Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здоровье и факторы, его определяющие.




Лекция 1.

БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Введение

Актуальность проблемы обучения будущих педагогов предмету «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» про­диктована значительным снижением уровня здоровья населения России, в том числе и детского. Сохранение здоровья детей, гармо­ничное развитие их физических и умственных способностей является высочайшей госу­дарственной задачей, связанной с формированием сознательного отношения к своему здоровью и воспитанием ответственности за него. Именно поэтому будущие педагоги должны обладать достаточным уровнем медико-биологических знаний в рамках указанной научной дисциплины, так как их про­фессиональная деятельность включает в себя решение многочислен­ных проблем медико-социального характера (медицинские, связанные с физи­ческим здоровьем; психологические; социально-гигиенические; со­циальные и др).

Для решения этих проблем педагог должен знать: этапы социальной работы при решении медико-социальных про­блем; сущность понятий «социальная медицина», «здо­ровье индивидуальное», «здоровье населения», «здоровье обще­ственное»; категории «болезнь» и «здоровье», их социальную обус­ловленность; показатели здоровья; факторы, определяющие здо­ровье; факторы риска заболеваний (первичные и вторичные, боль­шие и т.д.); понятия (образ жизни), (стиль жизни), (качество жизни) «здоровый образ жизни», пути формирования здорового образа жизни; понятие «профилактика в медицине» (первичная и вторичная, личная и общественная и т.д.); понятия и задачи ме­дико-социальной работы, медико-социальной помощи, особен­ности медико-социальной помощи отдельным категориям боль­ных; организацию медико-социального патронажа; понятие и за­дачи планирования семьи; организацию медико-социальной по­мощи городскому и сельскому населению; признаки наиболее рас­пространенных неотложных состояний и способы оказания пер­вой помощи при этих состояниях.

Педагог должен иметь представление о биоэти­ческих проблемах современности, собственной роли в формирова­нии здорового образа жизни своих учеников, решении медико-социальных проблем наркомании, ВИЧ-инфекции и т.д.; задачах, организации и содержании работы Российского Общества Красно­го Креста (РОКК), его взаимодействия с органами социальной за­щиты; о задачах содержания работы Всемирной организации здра­воохранения (ВОЗ) и т.д.

Глубинной основой мотивации всех сторон ­деятельности человека является стремление не только к удовлетворению необходимых потребностей — пищевой, физической, сексуальной, эстетической, творческой, моральной и т.д., но и к дости­жению удовольствия. В процессе воспитания и обуче­ния формируются привычные пути достижения удов­летворения и удовольствия. Мы любим то, к чему привыкли, не заду­мываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привыч­ки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Еще трагичней ситуация с достижением удовольст­вия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих компонент биохимической зависимости, — табакокурение, наркомания, алкоголизм. Это уже оп­ределенно становится болезнью.

Первичные корни добра и зла, основы морали, нравственности, этики, начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражатель­ной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоро­вью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.

Поэтому стратегической задачей является формирование у человека с детских лету доминирующей мотивации на здоровье, здоровый образ жизни, научение детей стойким здоровым навыкам именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. Поскольку здоровье есть результат воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Именно поэтому эту проблему ре­шают в большей степени родители, воспитатели, преподаватели, нежели врачи-педиатры.

Просветительско-догматические ме­тоды воздействия малоэффективны. Существенные положительные изменения возможны только при мак­симальной мотивации через самих учащихся на основе множественности положительных нравственных примеров. Это до­стижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливос­ти, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и за­каливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).

В древнейшей библейской легенде рассказано, как молодой царь Соломон услышал во сне неведомый Голос: «Проси, что тебе дать? Ты должен решить свою судьбу». Соломон ответил: «Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог раз­личать добро и зло, и быть справедливым судьей». И сказал ему Голос: «Да будет так». И стал Соломон му­дрейшим среди людей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, бо­гатым и прожил он долгую жизнь, и покорились ему все его народы.

Для того чтобы стать мудрым, необходимы, по крайней мере, знания и опыт. Данная дисциплина рассчитана на то, чтобы дать знания о здоровье че­ловека.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования.

Госстандарт

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи основ медицинских знаний и здорового образа жизни

Медицина — комплекс научных знаний о болезненных состояниях человека, их профилактике, диагностике, протекании и лечении. Предметом медицинских знаний является всё, что влияет на здоровье и патологию человека. Объектом изучения в медицине является всё, что позволяет постичь предмет.

Социальная медицина — наука о закономерностях развития об­щественного здоровья и здравоохранения. Социальная (обще­ственная) медицина (гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др.

Объектами изучения в социальной медицине являются как факто­ры, определяющие здоровье общества в целом и конкретного че­ловека, так и люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.

Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изу­чает здоровье и болезни не отдельных людей, а определенных со­циальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.

До недавнего времени синонимом понятия «социальная меди­цина» являлось понятие «социальная гигиена (сохранение здоровья, валеология)». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здраво­охранения», «медицинская социология», «профилактическая ме­дицина», «общественное здравоохранение» и т.д.

Социальная медицина непосредственно связана с социальны­ми процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и меди­циной. Поэтому социальная медицина изучает социальные про­блемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.

Главными направлениями в социальной медицине являются изучение: социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня обществен­ного здоровья.

Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп, социальная медицина обосновывает реко­мендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т.е. на науч­ных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.

Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» — выработать у будущих педагогов стойкую положительную доминирующую мотивацию к свое­му здоровью, здоровому образу жизни и воспитать ответственность за собственное здо­ровье и здоровье учащихся.

Задачи:

1. Формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки здоровья человека.

2. Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.

3. Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и меди­цинского обслуживания школьников.

4. Формирование представления о наиболее распро­страненных болезнях и возможностях их преду­преждения.

5. Формирование системы знаний о влиянии экологи­ческих факторов на здоровье человека.

6. Формирование у студентов навыков по уходу за больными на дому.

7. Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практичес­ких навыков оказания доврачебной помощи.

Общее понятие о болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нор­мальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (деза­даптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохра­нения (ВОЗ) болезньэто нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными и (или) мор­фологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Не исключено, что функциональные нарушения деятельности организма - это не что иное, как структурные (морфологические) изменения на достаточно низком уровне организации биологической системы, которые трудно поддаются изучению даже с помощью самых со­временных методов исследования.

Общая патология не может сейчас дать однозначного ответа на вопрос, когда изменения организма следует называть патологическими (нарушение нормальной жизнедеятельности?). Это, однако, не может нам помешать придерживаться только что охарактеризованного понятия болезни как идеи.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограниче­ниями свободы жизнедеятельности больного. Болезнь– поломки, дефекты в организме, которые приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности:

- адаптации организма к факторам окружающей среды

- постоянства внутренней среды организма

- управления организмом как единой биологической системы

Болезнь как таковая существует только в телесном. Понятие болезни в психиатрии в настоящее время не существует, оно заменено понятием психическое расстройство. Для медицины к «болезни» относится, помимо органических и(или) функциональных изменений, как правило, еще и критерий отсутствия хорошего самочувствия. В психиатрии же этот критерий неприменим: многие душевнобольные не чувствуют себя плохо, некоторые — даже очень хорошо. «Патологическими» для психиатрии являются психические расстройства, обусловленные органическими процессами, их функциональными последствиями и локальными остаточными явлениями. Следовательно, понятие болезни в психиатрии основывается исключительно на патологических изменениях организма.

 

Здоровье и факторы, его определяющие.

Кажется, что все очень просто, - врач обследовал пациента, получил объективные (и субъ­ективные) результаты, сопоставил с «эталоном» и сделал заключе­ние: «Вы здоровы» или «Вы больны». Однако на самом деле все крайне сложно. Недаром говорят, что «врачевание - это искусст­во». Оно зависит не только от глубоких и всесторонних знаний врача, но не в последнюю очередь от его интуиции. Суждения врача базируются на понятии «норма».

Норма - это система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находясь в заданных пределах, отражают само­чувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в каче­ственном или количественном выражении. Так, например, темпе­ратура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту, АД – 140/90 мм рт. ст. и т.д.

Физическое и химическое состояние внутренней среды организ­ма, размеры тела и отдельных его частей, любые функциональные отправления имеют совершенно определенное количественное (или качественное) выражение. Это своеобразный эталон, с которым врач сопоставляет полученные в ходе обследования пациента ре­зультаты своих наблюдений, лабораторных или инструментальных исследований жизненных отправлений. Эталон этот был получен на основании обобщений, в том числе и статистических данных мно­говековых наблюдений врачей всего мира.

Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за преде­лы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека опреде­ляется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сде­лать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для од­ного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого - проявление всего лишь одного из вариан­тов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.

Говоря о здоровье, следует разобраться в двоя­кой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопита­ющих — высшая ступень развития организмов на Земле), с дру­гой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функци­ей высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макро­космосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элемен­тов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыс­лителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о важной роли социальных факторов на здоровье человека. Медики древности видели истоки здоровья и причины болез­ней не только в смешении элементов организма, но и в поведе­нии людей, их привычках, условиях и образе жизни.

По К. Марксу: «Сущность человека есть со­вокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека прояв­ляется двояко: в качестве естественного (т.е. биологического) и в качестве общественного отношения (т.е. социального)». Неразрыв­ность биологического и социального в человеке отражена в «Капи­тале» К.Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изу­чения социальной гигиены с начала XX в.

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социаль­но-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

Новое определение понятия «здоровье» было впервые сфор­мулировано ВОЗ в 1940 г. Оно звучит так: « Здоровье - это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благополучия, а не только отсут­ствие болезней и физических дефектов» - нечто, тождественное норме.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — на­уки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соот­ветствующую возрасту устойчивость в условиях рез­ких изменений количественных и качественных пара­метров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого по­нятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. В очень отдаленные времена здоровье определяли как отсутст­вие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Г.Н. Сердюковская — здоровье многомерный ди­намический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной).

Г.И. Царегородцев определяет здоровье как состояние оптимально­го функционирования организма, позволяющее ему наилучшим обра­зом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Ю.П. Лисицын: гар­моническое единство биологических и социальных качеств, обус­ловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого един­ства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в сво­ей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные челове­ку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жиз­ни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благо­получие.

Более детально здоровье — это способность:

§ приспосабливаться (адаптация) к среде и к своим собственным возможностям;

§ противостоять внешним и внутренним возмущени­ям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

§ сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

§ расширять свои возможности, условия и ареал оби­тания, объем и разнообразие доступной экологичес­кой, интеллектуальной и морально-этической среды;

§ увеличивать длительность полноценной жизнедея­тельности;

§ улучшать возможности, свойства и способности сво­его организма, качество жизни и среды обитания;

§ производить, поддерживать и сохранять себе по­добных, а также культурные и материальные цен­ности;

§ созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, чело­вечеству, добру и злу.

Компоненты здоровья. Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалек­тическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от со­циального, а социальное, в свою очередь, — от биоло­гического.

Первый уровеньбиологическое здоровье связа­но с организмом и зависит от динамического равнове­сия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Критерии физического здоровья:

1. болезнь (нарушение жизнедеятельности) +,-

2. функциональное состояние организма

3. резистентность организма к факторам окружающей среды

4. анатомические дефекты +, -

5. психоэмоциональные и другие качества

6. физическое развитие

Второй уровеньпсихическое (или душевное) здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-во­левой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здо­рового образа жизни. Психическое здоровье — это со­стояние общего душевного комфорта, обеспечиваю­щее адекватную поведенческую реакцию. Психичес­кое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и пове­дения, познавательные функции).

К компонентам пси­хического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность чело­века. Как говорили греки: «В здоровом теле — здоро­вый дух» (Mens sana in corpora est).

Недостатком рассматриваемого определения здоровья является отсутствие в нем упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Таким образом, здоро­вье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие высокой культуры.

Именно мировоззрение, т.е. определенный набор знаний, усво­енных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, на­правленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укрепле­нии является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Третий уровеньсоциальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в це­лом и зависит от места и роли человека в межличност­ных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Различие между психическим и социальным здоро­вьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отно­шений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом общест­ве. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблаго­приятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознани­ем и самосознанием может противостоять воздейст­вию внешних условий, бороться с трудностями и оста­ваться здоровой физически, психически и социально.

Одной из объединяющих социальное и психичес­кое здоровье является творческая компонента здоро­вья. Присутствие элементов творчества в работе рас­сматривают как источник здоровья. Чем больше в тру­довой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и зна­ния, тем больше приносит она удовлетворение, тем за­метнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творческое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху — является стратегичес­ким изменением образа жизни по направлению к ин­дивидуальному здоровью.

Критерии социального благополучия населения:

- % валового внутреннего продукта на душу населения

- траты на здравоохранение

- состояние медико-санитарной помощи

- смертность

- средняя продолжительность жизни и др.

Трактовка понятия «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные состав­ляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...