Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль идеалов и эталонов в профессионально-личностном становлении психолога




Одним из перспективнейших подходов к целостному изучению и формированию личности, привлекающим внимание философии, социологии, психологии и педагогики, является выделение ценностных ориентаций как ведущего звена в системе диспозиций личности (социология), важнейшего элемента ценностных отношений и ценностного сознания (философия), содержательной стороны направленности личности, ее мотивов и потребностей (психология), одного из основных показателей ее воспитанности и культуры (педагогика). Проблема ценностных ориентаций интенсивно развивается в отечественной науке, начиная с 60-х годов прошлого века и, в зависимости от предмета исследований, рассматривается на нескольких уровнях.

В философской теории ценностей (аксиологии) на уровне «ценности», «оценки», «ценностных отношений» как компонентов ценностного сознания личности (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, О. Г. Дробницкий., М. С. Каган, Л. Н. Столович., В. П. Тугаринов.) Философы выделяют два уровня существования ценностного отношения человека: нижний – переживаемый, но не осознаваемый, характеризующий обыденное сознание людей – социально-психологический (именно он определяет эмоциональные реакции и поступки человека), и верхний – осознаваемый, который формируется в результате не только переживания, но и осмысления реальности – идеологический. (М. С. Каган). Таким образом, ценностное сознание – это ценностное отношение высшего уровня. Развитие ценностного сознания учителя, безусловно, является результатом не только эмоционального отклика на явления жизни и профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого осознания, результатом которого становится построение своей жизненной и профессиональной концепции. В сферу педагогических реалий входит и сама личность учителя как субъекта педагогической деятельности. Следовательно, ценностное сознание учителя включает в себя и ценностное самосознание, без которого невозможны профессионально-личностное самоопределение и самосовершенствование учителя, его творческий рост. Закрепленные в ценностном сознании и самосознании личности ценности как результат оценки явлений и предметов с позиции добра и зла, красоты или безобразия, истины или неистины и т. д. образуют устойчивую систему ценностных ориентаций, представляющих собой ее аксиологическое «Я».

Социологов ценностные ориентации интересуют в качестве ведущего механизма общесоциальной регуляции поведения личности, приобщения ее к ценностям общественного сознания. Поэтому они прежде всего выделяют деятельностный аспект данного феномена, характеризуя его как состояние готовности личности к определенному способу действия, выражающееся в установке на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов).

Довольно близко к данному понимание ценностных ориентаций социальными психологами, которые изучают их как инструмент социализации индивида, основной механизм его самоопределения в группе и социуме, адаптации к групповым нормам и требованиям, перевода их в индивидуальные ценности личности и рассматривают их как систему социальных установок (аттитьюдов), в свете которых индивид или группа воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий способ действия. (И. С. Кон, А. В. Петровский, В. Б. Ольшанский, В. В. Шпалинский).

Общая психология исследует ценностные ориентации как элемент высших мотивационных структур жизнедеятельности личности и определяет их как направленность личности на те или иные ценности: цели, стремления, идеалы и т. д. В отечественной психологии выделилось целое направление исследований довольно близкого по своему значению ценностной ориентации феномена «личностный смысл» (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.). В основе сближения данных феноменов лежит признание особой роли ценностных ориентаций в процессе самоопределения личности, в переходе от внешней (социальные ценности) к внутренней (собственно личностной) регуляции поведения и деятельности.

Отсутствие единого определения ценностных ориентаций обусловлено не только различными подходами к их изучению, но и сложностью самого феномена, его функциональной и структурной близостью с другими компонентами сознания: установкой, аттитьюдами, отношением, направленностью, мотивами, потребностями, взглядами, представлениями и т. д. Так, существует тенденция рассматривать ценностные ориентации как обобщенные и структурированные системы ценностных представлений, устойчивую систему взглядов и понятий личности об объектах окружающего мира. Безусловно, представления и взгляды являются важнейшим когнитивным компонентом ценностных ориентаций, но они не отражают в полной мере сущность данного феномена. Столь же сомнительно полное отождествление ценностных ориентаций и установок личности. Разграничение данных понятий проводят в своих исследованиях Е. А. Подольская и Р. Е. Миронова. Авторы справедливо считают, что понятие «установка» характеризует лишь относительно узкую, наиболее устойчивую часть системы ценностных ориентаций, сфокусированную в конкретном направлении, на определенный предмет, в определенной ситуации, рассматривают ее как психологический механизм ценностных ориентаций, через который они находят свое реальное воплощение, Ценностные ориентации же представляют собой более широкую систему отношений личности, выражают направленность сознания и поведения личности на те или иные ценности. Если установка предполагает непосредственный переход к активной деятельности, то ценностные ориентации не обязательно реализуются в деятельности непосредственно (в силу различных объективных и субъективных обстоятельств). Соотношение установок и ценностных ориентаций личности в регулировании педагогической деятельности учителя рассматривает С. Д. Поляков. Интерпретируя подход В. А. Ядова об иерархичности строения механизмов саморегуляции, исследователь утверждает, что уровень иерархии соответствует тому или иному фрагменту педагогической реальности. В конкретных ситуациях профессионально-педагогической деятельности проявляется уровень фиксированных установок (в смысле Д. И. Уснадзе). В непосредственном взаимодействии, в разворачивающейся деятельности учителя – уровень социальных установок (аттитьюдов). Уровень базовых социальных установок действует в отношении к крупным составляющим педагогической деятельности. Уровень же ценностных ориентаций определяет отношение к педагогической деятельности в целом. Но несомненно и то, что диспозиции более обобщенного уровня (ценностные ориентации) проявляются и определяют диспозиции нижележащих уровней.

Несмотря на недостаточную проработанность вопроса о собственно психологических механизмах действия и реализации ценностных ориентаций, в многочисленных исследованиях убедительно доказана их роль как содержательной основы направленности и важнейшего элемента внутренней структуры личности, являющегося ее стержневым образованием. Проявляясь в убеждениях, оценках, интересах и потребностях личности, ценностные ориентации выступают важнейшим механизмом, обеспечивающим ее поведение и деятельность, самоопределение в окружающем мире. «Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих планов и ценностей, активную жизненную позицию, упорство в достижении цели».

Наиболее адекватным основанием определения сущности ценностных ориентаций мы считаем концепцию отношений, предложенную В. Н. Мясищевым и позволяющую представить ценностные ориентации как избирательные отношения личности к различным сторонам и явлениям действительности, представляющим для нее определенную ценность. В. Н. Мясищев рассматривает отношения как «целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Данное определение фиксирует два значения понятия «отношение». С одной стороны, оно указывает на объективную связь человека с окружающими его предметами и другими людьми. Во втором значении данное понятие характеризует субъективную позицию личности по отношению к тому или иному объекту, включает оценку его значимости для него. В данном значении «отношение» выступает одновременно в двух своих состояниях: как процессуальная характеристика (включает акт оценивания) и как устойчивое личностное образование, характеризующее личность как носителя определенных ценностей (ценностные ориентации). Сложное взаимодействие включенных в процесс формирования ценностных ориентаций феноменов можно представить следующим образом. Ценность – итог общесоциального развития, продукт культуры. Ценностные ориентации – личностный компонент, результат интериоризации личностью ценностей культуры. В своем онтогенезе личность постепенно усваивает определенные социальные ценности, преобразуя их в творческом процессе ценностного самоопределения. Встречаясь с каким-то новым явлением, человек самоопределяется по отношению к нему как ценному или не ценному с позиции уже принятых им ценностей. Оценка выступает инструментом определения ценности данного явления и вместе с тем средством, способом выражения отношения к нему. В результате целого ряда подобных актов образуется устойчивое личностное образование – ценностные ориентации.

Трактовка ценностных ориентаций как «отношений» позволяет полно и глубоко вскрыть сущность и специфику данного феномена. Способность их обеспечивать целостность, устойчивость личности, обогащать ее сознание и регулировать поведение связана с особым характером отношений человека, который В. Н. Мясищев называет интегральным: относиться человек не каким-то одним своим органом, «относится к чему-либо человек как личность, как субъект в целом». Автор подчеркивает сознательность отношений, их смыслообразующий характер. Отношение предполагает осознание личностью определенных явлений как ценных или не ценных, выработку определенных представлений о них, а, следовательно, проникновение в смысл, в сущность этих явлений, – т. е. делает познание и оценку необходимым актом формирования ценностных ориентаций.

Сближение понятий «ценностные ориентации», «установка», «направленность» фиксирует существование важнейшей особенности ценностных ориентаций – их функциональный характер, готовность к осуществлению управления деятельностью и поведением личности. Рассматривая с этой позиции поведение личности, В. В. Ядов, Э. В. Беляев, В. В. Водзинская определяют его как некоторую «последовательность или целостность поступков, в которых выражается более или менее устойчивое отношение человека к различным объектам социальной действительности (включая других людей). Причем ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую форму регуляции поведения и деятельности человека, основанную на саморегуляции и самоорганизации посредством свободного выбора ценностей в процессе самоопределения. Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые индивидуально и избирательно и не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Собственно задача образования и состоит в том, чтобы в процессе самоопределения в культуре человек на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими, профессиональными и другими ценностными системами, осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой. В свою очередь, достаточно высокий уровень сформированности ценностных ориентаций позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя), но и объективную (для всех), то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества. Таким образом, ценностные ориентации являются звеном, связующим не только сознание и поведение личности, но и опосредующим ее связи с миром, с другими людьми, представляют собой механизм ее индивидуализации и социализации одновременно.

Восприятие и интериоризация личность, перевод во «внутренний план» социальных ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном) и предполагают активную роль эмоций в данном процессе. На эмоциональную природу отношений человека указывают Л. С. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и др. психологи. К. А. Абульханова-Славская пишет: «Общественная ценность, значимость и т. д. воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего общественным чувством индивида. Даже понимание общественного значения не просто “сопровождается”, “окрашивается” чувством. Участие чувства определяет реальность принятия этого значения индивидом, а не просто его понимание». Эмоции становятся не только основным инструментом установления ценности оцениваемых явлений, но и важнейшим компонентом ценностных ориентаций, наиболее глубоко характеризующим их содержание и сущность, ибо именно то, «что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что его печалит, обычно ярче всего выявляет – а иногда и выдает – истинное его существо». Эмоции, чувства значительно влияют и на формирование ценностных ориентаций личности и на превращение их в движущую силу личности, так как только в сопряжении когнитивных и эмоционально-волевых их компонентов они становятся внутренними ориентирами личности, побуждающими и направляющими ее деятельность.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство чувственного, рационального и действенного; общесоциального и индивидуального в личности. Все это делает их одной из главных, «глобальных» характеристик личности, важнейшим структурным компонентом культуры самоопределения.

Ценностные ориентации представляют собой сложную, многоуровневую систему в связи с разнообразной иерархией ценностей, которые лежат в ее основе. В зависимости от основания существующих классификаций, выделяют различные группы ценностей:

а) ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок;

б) ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т. д.);

в) по характеру участия в регуляции поведения выделяют ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства;

г) в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т. д.

Безусловно, данный перечень не полон, поскольку множественность оснований и подходов позволяет классифицировать ценности многообразными способами.

Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом. Экспериментально доказано решающее влияние профессиональной деятельности человека, его социальных ролей на поведение и отношения личности (А. А. Бодалев, Е. М. Борисова, И. С. Кон). Так, привычка упрощать сложные понятия и вещи, чтобы сделать их доступными детям, рождает известную прямолинейность, категоричность в отношении учителя к другим людям и явлениям, а дидактическая, поучающая манера переходит в сферу личных отношений. Исследования А. А. Бодалева свидетельствуют о воздействии профессиональной позиции на восприятие человека человеком. Социологами доказано существование корреляции между отношением личности к труду и ее жизненными ориентациями.

Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии, по мнению исследователей, предопределяет формирование исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития (В. И. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов). Наличие у личности профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере, компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, целенаправленна, а «целевая детерминация человеческой деятельности – это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность… как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью». Выполняя, таким образом, прогностическую, проектирующую функцию, профессиональные ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании учителя идеальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самоопределении и самосовершенствовании. Вместе с тем они играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов профессиональной деятельности как ценных для себя воодушевляет личность, обеспечивает ее моральную устойчивость и психологическую готовность к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности.

Решающая роль ориентаций на профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций учителя подтверждена в целом ряде исследований, в которых изучена специфика некоторых профессионально значимых ценностных ориентаций студентов педвуза и намечены возможные пути и способы их формирования. В рамках аксиологии педагогического образования разработаны различные классификации педагогических ценностей, присвоение которых обеспечивает становление ценностных ориентаций учителя. Наиболее полная система ценностей, образующих содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И. Ф. Исаевым. Автор включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности), отмечая их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Поэтому любое разделение профессиональных ценностей достаточно условно, так как только в процессе целостного их присвоения осуществляется становление профессиональных ценностных ориентаций как системного личностного образования.

Анализ системы ценностей, являющихся содержанием аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры учителя, обнаруживает их гуманистический характер, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуре его ценностных ориентаций. Вот почему более соответствующим понятием для обозначения специфики ценностных ориентаций педагога стало введенное нами совместно с В. А. Сластениным понятие профессионально-ценностные ориентации, трактуемоекак система устойчивых избирательных отношений учителя к наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности, формирующихся на основе широкогоспектра всех духовных отношений личности.

Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам ее профессиональной деятельности, мы обнаруживаем, как минимум, наличие трех типов отношений педагога – субъекта данной деятельности:

1) отношение к педагогической деятельности, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности;

2) отношение к "объекту-субъекту" деятельности – личности ученика, обеспечивающее ее безусловное принятие и проектирование развития;

3) отношение к субъекту деятельности – личности учителя и к самому себе как педагогу, определяющее профессиональный идеал и Я-концепцию учителя.

Безусловно, все типы отношений тесно связаны и взаимозависимы, но системо- и смыслообразующим является отношение к личности ученика. "Объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на создание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта", – пишет Б. И. Додонов. Как показывают исследования, большинство молодых учителей считает важнейшим качеством личности учителя "любовь к детям". В то же время развитие личности ребенка не является у них ведущим мотивом деятельности. Отсюда "педагогический эгоцентризм" учителя – стремление поставить себя в центр учебно-воспитательного процесса, а также "предметоцентризм" – направленность на содержание учебного предмета и методику преподавания. Практика свидетельствует об отсутствии у большинства педагогов восприятия каждого ребенка как личности, как индивидуальности, умения видеть в ее росте и духовном совершенствовании цель и смысл своей деятельности. В экспериментальном исследовании А. И. Донцова учителя средних школ давали характеристики «идеального» учителя и ученика. При характеристике ученика ими использовались, в основном, наборы качеств, отражающие деловые особенности личности (организованность, ответственность и т. д.), при характеристике же личности учителя – более обобщенные личностные оценки, выражающие гуманистический потенциал отношений. То есть отношение учителя к ученику в школе остается по преимуществу ограниченным, функциональным, лишенным высокой гуманистической направленности определяющей профессиональную сущность педагога.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...