкции за несоблюдение фармацевтического законодательства, включая нарушения в области надлежащей производственной практики, предусмотрены в законодательстве каждой страны-члена (что также предписано Директивой 2001/83/EC).
Так, законодательством Федеративной Республики Германия в зависимости от состава, тяжести, общественной опасности и вредности правонарушений предусмотрено либо административное (за административные проступки), либо уголовное (за преступления) наказание. Кроме того, применение такого наказания не освобождает виновных лиц от гражданско-правовой ответственности перед пострадавшими сторонами. К административным наказаниям относятся: 1. Отказ в выдаче лицензии на производство/отказ в продлении лицензии на производство.
Заключение Таким образом, соблюдение правил надлежащей производственной практики при производстве лекарственных препаратов для медицинского применения является одним из условий обеспечения их высокого качества, безопасности и эффективности. Положительные тенденции в этой области, наметившиеся в связи с принятием федерального закона от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», необходимо развивать и поддерживать. Мы считаем, что при этом следует также принимать во внимание передовой зарубежный опыт, чтобы внедрить его с наименьшими усилиями, не повторяя при этом длительный и тернистый путь, который был пройден другими. Все это будет способствовать удовлетворению потребностей населения в качественных, безопасных и эффективных лекарственных препаратах, а также повысит конкурентоспособность отечественной продукции на международном рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|