Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Китай эпохи Чжоу. Система «наследственных пожалований». Культ Неба.




Возникновение государства Чжоу. Первые сведения о племени чжоу в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории. Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя). складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами. У-ван («Воинственный правитель») нанес поражение иньскому войску (1027 г. до н. э.). иньская письменность. После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием «наследственных пожалований». Сущность: родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением, причем в зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул. Кроме того, такими владетелями (чжухоу) были признаны многие предводители племен, ранее входивших в иньскую коалицию, но во время завоевания Инь поддержавших чжоусцев население, «жалуемое» тому или иному чжухоу, исчислялось количеством цзу, т. е. родоплеменных групп, живущих на соответствующей территории в иньское время. Население Чжоу делилось на пять социальных групп: 1- личность деспотического правителя, «единственным среди людей»,2— это чжухоу, правители наследственных владений, представители высшей чжоуской аристократии, 3— дафу, главы тех цзу,4— ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу,5 — простолюдины. Социальный ранг определял совокупность материальных благ. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. Однако в самой обширной социальной категории — простолюдинов — это правило не действовало, так как ниже этого ранга уже нельзя было опуститься. Все земли в Поднебесной считались принадлежащими вану.


 

38. Китай в VIII - III вв. до н. э. Идеологическая борьба VI-III вв. до н. э. Реформы Шан-Яна.

Этнополитическая ситуация на Среднекитайской равнине. В начале VIII в. до н. э. учащаются столкновения чжоусцев с племенами жуков, населявших район верхнего течения реки Хуанхэ, в правление Ю-вана (781—771 гг. до н. э.).В 770 г. до н. э. пришлось перенести столицу на восток, в район современного Лояна. Период VIII—III вв. до н. э. называют поэтому Восточным Чжоу. В VIII в. до н. э. племена ди совершают набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ. Ди форсируют Хуанхэ и нападают на владения чжухоу. в 636 г. до н. э. ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана. Древние китайцы начинают противопоставлять себя «варварам», обозначая свою общность термином хуася (или чжуся). жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, связаны между собой родственными узами. сокращается территория «владение чжоуского правителя. Часть ее была раздарена соседним царствам — Чжэн, Цзинь и др., а некоторые районы оказались захвачены царством Чу. Один из наиболее крупных чжухоу добивается главенствующего положения и становится «гегемоном». царство Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н. э. Затем царство — Цзинь. период правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н. э.). В конце VII в. до н. э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение Хуанхэ. Весной 594 г. до н. э. ди были разгромлены. Разбив Цзинь, Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам. Цзинь удалось добиться реванша лишь в 575 г. до н. э.В начале V в. до н. э. обостряется борьба за гегемонию между царствами У и Юэ, занимавшими земли в нижнем течении Янцзы. правитель Цзинь заключил союз с У. В 493 г. до н. э. правитель У нанес поражение Юэ, в 482 г. до н. э. добился признания гегемонии У. Юэ, разбил войска соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань (403 г. до н. э.) в истории древнекитайского общества начинается период Чжаньго («Воюющих царств»). Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. до н. э.Какими способами и методами управлять Поднебесной в условиях, когда «можно быть знатным, но бедным»? В VI—V вв. до н. э. наибольшие расхождения в подходе к решению этих проблем обнаружились в учениях двух философских школ — конфуцианцев и моистов. доктрина Конфуция (Кун Цю, 551—479 гг. до н. э.) учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы). чужды идеалы новой социальной прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению. Противопоставляя им принципы морали и долга, Конфуций обращается к идеализированным им порядкам прошлого. Конфуцианские понятия гуманности (жень), верности (чжун), уважения к старшим (сяо), соблюдения норм взаимоотношения между людьми (ли) представляют собой положительные общечеловеческие ценности, выраженные.через категории исторически обреченного социального строя. Отнюдь не стремясь к личному благополучию, находя удовлетворение в самом процессе познания. высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни. к решению политических проблем Конфуций подходил не делая принципиального различия между государством и семьей. Мо-цзы: Все социальные беды происходят от «обособленности», проповедуемой конфуцианцами, выдвигает тезис о необходимости «всеобщей любви», которая позволит навести порядок в Поднебесной.Выступая против семейно-родственной обособленности членов общества, Мо Ди резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству. Призывая «почитать мудрых», Мо Ди обрушивался на наследственную знать и считал полезным такое положение вещей, когда «первоначально низкий человек был возвышен и стал знатным, а первоначально нищий был бы возвышен и стал богатым». культура необходима лишь для того, чтобы обеспечить человека одеждой, пищей и жилищем. Все что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно. «легистсая» школа- закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Закон - инструмент. Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя..Лао-цзы «Трактат о' дао и дэ» («Даодэцзин»). все в мире определяется существованием некоего «пути» (дао), действующего помимо воли людей. Человек не способен постичь этот путь («Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао»). Поэтому лучшим способом не совершать ошибки в управлении государством является «недеяние» правителя, его отказ от активйого вмешательства в заранее предопределенный ход исторических событий. Реформы Шан Яна. К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали: 1) введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой; 2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) поощрение занятий земледелием и ткачеством; 5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э.: Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов, Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное дробление больших семей, введение единого административного деления — все эти мероприятия наносили решающий удар по традиционной системе социальной иерархии. ввел систему рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги.

 

39. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае III в. до н. э. Реформы Цинь-ши-хуан-ди. Великая китайская стена.

Создание централизованного государства. Империя Цинь. Территория страны была поделена на 36 крупных административных округов. Каждый округ состоял из уездов, которые, в свою очередь, делились на волости, включавшие несколько общин.Во главе округов стояли начальники, назначаемые непосредственно императором. При начальнике округа существовали окружные управления, куда входили чиновники, подчиненные центральным ведомствам. Полновластным наследным правителем страны был император. Помощниками императора были два его советника, которые должны были непосредственно отвечать за проведение в жизнь всех императорских указов. введение единого законодательства. унификация монеты, мер и весов, а также письменности. В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну и одерживает важную победу. Результатом походов было восстановление прежней границы вдоль старой стены, построенной царством Чжао. После этого Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи от нападения кочевников. Он переселяет на присоединенные территории жителей внутренних районов страны. Вдоль Великой стены было создано в общей сложности 44 новых уезда. завоевательный поход против племени юэ, населявших юго-восточные приморские районы. Война, начатая в 214 г. до н. э., потребовала колоссального напряжения сил и ресурсов империи. Начало кампании принесло поражение циньским войскам. армия завоевателей совершила переход через горные хребты и захватила территорию государственных образований юэ — Наньюэ (Намвьет) и Аулак. В 227 г.,218 г. до н. э., 216 г. до н. э- покушения на императора. При Цинь Шихуане резко увеличивается налог на крестьян; так, поземельный налог составлял в зто время 2/з урожая. восстание бедноты. Старейшины местных общин избрали одного из руководителей восстания царем. Этим завершился первый этап народной войны (209— 208 гг. до н. а).На втором ее этапе Во главе повстанцев становятся представители старой знати. чиновник Лю Бан В 207 г. до н. э. захватил ключевой пункт на пути к столице империи Сяньяну, а затем, разгромив остатки правительственных войск, овладел столицей. Борьба Чу и Хань. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть На Лю Бана сторону переходят многие из командиров повстанческих отрядов. В январе 202 г. Лю Бан одержал решающую победу.Лю Бан провозгласил начало новой династии Хакь и принял титул императора Гао-цзу.

 

40. Западная империя Хань во II-I вв. до н. э. Политика и социально-экономические отношения. Реформы У-Ди.

. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Развитие экономических связей. Предпоссылки объединения царств: в IV—III вв. до н. э. была распространена металлическая монета, консолидация этнической общности древних китайцев, этническое самосознание хуася начинает связываться с представлением о том, что населенная ими территория находится в центре Поднебесной. Это привело к возникновению концепции «Срединных царств», вокруг которых живут «варвары четырех стран света. Царства Чу, Цинь, Янь, еще не включались в число «Срединных». формирование общелитературного древнекитайского языка. Среди всех ванов выделялся Лю Би, правитель царства У. В 154 г. до н. э., Лю Би собрал 200-тысячную армию и двинул ее на столицу империи. Ханьский император лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое собственное войско. У-ди,(140—87 гг. до н. э.) ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу- запрещалось передавать свое владение старшему сыну и предписывалось делить его между всеми сыновьями; восстановлено ведомство инспекции, изменения в системе назначения чиновников на должности(начальники округов рекомендовлиь кандидатов должности); созданна императорская канцелярия, унификация идеологии(Принятие конфуцианства в качестве единой государственной идеологии) Внешняя политика империи Хань во II—I вв. до н. э. У-ди создает мобильные конные подразделения,. Военные кампании 127—119 гг. до н. э. принесли ханьским войскам первые победы. Используя в качестве военного плацдарма «пограничные округа» У-ди развертывает активные действия против сюнну. У-ди направил в 139 г. до н. э. своего посла Чжан Цяня на поиски племен массагетов. Были открыты сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других государствах Средней Азии. Позднее через «Западный край» в Китай из Индии проник буддизм. У-ди в 111 г. до н. э. бросил против племени ЮЭ войска. Ханьской империи удалось одержать победу над наньюэ и большая часть их земель была присоединена к империи. В IV—III вв. до н. э. возникает несколько крупных союзов племен, наиболее значительным среди которых было раннегосударственное объединение Дянь. В 130 и 111 г. до н. э. У-ди дважды предпринимает походы против «юго-западных варваров». В 109 г. до н. э. Хань наносит удар по государству Чосон с двух сторон. ОТ ВСЕХ ВОЙН СТРАНА ПРИШЛА В УПАДОК. Социально-экономические отношения на рубеже нашей эры. Высшую прослойку господствующего класса ханьского общества составляла титулованная знать. существовало 20 рангов знатности. Титул знатности мог быть пожалован императором за услуги, его можно было купить. класс свободных простолюдинов: производители-земледельцы, мелкие и средние ремесленники и торговцы. рабы. Наряду с частными существовали государственные рабы. Дети рабов считаются рабами. Разбогатевший простолюдин имел право при благоприятных условиях купить ранг знатности и тем самым приобщиться к привилегированным слоям общества. раб мог рассчитывать на возвращение в число свободных. В Ханьской империи существовало два основных налога — поземельный и подушный. По мере того как земельная собственность концентрировалась в руках крупных землевладельцев, сравнительно низкий поземельный налог оказывался выгодным в первую очередь для богатых хозяев. Подушный налог повышался. В отличие от поземельного подушный налог выплачивался не зерном, а деньгами. Подушным налогом обычно облагалось все население империи в возрасте от 7 до 56 лет. Простолюдины не только платили налоги, но и должны были в возрасте от 20 до 56 лет отбывать воинскую и трудовую повинности. Чиновники и знать освобождались от повинностей, от них можно было откупиться. В ханьское время община перестала быть субъектом земельной собственности. Имущественное расслоение в среде мелких земельных собственников приводило к обезземелению значительной части крестьян. Лишившись собственной земли, крестьянин вынужден был арендовать ее у крупных землевладельцев на крайне невыгодных условиях. Все большее распространение получает и наемный труд. Разорившиеся земледельцы попадали в рабскую зависимость.

41. Китай в I-III вв. н. э. Реформы Ван-мана. Восточная империя Хань во II - I вв. до н. э. Восстание «Желтых повязок».

Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в.В конце I в. до н. э. резко обострились социальные противоречия в стране. Ван Ман захватил, в 9 г. н. э. трон и объявил о начале новой династии. Вслед за этим он провел серию реформ, главной из которых была реформа земле- и рабовладения. Ван Ман объявил все земли в стране собственностью императора и запретил их куплю-продажу. вводилась система «колодезных г.олей», каждая семья должна была владеть отныне небольшим земельным наделом. Запрещалась работорговля. через три года после начала реформ Ван Ман вынужден был уступить богатым землевладельцам, оказавшим ему отчаянное сопротивление, и разрешить куплю-продажу земли и рабов. Против Ван Мана выступили широкие слои населения, озлобленные злоупотреблениями чиновников и неустойчивостью экономического положения в стране.Обстановку политического кризиса империи обострили стихийные бедствия, обрушившиеся на страну в 14 г. вспыхивают крестьянские восстания.В 18 г. некто Фань Чун возглавил в Шаньдуне (округ Тайшань) группу голодающих крестьян, которая вскоре выросла в десятитысячную армию, получившую название «краснобровые». В 22 г. Ван Ман был вынужден бросить на подавление восстания «краснобровых» стотысячную армию. Но правительственные войска были разбиты. на юге страны возникает другой очаг народного восстания. Повстанцы обосновались в горах Люй-линьшань (совр. провинция Хубэй), поэтому их и стали называть «армией Люй-линь», буквально «армия зеленого леса». В 23 г. восставшие одержали победу над войсками Ван Мана и двинулись на запад. Вскоре столица была захвачена, а Ван Ман убит.В 24 г. один из руководителей восстания «зеленого леса» Лю Сюань объявил себя императором и обосновался в Чанъ-ани. В 25 г. «краснобровые» захватили Чанъань и Лю Сюань покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший отрядом «армии зеленого леса». «В том же 25 году Лю Сю объявил себя императором и перенес столицу на восток, в Лоян. Так возникла Поздняя, или Восточная, династия Хань. Внутренняя политика Восточной Хань в I—II вв. Первый император новой династии Лю Сю, принявший титул Гуан У-ди, восстанавливает старые и начинают строиться новые оросительные каналы, начинают использоваться тягловые пахотные орудия с железными наконечниками. Интенсивное освоение районов бассейна Янзцы, сокращение рабства в империи. В 31 г. Гуан У-ди издает рескрипт, по которому все обращенные в рабов в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань, объявлялись свободными и имели право по своему усмотрению оставаться у хозяина или уйти от него.. В 37 г. было объявлено об освобождении всех, кто был продан в рабство в течение предыдущих пяти лет. В 35 г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни. Внешняя политика империи. В середине I в. сюнну переживают серьезный внутренний кризис, в результате которого они оказываются разделенными на две части. Южные сюнну признают власть Ханьской империи; северные продолжают противостоять ей как значительная враждебная сила.В 73 г. было нанесено поражение северным сюнну и тем самым ослаблено их влияние на государства «Западного края». В 98 г. Бань Чао отправляет своего подчиненного с посольством в Рим. Эта экспедиция кончилась неудачей. Ханьская империя имела постоянные дипломатические и торговые связи с Парфией. Земли сюнну оказались захваченными племенами сякьби. Во II в. на северо-западных рубежах страны появляется новый опасный враг — племена цян, первоначально обитавшие между Хуанхэ и озером Кокунор, а затем передвинувшиеся на восток. Цяны нападают на ряд ханьских округов, а в 140 г. сжигают пригороды Чанъани. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Против «ученых» выступили приближенные к императору евнухи. В 169 г. борьба двух лагерей достигла апогея. Император Лин-ди, подстрекаемый евнухами, отдал приказ об аресте наиболее активных «ученых». Репрессии обрушились на учащихся столичной академии. в 184 г. император Лин-ди объявил амнистию всем репрессированным «ученым». В I—II вв. даосизм постепенно трансформировался в религиозно-мистическую систему взглядов. Руководителем наиболее крупной из этих сект был Чжан Цзяо. Ранней весной 184-г. восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. Восставшие повязали головы платками желтого цвета. После смерти Чжан Цзяо (осень 184 г.) движение лишилось единого руководства. В октябре 184 г. в Гуанцзуне (совр. провинция Хэбэй) восставшие потерпели поражение. в 185 г. восстание вспыхивает с новой силой. Армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ. В 188—207 гг. в стране не прекращались разрозненные выступления повстанцев, которые подавлялись. После смерти императора Лин-ди в 189 г. в столице был организован заговор против всесильной клики евнухов. Против Юань Шао выступает Дун Чжо. Он возводит на престол малолетнего сына императора Лин-ди,. переносит столицу в Чанъань и захватывает в свои руки власть в стране. В 192 г. Дун Джо был убит. За этим последовала ожесточенная борьба между военачальниками, возвысившимися в период подавления восстания «желтых повязок». Междоусобицы приводят к крушению единой империи. На. ее обломках в III в. возникают три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...